Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2017 г. N Ф07-3271/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А56-23872/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Метелева Л.В. - доверенность от 20.10.2015, Сухоруков А.А. - доверенность от 07.06.2016
от заинтересованного лица: Конторикова И.С. - доверенность от 28.12.2016
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32338/2016 Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2016 по делу N А56-23872/2016(судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению акционерного общества "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью Группа " ГАРАНТИЯ"
о признании недействительным решения
установил:
Акционерное общество "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФАС) о признании недействительными решения по жалобе N Т02-69/16 от 08.02.2016 и предписание от 08.02.2016.
Решением суда от 19.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, основанное на выводах, не соответствующих имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Третье лицо - ООО Группа "Гарантия" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.01.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 31603218827 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на профилактическое и полное восстановление картриджей для лазерных принтеров и МФУ для нужд АО "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" в 2016 году (далее Извещение о Закупке), включая документацию о Закупке (далее Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223), Положением "Порядок проведения закупок товаров, работ, услуг АО 2 А56-23872/2016 "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор", версия 18 (далее Положение о закупках).
От ООО "Группа ГАРАНТИЯ" в УФАС по Санкт-Петербургу поступила жалоба (вх.N 2129-эп-16 от 29.01.2016 года) на действия организатора торгов при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на профилактическое и полное восстановление картриджей для лазерных принтеров и МФУ для нужд АО "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" в 2016 году.
В жалобе ООО "Группа ГАРАНТИЯ" указало на неправомерные действия организатора торгов, выразившиеся в неправомерных требованиях, установленных Документацией. Решением УФАС от 08.02.2016 жалоба ООО "Группа ГАРАНТИЯ" признана обоснованной (пункт 1 решения).
В действиях организатора торгов при организации закупки нарушение порядка проведения открытого запроса предложений в электронной форме, а именно: пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к неограниченному кругу потенциальных участников Закупки, не обладающих действующим сертификатом Static Control Components (SCC), либо аналогичным статусом эквивалентного производителя или не имеющих в штате специалистов сертифицированных по методике SCC (в случае производства услуг по методике эквивалентного производителя специалистов сертифицированных по методике данного производителя) или не имеющих сертификата соответствия какому-либо из ГОСТ (ГОСТ Р 50938-96, ГОСТ Р МЭК 60950-1-2009, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 13.2.001-2001). 08.02.2016.
Обществу было выдано предписание об устранении нарушений порядка организации процедуры открытого запроса предложений в электронной форме на профилактическое и полное восстановление картриджей для лазерных принтеров и МФУ для нужд АО "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" в 2016 году, путем: - отмены всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения запроса предложений (извещение N 31603218827); - аннулирования запроса предложений (извещение N 31603218827).
Считая вышеназванные решение и предписание УФАС недействительными, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил, что у Управления отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых ненормативных актов.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Порядок проведения торгов отдельными видами юридических лиц, а также возможность оспаривания их результатов регламентирован положениями Закона N 223-ФЗ.
Способами закупки товаров, работ, услуг являются открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 1 статьи 1, часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ заказчик обязан разработать Положение о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Понятие участника закупки определено в части 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, указанная выше норма закона запрещает рассматривать и оценивать заявки по требованиям, критериям и в порядке, которые не предусмотрены документацией о закупке.
По смыслу положений статей 1, 2 и 3 Закона N 223-ФЗ при организации закупок заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, в том числе критерия измеримости (пункт 4 части 1 статьи 3 названного Закона).
Как следует из пункта 9 Информационной карты запроса предложений (Части II документации):
6) Участник должен обладать партнерским статусом Static Control Components (SCC), с правом выступать торговым посредником между Заказчиком и SCC по восстановлению печатающих свойств картриджей, либо аналогичным статусом эквивалентного производителя;
7) Поставщик должен обладать всеми необходимыми лицензиями и сертификатами на оборудование используемое для оказания данного типа услуг(подтверждается копией сертификата);
8) Поставщик должен содержать в штате специалистов сертифицированных по методике SCC (подтверждается копиями Сертификаты специалистов, подтверждающими статус SCC). В случае производства услуг по восстановлению картриджей по методике стороннего производителя компонент - копии Сертификатов специалистов данного производителя.
9) Соответствие оказываемых услуг ГОСТам: ГОСТ Р 50938-96, ГОСТРМЭК 60950-1-2009, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 13.2.001-2001.
Необходимым условием соответствия заявки Участника является наличие как минимум одного сертификата соответствия оказываемых услуг одному из вышеуказанных ГОСТов.
Согласно оспариваемому решению антимонопольного органа Управление посчитало указанный пункт документации о закупке не соответствующим положениям пункта 2 части 1 статьи Закона N 223-ФЗ, поскольку организатор торгов установил необоснованное ограничение конкуренции для неограниченного круга потенциальных участников закупки, не обладающих действующим сертификатом Static Control Components (SCC), либо аналогичным статусом эквивалентного производителя или не имеющих в штате специалистов сертифицированных по методике SCC (в случае производства услуг по методике эквивалентного производителя специалистов сертифицированных по методике данного производителя) или не имеющих сертификата соответствия какому-либо из ГОСТ (ГОСТ Р 50938-96, ГОСТ Р МЭК 60950-1-2009, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 13.2.001-2001), поскольку деятельность по оказанию услуг по предмету закупки не подлежит обязательному лицензированию и сертификации.
Суд апелляционной инстанции полагает указанную позицию антимонопольного органа ошибочной, поскольку Закон N 223-ФЗ, в отличие от закупок в сфере государственных нужд, никоим образом не ограничивает заказчика в плане возможностей осуществления закупки.
Заказчиком в Документации о закупке сформулированы требования, которые основаны на представлении заказчика о потребности в товарах, работах, услугах определенного качества и количества и т.д.
В данном случае, как следует из материалов дела, спорная закупка проводилась в соответствии с Законом N 223- ФЗ, Положением "Порядок проведения закупок товаров, работ, услуг АО "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор", версия 18.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Заказчиком в Техническом задании Документации сформулированы требования, которые основаны на представлении заказчика о потребности в товарах, работах, услугах определенного качества и количества, о потенциальном подрядчике, исполнителе с определенной квалификацией, опытом, ресурсами и т.д. Наличие сертификата Static Control Components подтверждает, что организация, обладающая им, имеет оборудование и расходные материалы, сертифицированные по методике SCC, что подтверждает качество расходных материалов. Наличие сертификата или иного подтверждающего документа на наличие аналогичного статуса эквивалентного производителя позволяет исполнителю использовать иные методики восстановления, и дополнительно подтверждает отсутствие ограничения конкуренции. Заправка картриджей с помощью компонентов SCC не приводит к прекращению гарантийных обязательств производителей по ремонту печатающего оборудования, что подтверждается письмами от производителей (Hewlett-Packard, Kyocera, Samsung).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемых решения и предписания УФАС действующему законодательству, в связи с чем, принимая во внимание, что они безусловно создает препятствия Обществу в осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, правомерно признал их недействительными.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 октября 2016 года по делу N А56-23872/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23872/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2017 г. N Ф07-3271/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Концерн"Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО Группа " ГАРАНТИЯ"