Требование: о признании права собственности, о признании права собственности отсутствующим, об истребовании имущества из чужого незаконного владения в отношении недвижимого имущества, в отношении нежилых помещений
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А21-8073/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткаченко Я.А.
при участии:
от истцов: 1) директор Зарицкий Д.А. на основании справки от 28.09.2016, представитель Горбатюк Н.В. по доверенности от 10.06.2016
от ответчиков: не явились, извещены
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23844/2016) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.2016 по делу N А21-8073/2015 (судья Можегова Н.А.), принятое
по иску МАУ Центр "Янтарный парус", администрации городского округа "Город Калининград"
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, ФГБОУ ВПО "Калининградский государственный технический университет"
3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
о признании права собственности отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения,
установил:
Муниципальное автономное учреждение города Калининграда "Физкультурно-спортивный центр "Янтарный Парус" (ОГРН: 1133926029137, место нахождения: Калининград, улица Чайковского, дом 50-52, далее - Спортивный центр) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - том 3, листы дела 123-133) к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Росимущество), ФГБОУ ВПО "Калининградский государственный технический университет" (далее - Университет) о признании отсутствующим права оперативного управления Университета нежилым помещением площадью 58,1 кв.м. лит.I из лит.Б (кадастровый номер 39:15:000000:2272), расположенным по адресу: г.Калининград, поселок Прибрежный, Мамоновское шоссе и об истребовании указанного имущества из незаконного владения Университета.
После возбуждения производства по делу администрацией городского округа "Город Калининград" (далее - администрация) подано заявление (с учётом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на нежилое помещение лит.I из лит.Б (кадастровый номер 39:15:000000:2272) и истребовании спорного имущества из незаконного владения Университета путем его передачи администрации.
Решением от 11.07.2016 суд признал отсутствующим право собственности Российской Федерации на нежилое помещение площадью 58,1 кв.м. лит.I из лит.Б (кадастровый номер 39:15:000000:2272), расположенное по адресу: г.Калининград, поселок Прибрежный, Мамоновское шоссе; в остальной части в иске администрации отказал, а также признал отсутствующим право оперативного управления Университета нежилым помещением площадью 58,1 кв.м. лит.I из лит.Б (кадастровый номер 39:15:000000:2272), расположенное по адресу: г.Калининград, поселок Прибрежный, Мамоновское шоссе и истребовал имущество - нежилое помещение площадью 58,1 кв.м. лит.I из лит.Б (кадастровый номер 39:15:000000:2272), расположенное по адресу: г.Калининград, поселок Прибрежный, Мамоновское шоссе, из незаконного владения Университета и обязал передать это имущество Спортивному центру.
Росимущество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, решение суда не основано на допустимых и достаточных доказательствах, а также противоречит Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1
Как указало Росимущество, спорное нежилое помещение площадью 58,1 кв.м. (далее - помещение "шайба") является федеральной собственностью, находившееся на праве хозяйственного ведения у ФГУП "ЮГ СПОРТ", при этом, по утверждению Росимущества, спорное помещение "шайба" входило в состав Областного яхт-клуба, фактически не передавалось в муниципальную собственность, не являлось и не является объектом муниципальной собственности.
Спорное помещение, по мнению подателя апелляционной жалобы, не использовалось муниципальными организациями и учреждениями, при этом помещение лит. I из лит. Б является отдельным строением, и примыкает к зданию столовой, которое передано в муниципальную собственность.
Росимущество также обращало внимание, что им проводилась инвентаризация спорного объекта, кроме того, было зарегистрировано право хозяйственного ведения у ФГУП "ЮГ СПОРТ", а позднее право оперативного управления у Университета, при этом Университет содержал и использовал его в целях реализации уставной деятельности, поддерживает до настоящего времени в надлежащем состоянии спорный объект.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Спортивного центра возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств в обоснование возражений на апелляционную жалобу.
Апелляционный суд, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В обоснование исков Спортивный центр и администрация указали, что 28.10.2014 Управлением Росреестра по Калининградской области зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ "Город Калининград" на нежилое здание столовой площадью 359,6 кв.м., расположенное по адресу: г.Калининград, п. Прибрежный, ДЮСШ (далее - здание столовой).
Согласно свидетельству 39-АБ N 489378 03.04.2015 произведена государственная регистрация права оперативного управления Спортивным центром указанным нежилым зданием столовой.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 27.10.2014 Управлением Росреестра по Калининградской области было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на нежилое помещение площадью 58,1 кв.м., расположенное по адресу: г.Калининград, пгт. Прибрежный, ДЮСШ, пом.1 из лит. Б (помещение "шайба"), что подтверждается свидетельством 39-АБ N 410826.
Согласно свидетельству 39-АБ N 165439 18.03.2013 произведена государственная регистрация права оперативного управления Университета указанным нежилым помещением "шайба".
Кроме того, из технического паспорта следует, что помещение "шайба", право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, является частью нежилого здания столовой площадью 359,6 кв.м., право собственности на которое зарегистрировано за муниципальным образованием.
Таким образом, на одно и тоже помещение "шайба" зарегистрировано право собственности Российской Федерации и муниципального образования и право оперативного управления Университета и Спортивного центра.
Полагая, что спорное помещение "шайба", построенное до принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, было правомерно включено в пообъектный перечень муниципального имущества, заявители обратились в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Как следует из материалов дела, в обоснование своей правовой позиции, Спортивный центр, представил следующие документы:
- Распоряжение Комитета по управлению имуществом Мэрии г. Калининграда, N 39, от 14.02.1995 "О передаче в оперативное управление отдела физкультуры и спорта ДЮСШ N 6".
- Постановление мэра г. Калининграда N 168, от 02.02.1995 N 168, "О предоставлении управлению образования мэрии Калининграда земельного участка в пос. Прибрежный".
- Постановление мэра г. Калининграда N 1192 от 04.07.1995 "О внесении изменения в постановление N 168 от 02.02.1995"
- Договор на передачу в аренду городских земель N 000439 от 08.08.1995
- Постановление мэра г. Калининграда N 2452, от 04.08.1998 "О предоставлении Отделу физкультуры и спорта мэрии земельного участка по Мамоновскому шоссе в Балтийском районе."
- Письмо исх. N 03-4/1752, от 28.08.1995 Комитета по управлению имуществом Мэрии г. Калининграда, с приложением "О перечне имущества ДЮСШ N 6, для внесения соответствующих записей в правовую регистрацию строений"
- Договор 6/6, от 20.06.1996 "О совместной деятельности по переоборудованию на базе помещения-хранилища "шайбы" в пункт питания при детской-юношеской спортивной школе- в судебном заседании Истцом был предьявлен оригинал договора.
- Распоряжение Комитета по управлению имуществом Мэрии г.
Калининграда N 39 от 14.02.1995 "О передаче в оперативное управление отдела физкультуры и спорта ДЮСШ N 6".
- Постановление мэра г. Калининграда N 168, от 02.02.1995 г. N 168, "О предоставлении управлению образования мэрии Калининграда земельного участка в пос. Прибрежный".
- Постановление мэра г. Калининграда N 1192 от 04.07.1995 "О внесении изменения в постановление N 168 от 02.02.1995"
- Договор на передачу в аренду городских земель N 000439 от 08.08.1995
- Постановление мэра г. Калининграда N 2452 от 04.08.1998 "О предоставлении Отделу физкультуры и спорта мэрии земельного участка по Мамоновскому шоссе в Балтийском районе."
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - Постановление N3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Пунктом 2 Приложения N 3 установлено, что к муниципальной собственности относятся, в том числе, учреждения и объекты народного образования, культуры и спорта, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, и находящиеся на территории соответствующих городов.
В силу пункта 5 Постановления N 3020-1 оформление передачи объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Решением Малого Совета Калининградского городского совета народных депутатов N 2241, от 25.09.1992 "Об утверждении "Пообъектного перечня муниципальной собственности города", в областной Комитет по управлению государственным имуществом был утвержден и передан перечень муниципальной собственности, для утверждения областным Советом народных депутатов.
Согласно п/п N 163 указанного перечня муниципальной собственности города Калининграда в распоряжении ДЮСШ N 6, расположенной по адресу пос. Прибрежное-яхт-клуб, находились объекты недвижимости остаточная балансовая стоимость которых по состоянию на 01.01.1992 составляла 274,62 тыс. руб.
24.12.1993 администрацией Калининградской области вынесено постановление N 299 "Об утверждении перечней 1 и 2 предприятий, имущества и нежилого фонда, передаваемых в муниципальную собственность г. Калининграда" (далее - постановления N 299).
Из постановления N 299 и приложенной к нему справки следует, что в данный перечень включена позиция 195 - "Детско-юношеская спортивная школа N6", при этом исключен яхт-клуб.
Распоряжением от 14.02.1995 N 39 ДЮСШ N 6 передана в оперативное управление Отдела физкультуры и спорта Комитета по социальным вопросам.
Приказом Мэрии г. Калининграда от 01.03.1995 N 44 основные средства, материалы и инвентарь ДЮСШ N 6 по парусу и гребле принял на свой баланс отдел физкультуры и спорта мэрии Калининград.
Постановлением от 02.02.1995 N 168 (лист дела 111, том 2) под существующие здания и сооружения детско-юношеской школы N 6 по парусному спорту был предоставлен земельный участок.
Пунктом 3.4 названного постановления предписано заключить договор на реконструкцию школы и получить разрешение на начало строительных работ.
Согласно акту отвода границ земельного участка в натуре (том 2, лист дела 112) фактически занимаемая площадь земельного участка составляет 3, 4637 га., из них - 0,1902га. земли совместного пользования.
Границы участка закреплены на местности металлическими штырями, проходят по существующим оградам и сданы представителю землепользователя (директору ДЮСШ).
На оборотной стороне акта отвода имеется графическое изображение земельного участка, из которого следует, что ДЮСШ N 6 находится в границах участка площадью 3, 4637 га.; участок площадью 0,1902га. представляет собой дорогу общего пользования; яхт-клуб находится на другом земельном участке, имеющем (частично) общую границу с участком ДЮСШ.
08.08.1995 между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Калининграда и Отделом физической культуры и спорта Мэрии г.Калининграда был заключен договор N 000439 на передачу в аренду городских земель.
Согласно пункту 1.1 указанного договора земельный участок площадью 3,4637 га. предоставляется под существующие здания и сооружения ДЮСШ N 6 по парусному спорту в границах, указанных в приложении N 1.
Письмом от 28.08.1995 N 03-4/1752 Комитет по управления имуществом Мэрии г.Калининграда направил в адрес Калининградского БТИ в целях правовой регистрации строений справку о наличии строений, находящихся на балансе ДЮСШ по парусу и гребле.
В пункте 6 указанной справки указана столовая (литер Б) площадью 390,1 кв.м.
После чего отделом БТИ Калининградской области был выдан технический паспорт на здание столовой, в котором отражена запись о регистрации за муниципальным образованием права собственности на объект (по состоянию на 12.09.1995).
20.06.1996 между Отделом физкультуры и спорта и МФГ Оздоровительный центр "Балтика" был заключен договор N 6/6 о совместной деятельности, предметом которого являлось переоборудование помещения- хранилища "шайба" в пункт питания при детско-юношеской спортивной школе.
Пунктом 2.2 названного договора предусмотрен капитальный ремонт помещения с привлечением собственных материальных и трудовых ресурсов.
Постановлением от 04.08.1998 N 2452 Мэрия г.Калининграда передала земельный участок Отделу физической культуры и спорта Мэрии в аренду сроком на 49 лет в связи с передачей имущества ДЮСШ N 6 указанному отделу в оперативное управление.
Согласно акту отвода границ земельного участка в натуре под существующими строениями находятся три участка, в том числе, участок N 1 площадью 2,4166 га. и именно на этом участке располагается здание столовой с помещением "шайба".
Как следует из схемы установления и закрепления границ, участок, на котором расположен яхт-клуб, отделен от участка N 1 дорогой общего пользования, то есть здания и строения ДЮСШ N 6 и здания и строения яхт-клуба находятся на разных земельных участках.
Согласно приложения 1 распоряжения N 44, от 25.01.2001 "О закреплении недвижимого имущества гребной базы расположенной в поселке Прибрежном", здание столовой лит. Б общей площадью 359,8 кв.м. было закреплено за отделом по делам молодежи мэрии на праве оперативного управления.
01.02.2001 подписано соглашение N 5 о внесении изменений в договор N 12 от 24.10.1995 о передаче муниципального имущества в оперативное управление.
Кроме того, согласно приложения 1 распоряжения Комитета муниципального имущества Мэрии г. Калининграда N 487 от 02.10.2001 "О внесении изменений в распоряжение N 44 "О закреплении недвижимого имущества гребной базы расположенной в поселке Прибрежном", здание Столовой лит. Б общей площадью 359,8 кв.м. было закреплено за отделом по делам молодежи мэрии на праве оперативного управления.
В соответствии с приложением 1 соглашения N 5 от 01.02.2001 "О внесении изменений в договор N 12, от 24.10.1995 "О передаче имущества муниципальной собственности в оперативное управление", акта приема-передачи муниципального имущества гребной базы от 24.01.2001, в договор был включен перечень муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в состав которого входило здание Столовой лит. Б общей площадью 359,8 кв.м., расположенное в пос. Прибрежном.
На основании постановления Мэра г. Калининграда от 15.04.2002 N 1074 изменен землепользователь на Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа по водным видам спорта (далее - НОУ ДО "ДЮСШ"), после чего с НОУ ДО "ДЮСШ" был заключен договор от 17.06.2002 N 004606 на аренду земельного участка с кадастровым номером 39:15:151203:5 под существующие здания и строения.
На основании постановления Мэра г. Калининграда от 02.03.2006 N 464 срок аренды продлен до 15.04.2007.
16.09.2010 Распоряжением 70-1856/р Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" "О закреплении на праве оперативного управления муниципального имущественного комплекса гребной базы, расположенного по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный за МОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа по водным видам спорта "Морская школа" было закреплено имущество, в состав которого входило здание Столовой лит. Б, площадью 359,8 кв. м.
03.06.2013 распоряжением 1628/р-КМИ спорное имущество изъято из оперативного управления МОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа по водным видам спорта "Морская школа" и передано в казну городского округа "Город Калининград".
17.05.2013 создан Спортивный центр, имущество гребной базы передано ему на основании постановления администрации городской округ "Город Калининград" N 690 и распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов от 20.08.2013 N 2671-КМИ.
На основании Распоряжения N 2671-КМИ со Спортивным центром был заключен договор от 26.08.2013 N 16/13/оу/н "О порядке использования муниципального недвижимого имущества, находящегося у Спортивного центра на праве оперативного управления", согласно названному договору в состав переданного имущества вошло здание столовой лит. Б. общей площадью 359,8 кв.м.
В 2014 при оформлении документации на здания и сооружения истцом было установлено расхождение в площади столовой, в связи с чем, были внесены изменения в реестр муниципальной собственности (в части изменения площади с 359,8 кв. м. на 359,6 кв.м.).
Кроме того, на основании Кадастрового паспорта здания от 14.07.2009, выданного Калининградским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", а так же Технического паспорта, выданного Межрайонным бюро технической инвентаризации г. Калининграда по состоянию на 10.05.1995, инвентарный номер 21398 здания столовой Лит. Б., в разделе "Регистрация права собственности" установлено, что имеются сведения о праве собственности, зарегистрированном на основании Решения малого Совета Калининградского городского совета народных депутатов N 2241, от 25.09.1992 "Об утверждении "Пообъектного перечня муниципальной собственности города".
В экспликации внутренних помещений технического паспорта по плану указано нежилое помещение общей площадью 58,1 кв.м. - помещение "шайба".
Таким образом, из представленных истцом доказательств следует, что с момента ввода в эксплуатацию в 1976 спорное помещение "шайба" являлось составной частью здания столовой и доказательств строительства указанного помещения отдельно от здания столовой в деле не имеется.
Кроме того, указанное здание столовой, в свою очередь, входило в состав имущественного комплекса ДЮСШ N 6, которое в полном соответствии с Приложением N 3 к Постановлению N 3020-1 было включено в состав муниципального имущества г.Калининграда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, здание столовой лит. Б, с его помещением "шайба", расположенное по адресу Калининградская область, пгт. Прибрежный, ДЮСШ, пом. I из лит. Б, с 1992 являлось муниципальной собственностью, и при этом передавалось в оперативное управление иным лицам, и с 1992 органы местного самоуправления в пределах своих полномочий распоряжались спорным имуществом - путем передачи его в оперативное управление учреждениям и организациям, осуществляющим деятельность в области молодежной политики и спорта.
При этом, в кадастровом паспорте здания отражена общая площадь здания столовой - 359,6 кв.м., включая помещение "шайба" с площадью 58, 1 кв.м.
Кроме того, из материалов дела следует, что здание столовой и еще 13 объектов муниципальной собственности, зарегистрированных в ЕГРП, располагались на земельном участке с кадастровым номером 39:15:151203:5, находившемся в муниципальной собственности до 30.10.2014, то есть до момента регистрации на него права собственности Российской Федерации, что подтверждается записью N 39-39-01/361/2014-775.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, из кадастрового паспорта, представленного Управлением Росреестра по Калининградской области в составе регистрационного дела на спорный объект недвижимости, и технического паспорта усматривается, что помещение "шайба" встроено в здание столовой, указанный в данных паспортах ранее присвоенный учётный номер (21398) представляет собой инвентарный номер объекта недвижимости - всего здания столовой.
При этом в кадастровом паспорте помещения "шайба" местоположение объекта указано: пгт.Прибрежный, ДЮСШ, а в техническом паспорте - поселок Прибрежный, яхт-клуб, и в экспликации внутренних помещений технического паспорта на здание столовой указано нежилое помещение общей площадью 58,1 кв.м. (позиция 15), как составная часть помещения столовой.
Кроме того, в выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N 39-0-1- 85/4001/2015-8696 от 09.04.2015, наименование объекта указано: нежилое помещение, т.е. внутреннее помещение, являющееся частью здания, местоположение объекта: Калининградская область, пгт. Прибрежный, ДЮСШ, пом. I из лит. Б.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, помещение "шайба" не является самостоятельным сооружением.
Судом апелляционной инстанции установлено, что возражая против удовлетворения исковых требований, Росимущество ссылалось на то, что в состав имущественного комплекса, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ЮГ СПОРТ" и переданного по акту приема-передачи, вошли следующие объекты недвижимого имущества (Приложение к распоряжению Росимущества от 30.09.2005 N 2195-р):
- Караульное помещение, литер "Ж";
- Эллинг, литер "И";
- Санитарный блок, литер "К";
- Трансформаторная подстанция;
- Причальная стенка;
- Сигнальная будка, литер "3";
- Сигнальная мачта, литер "24";
- Помещение-шайба, литер "Б".
Согласно выписке N 3313-Ф от 27.05.2005 из реестра федерального имущества основание нахождения объекта у пользователя указано договор аренды от 15.04.2004 N 3018, объекты имеют следующие характеристики:
- Караульное помещение, литер "Ж", общая площадь 19,8 кв.м.;
- Эллинг, литер "И", общая площадь 421,1 кв.м.;
- Санитарный блок, литер "К", общая площадь 85,4 кв.м.;
- Будка сигнальная, литер "3", общая площадь 12 кв.м.;
- Помещение "Шайба", литер "Б", общая площадь 58,1 кв.м.;
- Сигнальная мачта, литер "24";
- Причальная стенка, длина 85 п.м.;
- Трансформаторная подстанция.
При этом, как следует из материалов дела Росимущество в обоснование своих доводов ссылалось на:
- постановление Администрации Калининградской области от 24.12.1993 N 299 "Об утверждении перечней N 1 и 2 предприятий, имущества и нежилого фонда, передаваемых муниципальную собственность г. Калининграда", из которого следует, что из имущества (перечень N 1 поз. 195), передаваемого, согласно Постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991N3020-1, в муниципальную собственность, исключен яхт-клуб.
- Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 30.09.2005 N 2195-р, согласно которому имущественный комплекс гребной базы "Областной яхт-клуб" в составе: караульное помещение литер "Ж"; эллинг, литер "И"; санитарный блок, литер "К", помещение "шайба" (спорный объект), литер "Б", сигнальная мачта, литер "24"; будка сигнальная, литер "3"; причальная стенка и трансформаторная подстанция закреплен на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Республиканский учебно-тренировочный комплекс "Яхт-клуб Сочи";
- Акт от 03.11.2005 приема-передачи государственного имущества (имущественного комплекса) федеральному унитарному предприятию;
- Свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения на вышеуказанный имущественный комплекс в составе которого значится нежилое помещение (литер 1 из литера Б), общей площадью 58,1 кв.м. (помещение "шайба") 39-АА N 510006 от 24.07.2007;
- Распоряжение ТУ ФАУГИ по Калининградской области от 20.02.2007 N 164-р о предоставлении ФГУП "ЮГ СПОРТ" земельного участка в аренду,
- Договор аренды N ФС-2007/02-22 от 20.02.2007 земельного участка, находящего в собственности Российской Федерации, заключенного между ТУ ФАУГИ по Калининградской области и ФГУП "ЮГ-СПОРТ";
- Распоряжение ТУ ФАУГИ по Калининградской области от 25.03.2011 N 90-р "О передаче государственного имущества", в соответствии с которым на основании акта использования вышеуказанного имущественного комплекса ФГУП "ЮГ-СПОРТ" государственное имущество яхтклуба было изъято в казну;
- Распоряжение ТУ ФАУГИ по Калининградской области от 25.03.2011 N 91-р, согласно которому имущественный комплекс из казны Российской Федерации был передан ФГБОУ ВПО "БРАРФ";
- Распоряжение ТУ ФАУГИ по Калининградской области от 24.12.2012 N 598-р, согласно которому имущественный комплекс закреплен на праве оперативного управления за ФГБОУ ВПО "КГТУ".
Кроме того, как указывали ответчики, именно Российская Федерация в лице представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом по отношению к имущественному комплексу (спорному объекту) ведет себя (владеет, пользуется и распоряжается) как реальный собственник.
Имущественный комплекс не только формально передавался (закреплялся) собственником правообладателям, но и фактически, и юридически открыто правообладателями использовался и используется в настоящее время.
Право пользования имущественным комплексом правообладателями в установленном порядке регистрировалось, имущественный комплекс находится на балансе университета, Российская Федерация в лице соответствующего органа государственной власти (Росрыболовство) и подчиненных организаций несет бремя содержания имущественного комплекса, осуществляет контроль за надлежащим использованием федерального имущества.
Таким образом, ответчики считают, что истец не только не предоставил суду доказательств правомерности заявленных требований, но и фактически не представил суду обоснования своей правовой позиции.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной позицией ответчиков, в связи со следующим.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, документы, подтверждающие, что спорное помещение "шайба" относится к объектам государственной собственности, указанным в Приложении 1 и Приложении 2 к Постановлению N 3020-1, при этом относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, не представлены.
При этом, в выписке N 3313-Ф из реестра федерального имущества от 27.05.2005 на которую ссылалось Росимущество, не имеется указаний на возникновение права собственности на объекты недвижимости, послужившее включению спорного нежилого помещения в реестр Федеральной собственности.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, ответчиками не представлено ни одного доказательства, подтверждающего основания и цели возведения данного спорного объекта в составе яхт- клуба, несение расходов на его создание, функциональное назначение данного объекта.
Более того, в распорядительных документах на передачу спорного имущества сначала на праве хозяйственного ведения, потом на праве оперативного управления в графах "балансовая" и "остаточная стоимость" помещения "шайба" стоят прочерки.
Доказательства несения расходов Университетом на содержание спорного объекта также не представлено.
Вместе с тем, администрация владела и распоряжалась зданием столовой на протяжении всего указанного выше периода с момента включения указаного здания столовой с помещением "шайба" в перечень объектов муниципальной собственности.
При этом, доказательств того, что Комитет по земельным отношениям Мэрии г. Калининграда выдавал никакие-либо разрешения на строительство или передачу части здания столовой ТУ ФАУГИ в Калининградской области не представлено.
В материалах дела имеются акты ТУ ФАУГИ в Калининградской области о инвентаризации объектов недвижимости от 29.12.2010, в котором указано, что помещение "шайба" находится в неудовлетворительном состоянии и не эксплуатируется, а так же требует капитального ремонта, при этом проектная и техническая документация отсутствует, следовательно по состоянию на 29.12.2010 технического и кадастрового паспортов на спорное помещение комиссии предоставлено не было.
Однако как указали истцы здание столовой с помещением "шайба" длительное время не использовалось, так как не имелось достаточных денежных средств на его реконструкцию.
Тем самым, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что у администрации право муниципальной собственности на спорное имущество возникло правомерно, поскольку спорное помещение является составной частью здания столовой, и как следствие являющегося составной частью имущественного комплекса ДЮСШ N 6, при этом, в силу пункта 2 Приложения N 3 ДЮСШ N6 относится к объектам народного образования, культуры и спорта, таким образом, являлось муниципальным в силу закона и в соответствии с фактическими обстоятельствами его передачи, при этом спорное помещение "шайба" на протяжении времени с 1992 по настоящее время не выбывало из владения муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путём предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требование собственника в лице администрации городского округа г.Калининград о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный объект является обоснованным и правомерно удовлетворено судом.
Материалами дела также подтверждается, что в данном случае право собственности на один и тот же объект зарегистрировано за разными лицами, а именно Российской Федерацией и муниципальным образованием, при этом, как правильно указал суд первой инстанции право оперативного управления является вторичным по отношению к праву собственности.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что подлежит удовлетворению требование Спортивного центра о признании отсутствующим права оперативного управления Университета, при этом, требование администрации в части истребования имущества из незаконного владения Университетом и передаче муниципалитету спорного нежилого помещения удовлетворению не подлежит, поскольку это имущество ранее было передано на вещном праве Спортивному центру.
Доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.2016 по делу N А21-8073/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ж.В. Колосова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8073/2015
Истец: Администрация ГО "Город Калининград" (Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов), МАУ ФСЦ "Янтарный парус"
Ответчик: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградкой области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, ФГБОУ ВПО "Калининградский Государственный Технический Университет", Федеральное государсвтенное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калининградский государсвтенный технический университет"