Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2017 г. N Ф06-20050/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А12-58964/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей: Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефановым Е.Е.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Держава" Шагунова А.Н., действующего по доверенности от 31.01.2017, Кузнецовой Г.Г., действующей на основании доверенности от 23.11.2016, представителя МРУ Росалкогольрегулирование по Южному федеральному округу Горбанева А.С., действующего на основании доверенности от 30.12.2016
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Держава" (г. Волгоград, ИНН 3459060271, ОГРН 1153443000325) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2016 года по делу N А12-58964/2016 (судья Стрельникова Н.В.),
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (г. Ростов-на-Дону, ОГРН 1096165003791, ИНН 6165157156)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Держава" (г. Волгоград, ИНН 3459060271, ОГРН 1153443000325) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Держава" (далее - ООО "Держава", Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и об изъятии из оборота алкогольной продукции, арестованной согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 26.07.2016 г. по делу об административном правонарушении N 11-16/692 в количестве 28092 бутылок.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2016 года по делу N А12-58964/2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении заявления административного органа по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управлением в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ООО "Держава" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
Из положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд апелляционной инстанции принимает дополнительные доказательства, в том числе и заключение экспертов лишь в исключительных случаях при условии, что лицо обосновало невозможность их представления и заявления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с частью 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в суде первой инстанции ответчиком заявлялось ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, но судом первой инстанции было отклонено протокольным определением.
Заявив ходатайство о назначении повторной экспертизы, апеллянт не обосновал, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены в ходе проведения повторной экспертизы, не представил соответствующие доказательства недостоверности проведенной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
В силу части 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом. Если указанное ходатайство заявлено обеими сторонами, требуемые денежные суммы вносятся сторонами на депозитный счет арбитражного суда в равных частях.
В случае, если в установленный арбитражным судом срок на депозитный счет арбитражного суда не были внесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, арбитражный суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы и вызове свидетелей, если дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств (часть 2 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" при обращении с ходатайством о проведении экспертизы заявитель должен указать личные данные экспертов, согласие экспертного учреждения на проведение экспертизы, стоимость и сроки ее проведения и оплатить стоимость экспертизы путем перечисления денежных средств на депозитный счет суда.
Несовершение указанных действий влечет отказ в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь положениями частей 2, 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения ходатайства о назначении повторной судебной экспертизы.
Иные стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением в результате анализа информации, содержащейся в федеральном реестре алкогольной продукции, установлено, что ООО "Держава" при представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (сидра), в нарушение требований п. 12.4 ст.2, пп.24 п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ГОСТ 31820-2012 "Сидры. Общие технические условия" (далее ГОСТ 31820-2012) указывает в составе сидра наличие ароматизаторов.
26.07.2016 г. по данному факту Управлением в отношении ООО "Держава" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N 11-16/692 по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования в период с 26 по 27 июля 2016 года произведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, расположенных по адресу: г.Волгоград, ул.Рабоче-Крестьянская, д. 65, принадлежащих ООО "Держава".
При проведении осмотра складских помещений, принадлежащих Обществу, установлено, что в них хранится сидр согласно представленной справке об остатках по состоянию на 26.07.2016 г, в том числе:
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Апельсин" даты розлива 17.06.2016 г, 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 1746 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Белый виноград" дата розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 1584 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Виски Кола" дата розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 1542 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Вишни" даты розлива 16.06.2016 г, 05.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3288 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Гранат" даты розлива 05.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3414 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Джин Тоник" даты розлива 05.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3156 бутылок; - сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Красный виноград" даты розлива 31.05.2016 г, 28.06.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 4356 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Лимон" даты розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 1422 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Малина" даты розлива 17.06.2016 г, 05.07.2016 г, 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3318 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Мохито" даты розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 1764 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Фейхоа" даты розлива 27.06.2016 г, 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 2502 бутылок.
В ходе проведения осмотра Обществом представлены объяснения в ответ на определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч.1 чт. 14.43 КоАП РФ, где Общество указывает, что сидр производства ООО "Держава" изготавливается в соответствии с ТУ 917360-020-62945920-2015, разработанными на основании ГОСТ 31820-2012 "Сидры. Общие технические условия", ТУ разработаны в соответствии с ГОСТ Р 51740-2001 "Государственный стандарт Российской Федерации. Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению", что позволяет Обществу при производстве сидра добавлять ароматизаторы, красители и иные ингридиенты.
В ходе административного расследования при рассмотрении объяснений Общества и исследовании технических условий установлено, что представленные ТУ не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в части порядка разработки, содержания в них недопустимых для производства сидра, сырья и ингредиентов требований к показателям алкогольной продукции, что подтверждается следующим: На территории Российской Федерации применяется ГОСТ Р 51740-2001 "Государственный стандарт Российской Федерации. Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению" (далее по тексту - ГОСТ Р 51740-2001) в части разработки и оформления технических условий на пищевые продукты.
Разделом 6 ГОСТ Р 51740-2001 утвержден порядок согласования, утверждения и регистрации Технических условий на пищевые продукты.
Согласно пп. 6.1 раздела 6 ГОСТ Р 51740-2001 Технические условия на пищевые продукты перед их утверждением подлежат обязательному согласованию с территориальными органами исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному надзору (для продуктов животного происхождения), а также территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - территориальными органами Госстандарта России).
В соответствии с пп. 6.2 раздела 6 ГОСТ Р 51740-2001 согласование Технических условий с территориальными органами Госстандарта России подтверждается экспертным заключением о соответствии Технических условий требованиям настоящего стандарта, а также о полноте и правильности ссылок на государственные стандарты, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, их транспортированию, хранению и применению, правилам приемки, методам отбора проб и испытаний.
Экспертное заключение территориального органа Госстандарта России оформляется на официальном бланке территориального органа, подписывается специалистом, проводившим экспертизу Технических условий, и утверждается руководством территориального органа. Согласование Технических условий с территориальным органом Госстандарта России подтверждается специальным штампом, проставляемым на каждом листе Технических условий и на каталожном листе продукции.
На листах представленного в ходе осмотра ООО "Держава" Технических условий 917360-020-62945920-2015 отсутствуют специальные штампы и каталожный лист.
Кроме того, 10.08.2016 г. в адрес ООО "Держава" направлено определение об
истребовании сведений N 11-16/692-5, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в том числе технических условий ООО "Держава" на производство сидра согласованных с территориальным органом Госстандарта России, с приложением каталожного листа, а также экспертного заключения о соответствии Технических условий ООО "Держава" на производство сидра, требованиям ГОСТ Р 51740-2001 территориального органа Госстандарта России.
В ответ на определение об истребовании сведений N 11-16/692-5 ООО "Держава" письмом от 12.08.2016 г. N213 представлены Технические условия "ТУ 917360-020-62945920-2015. Сидр", а также технологическая инструкция по приготовлению сидра, утвержденная 25.11.2015 г., директором ООО "Держава".
Все представленные документы, на основании которых Общество выпускало продукцию под видом "сидр", не согласованы с территориальным органом Госстандарта России, не имеют заключений о ее соответствии требованиям государственных стандартов, что является самостоятельным основанием для недопущения их использования при производстве продукции.
Кроме того, пп. 4.1.1. раздела 4 ГОСТ Р 51740-2001 установлено, что Технические условия должны содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист,
- основную часть,
- обязательные, рекомендуемые и справочные приложения (при необходимости),
- лист регистрации изменений.
При этом, пп. 4.1.3. раздела 4 ГОСТ Р 51740-2001 установлены разделы из которых состоит основная часть Технических условий:
- "Область применения";
- "Требования к качеству и безопасности";
- "Маркировка";
- "Упаковка";
- "Правила приемки";
- "Методы контроля";
- "Правила транспортирования и хранения".
Представленные Технические условия ООО "Держава" не устанавливают методы контроля, обеспечивающие всестороннюю и объективную проверку пищевых продуктов на соответствие предъявляемых требованиям к их качеству, безопасности, упаковке и маркировке, установленным данным Техническим условие, а также не содержат соответствующий раздел.
Согласно пп. 2.1 раздела 2 Технических условий ООО "Держава" сидры должны соответствовать требованиям ГОСТ 31820-2012, настоящих Технических условий и изготавливаться в соответствии с технологической инструкцией (далее по тексту - ТИ).
В соответствии с пп. 3.1 раздела 3 ГОСТ 31820-2012 "Межгосударственный
стандарт. Сидры. Общие технические условия" (далее по тексту - ГОСТ 31820-2012) сидр - винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не менее 1,5% и не более 6,0%, изготовленный из сброженного яблочного сусла или сброженного восстановленного яблочного сока (виноматериалов) без насыщения, или искусственным насыщением двуокисью углерода, или насыщением двуокисью углерода в результате брожения и давлением двуокиси углерода в бутылках не менее 100 кПа при 20 °С. Сидр относится к натуральным напиткам.
Согласно пп. 4.1.1 раздела 4 ГОСТ 31820-2012 сидры изготовляют из яблок в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям, утвержденным для конкретных наименований сидров, с соблюдением требований, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Подпунктом 4.1.2. раздела 4 ГОСТ 31820-2012 установлено, что сидры должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений.
В пп. 2.2 раздела 2 представленных Технических условий ООО "Держава" приведены требования по органолептическим показателям, которым должны соответствовать сидры производства ООО "Держава". По показателю (характеристике) "Внешний вид" для сидров нефильтрованных установлена характеристика "Непрозрачная жидкость. Допускается наличие осадка и взвесей, обусловленных особенностями производства", что противоречит требованиям ГОСТ 31820-2012.
В пп. 2.3 раздела 2 представленных Технических условий ООО "Держава" установлены требования по физико-химическим показателям, которым должны соответствовать сидры производства ООО "Держава". Установленные Техническим условием требования показателей ниже (хуже), установленных физико-химических показателей пп. 4.1.3. раздела 4 ГОСТ 31820-2012.
Так, Техническими условиями ООО "Держава" не установлены требования для физико-химических показателей, предусмотренные пп. 4.1.3 раздела 4 ГОСТ 31820-2012, а именно массовая концентрации диоксида серы, массовая концентрация летучих кислот в пересчете на уксусную кислоту, массовая концентрация титруемых кислот, а также вместо показателя давление двуокиси углерода в бутылке вводится массовая доля двуокиси углерода.
В пп. 2.7.5 раздела 2 Технических условий ООО "Держава" установлено, что при производстве сидров допускается использование ароматизаторов, пищевых красителей, консервантов, а также вспомогательных материалов, предусмотренных Технологической инструкцией, и разрешенных к применению для этих целей уполномоченными органами.
При этом пп. 3.1 раздела 3 установлено, что сидр относится к натуральным напиткам, пп. 4.2 раздела 4 ГОСТ 31820-2012 установлено сырье, используемое для производства сидра, применение ароматизаторов данным ГОСТом не предусмотрено.
Кроме того, Управлением в рамках проведения административного расследования в адрес Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ "ВНИИПБиВП" Россельхозакадемии), как разработчику ГОСТ 31820-2012, а также в адрес Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) направлены письма о необходимости разъяснения требований ГОСТ 31820-2012, в части применения сырья для производстве сидров, а именно ароматизаторов.
Согласно информации, представленной ГНУ "ВНИИПБиВП" Россельхозакадемии и Госстандарта, в сидрах, вырабатываемых по ГОСТ 31820-2012, применение ароматизаторов не предусмотрено.
Так же установлено, что согласно пп. 4.2 раздела 4 ГОСТ 31820-2012 при производстве сидра применяют дрожжи винные чистых культур.
Однако, в нарушение требований ГОСТ 31820-2012, пп. 2.7.7 раздела 2 Технических условий ООО "Держава" установлено, что для сбраживания сусла используют дрожжи пивные семенные.
В пп. 3.1 раздела 3 Технических условий ООО "Держава" установлено, что представление и расположение информации о готовом продукте при маркировании каждой потребительской тары производится в соответствии с ГОСТ Р 51740-2001.
В соответствии с пп. 5.3.1 раздела 5.3 ГОСТ Р 51740-2001 в разделе Технических условий "Маркировка" устанавливают следующие требования к маркировке пищевых продуктов, включая: место нанесения маркировки (на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке или листе-вкладыше), способ нанесения маркировки (типографская печать, штемпелевание, продавливание и т.п.), содержание маркировки.
Подпунктом 4.4.1 раздела 4 ГОСТ 31820-2012 установлено содержание маркировки, кроме того пп. 4.4.2. установлено, что при маркировании сидра, приготовленного из восстановленного яблочного сока, дополнительно указывают слова: "Приготовлено из восстановленного яблочного сока".
В нарушение вышеуказанных положений ГОСТ в разделе 3 "Маркировка" Технических условий ООО "Держава" не установлено содержание маркировки.
Согласно раздела 3 ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты" являются техническим документом, в котором изготовитель устанавливает требования к качеству и безопасности конкретного пищевого продукта (нескольким конкретным пищевым продуктам), необходимые и достаточные для идентификации продукта контроля его качества и безопасности при изготовлении, хранении, транспортировании.
Технические условия разрабатывают, в том числе, при наличии государственного стандарта общих технических условий (технических условий), когда изготовителю необходимо уточнить или дополнить требования к конкретному пищевому продукту. При наличии государственных стандартов общих технических условий или технических условий на группу пищевых продуктов требования к конкретным пищевым продуктам в Технических условиях излагаются с учетом требований этих стандартов. При уточнении или дополнении в Технических условиях требований государственных стандартов общих технических условий или технических условий значения показателей не должны быть ниже (хуже) установленных государственными стандартами. Требования, устанавливаемые в Технических условиях на пищевые продукты, должны соответствовать законам Российской Федерации, требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов, санитарных и ветеринарных правил и норм.
Таким образом, представленные ООО "Держава" Технические условия "ТУ 917360-020-62945920-2015. Сидр" не соответствуют и противоречат требованиям ГОСТ Р 51740-2001 и ГОСТ 31820-2012.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.12.2014 г, N 246 применение при выпуске алкогольной продукции ГОСТа 31820-2012 обеспечивает соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее по тексту - ТР ТС 021/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Таким образом, не соответствие государственному стандарту Технических условий ООО "Держава", влечет за собой выпуск продукции не соответствующей требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
ООО "Держава", используя в наименовании выпускаемой алкогольной продукции слово "сидр" и декларируя её по кодом вида продукции 261 (сидр), фактически производит алкогольную продукцию, не соответствующую требованиям стандартов, применяемым к сидрам, при этом содержимое потребительской тары фактически идентифицируется (по коду Общероссийского классификатора продукции, а также согласно экспертному заключению) с иным видом алкогольной продукции (слабоалкогольные напитки), что подтверждается следующим.
ООО "Держава" на вышеуказанную алкогольную продукцию заявлен код АП - 261.
Согласно классификатору видов алкогольной продукции (Приложение N 1 к
Порядку заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденному приказом Федеральной службы по Регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 N 231), к коду вида продукции "261" относится "сидр".
По коду ОКП ООО "Держава" ИНН:3459060271 заявлен - 91 8519 4.
Согласно, Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г, N 301, (далее по тексту - ОК 005-93) шестизначный цифровой код и однозначное число, заявленные ООО "Держава" на вышеуказанную алкогольную продукцию (91 8519 4), относятся к группе продукции "Напитки слабоалкогольные". При этом, согласно Общероссийского классификатора код для сидра 91 7360 8.
Согласно информации, содержащейся в федеральном реестре алкогольной продукции, ООО "Держава" были представлены уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (сидра), а именно:
- уведомление от 09.12.2015 г, N 37 о начале обороты на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "АЛК 6,0 %" со вкусом "Гранат", емкостью 1.5 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор деллер "Гранат 584784", идентифицирующий документ (наименование и номер) "Сидры слабоалкогольные. ТУ 917360-020-62945920-2015", код ОКП - 91 8519 4, вид алкогольной продукции по Федеральному закону N 171 -ФЗ является - 261;
- уведомление от 09.12.2015 г, N 38 о начале оборота на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "АЛК 6,0 %" со вкусом "Красный Виноград", емкостью 1.5 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор деллер "Красный Виноград 207022", идентифицирующий документ (наименование и номер) "Сидры слабоалкогольные. ТУ 917360-020- 62945920-2015", код ОКП - 91 8519 4, вид АП по Федеральному закону N 171-ФЗ является - 261;
- уведомление от 09.12.2015 г, N 39 о начале обороты на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "АЛК 6,0 %" со вкусом "Белый Виноград", емкостью 1.5 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор деллер "Белый Виноград 511497", идентифицирующий документ (наименование и номер) "Сидры слабоалкогольные. ТУ 917360-020- 62945920-2015", код ОКП - 91 8519 4, вид АП по Федеральному закону N 171-ФЗ является - 261; - уведомление от 09.12.2015 г, N36 о начале оборота на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "АЛК 6,0 %" со вкусом "Лимон", емкостью 30 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор деллер "Лайм 51 1553" и ароматизатор деллер "Лимон 511526", идентифицирующий документ (наименование и номер) "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия. ГОСТ Р 52700-2006", код ОКП - 91 8519 4, вид АП по Федеральному закону N 171 -ФЗ является -261;
- уведомление от 09.12.2015 г, N 35 о начале обороты на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "АЛК 6,0 %" со вкусом "Вишня", емкостью 30 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор деллер "Вишня 511467" и ароматизатор деллер "Вишня 583379", идентифицирующий документ (наименование и номер) "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия. ГОСТ Р 52700-2006", код ОКП - 91 8519 4, вид АП по Федеральному закону N 171-ФЗ является - 261;
- уведомление от 10.06.2016 г, N 53 о начале оборота на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "AJIK 6,0 %" со вкусом "Виски-Кола", емкостью 1,5 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор деллер "Лесной орех", эмульсия "Кола" деллер и ароматизатор деллер "Виски-Кола", идентифицирующий документ (наименование и номер) "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия. ГОСТ Р 52700-2006", код ОКП - 91 8519 4, вид АП по Федеральному закону N 171-ФЗ является - 261;
- уведомление от 10.06.2016 г, N 55 о начале оборота на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "АЛК 6,0 %" со вкусом "Малина", емкостью 1,5 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор деллер "Малина", идентифицирующий документ (наименование и номер) "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия. ГОСТ Р 52700- 2006", код ОКП - 91 8519 4, вид АП по Федеральному закону N 171-ФЗ является - 261;
- уведомление от 10.06.2016 г, N 56 о начале оборота на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "АЛК 6,0 %" со вкусом "Мохито", емкостью 1,5 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор "Мята" деллер и эмульсия "Лимон-лайм" деллер, идентифицирующий документ (наименование и номер) "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия. ГОСТ Р 52700-2006", код ОКП - 91 8519 4, вид АП по Федеральному закону N 171-ФЗ является - 261; - уведомление от 10.06.2016 N 54 о начале оборота на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "АЛК 6,0 %" со вкусом "Джин-Тоник", емкостью 1,5 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор деллер "Джин" и ароматизатор деллер "Тоник", идентифицирующий документ (наименование и номер) "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия. ГОСТ Р 52700-2006", код ОКП - 91 8519 4, вид АП по Федеральному закону N 171-ФЗ является - 261;
- уведомление от 10.06.2016 г, N 57 о начале оборота на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "АЛК 6,0 %" со вкусом "Фейхоа", емкостью 1,5 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор деллер "Фейхоа", идентифицирующий документ (наименование и номер) "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия. ГОСТ Р 52700- 2006", код ОКП - 91 8519 4, вид АП по Федеральному закону N 171-ФЗ является - 261;
- уведомление от 19.05.2016 N 52 о начале оборота на территории Российской Федерации сидра слабоалкогольного фильтрованного пастеризованного "АЛК 6,0 %" со вкусом "Апельсин", емкостью 1,5 л, в составе которого заявлен, в том числе ароматизатор деллер "Апельсин", идентифицирующий документ (наименование и номер) "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия. ГОСТ Р 52700- 2006", код ОКП - 91 8519 4, вид АП по Федеральному закону N 171-ФЗ является - 261.
В ходе административного расследования применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста вышеуказанной алкогольной продукции, всего протоколом от 26.07.2016 г, N 11-16/692-2 арестовано 28092 бутылки. Арестованная алкогольная продукция в количестве 28092 бутылок оставлена в складском помещении ООО "Держава" по адресу: г. Волгоград, улица Рабоче-Крестьянская, 65, и передана на ответственное хранение директору ООО "Держава" Нехаеву С.А.
В целях всестороннего, полного, объективного, своевременного выяснения обстоятельства дела и разрешения его в соответствии с законодательством Российской Федерации, возникла необходимость в проведении экспертизы указанной алкогольной продукции.
Для проведения экспертизы в ходе осмотра в присутствии директора ООО "Держава" Нехаева С.А., действующего на основании приказа от 04.04.2015 N 1-к, произведено взятие образцов алкогольной продукции, производства ООО "Держава".
03.08.2016 г. Управлением вынесено определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении N 11-16/692 и направлено в адрес ООО "Держава" с целью ознакомления и соблюдения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Определением от 15.08.2016 г, по делу N 11-16/692 были учтены вопросы, поставленные перед экспертом ООО "Держава".
Проведение экспертизы поручено испытательной лаборатории экспертно-аналитического отдела Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) N RA.RU.21MP53).
В соответствии с определением о назначении экспертизы от 03.08.2016 г, N 11- 16/69 на экспертное исследование представлены следующие образцы алкогольной продукции:
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Апельсин" даты розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Белый виноград" даты розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Виски Кола" даты розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Вишни" даты розлива 05.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Гранат" даты розлива 05.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Джин Тоник" даты розлива 05.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Красный виноград" даты розлива 28.06.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Лимон" даты розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Малина" даты розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Мохито" даты розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок;
- сидр слабоалкогольный фильтрованный пастеризованный со вкусом "Фейхоа" даты розлива 19.07.2016 г, объемом 1,5 л., крепость 6%, производства ООО "Держава", в количестве 3 бутылок.
На разрешение эксперту поставлены следующие вопросы:
- Подтвердить либо опровергнуть соответствие представленных образцов сидра, требованиям ГОСТ 31820-2012 "Межгосударственный стандарт. Сидры. Общие технические условия";
- Подтвердить либо опровергнуть соответствие представленных образцов сидра определению понятия сидр, установленного Федеральным законом от 22.11.1995 N 171- ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
- В случае несоответствия представленных образцов алкогольной продукции понятию, указанному в пп. 3.2 настоящего определения, осуществить идентификацию представленных образцов алкогольной продукции в целях отнесения к конкретному виду алкогольной продукции.
Вопросы поставленные перед экспертом ООО "Держава":
- Допускается ли ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие технические условия к разработке" разрабатывать технические условия?
- Допускается ли техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" использовать ароматизаторы в сидрах?
- Подтвердить либо опровергнуть соответствию: техническим условиям на сидр (ТУ 917360-020-62945920-2015); техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 029-2012 представленных образцов алкогольной продукции.
По результатам проведенного экспертного исследования согласно экспертного заключения N 43 от 26.08.2016 г, и протоколов испытаний NN 00190.261.0816 -00200.261.0816 от 26.08.2016 г. установлено, что представленные образцы алкогольной продукции не соответствуют требованиям ГОСТ 31820-2012 "Межгосударственный стандарт. Сидры. Общие технические условия" по физико-химическим, органолептическим показателям и маркировке.
Технология изготовления предоставленных образцов алкогольной продукции противоречит определению понятия "сидр", установленного Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Предоставленные образцы алкогольной продукции N N 00190.261.0816 - 00200.261.0816 по физико-химическим показателям, можно отнести к слабоалкогольным напиткам по ГОСТ Р 52700-2006 "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия".
ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке" допускает разрабатывать технические условия, но не противоречащие требованиям, установленным законодательством.
В соответствии с требованиями технического регламента таможенного союза ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" статьи 7 п.4, п.7, применение пищевых добавок и ароматизаторов не должно вводить приобретателя (потребителя) в заблуждение в отношении потребительских свойств пищевой продукции, также в соответствии с п. 17.1 а), статьи 7, использование ароматизаторов не допускается при производстве вина. В соответствии с п.3 Предисловия ТР ТС 029/2012 требования к содержанию и применению пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, установленные иными техническими регламентами Таможенного союза, не могут содержать требования, противоречащие требованиям настоящего Технического регламента. Согласно ГОСТ 31820-2012, сидр - это винодельческий продукт, изготовленный из сброженного яблочного сусла или сброженного восстановленного яблочного сока (виноматериалов), без насыщения, или искусственным насыщением двуокисью углерода, или насыщением двуокисью углерода в результате брожения.
Исходя из вышеизложенного, наличие ароматизаторов в сидре, в частности таких, как "апельсин", "малина", "кола" и т.д. не соответствует потребительским свойствам натурального продукта, изготовленного из яблок и вводит в заблуждение потребителя.
Кроме того, согласно ГОСТ 31820- 2012 "Межгосударственный стандарт. Сидры. Общие технические условия" в разделе разрешенных для производства материалов ароматизаторы не указаны.
Установить соответствие предоставленных образцов сидра требованиям ТУ 917360-020-62945920-2015 не представляется возможным, т.к. данные технические условия не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке" и ГОСТ 31820-2012 "Межгосударственный стандарт. Сидры. Общие технические условия". Согласно п. 3.6 ГОСТ Р 51740-2001, при уточнении или дополнении в Технические условия требований государственных стандартов общих технических условий или технических условий, значения показателей не должны быть ниже (хуже), установленных государственными стандартами. В данном случае, показатели качества продукта в ТУ 917360-020-62945920-2015 ниже, чем в ГОСТ 31820-2012.
В соответствии с п.4.1.3, и 5.6.1 ГОСТ Р 51740-2001, в разрабатываемых технических условиях должны быть прописаны методы контроля, которые отсутствуют в представленных ТУ 917360-020-62945920-2015.
Кроме того, данные Технические условия предусматривают использование в производстве сидров пивных дрожжей, что также противоречит требованиям ГОСТ
31820-2012. Для изготовления винодельческого продукта - сидра, допускается применение только чистой культуры винных дрожжей.
В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", сидр - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода. Согласно данному определению понятия "сидр", использование ароматизаторов при его производстве, не предусматривается.
Следовательно, наличие ароматизаторов в предоставленных образцах, противоречит понятию "сидр", установленному Законом N 171-ФЗ.
Согласно полученным в процессе экспертизы данным химического состава и органолептической характеристики представленные образцы алкогольной продукции N N 00190.261.0816 - 00200.261.0816 можно отнести к слабоалкогольным напиткам по ГОСТ Р 52700-2006 "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия".
В соответствии с частями 1 статей 25 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, считается находящейся в незаконном обороте, её реализация запрещена. В случае нарушения установленных запретов такая продукция считается находящейся в нелегальном обороте и подлежит изъятию, конфискации.
Наличие у общества документов о соответствии алкогольной продукции требованиям государственных стандартов само по себе не освобождает от ответственности за оборот и реализацию алкогольной продукции, если она фактически не соответствуют названным требованиям. Данная правовая позиция изложена также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2008 N 3796/08.
Таким образом, ООО "Держава" по адресу осуществления деятельности: г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 65, в период с 16.06.2016 г. по 19.07.2016 г. нарушило обязательные требования к выпускаемой алкогольной продукции, а также требования, предъявляемые к процессу производства алкогольной продукции, что выразилось в выпуске алкогольной продукции, производимой на основе Технических условий, разработанных ООО "Держава" в нарушение требований ГОСТ Р 51740-2001, в которых отражены требования к алкогольной продукции, противоречащие требованиям ГОСТ 31820-2012, что в результате повлекло производство и выпуск в оборот алкогольной продукции под наименованием "сидр", фактически не являющейся сидром, противоречащей понятию вида алкогольной продукции "сидр", установленному п. 12.4 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и несоответствующей требованиям ГОСТ 31820-2012, тем самым ООО "Держава" нарушило требования п. 12.4 ст. 2, пп.24 п.1 ст. 26 Федерального закона N171-ФЗ, ГОСТ 31820-2012.
26.09.2016 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Мавроматис А.Г., по акту выявленных нарушений в отношении ООО "Держава" (ИНН 3459060271) составлен протокол N 11-16/692 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствии законного представителя ООО "Держава" при наличии надлежащего уведомления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности события и состава административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Статьей 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Согласно статье 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся в том числе, национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с положениями п. 12.4 ст. 2 Закона N 171-ФЗ сидр - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода.
По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей государственным стандартам.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, не соответствующая требованиям государственных стандартов, подлежит изъятию из незаконного оборота.
В силу статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
Факт нарушения, допущенный Обществом при производстве алкогольной продукции, подтверждается протоколами испытаний N N 00190.261.0816 - 00200.261.0816 от 26.08.2016 г, а также экспертным заключением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что в действиях ООО "Держава" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Процессуальных нарушений административным органом не допущено.
Довод о нарушении процедуры назначения и проведения экспертизы отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В силу частей 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Экспертиза произведена в рамках дела об административном правонарушении с соблюдением установленного порядка. Сомнений в компетенции экспертного учреждения и эксперта, проводившего экспертизу, не имеется. Кроме того, суд также учитывает тот факт, что эксперт испытательной лаборатории экспертно-аналитического отдела Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Довод о незаконной конфискации алкогольной продукции отклоняется судом апелляционной инстанции.
На основании пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению вне зависимости от применения административного наказания.
В соответствии с пунктом 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. Вместе с тем в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 N 430 утверждено "Положение о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Поскольку арестованная спиртосодержащая продукция и этиловый спирт произведены обществом с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), то указанная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота для дальнейшего направления на переработку, а при невозможности переработки - на уничтожение.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленные и охраняемые государством требования к алкогольной продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям также заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению установленной законом обязанности по недопустимости использования или реализации продукции с нарушением требований законодательства. При этом не установление фактических последствий допущенного нарушения само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат. Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Общества имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт правонарушения свидетельствует о том, что данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений законодательства.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2016 года по делу N А12-58964/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Н.В.Луговской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-58964/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2017 г. N Ф06-20050/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "ДЕРЖАВА"
Третье лицо: ООО "Держава"