Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 мая 2017 г. N Ф10-1376/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А36-4786/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области: Дудов Н.В., представитель по доверенности от 18.08.2016, выдана сроком до 18.08.2017;
от ПАО "Квадра Генерирующая компания": представитель - не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации города Липецка: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.09.2016 по делу N А36-4786/2016 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области N1234 от 01.04.2016, третье лицо: Администрации города Липецка,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра-Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" (далее - заявитель, ПАО "Квадра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с требованием о признании недействительным предписания N 1234 от 01.04.2016 государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция, ГЖИ по Липецкой области).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ПАО "Квадра" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что собственник нежилого помещения N 5 не является потребителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
Представители ПАО "Квадра-Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация", Администрации города Липецка в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
ГЖИ Липецкой области возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве. Просит оставить решения без изменения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В прокуратуру Октябрьского района г.Липецка поступила жалоба от собственника помещения многоквартирного жилого дома N 6 по ул.6-ой Гвардейской г.Липецка на неверный расчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Указанное обращение прокуратурой Октябрьского района г.Липецка было направлено для рассмотрения по существу в Жилищную инспекцию (вх.N 1-15- 1256 от 05.02.2016; л.д.63).
Государственной жилищной инспекцией Липецкой области на основании распоряжения руководителя ГЖИ от 15.02.2016 N 1809 с 14.03.2016-01.04.2016 проведена проверка.
Поставку тепловой энергии в многоквартирный дом N 6 по ул.6-ой Гвардейской г.Липецка осуществляет ПАО "Квадра".
По результатам проведенной проверки Жилищной инспекцией составлен Акт проверки N 3394 от 01.04.2016.
Указанный дом оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии и теплоносителя.
По данным ЕГРП в многоквартирном доме расположено 3 нежилых помещения: 168,4 кв.м, 61,9 кв.м, 92.9, кв.м.
Однако, в расчете платы учитывались только два нежилых помещения.
ПАО "Квадра" было выдано предписание N 1234 от 01.04.2016: выполнить перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение на ОДН с учетом всех площадей нежилых помещений за период с февраля 2014 года по настоящее время по адресу: г.Липецк, ул.6-ой Гвардейской, д.6. Срок исполнения 30.05.2016 (л.д.76).
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст.249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 4 ст.154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п.42 (1) Правил N 354 (в редакции, действующей в пери- од возникновения спорных правоотношений) при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за ком- мунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии
Согласно п.44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, из буквального толкования пунктов 18, 40, 42 (1), 44 Правил N 354, а также формул расчета платы за коммунальную услугу по отоплению и для других коммунальных услуг на общедомовые нужды (формулы 3, 10,13 приложения N 2 к Правилам) следует, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание общего имущества пропорционально размеру своей доли (площади помещения), в том числе вносить плату за коммунальные услуги (ресурсы), включая отопление и горячее водоснабжение, предоставленные на общедомовые нужды.
Для расчета платы на ОДН учитывается суммарный объем потребленной за расчетный период коммунальной услуги и вся площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Формулы расчета не предусматривают исключения из расчетов площадей помещений, в которых приборы отопления отсутствуют или неисправны.
П. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установлено, что разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Таким образом, существенным обстоятельством, имеющим правовое значение для определения размера расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по оплате коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей воды) потребленных в местах общего пользования является факт расположения нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, а не факт потребления собственником помещения (жилого или нежилого) соответствующего коммунального ресурса или его не потребления в принципе.
Обязанность по оплате тепловой энергии на общедомовые нужды собственника встроенного нежилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на него независимо от наличия у последнего отдельного собственного входа в нежилое помещение и фактического не потребления услуг по теплоснабжению мест общего пользования, наличия отдельного технического подключения, минуя внутридомовые сети.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.09.2014 по делу N А48-4453/2013.
Из материалов дела усматривается, что ПАО "Квадра" при расчете платы на общедомовые нужды учитывало площадь только двух нежилых помещений из трех нежилых помещений внутри многоквартирного дома, исключив из расчета нежилое помещение N 5 площадью 168,4 кв.
Неправомерное исключение обществом при расчете такой платы площади указанного нежилого помещения, приводит к необоснованному завышению платы за отопление на общедомовые нужды для других собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Следовательно, предписание N 1234 от 01.04.2016, обязывающее заявителя выполнить начисления платы на общедомовые нужды, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений, расположенных в указанном МКД, по своему содержанию соответствует существу выявленного нарушения, и направлено на его устранение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
Предписание является исполнимым.
Указанный в предписании период начислений соответствует периоду действия публичного договора, на основании которого в рассматриваемый дом осуществляется поставка коммунальных ресурсов заявителем.
Оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом в пределах компетенции.
Поскольку предписание N 1234 от 01.04.2016 является законным и обоснованным, оно не нарушает прав и интересов общества.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда области, а лишь выражают свое несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
ПАО "Квадра Генерирующая компания" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению N 007165 от 17.11.2016 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.09.2016 по делу N А36-4786/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4786/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 мая 2017 г. N Ф10-1376/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Квадра-генерирующая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Липецкой области
Третье лицо: Администрация г. Липецка, Филиал Публичное акционерное общество "Квадра -"Липецкая генерация"
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1376/17
07.02.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6924/16
24.11.2016 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6924/16
21.09.2016 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-4786/16