город Москва |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А40-169411/16 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
Акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2016,
принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
в порядке упрощенного производства по делу N А40-169411/16,
по исковому заявлению Акционерного общества "Первая грузовая компания"
(ИНН 7725806898, ОГРН 1137746982856)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании денежных средств
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "ПГК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 159 244,17 руб. убытков за выполнение ремонты железнодорожных вагонов.
Решением суда от 07 декабря 2016 года по делу N А40-169411/16, принятым в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ, в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение Истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Считает что обжалуемое решение вынесено необоснованно с нарушением норм материального и процессуального права, не были полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
08 февраля 2017 года (в соответствии со штампом канцелярии суда) в Девятый арбитражный апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Ответчик заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы.
Согласно ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ без вызова сторон, извещенных о рассмотрении поданной в установленный срок апелляционной жалобы на официальном сайте суда в сети Интернет.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в январе-феврале 2016 года ОАО "РЖД" были забракованы и отцеплены в текущий отцепочный ремонт с оформлением уведомлений о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М принадлежащие АО "ПГК" на праве собственности вагоны N N 52141900, 58290974, 52206851, 50129899, 57440372 - по неисправности колёсных пар "выщербины обода колеса, раковины" (код неисправности - 107), вагоны N 53881033,68389261 по неисправности колёсной пары "ползун на поверхности катания" (код неисправности - 106).
АО "ПГК" обеспечило текущий отцепочный ремонт вагонов в эксплуатационных вагонных ремонтных депо ОАО "РЖД".
Для совместного комиссионного осмотра колесных пар ремонтных вагонов и составления актов осмотра с уполномоченными представителями ОАО "РЖД", в адрес перевозчика были направлены телеграммы. ОАО "РЖД" не направило уполномоченных представителей на место осмотра колесных пар. Присутствующие при комиссионном осмотре колесных пар должностные лица ВЧДЭ ОАО "РЖД" от подписи актов осмотра колесных пар отказались.
Эти обстоятельства были зафиксированы в актах осмотра колёсных пар, с приложением фотоматериалов.
В соответствии с "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", утвержденным ОАО "РЖД" 07.12.2007 года "ползун" является термомеханическим повреждением поверхности катания бандажа или безбандажного колеса, которое выражается в появлении на круговой поверхности катания плоского места, вызванного сильным торможением, при котором колеса заклиниваются из-за неправильной эксплуатации колесной пары.
Причиной возникновения ползунов является трение колеса по рельсу, которое возникает при торможении в результате неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачи, неисправностей тормозного оборудования вагона или локомотива, регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках при подкладывании тормозного башмака под одно колесо колесной пары.
В соответствии с пунктами 2 и 6 "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277", утверждённой 16.05.1994 года с дополнениями и изменениями, утверждёнными указаниями МПС России от 11.06.1997 года N В-705у и от 19.02.1998 года N В-181у, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером (или бригадиром) и приемщиком локомотивных депо ОАО "РЖД".
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД". Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
АО "ПГК" как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
Причиной появления на колёсных парах выщербин, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун). Причины возникновения настоящей неисправности четко определены выше названным Классификатором и указывают на вину ОАО "РЖД".
Следовательно, ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности АО "ПГК" посредством неправильной эксплуатации колёсных пар.
При этом в результате обточки поверхности катания колесных пар они утратили свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса. Таким образом, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникающие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары после обточки.
АО "ПГК" понесло затраты на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов и ремонт колёсных пар, затраты на уведомление посредством телеграфа уполномоченных представителей перевозчика. Размер понесённых расходов подтверждается комплектом документов (соответствующими актами выполненных работ, расчётно-дефектными ведомостями, платежными поручениями), а размер убытков, возникших в результате обточки колесной пары, определен расчетным способом по ценам, установленным договором между ОАО "РЖД" и ПГК.
Статья 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость повреждённых вагонов, а также убытки, понесённые владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
Данная норма, устанавливая ответственность перевозчика в случае повреждения или утраты принятых к перевозке вагонов, не ставит ее в зависимость от наличия или отсутствия вины перевозчика.
В силу названной нормы права ответственность перевозчика за повреждение или утрату принятых им к перевозке вагонов наступает и при отсутствии его вины.
Однако, из представленных истцом в материалы дела документов следует что, акт о повреждении вагона или акт обшей формы, удостоверяющий факт повреждения вагона ОАО "РЖД" не составлялся. Также отсутствуют доказательства обращение истца к перевозчику о выдаче акта о повреждении и акта общей формы.
В качестве доказательств вины ответчика в повреждении вагонов истцом представлены уведомления на ремонт вагонов, дефектные ведомости, уведомления о приемке вагонов из текущего ремонта, акты о выполненных работах, которые подписаны перевозчиком.
Вместе с тем, данные документы удостоверяют лишь факт проведения текущего ремонта вагонов, но не свидетельствуют о том, что вагоны были повреждены в процессе перевозки по вине ответчика.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют какие либо доказательства, подтверждающие факт повреждения вагонов истца дорогой, как и отсутствуют доказательства времени и места повреждения вагонов.
Как следует из договора на выполнение текущего отцепочного ремонта N ТОР-ЦВ-ОО-ЗО/ДД/В-223/13 от 01.04.2013 (пункты 3.13.1, 9.7.19) стороны договорились о применении в отношениях иного классификатора - "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04), введенного в действие на территории РФ приказом Министерства транспорта РФ N 481 от 23.12.2013.
Следовательно, истцом необоснованно применен к спорным правоотношениям Классификатор 1.20.001-2007, в отношении которого отсутствует соглашение сторон в связи со следующим.
Так, Классификатор 1.20.001-2007, предназначенный для конкретных целей. предусмотренных разделом 2, не является достаточным доказательством, определяющим вину кого-либо из участников договора перевозки, поскольку является теоретическим пособием, которое содержит перечень возможных причин возникновения той или иной неисправности грузового вагона, которые не могут зависеть исключительно от перевозчика. Конкретную же причину возникновения той или иной неисправности может установить исключительно специалист в результате всестороннего исследования (технической экспертизы).
В данном случае необходимо руководствоваться классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04), так как он классифицирует причины неисправности вагонов на 3 группы, позволяя тем самым, обосновать наличие либо отсутствие вины перевозчика в возникновении неисправности.
Для распределения причин возникновения неисправностей грузового вагона применяется цифровой код (один знак), характеризующий причину, а именно:
1. Технологическая - неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на вагоноремонтных и вагоностроительных заводах, а также с качеством подготовки вагона к перевозкам на пунктах технического обслуживания;
2. Эксплуатационная - неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона;
3. Повреждение - неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
На основе классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04), о применении которого, как указано выше, истец и ответчик пришли к соглашению, Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников СНГ утверждена таблица распределения основных неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения.
Согласно данной таблице причина возникновения спорных неисправностей "ползун поверхности катания - (код) 106" и "выщербина обода колеса - (код) 107" -эксплуатационная, то есть вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона. Отсюда следует, что данные неисправности никак не могли зависеть от перевозчика.
Таким образом, факт причинения вреда перевозчиком АО "ПГК" не доказан.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2016 года по делу N А40-169411/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, установленным в ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169411/2016
Истец: АО "ПГК", АО "ПГК" Самарский филиал, АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"