г. Москва |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А41-956/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от АО "Врата города": Яковлева М.А., по доверенности от 01.12.2016;
от Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области: Яковлева Т.Г., по доверенности от 24.05.2016 N 43;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области: Яковлева Т.Г., по доверенности от 11.01.2017;
от УФССП России по Московской области: не явились, извещены;
от Орлова Олега Васильевича: не явились, извещены;
от Шнайдера Александра Григорьевича: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Врата города" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2016 года по делу N А41-956/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области к ЗАО "Врата города", третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области, УФССП России по Московской области, Орлов Олег Васильевич, Шнайдер Александр Григорьевич, о признании недействительными постановлений,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области к Закрытому акционерному обществу "Врата города" с заявленными требованиями (уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ):
1) признать недействительными постановления Администрации Наро-Фоминского муниципального района от 24.09.2013 N 1549 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 24.09.2013 N 1550 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 25.09.2013 N 1572 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 25.09.2013 N 1573 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 25.09.2013 N 1574 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 25.09.2013 N 1575 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 10.02.2014 N 268 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно",
2) признать отсутствующим право собственности ЗАО "Врата города" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:0100403:455, 50:26:0100403:454, 50:26:0100404:356, 50:26:0100403:458, 50:26:0100403:457. 50:26:0100403:456, 50:26:0100404:369;
3) обязать ЗАО "Врата города" вернуть Администрации Наро-Фоминского муниципального района земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:0100403:455, 50:26:0100403:454, 2 38_5128439 50:26:0100404:356, 50:26:0100403:458, 50:26:0100403:457, 50:26:0100403:456, 50:26:0100404:369 в течение 30-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2016 года по делу N А41-956/16 требования Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области удовлетворены в части. Суд решил: признать недействительными постановления Администрации Наро-Фоминского муниципального района от 24.09.2013 N 1549 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 24.09.2013 N 1550 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 25.09.2013 N 1572 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно"), от 25.09.2013 N 1573 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 25.09.2013 N 1574 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 25.09.2013 N 1575 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 10.02.2014 N 268 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно". Обязать ЗАО "Врата города" вернуть Администрации Наро-Фоминского муниципального района земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:0100403:455,50:26:0100403:454,50:26:0100404:356, 50:26:0100403:458, 50:26:0100403:457, 50:26:0100403:456, 50:26:0100404:369 в течение 30-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск N 7/2 от 10.11.2009 была утверждена муниципальная адресная программа сноса и реконструкции многоквартирных домов по ул. Московская города Наро- Фоминск на 2010-2015 годы.
11.01.2010 между Администрацией городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области и ЗАО "Врата города" было заключено соглашение о задатке, в соответствии с условиями которого денежные средства в размере 5 000 000 рублей, уплаченные платежным поручением N 1 от 11.01.10, засчитываются в окончательную стоимость права на заключение договора о развитии застроенной территории.
16.02.2010 между Администрацией городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области и ЗАО "Врата города" Победитель (Единственный участник) был заключен договор N 1 о развитии застроенной территории в г. Наро-Фоминск, прилегающей к автодороге М-3 "Украина" и ул. Московская, предметом которого является деятельность сторон по развитию застроенной территории в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей) в г. Наро-Фоминск, прилегающей к автодороге М-3 "Украина" и ул. Московская, ориентировочной площадью 9,5 га.
В силу пункта 2.1 договора победитель (единственный участник) аукциона своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется:
- подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории в соответствии с градостроительным регламентом нормативами градостроительного проектирования в границах элемента планировочной структуры. Максимальный срок - апрель 2011 года;
- расселить жильцов жилого фонда, подлежащего сносу путем предоставления благоустроенных жилых помещений. Квартиры, которые будут предоставлены под расселение, создаются либо приобретаются за счет Победителя (Единственного участника) и в дальнейшем передаются в муниципальную собственность для предоставления гражданам, выселяемых из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии путем предоставления благоустроенных жилых помещений.
- произвести перечисление денежных средств за право заключить договор о развитии застроенной территории в сумме 15 000 000 рублей на расчетный счет Администрации в порядке, установленном пунктом 3.2 договора. В рамках уплаты денежных средств, указанных в настоящем пункте, Победитель (Единственный участник) аукциона, возмещает по письменному поручению Администрации (с указанием реквизитов платежа) расходы по выполнению Заказчиком от Администрации документации по планировке территории и документации для проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенных территории в общем размере 15 000 000 рублей.
В силу пункта 2.2. договора победитель (единственный участник) имеет право приобрести земельный участок (земельные участки) в границах застроенной территории, указанной пункте 1.1. настоящего договора, по его выбору, в соответствии с поданным заявлением о предоставлении земельного участка (земельных участков) для строительства бесплатно в собственность или в аренду, без проведения торгов, при условии выполнения победителем (единственным участником) аукциона условий, предусмотренных пунктами 2.1.1 и 2.1.7 настоящего договора.
В пункте 2.3 договора предусмотрены обязательства Администрации:
- утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного регулирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры);
- в случае, если на застроенной территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке подлежащими сносу и/или реконструкции, принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в данных многоквартирных домах, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома;
- предоставить Победителю (Единственному участнику) аукциона без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории земельный участок (земельные участки), которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение таковыми земельными участками осуществляется органом местного самоуправления и которые не предоставлены в пользование и (или) владение гражданам и юридическим лицам, бесплатно в собственность или в аренду при условии выполнения Победителем (Единственный участник) аукциона условий, предусмотренных пунктами 2.1. и 2.1.7 указанногоо договора.
Дополнительным соглашением N 1 от 11.03.2011 пункт 2.1.2 договора N 1 от 16.02.2010 был изложен в следующей редакции: расселить жильцов жилого фонда по адресам: г. Наро-Фоминск ул. Московская, дома NN 23, 25, 27, 29, 29/2, 29/3, 29/4, 29/5, 29/6, 29/7, 29/8, 29/9, 29/10, 29/15, 29/16, подлежащих сносу и реконструкции на основании муниципальной адресной программы, путем предоставления благоустроенных жилых помещений. Квартиры, которые будет предоставлены под расселение, создаются либо приобретаются за счет Победителя (Единственным участником) аукциона, в дальнейшем передаются в муниципальную собственность для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленным по договорам социального найма и расположенных на застроенной территории. Максимальные сроки выполнения обязательств - декабрь 2015 года.
Платежным поручением N 2 от 17.02.2010 ЗАО "Врата города" перечислило на счет истца 10 000 000 рублей в счет оплаты за право заключить договор о развитии застроенной территории.
Во исполнение условий договора N 1 от 16.02.2010 Администрацией Наро-Фоминского муниципального района Московской области были приняты постановления N 1549 от 24.09.2013, N 1550 от 24.09.2013, N 1572 от 25.09.2013, N 1573 от 25.09.2013, N 1574 от 25.09.2013, N 1575 от 25.09.2013, N 268 от 10.02.2014 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", в соответствии с которыми ответчику бесплатно были предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 50:26:0100403:456, 50:26:0100403:454, 50:26:0100404:369, 50:26:0100403:458, 50:26:0100403:455, 50:26:0100404:356, 50:26:0100403:457 (т. 1, л.д. 24-32).
Согласно выпискам из ЕГРП право собственности ЗАО "Врата города" на вышеуказанные земельные участки было зарегистрировано 08.11.2013 и 27.02.2014.
Постановлением Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области N 102 от 20.02.2012 был утвержден проект планировки территории, включая проект межевания застроенной территории в г. Наро-Фоминск площадью 9,5 га, прилегающей к автодороге М-3 "Украина" и ул. Московская, подлежащей развитию с целью размещения многофункционального (офисно-гостиничио-торгово-жилого) комплекса.
31.12.2014 между Администрацией городского поселения Наро-Фоминск и администрацией Наро-Фоминского муниципального района Московской области было заключено соглашение N 31 о передаче Поселением Району осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.
24.11.2014 ЗАО "Врата города" направило в адрес Администрации городского поселения Наро-Фоминск уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора N 1 от 16.02.2010 о развитии застроенной территории в связи с не принятием в установленном порядке решения об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
22.01.2015 администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области направила в адрес ЗАО "Врата города" уведомление о расторжении договора о развитии застроенной территории в порядке пункта 4.4.2 договора, в связи с не исполнением ЗАО "Врата города" пункта 2.1.2 договора.
Обращаясь с рассматриваемыми требованиями, Администрация Наро-Фоминского района просит признать указанные постановления незаконными, право собственности общества на спорные земельные участки - отсутствующим, а также обязать общество возвратить земельные участки.
Как усматривается из материалов настоящего дела, ответчик является собственником спорных земельных участков. Основанием для регистрации права собственности ответчика на указанные участки явились оспариваемые в настоящем деле постановления Администрации Наро-Фоминского района о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, права и обязанности ответчика как собственника спорных земельных участков в данном случае возникли из ненормативных правовых актов органа местного самоуправления.
В силу ст.ст. 28, 29 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ГК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ранее действовавшей редакции) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Как указывалось выше, земельные участки предоставлены ответчику бесплатно в целях исполнения договора о развитии застроенной территории.
Процедура развития застроенных территорий установлена ГрК РФ. Развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46.1 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора о развитии застроенной территории 16.10.2010) развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Согласно пункту 2 статьи 46.1 ГрК РФ решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: 1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления (пункт 3 статьи 46.1 ГрК РФ).
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту (пункт 4 статьи 46.1 ГрК РФ).
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи (пункт 5 статьи 46.1 ГрК РФ).
В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции (пункт 6 статьи 46.1 ГрК РФ).
Из системного и буквального толкования приведенных положений статьи 46.1 ГрК РФ применительно к рассматриваемому спору следует, что при принятии органом муниципального образования - городское поселение г. Наро-Фоминск решения о развитии застроенной территории в границах прилегающей к автодороге М-3 "Украина" и ул. Московская могло быть принято при условии, если на этой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления; а также иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела по рассматриваемому спору, указанные требования статьи 46.1 ГрК РФ (в редакции по состоянию на 16.02.2010) соблюдены органом местного самоуправления не полностью.
Из материалов дела не усматривается нахождение на земельных участках, предоставленных в собственность о для строительства, многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо расположение иных объектов капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Статьей 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что между частным лицом и публично-правовым образованием может быть заключен договор о развитии застроенной территории, по которому частное лицо обязуется подготовить проекты документации по планировке территории, уплатить выкупную цену за изымаемое аварийное жилье и земельные участки, передать в муниципальную собственность жилые помещения, необходимые для расселения граждан из аварийного жилья и после утверждения органами местного самоуправления документации по планировке территории осуществить строительство в соответствии с такой документацией, а публично-правовое образование обязуется утвердить документацию по планировке территории, принять решение об изъятии помещений в аварийных зданиях и земельные участки под ними, а затем предоставить эти участки контрагенту для нового строительства.
Согласно п. 8 ч. 3 ст. 46.2. Градостроительного кодекса Российской Федерации в число существенных условий договора о развитии застроенной территории входит обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства.
Таким образом, Градостроительным кодексом РФ и п. 2.3.2 договора предусмотрено, что обязанность принять решение об изъятии путем выкупа жилых помещений возникает у Администрации поселения в случае, если на территории, в отношении которой принято решение о развитии, расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и/или реконструкции.
Решение об изъятии принимается в установленном законом порядке. Порядок и основания изъятия жилых помещений у собственников установлены ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной статье жилое помещение может быть изъято у собственника:
1) в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ч. 1 ст. 32 ЖК РФ). Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ);
2) в случае признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при условии неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления разумный срок сноса или реконструкции указанного дома (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
При этом в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположен в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, срок для подачи собственниками заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома не может быть менее 6 месяцев (ч. 11 ст. 32 ЖК РФ).
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Жилые дома N N 23, 25, 27, 29, 29/2, 29/3, 29/4, 29/5, 29/6, 29/7, 29/8, 29/9, 29/10, 29/15, 29/16 по ул. Московская г. Наро-Фоминска в указанном порядке аварийными и подлежащими сносу не признавались.
Таким образом, установленные действующим законодательством основания для изъятия для муниципальных нужд жилых помещений в домах N N 23, 25, 27, 29, 29/2, 29/3, 29/4, 29/5, 29/6, 29/7, 29/8, 29/9, 29/10, 29/15, 29/16 по ул. Московская г. Наро-Фоминска Московской области у Администрации поселения отсутствовали.
Какие-либо объекты, которые бы в установленном порядке были признаны подлежащими сносу и/или реконструкции и могли быть изъяты в установленном порядке для муниципальных нужд в границах территории, подлежащей развитию по условиям договора, не расположены.
Обязательства, предусмотренные п. 2.3.2. Договора, у Администрации поселения не возникли. Указанное также следует из уведомления ЗАО "Врата города" в Администрацию г.п.Наро- Фоминск об одностороннем отказе от исполнения договора о развитии застроенной территории, сообщив о неисполнении администрацией обязанности по расселению жильцов жилого фонда, так как администрацией не исполнена предусмотренная законодательством обязанность издания адресных постановлений об изъятии помещений, регистрации их в Росреестре и уведомление жильцов о предстоящем изъятии.
По смыслу приведенных норм права возможность предоставления такого земельного участка поставлена законодателем в зависимость от наличия совокупности следующих условий: уполномоченный орган принял решение о развитии застроенной территории и заключает соответствующий договор с инвестором.
Земельный участок, находящийся в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставляется лицу, с которым заключен такой договор, без проведения торгов (абзац 1 пункта 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В данном случае оснований для принятия решения о развитии застроенной территории не имелось.
В решении Арбитражного суда Московской области от 22.09.2015 по делу N А41-21488/15, оставленным в данной части в силе постановлением апелляционной инстанции от 03.12.2015, договор о развитии застроенной территории N1 от 16.10.2010 в г. Наро-Фоминск, прилагающей к автодороге М-3 "Украина" и ул. Московская; дополнительное соглашение N1 от 11.03.2011 к договору N 1 от 16 февраля 2010 года, сделан вывод о ничтожности сделок в связи с их противоречием требованиям ст.ст.46.1; 46.2 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 30 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Между тем, поскольку не имелось оснований для заключения договора о развитии застроенной территории, то не имелось и оснований для предоставления земельных участков без проведения торгов бесплатно, предусмотренных ч. 2.1 ст. 30 ЗК РФ.
Иных оснований для предоставления участков в собственность ответчику бесплатно без проведения торгов судом не установлено.
Кроме того, из материалов дела усматривается факт несоблюдения требований, предусмотренных абзацем 2 ч. 2.1 ст. 30 ЗК РФ, а именно, не представлено доказательств наличия технических условий подключения (технического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, определения платы за такое подключение, ни на момент заключения договора и вынесения оспариваемых постановлений, ни на настоящее время.
Оспариваемые постановления, принятые во исполнение ничтожных сделок - договора о развитии застроенной территории и дополнительного соглашения к нему - также не соответствуют закону и иным правовым актам, и нарушают права и законные интересы иных лиц, в т.ч. возможных претендентов на приобретение спорных земельных участков в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования о признании недействительными постановлений Администрации Наро-Фоминского муниципального района от 24.09.2013 N 1549 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 24.09.2013 N 1550 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 25.09.2013 N 1572 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно"), от 25.09.2013 N 1573 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 25.09.2013 N 1574 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 25.09.2013 N 1575 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно", от 10.02.2014 N 268 "О предоставлении ЗАО "Врата города" земельного участка в собственность бесплатно" подлежат удовлетворению.
Устраняя нарушения, допущенные вынесением указанных постановлений, и в виде последствий их недействительности, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика возвратить истцу спорные земельные участки.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что Администрация является в рассматриваемом случае ненадлежащим истцом.
Между тем, в силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ранее действовавшей редакции) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Учитывая, что до передачи спорных земельных участков ответчику они относились к тем собственность, на которые не разграничена, Администрация в рассматриваемом случае является надлежащим истцом.
Кроме того, в своей апелляционной жалобе ответчик ссылается на избрание истцом ненадлежащего способа защиты права.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, ввиду следующего.
В 2015 году Администрация Наро-Фоминского района обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковыми требованиями о расторжении договора о развитии застроенной территории N 1 от 16.02.2010 и дополнительного соглашения к нему, о прекращении права собственности ЗАО "Врата города" на земельные участки с КН 50:26:0100403:455, 50:26:0100403:454, 50:26:0100404:356, 50:26:0100403:458, 50:26:0100403:457, 50:26:0100403:456 и 50:26:0100404:369 и признании права собственности на данные участки за муниципальным образованием.
Решением суда от 22.09.2015 по делу N А41-21488/15 заявленные требования были частично удовлетворены в части прекращения права собственности ответчика на земельные участки.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 решение в указанной части было отменено, в иске о прекращении права собственности ЗАО "Врата города" на земельные участки с КН 50:26:0100403:455, 50:26:0100403:454, 50:26:0100404:356, 50:26:0100403:458, 50:26:0100403:457, 50:26:0100403:456 и 50:26:0100404:369 также отказано.
В качестве основания для отказа в удовлетворении указанного требования суд апелляционной инстанции указал, что основанием для госрегистрации права собственности общества на участке явились постановления Администрации Наро-Фоминского района N 1549 и N 1550 от 24.09.2013, NN 1572-1575 от 25.09.2013 и N 268 от 10.02.2014, которые в установленном порядке не отменены, и удовлетворение заявленных требований не приведет к восстановлению прав истца.
Таким образом, избранный в рассматриваемом случае способ защиты права обусловлен обстоятельствами, установленными вступившим в законную силу постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 по делу N А41-21488/15.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2016 года по делу N А41-956/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-956/2016
Истец: Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области, ЗАО "Врата города"