Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
14 февраля 2017 г. |
дело N А65-15553/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомплекс" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 ноября 2016 года, принятое по делу N А65-15553/2016 (судья Аверьянов М.Ю.),
по иску акционерного общества "Татэнергосбыт", г.Казань (ОГРН 1091690003481, ИНН 1657082308),
к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г.Зеленодольск (ОГРН 1061673000993, ИНН 1648017863),
обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания", Зеленодольский район, Республика Татарстан (ИНН 1648026280 ОГРН 1091673000682),
обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомплекс", Зеленодольский район, Республика Татарстан (ИНН 1648026138 ОГРН 1091673000540),
при участии третьего лица - открытого акционерного общества "Сетевая компания", г. Казань,
о взыскании 6 854 рублей 55 копеек долга,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Донцова А.В. по доверенности от 31.12.2016,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Татэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о взыскании 6 854,55 руб. долга.
Определением от 11 июля 2016 года на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сетевая компания".
Определением от 23 августа 2016 года по ходатайству истца на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" и общество с ограниченной ответственностью "УК "Жилкомплекс".
До принятия судебного акта по делу истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил взыскать с Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" в солидарном порядке задолженность за электрическую энергию, потребленную на ОДН в размере 106 руб. 91 коп., взыскать с Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "УК "Жилкомплекс" в солидарном порядке задолженность за электрическую энергию, потребленную на ОДН в размере 6 621 руб. 98 коп. Ходатайство представителя истца об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2016 исковые требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" в пользу истца взыскано 106 руб. 91 коп. задолженности, а также 32 руб. расходов по уплате государственной пошлины. С общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомплекс" в пользу истца взыскано 6 621 руб. 98 коп. задолженности, а также 1 968 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомплекс" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить в части заявленных требований к обществу и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, АО "Татэнерсбыт" не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, поскольку в адрес ответчика не направлена претензия об оплате стоимости потребленной энергии.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителя истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, АО "Татэнерсбыт" предоставляло коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в необходимых объемах (количестве) и надлежащего качества в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в отношении жилых помещений, расположенных по следующим адресам: г. Зеленодольск, ул. Гоголя, д.14, кв.7 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Гоголя, д. 18, кв. 2 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Гоголя, д.24/29, кв.12 в период с августа 2015 г. по апрель 2016 г., ул. Гоголя, д.24/29, кв.5 в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г, ул. Гоголя, д.25/9, кв.1 комн. 4 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Гоголя, д.32, кв.10 в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г., ул. Гоголя, д.27/8, кв. 9 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Гоголя, д.35, кв. 7, комн. 3, кв. 14 в период с февраля 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Гоголя, д.28, кв.6 в период с января 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Гоголя, д.25/9, кв.13 в период с июня 2015 г. по апрель 2016 г., ул. Гоголя, д.20, кв.7, кв. 8, комн.1, 2 в период с февраля 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Гоголя, д.20, кв. 4, кв. 9 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Тургенева, д.11, кв.9, комн. 3 в период с февраля 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Тургенева д.11, кв.9, комн.2 в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г., ул. Паратская, д.16, кв.4, комн.З в период с декабря 2015 г. по апрель 2016 г., ул. Паратская, д.20, кв.1, комн.З в период с февраля 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Паратская, д.20, кв.7, комн. 2 в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г., ул. Паратская, д. 30, кв.17 в период с февраля 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Паратская, д. 30, кв.5, 10 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Паратская, д. 30, кв.15 в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г., ул. Паратская, д.32, кв.7 в период с февраля 2016 г. по апрель 2016 г., - п. Васильево ул. Комсомольская, д. 14, кв.4 в период с декабря 2015 г. по апрель 2016 г.,- г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.35, кв.3 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Комсомольская, д.34, кв.1, комн. 2 в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г.,- ул. К. Маркса, д.33, кв.7, в период с февраля 2016 г. по апрель 2016 г., - ул. Украинская, д.11, кв.3, комн.3 в период с сентября 2015 г. по апрель 2016 г., ул. Украинская, д.11, кв.2, комн.3 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Украинская, д.11, кв. 5, комн.2 в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г., ул. Украинская, д. 13, кв.8, комн. 1 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Украинская, д. 15, кв.1 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Украинская, д.25, кв.20 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Украинская, д.9, кв. 6, комн. 2 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., - ул. Солнечная д.4а, кв.15 в период с февраля 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Солнечная, д.4а, кв.14 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Солнечная, д.9, кв.6, комн.1, 3 в период с марта 2016 г по апрель 2016 г., ул. Солнечная, д.8А, кв.4 комн. 1 в период с марта 2016 г по апрель 2016 г., ул. Солнечная, д.7, кв.1 комн. 1, кв. 3 в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г., - ул. Рогачева, д. 30, кв. 3 комн.1, 3, кв. 4, комн. 1 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Рогачева, д. 30, кв. 3 комн.2 в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г., ул. Рогачева, д. 24, кв.7 комн.1 в период с марта 2016 г апрель 2016 г., ул. Чапаева, д. 13, кв.10, 16, кв.24 комн. 1 в период с марта 2016 г. по апрель 2016 г., ул. Мира, д.11, кв.7 в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г., ул. Декабристов, д. 15, кв.9, в период с 01.04.2016 г. по 30.04.2016 г.
Вышеуказанные жилые помещения находятся в собственности муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д.159-163, т. 2 л.д.1-59).
В указанных многоквартирных домах выбран и реализован способ управления -управляющими организациями, в качестве которых избраны ООО "Жилищная компания" и ООО "УК "Жилкомплекс" (т.3 л.д.18-41, 53,54, 72-97).
Ссылаясь на положения ст. 155 Жилищного кодекса РФ и п. 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, а также учитывая, что электрическая энергия не была оплачена в полном объеме, по вышеуказанным жилым помещениям образовалась задолженность за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, в общем размере 6 728,89 руб.
Оказание услуг подтверждается представленными в материалы дела актами снятия показаний общедомовых приборов учета электроэнергии, установленных во ВРУ многоэтажных жилых домов (т.1, л.д. 67-158).
Требование об оплате стоимости потребленной энергии на общедомовые нужды, направленное претензией N 119-20/1295 от 26.05.2016 года в адрес исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что АО "Татэнергосбыт" не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, поскольку в адрес ответчика не направлена претензия об оплате стоимости потребленной энергии, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 4 АПК РФ, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором (пункт 2 части 1 статьи 148 АПК РФ).
Под претензионным или иным досудебным порядком урегулирования споров принято понимать закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления одной из спорящих сторон другой стороне, а также установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить спор без обращения в судебные инстанции.
Кроме этого, оставляя иск без рассмотрения ввиду несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора, суд должен исходить из реальной возможности разрешения конфликта между сторонами при наличии воли сторон к совершению соответствующих действий, направленных на самостоятельное урегулирование спора. При наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности реализации досудебного порядка, иск подлежит рассмотрению в суде. Формальные препятствия для признания соблюденным претензионного порядка урегулирования спора не должны автоматически влечь оставление заявления без рассмотрения, суд должен исходить из реальной возможности урегулирования конфликта между сторонами в таком порядке.
Данная правовая позиция суда согласуется с Определением судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 июля 2015 г. N 306-ЭС15-1364.
Из материалов дела усматривается, что истец направил претензию об оплате стоимости потребленной энергии на общедомовые нужды N 119-20/1295 от 26.05.2016 года в адрес исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, которая осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. На данную претензию Исполнительный комитет направил письмо N 03-2/2377 от 13.06.2016 со ссылкой на не вступившее в законную силу решение суда о взыскании задолженности (т.1, л.д.9) и на право истца обратиться о взыскании задолженности в суд. В связи с этим у суда не имеется оснований для сомнения в направлении и получении ответчиком претензии об оплате имеющейся задолженности.
Таким образом, учитывая длительность рассмотрения дела, у сторон имелась возможность урегулировать спор мирным путем, однако стороны данной возможностью не воспользовались. У суда отсутствуют основания полагать, что у ответчика имеется намерение на самостоятельное урегулирование спора, учитывая, что до настоящего времени мер к разрешению конфликта стороны не приняли. Учитывая принципиальную позицию ответчиков относительно необоснованности по их мнению исковых требований истца, суд приходит к выводу, об отсутствии возможности урегулирования спора во внесудебном порядке.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
На основании ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения.
Согласно статьям 544 и 548 ГК РФ оплата энергии, производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: - при непосредственном управлении многоквартирным домом; - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме этого, в силу положений статьи 30, частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), согласно которым собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения в силу закона, но предоставление коммунальных услуг в многоквартирном доме должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В материалы дела представлены доказательства избрания в спорных жилых домах формы управления жилым домом в виде управления управляющей организацией и передаче полномочий по управлению домами ООО "Жилищная компания" и ООО "УК "Жилкомплекс" (т.3 л.д.18-41, 53,54, 72-97), при этом факт управления домами не оспаривался ответчиками - управляющими компаниями.
Таким образом, факт наличия в спорных жилых домах формы управления управляющей организацией подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Доводы ответчика ООО "УК "Жилкомплекс" о том, что управляющая организация не может являться надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку договорных отношений с истцом не имеет, поставщиком услуг по энергоснабжению для жильцов не является, и расчеты с жильцами должны производятся напрямую истцу, минуя управляющую компанию, судом правомерно отклонены в виду следующего.
Согласно п.18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 6.2. Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательство допускает возможность принятия жильцами многоквартирных домов решения о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного, либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 7.1. ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по общему правилу собственник нежилого помещения должен вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, непосредственно управляющей организации, которая в качестве стороны договора ресурсоснабжения является лицом, обязанным оплачивать энергоресурсы ресурсоснабжающей организации.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32, Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору по поставке коммунального ресурса, и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
При этом, из анализа норм действующего законодательства не следует, что обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, возникновение у нее права на выставление счетов и на сбор платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией.
Пункт 14 Правил N 354 связывает обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом покупки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактических договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией. Иное толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей компании уклоняться от исполнения своих обязанностей по договору управления многоквартирным жилым домом путем не оформления письменного договора с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией как абонентом не освобождает последнюю от исполнения такого обязательства.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Таким образом, действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При таких обстоятельствах истец лишен права на обращение в суд с требованиями к собственникам жилых помещений о взыскании платы за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 87-КГПР15-9, и от 14 июля 2016 г. N 9-АПГ16-13, а также постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2016 г. N Ф06-7903/2016.
На основании вышеизложенного судом также отклонен довод ответчика ООО "Жилищная компания" (т.3, л.д.3-4) о принятии 18.07.2012 года жильцами дома, расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский район, пгт. Васильево, ул. Комсомольская, д. 14, решения о передаче на прямое абонирование ОАО "Татэнергосбыт" минуя управляющую компанию, поскольку не меняет установленного законодательством определения лица являющего исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, надлежащими ответчиками по делу являются ООО "Жилищная компания" и ООО "УК "Жилкомплекс", при этом передача в собственность спорных жилых домов Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан не накладывает на последнего обязанность по оплате поставленного ресурса напрямую ресурсонабжающей организации.
Допустимых доказательств, опровергающих исковые требования, ответчиками не представлено, при этом, ответчики не оспорили факта оказания в спорный период услуг энергоснабжения, равно как и верность выполненного истцом расчета исковых требований с учетом заявленного уточнения.
Согласно части 31 статьи 70 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Истцом заявлено о взыскании задолженности с Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО "Жилищная компания" и ООО "УК "Жилкомплекс" в солидарном порядке.
Вместе с этим, в силу статьи 322 ГК РФ солидарная ответственность возникает только, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
В виду того, что из правоотношений по энергоснабжению не вытекает солидарной ответственности, иным законом или договором не установлено иное суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования о взыскании в солидарном порядке задолженности за электрическую энергию, потребленную на ОДН.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2016 по делу N А65-15553/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-15553/2016
Истец: ОАО "Татэнергосбыт", г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г.Зеленодольск, ООО "Жилищная компания", ООО "УК "Жилкомплекс"
Третье лицо: ОАО "Сетевая компания"
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-42/17