Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2017 г. N Ф08-2589/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2017 г. |
дело N А32-25129/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2016 по делу N А32-25129/2016, принятое судьей Семушиным А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Витязь" к администрации муниципального образования город Краснодар о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Витязь" (далее - ООО "Витязь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, об обязании внести изменения в п. 2.1 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140002:7, указав стоимость земельного участка в размере 106 346,87 руб., об обязании в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить подписанный договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140002:7.
В суде первой инстанции заявителем заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части признания незаконными действий администрации, общество также просило рассмотреть спор в порядке искового производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2016 принят отказ от части исковых требований, производство по делу в части оспаривания действий администрации прекращено. Суд обязал администрацию заключить с обществом договор купли-продажи по цене 106 346,87 рублей; изложил пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции: "Стоимость участка составляет 106 346,87 рублей. С администрации в пользу общества взыскано 6 000 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что на момент обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка действовали нормы законодательства Краснодарского края, устанавливающие цену земельного участка в 17-кратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что дата обращения заявителя за выкупом земельного участка не является датой, в соответствии с которой определяется нормативный акт, применяемый при разрешении настоящего спора. Администрация полагает, что должны применяться нормы, действующие на дату заключения договора. Датой же заключения договора является дата получения акцепта на оферту. В этой связи заявитель жалобы считает, что при определении цены договора необходимо учитывать положения пункта 3.1 порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 (в редакции постановления от 10.12.2015 N 1192), предусматривающие, что в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации цена таких земельных участков определяется в размере их кадастровой стоимости.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Витязь" на праве собственности принадлежит нежилое здание (воздухо-разделительная установка), площадью 109,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 14/5 (том 1 л.д. 30).
Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0140002:7, площадью 643+/-11 кв.м. с видом разрешенного использования для размещения и эксплуатации участка по производству продуктов общей бытовой химии (том 1 л.д. 24).
С целью реализации исключительного права на приобретение земельного участка общество 09.12.2015 обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов (том 1 л.д. 29).
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, администрацией в адрес ООО "Витязь" был направлен договор купли-продажи земельного участка, в котором органом местного самоуправления определена стоимость передаваемого участка в размере 6 073 493, 44 руб. (том 1, л.д. 20).
Не согласившись с указанной в договоре стоимостью, обществом была направлено письмо с требованием внести изменения в договор купли-продажи земельного участка, указав стоимость участка по тем правилам, которые регламентированы постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (том 1, л.д. 15).
Письмом от 29.04.2016 администрация отказалась вносить изменения в проект договора, указав, что цена определена верно (том 1, л.д. 17).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Как следует из материалов дела, сведения о собственнике спорного земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В соответствии с абзацем 3 статьи 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в ред. Закона Краснодарского края от 04.03.2015 N 3122-КЗ, вступившего в действие с 01.03.2015) при продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах которых расположены здания, строения, сооружения, цена таких земельных участков определяется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Особенности определения цены земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, при продаже их собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, предусмотрены пунктом 3.1 порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 (далее - Порядок N 226).
В силу пункта 3.1 Порядка N 226 (в ред. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2015 N 1192) в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации цена таких земельных участков определяется в размере их кадастровой стоимости.
Вместе с тем в предыдущей редакции пункта 3.1 Порядка N 226 было установлено, что в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации цена таких земельных участков определяется в следующем порядке: в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, но не более кадастровой стоимости земельного участка или иного размера цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2015 N 1192 согласно пункту 3 вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Наиболее ранняя публикация данного нормативного акта состоялась на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 11.12.2015.
Между тем согласно материалам дела заявление о выкупе земельного участка подано обществом 09.12.2015, то есть до вступления в силу изменений, внесенных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2015 N 1192.
Решением городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п.2 (ред. от 22.05.2014) "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" п.11 ст.5 установлена ставка земельного налога в следующих размерах: 0,103 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно определена нормативная стоимость выкупа спорного земельного участка следующим способом: 6 073 493,44 руб. (кадастровая стоимость) х 17 х 0.103% (ставка земельного налога) = 106 346,87 руб.
По общим правилам Земельного кодекса Российской Федерации заключение договора купли-продажи земельного участка с собственником зданий, строений, сооружений, расположенных на нем, является для органа местного самоуправления обязательным, в связи с чем ссылка администрации на то, что к спорным правоотношениям необходимо применять правила, действующие на момент заключения договора, который считается заключенным только после акцептования оферты, не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу пунктов 1, 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2016 по делу N А32-25129/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25129/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2017 г. N Ф08-2589/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Витязь"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Администрация мо г. Краснодар