28 февраля 2017 г. |
Дело N А43-29138/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа города Дзержинск Нижегородской области (ОГРН 1025201753521, ИНН 5249062325) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2016 по делу N А43-29138/2016,
принятое судьей Моисеевой И.И.
в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Дзержинский опытный завод авиационных материалов" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа города Дзержинск Нижегородской области от 20.07.2016 N 09-81.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа города Дзержинск Нижегородской области (далее - Управление, Фонд) в отношении акционерного общества "Дзержинский опытный завод авиационных материалов" (далее - АО "Авиабор", Общество) в период с 19.05.2016 по 27.05.2016 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки 17.06.2016 составлен акт N 09-81.
Заместитель начальника Управления, рассмотрев материалы проверки, 20.07.2016 вынес решение N 09-81 о привлечении АО "Авиабор" к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в спорном периоде, в виде штрафа в размере 27 028 руб. 79 коп.
Одновременно указанным решением Обществу доначислены страховые взносы в сумме 135 143 руб. 91 коп., а также пени в размере 20 328 руб. 21 коп.
Не согласившись с решением Управления от 20.07.2016 N 09-81, АО "Авиабор" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 19.12.2016 суд удовлетворил заявленное требование, признал недействительным решение Фонда от 20.07.2016 N 09-81.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослался на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и просил решение суда отменить.
По мнению Управления, компенсация, эквивалентная стоимости лечебно-профилактического питания, не полученного своевременно и выплаченного работникам в денежной форме, не является установленной законом компенсацией по смыслу абзаца 2 подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Заявитель жалобы утверждает, что выплата на дорогостоящие лекарства произведена в рамках трудовых отношений, в связи с чем она является объектом обложения страховыми взносами.
Фонд полагает, что не облагается страховыми взносами лишь выплачиваемая работнику материальная помощь в размере 4000 руб.
АО "Авиабор" отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, урегулированы положениями Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для таких плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период и другие.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, так как в отличие от трудового договора, регулирующего в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения, и такие выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
В статье 163 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя по обеспечению нормальных условий работы для выполнения норм выработки, в том числе по обеспечению условий труда, которые должны соответствовать требованиям охраны труда и безопасности производства.
Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие гарантий и компенсаций, согласно которой под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
По письменному заявлению работников выдача молока может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Согласно абзацу 3 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), а также условия и нормы бесплатной выдачи молока утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н (Приложение N 1 к Приказу).
В соответствии с действующим законодательством для выплат компенсации, эквивалентной стоимости молока, не подлежащей обложению страховыми взносами, необходимо наличие двух факторов:
- работники должны быть заняты на работах с вредными условиями труда, на которых имеются определенные Перечнем вредные производственные факторы;
- выплаты должны быть осуществлены в пределах установленных норм.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, пунктом 6.2 Коллективного договора АО "Авиабор" на 2011 - 2014 годы предусмотрено предоставление работодателем бесплатного лечебно-профилактического питания в соответствии с перечнем профессий и должностей работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда.
Дополнительным соглашением о внесении дополнений в коллективный договор на 2011 - 2014 года установлено, что в случае неполучения своевременного лечебно-профилактического питания работниками, имеющими на это право, вследствие действий работодателя (на период остановки работы заводской столовой), выдача лечебно-профилактического питания может быть заменена по письменным заявлениям работников денежной компенсацией. При этом размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости лечебно-профилактического питания.
На этом основании в июле и августе 2013 года Обществом в связи с неполучением своевременно лечебно-профилактического питания работниками, имеющими на это право, выдача такого питания была заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости лечебно-профилактического питания, в общей сумме 452 686 руб.
Фондом не оспаривается, что спорная выплата произведена лицам, фактически занятым на работах с особо вредными условиями труда.
В силу пункта 11 "Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания" (приложение N 4 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н) выдача лечебно-профилактического питания, не полученного своевременно имеющими на это право работниками, а также выплата денежных компенсаций за не полученное своевременно лечебно-профилактическое питание не допускается, за исключением случаев неполучения лечебно-профилактического питания вследствие действий работодателя.
В данном случае Фондом не установлено, что выплата денежной компенсации в связи с неполучением лечебно-профилактического питания произведена не вследствие виновных действий работодателя.
При таких обстоятельствах рассматриваемая выплата, произведенная взамен выдачи лечебно-профилактического питания в размере, установленном локальным нормативным актом организации, не должна учитываться при исчислении страховых взносов на основании абзаца 2 подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, так как носит характер компенсации.
Кроме того, пунктом 8.3 коллективного договора работодатель обязуется по возможности оказывать материальную помощь работникам в связи со смертью родственников и по другим особым обстоятельствам.
Материалами дела подтверждается, что Обществом в декабре 2014 года была выплачена материальная помощь на приобретение дорогостоящего лекарства диспетчеру завода Белорековой С.А. в сумме 50 000 руб.
Принимая решение от 20.07.2016 N 09-81, Фонд исходил из того, что со стороны АО "Авиабор" имело место неправомерное занижение базы для начисления страховых взносов за декабрь 2014 года на сумму материальной помощи, выплаченной работнику на приобретение дорогостоящего лекарства.
Между тем указанная выплата не являются оплатой труда работника, предусмотренной статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, и носят социальный характер.
Следовательно, такая выплаты не подлежит исключению в базу, облагаемую страховыми взносами, как не отвечающая критериям части 1 статьи 7 Закона N 212- ФЗ.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали основания для доначисления Обществу недоимки по страховым взносам на указанные суммы, начисления соответствующей суммы пени и привлечения к ответственности в виде штрафа.
Суд первой инстанции правомерно признал решение Управления от 20.07.2016 N 09-81 недействительным.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2016 по делу N А43-29138/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа города Дзержинск Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29138/2016
Истец: АО "ДЗЕРЖИНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЗАВОД АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ГОРОД ДЗЕРЖИНСК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ