город Омск |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А75-11093/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Верёвкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16018/2016) Администрации города Ханты-Мансийска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 ноября 2016 года по делу N А75-11093/2016 (судья Дроздов А.Н.), принятое по исковому заявлению Администрации города Ханты-Мансийска к индивидуальному предпринимателю Пермякову Вадиму Александровичу о возложении обязанности прекратить нецелевое использование земельного участка и не допущении использования земельного участка не в соответствии с его разрешенным видом использования,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Ханты-Мансийска - представитель не явился, извещена;
от индивидуального предпринимателя Пермякова Вадима Александровича - лично по паспорту; представитель Белов Д.Н. по доверенности от 24.10.2016 сроком действия 1 год.
установил:
Администрация города Ханты-Мансийска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Пермякову Вадиму Александровичу (далее - ИП Пермяков В.А., ответчик) о возложении обязанности прекратить нецелевое использование земельного участка с кадастровым номером 86:12:0102002:0128 общей площадью 30,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 29, бокс 1 "а" и не допущении использования земельного участка не в соответствии с его разрешенным видом использования.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.11.2016 по делу N А75-11093/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судебного акта, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указал, что суд первой инстанции, установив, что ответчик использует земельный участок не по целевому назначению, в нарушение требований части 1 статьи 263 ГК РФ, статьи 42 ЗК РФ необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, нарушив тем самым право Администрации на реализацию действующих муниципальных нормативных правовых актов, которые обязательны к исполнению в силу закона.
В заседании суда апелляционной инстанции, представитель ответчика пояснил, что в данном случае нецелевого использования земельного участка не имеется. Указал, что 19.10.2016 ответчиком подано заявление в Комиссию по землепользованию и застройки города Ханты-Мансийска о внесении изменений в целевое использование спорного земельного участка, однако ответа до сегодняшнего дня не последовало, поскольку данный вопрос подлежит рассмотрению на публичных слушаниях. Также пояснил, что вышеуказанный земельный участок, приобретен ответчиком на основании договора купли-продажи от 18.04.2008, в то время как Правила, на которые ссылается истец, утверждены решением Думы города Ханты-Мансийска 26.09.2008.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителя Администрации, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как установлено судом первой инстанции, Пермякову Вадиму Александровичу на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом недвижимого имущества - гаражом, общей площадью 30 кв.м., адрес объекта: Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, в районе дома 29, бокс 1 "а", кадастровый номер 86:12:0102002:128 (свидетельство о государственной регистрации права N 86-72-13/009/2008-211 от 18.04.2008), а также расположенный на нем индивидуальный гараж, назначение: нежилое, жилищно-бытового (вспомогательного) назначения, 1- этажный, общей площадью 29,5 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права N 86-72-13/009/2008-212 от 18.04.2008) (л.д 32-33).
04.03.2016 сотрудниками Администрации проведено обследование земельного участка, по результатам которого составлен акт N 17, согласно которому вышеназванный земельный участок используется ИП Пермяковым В.А. не по целевому назначению, поскольку расположенный на участке двухэтажный гаражный бокс используется для ведения предпринимательской деятельности - станция технического обслуживания "Автореал-Югра" (л.д.10-13).
По результатам проверки ИП Пермякову В.А. выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства, согласно которому в срок до 04.06.2016 необходимо устранить нарушение путем приведения земельного участка в соответствие с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием либо оформления правоустанавливающих документов на землю.
Поскольку предписание не исполнено ответчиком, Администрация обратилась в Арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил основанием для подачи жалобы Администрацией.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является в соответствии со статьей 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу пункта 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 540 от 01.09.2014.
Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (пункт 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов;9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 ЗК РФ устанавливается Правилами землепользования и застройки.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (абзац 3 пункта 2 статьи 85 ЗК РФ).
В обоснование исковых требований Администрация указала, что использование ответчиком земельного участка и находящегося на нем двухэтажного гаража для ведения предпринимательской деятельности - СТО "Автореал-Югра" противоречит виду разрешенного использования земельного участка как земельного участка, предназначенного для использования гаража.
При этом ссылаясь на Правила землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска, утверждённые Решением Думы города Ханты-Мансийска от 26.09.2008 N 590, истец не указал, не пояснил основания применения данных правил по отношению к земельному участку, принадлежащему ИП Пермякову В.А. на праве собственности.
Правилами землепользования и застройки спорный земельный участок находится в зоне застройки (Ж 103), основным видом и параметром разрешенного использования являются объекты многоэтажные жилые дома и объекты учебно-образовательного назначения.
Согласно письму Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска от 02.03.2016 ДГД N 21-3758/216 в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска земельный участок, принадлежащий ответчику, располагается в планировочном микрорайоне 2:2:3, основной вид использования - многоквартирные дома, объекты учебно-образовательного назначения; вспомогательные виды использования - объекты культурно-досугового назначения, объекты социально-бытового назначения, объекты торгового назначения, объекты здравоохранения, объекты административно-делового назначения; условно-разрешенные виды использования - объекты административно-делового назначения, объекты культурно-досугового назначения, объекты торгового назначения, объекты общественного питания, объекты социально-бытового назначения (л.д. 24-26).
Истец в качестве доказательств нецелевого использования ответчиком земельного участка ссылается на следующее.
Управлением муниципального контроля Администрации города Ханты-Мансийска проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 86:12:0102002:128 по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, в районе дома 29, бокс 1 "а", о чем составлен акт N 17 от 04.03.2016, из которого следует, что на земельном участке ИП Пермякова В.А. расположен двухэтажный гараж, который используется для ведения предпринимательской деятельности - СТО "Автореал-Югра".
Согласно акту натурного осмотра земельного участка от 02.08.2016 установлено, что на вышеуказанном земельном участке продолжает функционировать объект недвижимого имущества в капитальном исполнении - двухэтажный гараж, используемый для ведения предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае Администрация заявила требование об обязании ответчика прекратить нецелевое использование земельного участка и возложении на Пермякова В.А. обязанности не допускать использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным видом использования.
Положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Правил землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска, утверждённых Решением Думы города Ханты-Мансийска N 590 от 26.09.2008, закреплено, что земельные участки и объекты капитального строительства, образованные, созданные в установленном порядке до введения в действие настоящих Правил и не соответствующие градостроительным регламентам, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 136/13 по делу N А55-23145/2010).
Указанная правовая позиция поддержана Верховным Судом РФ и отражена в Определении Верховного Суда РФ от 09.12.2015 по делу N 308-КГ15-7455, А63-11027/2013.
Из вышесказанного следует, что в ситуации, когда до принятия или изменения правил землепользования и застройки использование земельного участка осуществлялось в соответствии с ранее действующим разрешенным видом использования, установленным в отношении градостроительной зоны, в пределах которой находится спорный земельный участок, а после принятия или изменения правил использование продолжается в том же виде и такое использование не создает опасности для жизни или здоровья человека, окружающей среды, или объектов культурного наследия, собственник земельного участка вправе продолжать использование этого участка в том же виде, что до принятия или изменения правил землепользования и застройки.
В силу статьи 39 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования возможно на основании заявления лица по результатам обсуждения на публичных слушаниях.
Согласно статье 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Как правомерно указано судом первой инстанции, осуществляемая ответчиком деятельность не противоречит условно-разрешенному виду использования земельного участка, а ИП Пермяковым В.А. совершены зависящие от него действия по получению разрешения на условно разрешенный вид.
Материалами дела подтверждается, что 19.10.2016 ответчик обратился в Комиссию по землепользованию и застройки города Ханты-Мансийска с просьбой о изменении целевого назначения спорного земельного участка.
С учетом части 8 статьи 36 ЗК РФ, в отсутствие доказательств того, что на дату постройки и/или на дату начала пользования земельным участком осуществлялось с нарушением перечня разрешенных видов пользования, а также того, что на спорном земельном участке создает опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия, истцом не доказано.
Суд апелляционной инстанции полагает, что подача данного иска является преждевременной.
Доводов, которые не исследованы и не оценены судом первой инстанции, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 ноября 2016 года по делу N А75-11093/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Верёвкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11093/2016
Истец: Администрация г.Ханты-Мансийска
Ответчик: Пермяков Вадим Александрович