Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2017 г. N Ф05-6773/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А40-168649/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крючковым П.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Фабрика прачечная-химчистка Астра"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.11.2016, принятое судьей Паршуковой О.Ю. (140-1466) по делу N А40-168649/16
по заявлению ООО "Фабрика прачечная-химчистка Астра"
к ИФНС России N 22 по г.Москве
о признании недействительным решения, об обязании зачесть переплату по налогу,
при участии:
от заявителя: Ушаков П.П. по дов. от 16.10.2015 N б/н;
от ответчика: Корнеев О.А. по дов. от 09.01.2017 N 05-13/00036;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фабрика прачечная-химчистка АСТРА" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 22 по г.Москве N 129 от 01.03.2016, об обязании зачесть переплату по земельному налогу за 2014 г. в размере 1 634 637 руб. в счет предстоящих платежей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2016 отказано в удовлетворении заявления ООО "Фабрика прачечная-химчистка АСТРА" в полном объеме, с ООО "Фабрика прачечная-химчистка АСТРА" в доход Федерального бюджета РФ взыскана государственная пошлина в сумме 26 346, 37 руб.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ответчиком в порядке ст.262 Арбитражного апелляционного суда РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в своей апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 Арбитражного апелляционного суда РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами подтверждается правильное разрешение дела по существу арбитражным судом первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Фабрика прачечная-химчистка АСТРА" имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001008:143 общей площадью 2 633 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, пр.Автомобильный, вл.7, стр.2, 3.
Заявитель согласно п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ признается налогоплательщиком земельного налога.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом согласно п.2 ст.390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 4 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2013, которые вступили в силу с 01.01.2014.
В пункте 246351 Приложения N 3 к указанному постановлению удельный показатель кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:143 установлен в размере 61 549, 04 руб. за квадратный метр, в связи с чем, кадастровая стоимость данного земельного участка определена на указанную дату в размере 162 058 622 руб.
27.09.2013 заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:143 равной его рыночной стоимости в размере 53 078 775, 78 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2014 по делу N А40-13 6797/2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:143 установлена равной его рыночной стоимости в размере 53 078 775, 78 руб.
При этом, как правильно отметил суд в своем решении, заявление об оспаривании обществом кадастровой стоимости земельного участка подано в суд 27.09.2013 до вступления в силу изменений в Закон об оценке (22.07.2014), предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно ч.8 ст.3 Федерального закона N 225-ФЗ положения ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч.5 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ).
Формулировка ч.5 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в совокупности с положениями ст.3 Федерального закона N 225-ФЗ допускает возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости, установленной по результатам рассмотрения споров, которая будет предоставлена только лицам, чьи иски и заявления будут рассмотрены после 22.07.2014, в то время как в случае вынесения решений судов и комиссий до 22.07.2014, также по-прежнему будут применяться правовые позиции Президиума ВАС РФ о применении новой кадастровой стоимости только с момента вступления в силу соответствующего решения суда.
Вышеупомянутое решение Арбитражного суда города Москвы вступило в законную силу 16.04.2015.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ).
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.12 ст.396 Налогового кодекса РФ).
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с п.3 ст.16 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
При этом пунктом 4 указанной статьи установлено, что в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В силу ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и ч.1 ст.16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом данное решение суда не является основанием для аннулирования ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Только при таких обстоятельствах сведения о новой кадастровой стоимости в соответствии с положениями ст.ст.85, 390 НК РФ могут быть применены налоговым органом в качестве базы для исчисления земельного налога.
Следовательно, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что заявителем по земельному участку с кадастровым номером 77:04:0001008:143 при исчислении налогооблагаемой базы за 2014 г. применена кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.07.2014 в размере 53 078 775, 78 руб.
28.01.2015 общество в соответствии со ст.398 Налогового кодекса РФ представило в Инспекцию первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 г., в которой указало кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:143 в размере 53 078 775 руб. и исчислило соответствующий налог к уплате в размере 796 182 руб.
Из карточки "Расчеты с бюджетом" следует, что данная сумма уплачена обществом платежным поручением от 26.01.2015 N 9.
При этом Инспекция по результатам камеральной проверки данной декларации установила, что сведения об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка не были внесены в государственный кадастр недвижимости, и пришла к выводу, что установленная решением Арбитражного суда города Москвы кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2015, а для целей исчисления земельного налога за 2014 г. подлежит применению содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость на 01.01.2014 в размере 162 058 622 руб.
В связи с этим Инспекция решением от 16.04.2015 N 22641 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установила занижение обществом налоговой базы по земельному налогу за 2014 г. и доначислила к уплате налог в размере 1 634 697 руб., а также начислила установленную ст.75 Налогового кодекса РФ пеню в размере 32 816, 54 руб. и предусмотренный п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ штраф на сумму 326 939, 40 руб.
Согласно КРСБ общества начисленные на основании решения от 16.04.2015 N 22641 суммы налога, пени и штрафа уплачены заявителем платежными поручениями от 14.07.2015 N 127, от 15.07.2015 N N 128-129 и от 16.07.2015 N 130.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением от 16.04.2015 N 22641 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, заявитель обжаловал его в УФНС России по г.Москве, в связи с несоблюдения налоговым органом процедуры проведения камеральной налоговой проверки и оформления ее результатов.
22.06.2015 решением УФНС России по г.Москве N 21-19/060352@ решение ИФНС России N 22 по г.Москве "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" N 22641 от 16.04.2015 оставлено без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Согласно п.1 ст.101.2 Налогового кодекса РФ решение ИФНС России N 22 по г.Москве "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" N 22641 от 16.04.2015 вступило в силу 22.06.2015.
Решение ИФНС России N 22 по г.Москве "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" N 22641 от 16.04.2015 в судебном порядке обществом не оспорено.
После вступления в силу решения Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2014 по делу N А40-136797/2013 заявитель представил 24.07.2015 в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2015 г., в которой повторно определил кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 53 078 775 руб. и исчислил соответствующий налог к уплате в размере 796 182 руб.
Таким образом, показатели уточненной налоговой декларации заявителя в данной части соответствовали показателям первичной декларации, по результатам камеральной проверки которой Инспекцией вынесено решение от 16.04.2015 N 22641 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Представленная в Инспекцию 24.07.2015 налоговая декларация общества по земельному налогу за 2014 г. уточненной в рамках ст.81 Налогового кодекса РФ не является.
Поданная обществом 24.07.2015 налоговая декларация по земельному налогу за 2014 г. с номером корректировки "1" фактически является повторной, а не уточненной.
Действующее налоговое законодательство не содержит такого понятия как "повторная" налоговая декларация.
Возможность представления налоговых деклараций за один и тот же налоговый период с одинаковыми показателями законодательством также не предусмотрена.
Согласно п.1 ст.80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В соответствии с п.1 ст.81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Из буквального толкования ст.81 Налогового кодекса РФ следует, что право представления уточненной налоговой декларации обусловлено фактом обнаружения ошибочности сведений в поданной в налоговый орган налоговой декларации самим налогоплательщиком.
Предусмотренные п.1 ст.81 Налогового кодекса РФ основания для подачи в налоговый орган уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 г. с номером корректировки 1 у общества отсутствовали.
В свою очередь у Инспекции отсутствуют предусмотренные п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ основания для проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2014 г.
02.09.2015 обществом в ИФНС России N 22 по г.Москве подано заявление от 02.09.2015 N 20/155 с повторной просьбой произвести перерасчет земельного налога за 2014 г. и по результату предоставить обществу письменный ответ.
К указанному заявлению общества была приложена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером: 77:04:0001008:143.
В п.4 представленной обществом кадастровой справке о кадастровой стоимости недвижимости указана кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2014 в размере 53 078 775, 78 руб.
Понятие кадастровой стоимости в виду отсутствия в налоговом законодательстве на основании ст.11 Налогового кодекса РФ определено в ст.3 Федерального закона N 135-ФЗ как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст.24.19 настоящего Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу ст.24.11 Федерального закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании ст.ст.24.12 и 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке ст.24.17 Федерального закона N 135-ФЗ с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г.Москве на основании Устава является Правительство г.Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Из анализа перечисленных выше нормативных актов следует, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для целей исчисления земельного налога на основании ст.391 Налогового кодекса РФ на 2014 г. является Постановление Правительства г.Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений, содержащихся в Постановлении N 751-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками и не приниматься во внимание при расчете налоговой базы по земельному налогу.
Принимая во внимание, что решение от 16.04.2015 N 22641 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не было обжаловано обществом и не отменено полностью или в части вышестоящим налоговым органом, ни арбитражным судом, у Инспекции отсутствовали основания для сторнирования в КРСБ общества суммы земельного налога, соответствующей пени и штрафа, доначисленных по указанному решению.
При таких обстоятельствах у общества на момент представления им заявления от 11.02.2016 отсутствовала переплата по земельному налогу за 2014 г. в размере 1 634 697 руб., которая могла бы быть зачтена в счет предстоящих платежей налогоплательщика.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, а также доводы участвующих в деле лиц, пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган обоснованно вынес обжалуемое решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога (сбора, пени, штрафа).
Оспариваемое решение Инспекции вынесено в соответствии с налоговым законодательством, законные права и интересы налогоплательщика не нарушает, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных ООО "Фабрика прачечная-химчистка АСТРА" требований.
Расходы по оплате государственной пошлины распределены судом в порядке ст.110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.11.2016 по делу N А40-168649/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168649/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2017 г. N Ф05-6773/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ФАБРИКА ПРАЧЕЧНАЯ-ХИМЧИСТКА "АСТРА"
Ответчик: ИФНС N 22 по городу Москве