Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2017 г. N Ф06-21941/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
02 марта 2017 г. |
Дело N А12-58705/2016 |
Резолютивная часть объявлена: 01 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 декабря 2016 года по делу N А12-58705/2016 (судья Стрельникова Н. В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича (ИНН 344400252356, ОГРНИП 304344417300084)
к Администрации Центрального района г.Волгограда (ИНН 3444048169, ОГРН 1023403443579)
о признании незаконным уведомления
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент экономического развития Администрации Волгограда, Администрация Волгограда
без участия в судебном заседании представителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шатохин Андрей Иванович (далее - ИП Шатохин А.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным ненормативный акт, изданный Администрацией Центрального района Волгограда, в виде уведомления б/н от 23.09.2016 об исключении из Схемы места размещения нестационарного торгового объекта, торгового киоска, принадлежащего ИП Шатохину Д.И., расположенного адресу г. Волгоград, проспект имени В.И. Ленина (нечетная сторона), остановка "Площадь Ленина", номер в графической схеме N 1.61, специализация объекта: продовольственные товары, площадь, занимаемая объектом 11,0 кв.м.
До вынесения судебного акта по делу в судебном заседании 22.12.2016 от заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, согласно которым ИП Шатохин А.И. просил:
1. Признать незаконными действия ответчиков по проведению обследования места размещения нестационарного торгового объекта- торгового киоска, принадлежащего ИП Шатохину А.И., расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, проспект им В.И. Ленина (нечетная сторона), остановка " Площадь Ленина", номер в графической схеме N 1.61, специализация объекта продовольственные товары, площадь занимаемая объектом 11,0 кв.м.
2. Признать незаконным ненормативный акт, изданный Администрацией Центрального района Волгограда в виде уведомления об исключении из Схемы места размещения места размещения нестационарного торгового объекта - торгового киоска, принадлежащего ИП Шатохину А.И., расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, проспект им В.И. Ленина (нечетная сторона), остановка " Площадь Ленина", номер в графической схеме N 1.61, специализация объекта продовольственные товары, площадь занимаемая объектом 11,0 кв.м.
Судом первой инстанции не принято уточненное требование, поскольку по мнению суда имеет самостоятельный предмет и основания в связи с чем не является уточненным требованием по отношению к первоначальному и не принимается судом.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2016 суд отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича о признании незаконным ненормативного акта, изданного Администрацией Центрального района Волгограда, в виде уведомления от 23.09.2016 г. б/н об исключении из Схемы места размещения нестационарного торгового объекта, торгового киоска принадлежащего ИП Шатохину Д.И., расположенного адресу г. Волгоград, проспект имени В.И. Ленина (нечетная сторона), остановка "Площадь Ленина", номер в графической схеме N 1.61, специализация объекта: продовольственные товары, площадь, занимаемая объектом 11,0 кв.м.
ИП Шатохин А.И. не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15.08.2016 администрация Центрального района и ИП Шатохин А.И. заключили договор N 04/200-16 на право размещения нестационарного торгового объекта - киоска N 4/90 на земельном участке, расположенном по адресу Волгоградская область, г. Волгоград, просп. Им. В.И. Ленина, остановка "Площадь Ленина".
Администрацией Дзержинского района Волгограда в адрес ИП Шатохина А.И. направлено уведомление б/н от 23.09.2016 об исключении из Схемы места размещения нестационарного торгового объекта, поскольку при размещении киоска им были допущены нарушения ряда градостроительных и противопожарных норм.
Не согласившись с действиями Администрации Центрального района Волгограда, выраженными уведомление б/н от 23.09.2016, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае заявителем не представлены доказательств фактического нарушения оспариваемыми уведомлением и действиями его прав, создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не указано, какое право и каким способом подлежит восстановлению, в связи с чем основания для удовлетворения первоначально заявленных требований отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с этим суд правомерно исходил из того, что заявление предпринимателя подлежит удовлетворению только при одновременном наличии двух условий: несоответствии оспариваемых действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия и уведомление не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу следующего.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 названной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Разделом 4 Постановления Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что Департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решений межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы принимается в порядке и сроки, установленные приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД (ред. от 05.04.2016) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы принимается межведомственной комиссией администрации Волгограда.
Из материалов дела усматривается, что на момент вынесения оспариваемого уведомления и рассмотрения дела в суде первой инстанции место размещения нестационарного торгового объекта N 1.61, указанное в заявлении Предпринимателя, из действующей схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда не исключено.
В соответствии с Постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы" место N 1.61 включено по адресу: пр-кт им.В.И.Ленина (нечетная сторона) (остановка "Площадь им.Ленина") для размещения киоска по реализации продовольственных товаров.
Уведомление администрации Центрального района Волгограда б/н от 23.09.2016 об исключении места N 1.61 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального района Волгограда не влечет для ИП Шатохина А.И. каких-либо правовых последствий, нарушающих его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как усматривается из материалов дела место размещения нестационарных торговых объектов не исключалось.
Уведомление от 23.09.2016 само по себе при отсутствии решения об исключении указанного места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы и наличии места размещения в Схеме не нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ИП Шатохина А.И. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 декабря 2016 года по делу N А12-58705/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-58705/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2017 г. N Ф06-21941/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Шатохин А.И., Шатохин Андрей Иванович
Ответчик: Администрация Центрального района г.Волгограда
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Департамент экономического развития администрации Волгограда