Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2017 г. N Ф07-3344/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А21-4947/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Дейкун А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Шиганов А.Ю. по доверенности от 11.01.2017 N 04;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30544/2016) Управления Федерального Казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.10.2016 по делу N А21-4947/2016 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по г. Калининграду
к Управлению Федерального Казначейства по Калининградской области
о признании действий незаконными
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (ОГРН 1043905000017, адрес: 236006, Калининградская область, г. Калининград, ул. Дачная, д. 6, далее - МИФНС N 9, налоговый орган, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Калининградской области (ОГРН 1023900590724, адрес: 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Зоологическая, д. 27 А, далее - УФК, Управление), выразившихся в направлении в адрес налогового органа уведомления от 10.06.2016 N УПЛ-16-2650 о поступлении исполнительного документа серии ФС N 000247694 от 06.02.2015.
Решением суда от 05.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, действия Управления по направлению в адрес Инспекции уведомления от 10.06.2016 N УПЛ-16-2650 о поступлении исполнительного документа соответствуют требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без ее участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу судебным актом по у делу N А21-3236/2013 суд обязал Инспекцию возместить обществу с ограниченной ответственностью "Евротрак" (далее - Общество) налог на добавленную стоимость в размере 61 661 728 рублей по декларациям за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь и октябрь 2007 года, в связи с чем взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 000247694 по делу N А21-3236/2013.
08.06.2016 Общество обратилось в Управление с заявлением о взыскании денежных средств в размере 61 661 728 рублей на основании исполнительного листа 06.02.2015 серии ФС N 000247694 по делу N А21-3236/2013.
Приняв к исполнению названный исполнительный документ, Управление направило в адрес Инспекции уведомление от 10.06.2016 N УПЛ-16-2650 о поступлении исполнительного документа (далее - уведомление от 10.06.2016), в котором указало о необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления следующих документов:
- информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года;
- платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Уведомление от 10.06.2016 поступило в адрес Инспекции 14.06.2016 (вх. N 41585).
Полагая, что действия Управления, выразившиеся в направлении в адрес МИФНС N 9 уведомления от 10.06.2016, являются незаконными и необоснованными, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, указав на отсутствие правовых оснований для вынесения оспариваемого уведомления.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Как установлено статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ, пункт 3 статьи 239 БК РФ). Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 БК РФ путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ предусмотрено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как следует из материалов дела, Общество в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 242.3 БК РФ, направило исполнительный документ в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника - в Управление. Управление, руководствуясь положениями части 2 статьи 242.3 БК РФ, приняв к исполнению исполнительный документ, направило в адрес должника - Инспекции уведомление от 10.06.2016.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на Федеральное казначейство особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 166.1 и 242.3 БК РФ).
В данном случае Управление выступает именно в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах.
В настоящее время порядок исполнения налоговыми органами судебных решений по возврату налогов регламентирован помимо БК РФ совместным письмом ФНС России и Федерального казначейства от 30.05.2013 N 4 2-7.4-05/9.3-318 "О взаимодействии территориальных органов Федерального казначейства и территориальных органов Федеральной налоговой службы при исполнении исполнительных документов".
Согласно пункту 1 статьи 166.1 БК РФ средства, необходимые для осуществления возврата излишне уплаченных сумм налогов, перечисляются Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, т.е. в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н (далее - Порядок).
Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с Порядком.
Инспекция же, в нарушение приведенных норм БК РФ и Порядка, действий по исполнению исполнительного документа не предприняла, Заявку на возврат из бюджета указанных в исполнительном документе денежных средств в казначейство не направила.
С учетом изложенного, действия Управления по направлению в адрес должника - Инспекции уведомления от 10.06.2016 соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, решение суда от 05.10.2016 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.10.2016 по делу N А21-4947/2016 отменить.
В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по г. Калининграду отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4947/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2017 г. N Ф07-3344/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по г. Калининграду, ФНС России Межрайонная инспекция N 9 по г. Калининграду
Ответчик: УФК по Калининградской области