г. Саратов |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А06-7705/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 ноября 2016 года по делу N А06-7705/2016, (судья С.В. Богатыренко),
по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Астраханводстрой"
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
третьего лицо: Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Астраханской области,
об обязании принять коллективные защитные сооружения.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Астраханводстрой" представитель Левицкая Людмила Викторовна по доверенности от 01.08.2016 г., выданной сроком до 31.12.2017 г.,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Астраханводстрой" с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области об обязании принять коллективные защитные сооружения.
Решением от 22 ноября 2016 года Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-7705/2016 суд обязал Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области принять от открытого акционерного общества "Астраханводстрой" мобилизационное имущество:
- углубленный склад, общей площадью 80,7 кв.м., инвентарный номер 17-17/38, литер А, расположенный по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с.Яксатово ул.Прибрежная,1;
- углубленный склад, общей площадью 109,3 кв.м., инвентарный номер 17-17/38, литер Б, расположенный по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с.Яксатово ул.Прибрежная,1;
- бомбоубежище, общей площадью 312,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Геологов, 1А.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что отсутствуют основания для передачи имущества ответчику истцом.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24 января 1995 года между Акционерным обществом "Астраханводстрой", Госкомимуществом России и Федеральным органом исполнительной власти был заключен договор N 01 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Согласно пункту 1 договора предприятие АО "Астраханводстрой" принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе:
-отдельно стоящее убежище класса А-4 вместимостью 100 человек в количестве 2 единиц
-отдельно стоящее убежище класса Ш вместимостью 100 человек в количестве 1 единицы.
В соответствии с техническими паспортами паспортом убежища уточнены площади и адресные ориентиры убежищ:
отдельно стоящее убежище ( здание углубленного склада) класса А-4 вместимостью 100 человек, литер А площадью 124,1 кв. м., расположенный по адресу; Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Прибрежная, 1
отдельно стоящее убежище ( здание углубленного склада) класса А-4 вместимостью 100 человек, литер Б площадью 131,8 кв. м., расположенный по адресу: Астраханская область. Приволжский район, село Яксатово, ул. Прибрежная, 1
отдельно стоящее убежище класса Ш вместимостью 100 человек общей площадью 232,6 кв. м., расположенное по адресу : г. Астрахань, Трусовский район, ул. Геологов /Нанайская, 1 А/25.
Согласно пункту 2 договора на Предприятие АО "Астраханводстрой" возложена обязанность сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений ( пункт 1 раздела два договора).
28 мая 1996 года за регистрационным номером 3341 Регистрационной палатой администрации города Астрахани зарегистрированы изменения наименования акционерного общества: слова "акционерное общество открытого типа" заменены словами: "Открытое акционерное общество".
Письмом N 01/168 от 01.06.2016 года ОАО "Астраханводстрой" уведомило Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской о расторжении договора N 01 от 24.01.1995 г. о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также выполнения мероприятий гражданской обороны и просило в 10-ти дневный срок принять имущество, указанное в договоре.
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской письмом от 16.06.2016 г. исх. N 06-07/5-123 сообщило, что в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, запрещена приватизация защитных сооружений гражданской обороны. Пунктом 2 Положения N 359 о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 (далее - Положение N 359) предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
Объекты ЗС ГО (два углубленных склада, расположенных по адресу:
с Яксатово, ул.Прибрежная (Речная),1 и бомбоубежище, расположенное по
адресу: г.Астрахань, ул.Геологов, 1 "А" ) с момента приватизации ОП
"Астраханводстрой"" и учреждения Акционерного общества
"Астраханводстрой", находятся на ответственном хранении у предприятия в соответствии с договором от 24.01.1995 года N 01.
Бремя содержания объектов ЗС ГО лежит на ОАО "Астраханводстрой", исходя из условий договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 24.01.1995 г. N 01.
В письме Территориальное управление Росимущества просило также ОАО "Астраханводстрой" сообщить об исполнении актов проверки и выполнении ремонтных работ по указанным объектам недвижимости и указало, что после предоставления подтверждающих документов о проведении ремонтных работ будет создана комиссия для осмотра объектов недвижимости и продолжена работа по расторжению договоров.
Поскольку ответчик не принял объекты гражданской обороны, находящиеся у истца, исполнил требования истца, ОАО "Астраханводстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны отнесены к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование; к указанным объектам и имуществу относятся, в частности, отдельно стоящие убежища гражданской обороны; с правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор (установленной формы) о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизируемыми предприятиями, учреждениями и организациями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 г. N 359).
28 мая 1996 года за регистрационным номером 3341 Регистрационной палатой администрации города Астрахани зарегистрированы изменения наименования акционерного общества: слова "акционерное общество открытого типа" заменены словами: "Открытое акционерное общество".
Из материалов дела следует, что 24 января 1995 года между Акционерным обществом "Астраханводстрой", Госкомимуществом России и Федеральным органом исполнительной власти был заключен договор N 01 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
В договоре указано, что Акционерное общество "Астраханводстрой" приняло по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны.
Согласно Техническому паспорту на здание N 17/17/38 и паспорту убежища по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Прибрежная, 1 расположены: отдельно стоящее убежище ( здание углубленного склада) класса А-4 вместимостью 100 человек, литер А площадью 124,1 кв. м. и отдельно стоящее убежище (здание углубленного склада) класса А-4 вместимостью 100 человек, литер Б площадью 131,8 кв. м.
Согласно Техническому паспорту на здание N 1/1403/5 по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Геологов /Нанайская, 1 А/25 расположено отдельно стоящее убежище класса Ш вместимостью 100 человек общей площадью 232,6 кв. м.
Факт принадлежности объектов к федеральному имуществу подтверждается выписками из реестра федерального имущества от 28.10.2016 г. N 475/3, от28.10.2016 г. N 475/2, от 28.10.2016 г. N 475/1.
Обязанность нести бремя содержания указанного имущества истцом закреплена в пункте 4 статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", в которой указано, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Пункт 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" устанавливает, что организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Право собственности Российской Федерации на данные сооружения возникло на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", согласно которому объекты оборонного производства, в том числе защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно доводам истца, указанные в договоре убежища находятся у истца в безвозмездном пользовании, но не на хранении.
Договор N 01 от 24.01.1995 г. содержит в себе элементы договора безвозмездного пользования в силу следующего.
К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (пункт 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из природы недвижимых вещей, исключается возможность их передачи в целях хранения
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (пункт 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, а также отсутствие в договоре платы за использование федерального имущества, указанные в договоре N 01 от 24.01.1995 г. защитные сооружения, могут находиться у истца в безвозмездном пользовании, а не на хранении, поэтому отношения между сторонами по договору подлежат регулированию нормами главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вышеуказанное подтверждается судебной практикой, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.08.2014 г. по делу N А12-32488/2013 и от 24.09.2013 г. по делу N А12-1106/2013, постановлением арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2016 г. по делу N NА12-25106/2015, Определением Верховного суда Российской Федерации от 11.05.2016 г. N 306-ЭС16-3642.
Пунктом 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
Статьей 450.1. Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Право на односторонний отказ предоставляется сторонам договора тогда, когда договор заключен без указания срока его действия: в этом случае наделение правом на односторонний отказ обусловлено необходимостью предоставления сторонам договора, действие которого не имеет конкретных пределов, дополнительных возможностей для его расторжения (помимо достижения ими соглашения), при утрате одной из сторон интереса к дальнейшему исполнению договора.
Следовательно, право одностороннего отказа от договора безвозмездного пользования (ссуды), заключенного без указания срока, вытекает непосредственно из закона и может быть реализовано стороной сделки исключительно на основании своего волеизъявления и без указания и объяснения причин таких действий.
Односторонний отказ от договора производится без обращения в суд, и, соответственно, договор считается прекратившим свое действие в силу самого факта осуществления такого отказа.
Письмом N 01/168 от 01.06.2016 года ОАО "Астраханводстрой" уведомило Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской о расторжении договора N 01 от 24.01.1995 г. о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны и о принятии в 10-ти дневный срок принять имущество, указанное в договоре.
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской письмом от 16.06.2016 г. исх. N 06-07/5-123 отказало в принятии объектов, указанных в договоре.
Таким образом, ответчик фактически отказался признать договор прекращенным.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 не упомянуты.
Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Поскольку односторонний отказ от договора производится одной стороной договора без обращения в суд, то договор считается прекратившим свое действие в силу самого факта осуществления такого отказа.
Уведомление об отказе от договора было получено ответчиком 02.06.2016 г., что подтверждается штампом ответчика (л.д. 34).
Таким образом, договор считается расторгнутым истцом в одностороннем порядке по истечению месяца с момента получения уведомления, то есть с 02.07.2016 г.
Согласно пункту 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Учитывая изложенное, ответчик обязан принять от истца имущество, находившееся у него на праве безвозмездного пользования.
По мнению ответчика и третьего лица, имущество не может быть возвращено до того момента, как оно будет снято с учета и до выполнения истцом ремонтных работ согласно предписанию.
Статьей 695 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Договором N 01 от 24.01.1995 г. также предусмотрена обязанность ОАО "Астраханводстрой" сохранять защитные сооружения, принимать меры по их поддержанию и постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2012 г. по делу N А06-1121/2012 по заявлению Открытого акционерное общество "Астраханводстрой" к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области об оспаривании действий по проведению контрольных мероприятий от 16.11.2011 года, и признании недействительным акта проверки от 16.11.2011 года, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Правительства Астраханской области, Главного управления МЧС России по Астраханской области, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, установлены следующие обстоятельства.
Согласно Акту в ходе проверки были выявлены нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок использования объекта федерального недвижимого имущества ЗС ГО.
Как установлено комиссией, с участием представителя МЧС, ЗС ГО не соответствует указанным выше требованиям.
Данное обстоятельство не оспаривается представителем заявителя.
В целях прекращения и предотвращения выявленных правонарушений, требование собственника провести капитальный ремонт, восстановить указанный объект и перезаключить договор на ответственное хранение ЗС ГО, является правомерным.
Между тем, ненадлежащее исполнение обязательств по содержанию объектов гражданской обороны, не лишает сторону договора на односторонний отказ от такого договора, а влечет иные правовые последствия, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Учитывая изложенное, в случае неисполнения истцом своих обязательств по договору N 01 от 24.01.1995 г., собственник федерального имущества может восстановить свои нарушенные права способами, установленными законом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России имеет полномочия по изданию нормативных правовых актов и иных документов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляющим контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждены приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее- Правила эксплуатации ЗСГО), зарегистрированы в Минюсте РФ от 25.03.2003 г., per. номер N4317 и является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти распространяющим свое действие на неопределенный круг лиц. В силу пункта 1.2 Правил эксплуатации ЗСГО требования указанных правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗСГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.1 Правил эксплуатации ЗСГО).
В настоящее время средства защиты гражданской обороны (коллективные защитные сооружения) расположенные по адресу:
-Астраханская область, с. Яксатово, ул. Прибрежная, 1;
- г. Астрахань, Трусовский район, ул. Геологов/Нанайская, 1 А/25 в установленном законом порядке с учета не сняты.
Однако право истца на односторонний отказ от договора и возврат имущества собственнику не может быть поставлено в зависимость от совершения уполномоченными органами исполнительной власти действий по снятию с учета имущества гражданской обороны.
В связи с чем исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 ноября 2016 года по делу N А06-7705/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7705/2016
Истец: ОАО "Астраханводстрой"
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (ТУ Росимущества в Астраханской области)
Третье лицо: Главное управление Министерства чрезвычайных ситуации России по Астраханской области