Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2017 г. N Ф06-20699/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
27 января 2017 г. |
Дело N А55-18886/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.01.2017 в помещении суда апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Иштар" и Администрации городского округа Новокуйбышевск на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2016 по делу N А55-18886/2016 (судья Лихачев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иштар" (ИНН 6330019089, ОГРН 1026303124055), г.Самара, к Администрации городского округа Новокуйбышевск, г.Новокуйбышевск Самарской области, об оспаривании отказа,
в судебном заседании приняли участие:
представители общества с ограниченной ответственностью "Иштар" Рыжук И.В. и Сотников Я.В. (доверенность от 18.11.2015),
представитель Администрации городского округа Новокуйбышевск Широкова Н.В. (доверенность от 16.12.2016 N 9853),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иштар" (далее - ООО "Иштар", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными оформленных письмом от 21.07.2016 N 5797 действий Администрации городского округа Новокуйбышевск (далее - Администрация), выразившихся в отказе во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск, об обязании Администрации включить сведения о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск; об обязании Администрации выдать ООО "Иштар" свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок на срок до 14.07.2021 на следующие маршруты: N 1 "72 квартал - ст. Новокуйбышевская", N 11 "Пригородная а/станция - с/з "Маяк", N 12 "Кольцевой (через Расширение ПК НПЗ)", N 14 "72 квартал - ст. Новокуйбышевская", N 15 "72 квартал - Магазин", об обязании Администрации выдать ООО "Иштар" новые карты маршрутов регулярных перевозок на срок до 14.07.2021 на следующие маршруты и в следующем количестве: 20 карт маршрутов регулярных перевозок по маршруту N 1 "72 квартал - ст. Новокуйбышевская", 2 карты маршрутов регулярных перевозок по маршруту N 11 "Пригородная а/станция - с/з "Маяк", 10 карт маршрутов регулярных перевозок по маршруту N 12 "Кольцевой (через Расширение НК НПЗ)", 2 карты маршрутов регулярных перевозок по маршруту N 14 "72 квартал - ст. Новокуйбышевская", 4 карты маршрутов регулярных перевозок по маршруту N 15 "72 квартал - Магазин".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2016 по делу N А55-18886/2016 заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным оформленный письмом от 21.07.2016 N 5797 отказ Администрации во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск и на Администрацию возложена обязанность включить сведения о маршрутах регулярных перевозок общества в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просила отменить указанное судебное решение и прекратить производство по делу. По мнению Администрации, судом первой инстанции не соблюдены нормы материального и процессуального права.
ООО "Иштар" в апелляционной жалобе просило отменить указанное судебное решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить заявленные требования. По мнению общества, в обжалованной им части решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Администрация и ООО "Иштар" также представили отзывы на апелляционные жалобы.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала апелляционную жалобу Администрации и отклонила апелляционную жалобу общества.
Представители ООО "Иштар" поддержали апелляционную жалобу общества и отклонила апелляционную жалобу Администрации.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, на основании Федерального закона от 13.07.2015 N 220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220) ООО "Иштар" предоставило в Администрацию заявление от 31.08.2015 N 58 и соответствующие сведения для включения в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск.
Письмом от 29.09.2015 N 7367 Администрация отказала во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск, указав, что общество не является перевозчиком по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2016 по делу N А55-32364/2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2016, признаны незаконными действия Администрации, выразившиеся в оформленном письмом от 29.09.2015 N 7367 отказе во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск. Этим решением Арбитражный суд Самарской области также обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Иштар" путем рассмотрения заявления общества от 31.08.2015 N 58 по существу в месячный срок после вступления судебного решения в законную силу и принятия мотивированного решения о включении или об отказе во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск.
Письмом от 21.07.2016 N 5797 Администрация отказала во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск, сославшись на истечение срока договора от 31.12.2010 N 1/ПП-10-2 об осуществлении регулярных коммерческих перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск
На основании положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно признал незаконным оформленный указанным письмом отказ Администрации во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск и обязал Администрацию включить сведения о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск.
Согласно статье 1 Закона N 220 данный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 220 ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившим данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.
Частью 1 статьи 39 Закона N 220 предусмотрено, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования данного закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования данного закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с данным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 данного закона.
В пункте 1 части 2 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указано, что по истечении 30 дней со дня официального опубликования данного закона и до истечения 180 дней со дня официального опубликования данного закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с данным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок, организуют проверку указанных в части 1 этой статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры.
Таким образом, включению в реестр подлежат сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2016 по делу N А55-32364/2015 установлено, что между ООО "Иштар" и Управлением городского хозяйства Администрации заключен договор от 31.12.2010 N 1/ПП-10-2 об осуществлении регулярных коммерческих перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск. В соответствии с указанным договором ООО "Иштар" было предоставлено право на осуществление перевозок пассажиров и багажа на городских автобусных маршрутах N 1, 2, 11, 12, 14, 15 на срок до 01.01.2016. Согласно приложению N1 к указанному договору пассажирские перевозки на городских автобусных маршрутах г.о. Новокуйбышевск осуществляются ООО "Иштар", в том числе, по следующим маршрутам: N 1 "72 квартал - ст. Новокуйбышевская", N 11 "Пригородная а/станция - с/з "Маяк", N 12 "Кольцевой (через Расширение ПК НПЗ)", N 14 "72 квартал - ст. Новокуйбышевская", N 15 "72 квартал - Магазин". Данный договор не расторгался и являлся действующим на момент подачи обществом заявления от 31.08.2015 N 58 о маршрутах регулярных перевозок для включения их в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по делу N А55-14605/2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2016, установлено, что до истечения срока действия договора от 31.12.2010 N 1/ПП-10-2 (до 01.01.2016) ООО "Иштар" осуществляло регулярные коммерческие перевозки по внутримуниципальным маршрутам.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вышеприведенные обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам N А55-32364/2015 и N А55-14605/2015, не подлежат вновь доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела сделал правильный вывод о том, что поскольку на основании части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ ООО "Иштар" в установленный срок представило в Администрацию необходимые сведения о фактически осуществляемых им маршрутах регулярных перевозок, то Администрация в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона N 220-ФЗ обязана была включить общество в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск.
Оспариваемый по настоящему делу отказ Администрации нарушает права и законные интересы ООО "Иштар" в сфере экономической деятельности, поскольку, в частности, создает ему препятствия в оформлении документов, необходимых для осуществления регулярных пассажирских перевозок по указанным маршрутам.
Положения частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ, направленные на обеспечение и восстановление нарушенных прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являются гарантией эффективной судебной защиты.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Иштар" в сфере экономической деятельности единственно возможным в рассматриваемой ситуации способом - включить сведения о маршрутах регулярных перевозок общества в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск.
Из материалов дела видно, что по результатам рассмотрения заявления общества Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области принято решение о выдаче Администрации предписания о необходимости прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о включении сведений о маршрутах регулярных перевозок общества в реестр маршрутов регулярных перевозок г.о. Новокуйбышевск в порядке, предусмотренном Законом N 220-ФЗ.
В удовлетворении требований об обязании Администрации выдать свидетельства об осуществлении перевозок по упомянутым маршрутам регулярных перевозок и новые карты маршрутов регулярных перевозок суд первой инстанции обоснованно отказал, поскольку до принятия обжалуемого судебного решения ООО "Иштар" не обращалось в Администрацию за выдачей этих документов. Ссылка общества в апелляционной жалобе на положения частей 4 и 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ не влияет на правомерность отказа суда первой инстанции в удовлетворении указанных требований.
Судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку иные правила АПК РФ, касающиеся распределения судебных расходов, при вынесении обжалуемого судебного решения не применялись, суд первой инстанции в резолютивной части решения правомерно указал на взыскание с Администрации в пользу ООО "Иштар" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ. В этой связи указание в мотивировочной части обжалуемого судебного решения на отнесение расходов по уплате государственной пошлины на заявителя является очевидной опечаткой.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на ООО "Иштар" расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2016 года по делу N А55-18886/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18886/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2017 г. N Ф06-20699/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Иштар"
Ответчик: Администрация г. о. Новокуйбышевск