Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2017 г. N Ф07-5816/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А66-4986/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Роговой Д.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Шаула" Львова В.А. по доверенности от 26.01.2017, от администрации города Твери Воробьевой Ю.А. по доверенности от 23.09.2015, Аваева Д.В. по доверенности от 26.12.2015, от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Воробьевой Ю.А. по доверенности от 07.10.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шаула" на решение Арбитражного суда Тверской области от 02 ноября 2016 года по делу N А66-4986/2016 (судья Пугачев А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шаула" (место нахождения: 170006, г. Тверь, наб. Краснофлотская, д. 26; ОГРН 1156952012150, ИНН 6950036045, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920, далее - Администрация) о признании недействительным решения Администрации об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель населённых пунктов общей площадью 3502 кв.м., кадастровый номер 69:40:0100620:25, расположенного по адресу: Тверь, ул. Маяковского, д. 14, выраженный в письме от 18.02.2016 N 01/989-и, и возложении на Администрацию обязанности в пятидневный срок с даты вступления в законную силу судебного акта направить Обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери.
Решением суда от 02 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что генеральный план города Твери не предусматривает ограничений в отношении спорного земельного участка, проект планировки территории не разработан и не утвержден. Заключение кадастрового инженера не является достаточным доказательством ограничения в приватизации спорного земельного участка. Суд неправомерно отказал истцу в удовлетворении ходатайства о назначении судебной топографической экспертизы.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Представители Администрации и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, а именно: здание автозаправочной станции, общей площадью 89,5 кв.м., кадастровый номер 69:40:0100620:103, расположенный по адресу: город Тверь, улица Маяковского, дом 14, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (запись регистрации N 69-69/002-69/140/042/2015-768/2).
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке из земель населенных пунктов общей площадью 3502 кв.м., кадастровый номер 69:40:0100620:25, расположенном по адресу: город Тверь, улица Маяковского, дом 14.
Общество 29.12.2015 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 3502,3 кв.м., расположенного по адресу: город Тверь, улица Маяковского, дом 14 на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов (листы дела 45-46).
Администрация письмом от 18.02.2016 N 01/989-и сообщила Обществу о том, что предоставить в собственность земельный спорный участок без проведения торгов не представляется возможным ввиду того, что он является ограниченным в обороте.
Считая, что оспариваемое решение Администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленное требование, пришел к выводу о его необоснованности и в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство основывается, среди прочего, на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, определения правового режима земель, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из положений статей 39.1, 39.2, 39.3, 39.17, 39.20 ЗК РФ, в развитие названных принципов предусмотрено, в том числе, исключительное право юридического лица, являющегося собственником объекта недвижимости, на приобретение в собственность земельного участка, на котором указанный объект расположен, без проведения торгов. Данному праву корреспондирует обязанность уполномоченного органа предоставить земельный участок на основании договора купли-продажи. При этом реализация обозначенного права и исполнение соответствующей ему обязанности должны осуществляться с соблюдением установленного порядка.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 ЗК РФ. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктами 6, 17 названной статьи ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; или указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В рассматриваемом случае, Администрация отказала Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность со ссылкой на то, что Генеральным планом города Твери земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100620:25 предусмотрен под функциональную рекреационную зону: зеленые насаждения общего пользования с формированием магистральной улицы районного значения (том 1, листы 11-12).
При рассмотрении спора судом установлено, в соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 года N 193 (394), испрашиваемый земельный участок расположен в функциональных зонах: рекреационной (зеленых насаждений общего пользования) и транспортной инфраструктуры (городская магистральная улица районного значения).
Данный факт также подтверждается заключением кадастрового инженера от 16.08.2016 (том 1, листы 115-117).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения являются ограниченными в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Поскольку значительная часть спорного земельного согласно Генеральному плану города Твери, предусматривается для организации магистральной улицы, как следствие, он является ограниченным в обороте, администрация города Твери правомерно отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Довод суда первой инстанции о том, что земельный участок, в пределах границ которого проходят как существующие, так и планируемые к размещению в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией территориального планирования магистральные улицы, не может быть приватизирован в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ, согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" и определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2015 N 301-КГ14-8993.
Доводы Общества о том, что в Генеральном плане координаты границ функциональных зон не определены и без проведения топографической экспертизы невозможно установить наличие пересечения границ спорного земельного участка с границами территории, планируемой для размещения магистральной улицы районного значения, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с пояснительной запиской к Генеральному плану его электронные картографические материалы выполнены в геоинформационной
системе "MapInfo", при разработке проекта использована система координат
МСК69.
Генеральный план выполнен на цифровой картографической основе М1:10000.
Вывод о том, что большая часть спорного земельного участка (площадью 2498 кв.м.) относится к рекреационной зоне зеленых насаждений общего пользования с формированием магистральной улицы районного значения сделан кадастровым инженером по результатам сопоставления в геоинформационной системе "MapInfo" электронных картографических материалов Генерального плана города Твери и координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100620:25.
Оснований не доверять заключению кадастрового инженера Юрасовой И.Ю., имеющей соответствующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, у суда не имеется.
Ссылка заявителя на то, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрена подготовка кадастровым инженером заключений, не являющихся документами, необходимыми для государственного кадастрового учета объектов недвижимости, или неотъемлемой частью межевого или технического плана, не принимается апелляционным судом.
Положения указанного закона не исключают возможность подготовки кадастровым инженером заключений по вопросам, относящимся к его компетенции.
С учетом изложенного, судебной коллегией протокольным определением отклонено повторно заявленное Обществом в суде апелляционной инстанции ходатайство о назначении по делу топографической экспертизы ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 82 АПК РФ, и достаточности имеющихся в деле доказательств для рассмотрения спора по существу.
Доводы заявителя о том, что проект планировки территории не разработан, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Требования к содержанию генерального плана установлены в статье 23 ГрК РФ.
Согласно пункту 2 части 3 названной статьи ГрК РФ генеральный план должен содержать карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. На основании подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ на данной карте отображаются, в том числе планируемые к размещению автомобильные дороги местного значения.
В соответствии с пояснительной запиской к Генеральному плану города Твери последний является основным документом территориального планирования города, обеспечивающим устойчивое развитие территории.
Генеральный план определяет направления и границы развития территории города, зонирование территории, направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
Генеральный план является документом осознанного самоограничения,
не позволяющим принимать градостроительные решения, выгодные в краткосрочной перспективе, но губительные в долгосрочной.
Решения Генерального плана на расчетный срок являются основанием для разработки документации по планировке территории, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, мероприятий по охране окружающей среды и учитываются при разработке правил землепользования и застройки.
Согласно части 11 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
В соответствии с пояснительной запиской к Генеральному плану мероприятия по территориальному планированию по последовательности их
выполнения разделены в нем на три проектных этапа: I этап - до 2027 года - 1
очередь; II этап - до 2037 года - расчетный срок; III этап - до 2050 года -
перспектива (за расчетный срок).
Таким образом, Генеральный план представляет собой документ долгосрочного перспективного территориального планирования.
Испрашиваемый Обществом земельный участок, в соответствии с Генеральным планом города Твери, расположен в функциональных зонах транспортной инфраструктуры (городская магистральная улица районного значения).
Также суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Генеральный план муниципального образования является муниципальным правовым актом.
Частью 15 статьи 24 ГрК РФ предусмотрено право правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения Генерального плана, оспорить его в судебном порядке.
Положения Генерального плана, предусматривающие прохождение по земельному участку магистральной улицы районного значения, заявителем не оспорены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности оспариваемого решения Администрации, которым Обществу отказано в передаче спорного земельного участка в собственность.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют позицию Общества по делу, не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02 ноября 2016 года по делу N А66-4986/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шаула" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4986/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2017 г. N Ф07-5816/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ШАУЛА"
Ответчик: Администрация г. Твери
Третье лицо: Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, ООО "ШАУЛА"