Требование: о взыскании долга и неустойки, о взыскании пени по договору оказания услуг по обслуживанию многоквартирного дома в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А50-21344/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.А.,
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии
от истца: Кайгородова В.Б., доверенность от 01.02.2017 N 4,
от ответчика: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, ООО "Управляющая компания "Универсал -Инжиниринг",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.11.2016,
принятое судьей Балякиной О.В.,
по делу N А50-21344/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Универсал-Инжиниринг" (ОГРН 1135948001188, ИНН 5948044375)
к государственному казенному учреждению Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края" (ОГРН 1145958088649, ИНН 5902000576)
о взыскании задолженности за коммунальные услуги и содержание жилья, неустойки,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Универсал-Инжиниринг" (далее - истец, общество "Универсал-Инжиниринг") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к государственному казенному учреждению Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 1 284 168 руб. 86 коп. задолженности за коммунальные услуги и содержание жилья за период с октября 2015 года по июнь 2016 года, 201 644 руб. 97 коп. пени.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2016 в удовлетворении иска отказано.
Истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на положения договора управления от 21.09.2015 N 22, полагает, что именно ответчик, выступая стороной договора, является обязанным лицом по отношению к истцу. У последнего отсутствуют основания для взыскания коммунальных платежей и платы за содержание жилья с нанимателей жилых помещений, по отношению к которым именно ответчик выступает наймодателем. Наличие договора найма не освобождает собственника от исполнения обязанности по оплате указанных расходов, так как ответчик пользовался услугами истца в силу принадлежности ему на праве собственности жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах. По мнению общества "Универсал-Инжиниринг", арбитражным судом не дана надлежащая оценка действия одновременно двух договоров, а именно договора, заключенного между сторонами, и договора, заключенного между ответчиком и нанимателями жилых помещений. При этом заявитель жалобы указывает на расторжение договора управления от 21.09.2015 N 22 с 01.10.2016.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 26.01.2015 N СЭД-31-02-2-02-75, от 06.02.2015 N СЭД-31-02-2-02-120 за учреждением на праве оперативного управления закреплено имущество, приобретенное Министерством строительства и архитектуры Пермского края по договору на приобретение жилых помещений в многоквартирных жилых домах в государственную собственность и включенное в специализированный жилищный фонд Пермского края с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: с. Култаево, ул. Радужная, дома 71,72, ул. Лазурная, дома 149, 151).
По результатам проведенного органом местного самоуправления - администрацией Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: Пермский район, с. Култаево, ул. Радужная, дома 71, 72, ул. Лазурная, дома 149, 151, общество "Универсал-Инжиниринг" выбрано в качестве управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами на срок 3 года, что подтверждается протоколом конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 07.09.2015 N 7-К.
Спорные жилые помещения в указанных многоквартирных домах во исполнение части 6 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", части 7 статьи 6 Закона Пермского края от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" переданы гражданам по договорам найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела копии договоров найма специализированного жилого помещения.
Между обществом "Универсал-Инжиниринг" (управляющая компания) и учреждением (собственник) заключен договор управления многоквартирным домом от 11.09.2015 N 22, по условиям которого (пункт 1.1) собственник передает, а управляющая организация принимает полномочия по управлению многоквартирными домами за счет средств собственника в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями, собственниками нежилых помещений, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3.4.5 договора управления до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальных услуг несут органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица. С момента заселения жилых помещений бремя расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плата за коммунальные и другие услуги несут наниматели такого помещения либо арендаторы жилого помещения.
Согласно пункту 3.6 договора управления обязанность внесения платы за ремонт, содержание и коммунальные услуги возникает у собственников жилых помещений, нанимателей и арендаторов жилых помещений, а также пользователей нежилых помещений в соответствии с договорами найма (аренды) и иными договорами, на основании которых возникает право пользования помещениями.
Пунктами 3.7.1 и 3.7.2 договора управления предусмотрено, что плату за содержание, ремонт и коммунальные услуги собственники и пользователи помещений вносят управляющей организации путем перечисления денежных средств на расчетный счет управляющей организации или путем внесения платы в кассы управляющей компании. Плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным на основании платежных документов.
В соответствии с пунктом 4.3 договора управления собственники помещений в многоквартирном доме, а также лица, пользующиеся помещениями, отвечают за ненадлежащее исполнение своих обязательств перед управляющей организацией в порядке, установленном действующим законодательством.
Пунктом 4.5 договора управления установлено, что собственники помещений несут ответственность за своевременность и полноту платежей пользователей помещений.
Во исполнение пункта 3.7.2 договора управления управляющей организацией ежемесячно выставлялись нанимателям квитанции на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обращаясь в арбитражный суд, общество "Универсал-Инжиниринг" указало, что им оказаны услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, коммунальные услуги (холодное водоснабжение, водоотведение, холодное водоснабжение на общедомовые нужды, электроснабжение, электроснабжение на общедомовые нужды) и техническое обслуживание газовых котлов, в том числе в спорный период с октября 2015 года по июнь 2016 года, эти услуги ответчиком не оплачены, в связи с чем образовалась задолженность в размере 1 284 168 руб. 86 коп.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, руководствовался положениями части 3 статьи 153, части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что лицами, обязанными оплачивать коммунальные услуги и содержание жилья, являются наниматели, а не наймодатель.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции находит решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Так, в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 и частью 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно абзацу третьему статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение; если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
В пунктах 1 и 3 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения таких договоров.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги до заселения этих помещений (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положениями части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам найма, в том числе по договорам найма специализированного жилого помещения, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы государственной власти и местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 4).
Условия договора управления многоквартирным домом от 11.09.2015 N 22 (пункты 3.6, 3.7.1, 3.7.2, 4.3, 4.5) также предусматривают обязанность нанимателей жилых помещений, принадлежащих ответчику, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества и коммунальные платежи непосредственно истцу и обязанность ответчика по несению соответствующих расходов до заселения жилых помещений, принадлежащих ответчику.
Поскольку из имеющихся в материалах дела договоров найма видно, представителями сторон в суде первой инстанции подтверждено, что в спорный период все жилые помещения, принадлежащие ответчику на праве оперативного управления в названных многоквартирных домах, были заселены (имели нанимателей), вывод суда первой инстанций об отсутствии у учреждения установленной законом обязанности перед обществом "Универсал-Инжиниринг" по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги относительно этих жилых помещений, является правильным.
При этом арбитражным судом обосновано сделан вывод о том, что требование о взыскании названных расходов с ответчика (собственника) фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилых домах, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что противоречит жилищному законодательству и условиям договора управления от 11.09.2015 N 22.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, противоречат перечисленным нормам права, а также правовым позициям, сформулированным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 11.06.2013 N 15066/12, а также Верховным Судом Российской Федерации - в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), в связи с чем отклонены апелляционным судом.
Одновременное действие договоров, заключенных истцом и ответчиком, а также ответчиком и нанимателями, не препятствует исполнению последними своих обязательств по внесению коммунальных платежей управляющей организации, равно как и взысканию истцом указанных платежей с нанимателей в случае их неуплаты.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение арбитражного суда от 24.11.2016 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24 ноября 2016 года по делу N А50-21344/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21344/2016
Истец: ООО "УК "Универсал-инжиниринг"
Ответчик: ГКУ ПК "Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Пермского края"