Требование: о признании незаконным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
26 января 2017 г. |
А55-8317/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч" - представитель не явился, извещен,
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - представителя Арьязовой Е.В. (доверенность от 05.07.2016 N 02-22/05545),
от УФНС России по Самарской области - представителя Ивлевой Е.А. (доверенность от 29.01.2016 N 12-09/02026),
от Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2016 года по делу N А55-8317/2016 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч", Самарская область, г. Самара,
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц: УФНС России по Самарской области, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВНЕШЭКОНОМБАНК),
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Международный аэропорт "Курумоч" (общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области Постановления о назначении административного наказания N 36-16/108 от 24.03.2016, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
Определением суда от 22.06.2016 произведена замена административного органа на его процессуального правопреемника - Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены УФНС России по Самарской области, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВНЕШЭКОНОМБАНК) (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2016 года по делу N А55-8317/2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований об отмене постановления по делу об административном правонарушении в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что счет-фактура N МАК06806 от 31.08.2015 на сумму 102,00 долл. США за услугу "организация работ по розыску багажа", оказанную авиакомпании Vieling Airlines (Испания), в качестве подтверждающего документа направлялась заявителем в Банк ПС в установленный Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И срок, однако не была принята Внешэкономбанком. Справка о подтверждающих документах от 30.11.2015 была принята специалистом банка после проставления в счете-фактуре N МАК06806 от 31.08.2015 даты "26.11.2015" в качестве дополнительного реквизита документа. Ссылаясь на письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального Банка Российской Федерации от 27.04.2016 N 12-1-5/938 заявитель указывает на отсутствие нарушений требований п. 9.3 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И.
В материалы дела поступили отзывы Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области и Управления ФНС России по Самарской области на апелляционную жалобу общества, в которых Инспекция и третье лицо просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2016 года по делу N А55-8317/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители административного органа и третьего лица (УФНС по Самарской области) в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы общества по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу, просили суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2016 года по делу N А55-8317/2016 оставить без изменения.
Представитель общества в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, общество извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
ВНЕШЭКОНОМБАНК в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направил, Банк извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и Банка, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым постановлением административного органа общество привлечено к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
15.06.2015 ОАО "МАК" (Обслуживающая компания) и VUELING AIRLINER, S.A.; Перевозчик), Испания заключили Стандартное соглашение о наземном обслуживании N МАК-515/15-Д01 об оказании услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов:
В рамках однократного наземного обслуживания, состоящего из прибытия и последующего вылета одного и того же воздушного судна. Обслуживающая компания оказывает Перевозчику услуги согласно Приложению А Стандартного соглашения о наземном обслуживании в редакции января 2008 года. Конкретный перечень предоставляемых услуг и условий их предоставления содержится в отдельных Приложениях к настоящему Стандартному соглашению о наземном обслуживании (п. 1.1);
Фактически оказанные услуги фиксируются в первичных документах, оформляемых Обслуживающей компанией (п. 1.4);
Перевозчик обязан осуществлять оплату услуг Обслуживающей компании и материально технических ресурсов в порядке предварительной оплаты в размере 100% плановых расходов. Размер плановых расходов определяется Перевозчиком самостоятельно, исходя из полетов, и может быть равным расходам месяца, пятидневного или иного периода, но не менее расходов на выполнение планируемого рейса. Окончательный расчет перевозчик производит в течение 2 рабочих дней с момента совершения рейса с учетом ранее произведенной предварительной оплаты. Расчет платежа Перевозчик производит самостоятельно (п. 7.1.3);
Услуги Обслуживающей компании по хранению имущества оплачиваются Перевозчиком ежемесячно в течение 5 дней с момента получения Перевозчиком счета, счета-фактуры заказным письмом либо в Обслуживающей компании с отметкой о вручении (п. 7.1.5);
Датой оплаты Перевозчиком услуг и материально-технических ресурсов считается день поступления этих сумм на расчетный счет Обслуживающей компании и/или в кассу обслуживающей компании (п. 7.1.6);
Валюта настоящего Приложения и иных Приложений к Стандартному соглашению о наземном обслуживании, и платежа (п. 7.1.7):
Нерезидент. Валюта договора - доллары США. Валюта платежа - доллары США, российские рубли. В случае если нерезидент производит оплату в российских рублях, то оплата услуг Обслуживающей компании и материально-технических ресурсов производится Перевозчиком по курсу ЦБ РФ на дату перечисления денежных средств Перевозчиком.
Счет-фактура и акт выполненных работ (для российских Перевозчиков), счет (для иностранных Перевозчиков) по нерегулярным рейсам указываются оказанные услуги за каждый рейс (отчетный период для нерегулярных рейсов), по регулярным рейсам - услуги за отчетный период, который составляет 5 календарных дней (п. 7.2.2);
Обслуживающая компания за отчетные периоды выставляет Перевозчику счета-фактуры, акты выполненных работ/счета, акты формы "С"/"А", акты оказанных услуг и счета-фактуры на услуги по хранению имущества, подписанные со своей стороны, - не позднее пяти календарных дней со дня окончания отчетного периода. Все документы, предусмотренные п. 7.2.1, 7.2.2., а также актов оказанных услуг и счетов-фактур на услуги по хранению имущества, направляются перевозчику заказным письмом по адресу, указанному в настоящем договоре, и считаются врученными на 6-й день после отправки (п. 7.2.3);
Настоящее соглашение действительно с 15.06.2015;
Настоящее стандартное соглашение о наземном обслуживании действует до 31.12.2016. В случае если за 10 дней до окончания срока действия настоящего Стандартного соглашения о наземном обслуживании ни одна из сторон не заявит об отказе от продления, Стандартное соглашение о наземном обслуживании продляется на следующий календарный год, пока не поступит уведомление о расторжении, и может быть расторгнуто любой из сторон путем подачи другой стороне уведомления за 60 дней (п. 9.5).
06.08.2015 стороны заключили Дополнительное соглашение N 2.
26.06.2015 в уполномоченном банке ВНЕШЭКОНОМБАНК (БИК 044525060) был оформлен паспорт сделки N 15060008/0964/0000/3/1. Страна нерезидента - Испания. Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2016. Сумма - БС. Валюта цены - доллар США.
23.09.2015 паспорт сделки N 15060008/0964/0000/3/1 переоформлен.
По данным ведомости банковского контроля от 03.02.2016 сумма обязательств по Соглашению от 15.06.2015 N МАК-515/15-Д01 на 08.09.2015 составила 76 838,76 долл. США.
Согласно положениям Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ:
Использование валютных ценностей в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (п.п. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1). К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ч. 1 ст. 1).
Резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
- представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях предусмотренных Федеральным законом (п. 1. ч. 2 ст. 24);
- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора (п. 2 ч. 2 ст. 24).
Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления (ч. 4 ст. 5).
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (уполномоченным банкам) устанавливается Центральным банком Российской Федерации (п. 2 ч. 3 ст. 23).
На основании Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации разработана Инструкция от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
Инструкцией от 04.06.2012 N 138-И установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в соответствии с которым:
* справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов (п. 1.5);
* при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5*к Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту способом, отличным от исполнения обязательств по контракту в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (далее - подтверждающие документы) (п. 9.1):
* в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота (п.п. 9.1.3);
* Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 Инструкции (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки (п. 9.2):
* в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции (п. п. 9.2.2);
* датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе (п. 9.3);
- уполномоченный банк при представлении справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, в том числе корректирующих справок, расчетного документа по валютной операции осуществляет проверку (п. 18.1.);
-проверка осуществляется уполномоченным банком в следующие сроки (п. 18.2.): при списании резидентом денежных средств в отношении справки о валютных операциях, корректирующей справки о валютных операциях, расчетного документа по валютной операции резидента и нерезидента - в срок не позднее рабочего дня после даты их представления в уполномоченный банк (п.п. 18.2.1);
- при зачислении в пользу резидента денежных средств в отношении справки о валютных операциях, корректирующей справки о валютных операциях, а также в отношении справки о подтверждающих документах, корректирующей справки о подтверждающих документах - в срок не позднее трех рабочих дней после даты их представления в уполномоченный банк, а в отношении справки о подтверждающих документах, указанной в пункте 9.8 Инструкции, - в срок не позднее десяти рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк (п.п. 18.2.2);
- в отношении справок, которые представлены резидентом, оформившим ПС, в случаях, установленных главами 11 и 12 Инструкции, в срок не позднее трех рабочих дней после представления в уполномоченный банк (п.п. 18.2.3);
- при положительном результате проверки справок, расчетного документа по валютной операции в сроки, установленные п. 18.2 Инструкции, принимает справки в следующем порядке:
- на бумажном носителе проставляет на каждой странице дату их принятия и подпись ответственного лица и печать уполномоченного банка (далее - дата принятия);
- в электронном виде проставляет дату принятия и электронную подпись ответственного лица далее - дата принятия) (п. 18.4);
* при отрицательном результате проверки справок, расчетного документа по валютной операции уполномоченный банк не позднее срока, указанного в пункте 18.2 Инструкции, возвращает резиденту непринятые справки, а также документы, на основании которых заполнены справки, расчетный документ по валютной операции с указанием даты возврата и причины отказа в их принятии (п. 18.5.);
* в случае отказа уполномоченного банка в принятии справок, расчетного документа по валютной операции резидент устраняет замечания уполномоченного банка и составляет справку о валютных операциях, новую справку о подтверждающих документах и представляет их в уполномоченный банк в срок, установленный уполномоченным банком (п. 18.7.);
* справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие документы, необходимые для заполнения справок уполномоченным банком, считаются представленными резидентом если они представлены резидентом в сроки, установленные Инструкцией, и уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 Инструкции (п. 18.9).
Во исполнение Соглашения от 15.06.2015 N МАК-515/15-Д01 ПАО "МАК" оказаны VIELING AIRLINES, S.A. (Испания) услуги по организации работ по розыску багажа за август 2015 года на сумму 102,00 долл. США, что подтверждается счет-фактурой N МАК06806 от 31.08.2015 и карточкой счета 62.21 за 2015 год по контрагенту "VUELING AIRLINES. S.A.".
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг).
Согласно п. 5 ст. 169 1Ж РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
6.1) наименование валюты;
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
13) исключен;
13) страна происхождения товара;
14) номер таможенной декларации. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).
Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 169 НК РФ).
В соответствии со статьей 169 НК РФ Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 установлены правила заполнения счет-фактуры.
Правила N 1137 содержат не только обязательные формы документов по НДС (в том числе с счетов-фактур), но и подробные рекомендации по их заполнению.
Согласно установленных правил N 1137, в строке 1 счета-фактуры указывается порядковый номер и дата составления счета-фактуры.
Проставление иных дат в счете-фактуре, указанными нормативными документами, не предусмотрено.
В пункте 3 статьи 168 НК РФ определено, что счет-фактура выставляется не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно пункту 9.3 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе. Таким образом, датой оформления подтверждающего документа (счет-фактура N МАК06806 от 31.08.2015) является дата его составления, т.е. 31.08.2015.
Следовательно, месяцем оформления подтверждающего документа является август 2015 года.
В соответствии с требованиями п.п. 9.2.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, ПАО "МАК" обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах (СПД) и подтверждающие документы в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции, т.е. не позднее 21.09.2015.
Фактически СПД от 30.11.2015 и подтверждающие документы представлены в уполномоченный банк 30.11.2015 и приняты уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 Инструкции, что подтверждается отметками уполномоченного банка на справке. Просрочка составила - 70 дней.
Таким образом, ПАО "МАК" допущено нарушение п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ и п. 9.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, выразившееся в нарушении сроков представления резидентом справки о подтверждающих документах, чем совершило административное правонарушение ответственность за которое предусмотрена ч. 6.2 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (вх. N 914 от 24.03.2016) следует:
"1) Согласно пункту 9.3 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.
В соответствии с требованиями п.п. 9.2.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, ПАО обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах (СПД) и подтверждающие документы в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2-9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.
Согласно Письма Минфина России от 26.08.2015 N 03-07-11/49125 указание дополнительных реквизитов (сведений) нормами НК РФ не запрещено, в связи с чем в фактурах, выставляемых продавцом возможно указание дополнительных сведений.
Счет-фактура N МАК06806 от 31.08.2015 была подписана главным бухгалтером ПАО "МАК" 26.11.2015, т.е. счет-фактура была оформлена в ноябре 2015 г.
Фактически СПД от 30.11.2015 и подтверждающие документы представлены в уполномоченный банк и приняты уполномоченным банком 30.11.2015, т.е. в срок.
2) Уполномоченный банк ВНЕШЭКОНОМБАНК, как агент валютного контроля, замечаний е представленной ПАО "МАК" справке о подтверждающих документах не имел".
Изучив доводы Общества административный орган и суд обоснованно исходили из следующего.
Из сведений, указанных в представленной к проверке счет-фактуре N МАК06806 следует, данная счет-фактура составлена продавцом (ПАО "МАК") 31.08.2015 и подписана главным бухгалтером продавца 26.11.2015.
Таким образом, счет-фактура оформлена продавцом в одном налоговом периоде, подписана главным бухгалтером продавца в другом налоговом периоде.
Однако согласно карточки счета 62.21 сумма выручки от оказания услуг по счете-фактуре N МАК06806 была признана и отражена в бухгалтерском учете 31.08.2015.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться Оправдательным и документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 12 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от-29.07.1998 N 34/н).
Следовательно, на момент отражения выручки от оказания услуг на сумму 102,00 долл. США. НЛО "МАК" имело в наличии счет-фактуру N МАК06806 от 31.08.2015 без иной поздней даты подписания, из чего следует, что датой оформления счет-фактуры N МАК06806 является дата ее составления - 51.08.2015.
В соответствии с требованиями п.п. 9.2.2 Инструкции от 04.06.2012 N 138-И, ПАО "МАК" обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах (СПД) и подтверждающие документы в срок не позднее 21.09.2015.
Фактически СПД и подтверждающие документы представлены в уполномоченный банк 30.11.2015, т.е. с нарушением установленного срока.
Согласно условий Соглашения от 15.06.2014 N МАК-515/15-Д01:
- В рамках однократного наземного обслуживания... Обслуживающая компания оказывает Перевозчику услуги согласно Приложения А Стандартного соглашения о наземном обслуживании (SGHA)... Конкретный перечень представляемых услуг и условий их предоставления содержится в Приложениях
Приложение В 1.0/2.0 - Наземное обслуживание, где в Разделе 2 "Обслуживание пассажиров" указана услуга "розыск багажа"... (п. 1.1 Соглашения);
* Фактически оказанные услуги фиксируются в первичных документах, оформляемых Обслуживающей компанией... (п. 1.4 Соглашения);
* Дополнительные услуги, не указанные в Приложениях... могут оказываться Перевозчику... т. 2.1 Соглашения);
* Перечень и стоимость дополнительных услуг предусмотрены Прейскурантом, размещенном на сайте в сети Интернет... (п. 2.2 Соглашения);
* Фактически оказанные дополнительные услуги фиксируются Сторонами в первичных документах... (п. 2.3 Соглашения);
* К числу документов, подтверждающих факт оказания услуг... относятся.. иные документы, применяемые Обслуживающей компанией (п. 7.1.11 Соглашения);
- Обслуживающая компания за отчетные периоды выставляет Перевозчику счета-фактуры, акты выполненных работ/счета, акты формы "С"/"А"... (п. 7.2.3 Соглашения).
Таким образом, исходя из условий Соглашения, ПАО "МАК" имело возможность представить в уполномоченный банк в качестве подтверждающего документа по услуге организация работ по розыску багажа" счет-фактуру, что также предусмотрено п.п. 9.1.3 Инструкции N 138-И - резидент представляет в банк ПС... в случае выполнения работ, оказания услуг, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского -чета и обычаями делового оборота.
Никаких доказательств невозможности представления указанных документов (СПД и счет-фактуры N МАК06806 от 31.08.2015) в установленный срок в уполномоченный банк (например: отказ банка в принятии формы учета с подтверждающими документами с указанием причины отказа) ПАО "МАК" не представило, а проставление более поздней даты подписания счет-фактуры N МАК06806 расценивается, как способ избежать административную ответственность.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2014 г. N 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" названная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля.
Полномочия Росфиннадзора определены разд. II Постановления N 77. Согласно п.п. 5.2 п. 5 названного раздела Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Только органы валютного контроля вправе применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (п. 2 ч. 2 ст. 23 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"), а уполномоченные банки как агенты валютного контроля, контролируют порядок представления им документов и информации, связанных с проведением валютных операций.
Ссылка ПАО "МАК" на Письмо Минфина России от 26.08.2015 N 03-07-11/49125, является также не корректной, т.к. настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Данное письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
В статье 25 Закона 10.12.2003 N 173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Под всеми зависящими мерами по соблюдению законодательства РФ понимаются такие действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении исполнить лицом возложенные на него обязанности.
ПАО "МАК", как участник внешнеэкономической деятельности, обязано не только знать о действующем валютном законодательстве РФ, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.
Правовая возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица (чрезвычайных, непредотвратимых, непредвиденных). Обстоятельств с подобной характеристикой в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ законный представитель ПАО "МАК" обязан был принять все необходимые и достаточные меры к тому, чтобы возложенная на юридическое лицо обязанность была исполнена в установленный срок.
Таким образом, у ПАО "МАК" объективно имелись все возможности, используя свои права реализуя свои обязанности, соблюсти требования Инструкции от 04.06.2012 N 138-И юридическим лицом не было предпринято каких-либо мер по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на разъяснения Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ несостоятельна, поскольку данные разъяснения имеют отношение к дате документа, которая указывается в качестве реквизита соответствующего документа (в данном случае счета-фактуры) в установленном порядке, а не проставляется произвольно безотносительно к предусмотренным установленной формой документа реквизитам.
С учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ законный представитель ПАО "МАК" обязан был принять все необходимые и достаточные меры к тому, чтобы возложенная на юридическое лицо обязанность была исполнена в установленный срок.
Аналогичные доводы изложены в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А55-8231/2016.
Ссылка общества в жалобе на письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля от 27.04.2016 N 12-1-5/938 не может быть принята во внимание, поскольку это письмо не является нормативным правовым актом, а носит лишь информационно-разъяснительный характер.
Позиция ВНЕШЭКОНОМБАНКА как третьего лица по делу о правомерном характере действий заявителя не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку не исключает наличие состава административного правонарушения согласно ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в действиях заявителя и наличии вины Общества в его совершении.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, и наличии вины Общества в его совершении.
Материалами дела подтверждается, что постановление вынесено уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению..
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 ноября 2016 года по делу N А55-8317/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8317/2016
Истец: АО "Международный аэропорт "Курумоч"
Ответчик: ФНС России Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
Третье лицо: Внешэкономбанк, УФНС России по Самарской области