Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 мая 2017 г. N Ф06-20646/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А55-24400/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,
с участием в судебном заседании:
от заявителей апелляционных жалоб:
Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области - представитель Ермакова О.А. (доверенность от 06.10.2015 N 113),
Министерства управления финансами Самарской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от истца - Мэрии городского округа Тольятти - представитель Вадченко А.В. (доверенность от 22.12.2016 N 99/9/1),
от третьего лица - Правительства Самарской области - представитель Ермакова О.А. (доверенность от 16.01.2017 N 1-49/72),
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2017 года в зале N 6 апелляционные жалобы Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2016 года по делу N А55-24400/2016 (судья Шаруева Н.В.)
по иску Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти к Самарской области в лице Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области
с участием третьих лиц:
1. Правительства Самарской области
2. Министерства управления финансами Самарской области
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городского округа Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков в размере 24 105 000 руб. 00 коп., возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, во исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Определением арбитражного суда от 06.10.2016 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство управления финансами Самарской области и Правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2016 года с Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области взыскано за счет казны Самарской области в пользу Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти убытки в размере 24 105 000 руб. 00 коп., возникшие в результате предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство социально-демографической семейной политики Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых считают принятое решение незаконным и необоснованным, просят решение отменить, в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области и Правительства Самарской области апелляционные жалобы поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
В судебном заседании представитель Мэрии городского округа Тольятти возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционных жалоб в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 22.02.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Ефтодию И.В. жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи один человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что Ефтодий И.В. 1973 года рождения, инвалид 2-ой группы, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 02.04.2014 г. N 2154-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Ефтодию И.В. была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 8959 от 13.05.2014 г. однокомнатная квартира, общей площадью 32,8 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Голослова, д.95, кв. 146.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 595 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 26.02.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Милехину С.Е. и членам его семьи жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья с учетом имеющейся 1/5 доли Милехина С.Е. в жилом помещении. Судом установлено, что Милехин Владимир Сергеевич 2009 года рождения, является инвалидом детства, страдает хроническим заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 01.04.2014 г. N 2119-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Милехину С.Е. и членам его семьи была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 8958 от 27.05.2014 г. однокомнатная квартира, общей площадью 33,4 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Голослова, д.95, кв. 147 и комната общей площадью 14,5 кв.м по адресу: г. Тольятти, ул. Железнодорожная, д.1, кв.24.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 09.03.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 606 000 руб. 00 коп., комнаты - 509 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 23.08.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Бамбуровой Е.В. и членам ее семьи жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи пять человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что сын Бамбуровой Е.В., Улмасов Саньат Шовкатович, 2001 года рождения, является инвалидом детства, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 14.04.2014 г. N 2479-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Бамбуровой Е.В. была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 9127 от 24.11.2014 г. трех комнатная квартира, общей площадью 64,8 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Голослова, д.95, кв. 148.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 09.03.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 644 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.03.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Поповой Н.В. и членам ее семьи жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что Попова надежда Дмитриевна 2008 года рождения является инвалидом детства, страдает хронически заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 18.12.2014 г. N 9927-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Поповой Н.В. была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 9389 от 17.03.2015 г. однокомнатная квартира, общей площадью 46,2 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Победы, д.62, кв. 58.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 063 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 28.03.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Кибаловой Л.С. и членам ее семьи жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что Кибалов Денис Арсеньевич 2011 года рождения, инвалид детства, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 31.10.2014 г. N 8585-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Кибаловой Л.С. была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 209 от 13.01.2015 г. двухкомнатная квартира, общей площадью 44,9 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Фрунзе, д.41, кв. 35.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 813 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 24.04.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Нечаевой Е.А. и членам ее семьи, жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что дочь Нечаевой Е.А., Бабич Софья Витальевна 1999 года рождения, инвалид детства страдает хроническим заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 30.12.2014 г. N 10466-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Нечаевой Е.А. и членам ее семьи была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 419 от 23.03.2015 г. трехкомнатная квартира, общей площадью 66,6 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Тополиная, д. 43, кв.76.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 09.03.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 3 302 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 26.11.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Родиной Э.И. жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи три человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что Родина Софья Юрьевна 2011 года рождения, является инвалидом детства, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 31.12.2014 г. N 10545-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Родиной Э.И. и членам ее семьи была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 9306 от 17.03.2015 г. трехкомнатная квартира, общей площадью 58,0 кв.м по адресу: г.Тольятти, б-р 50 лет Октября, д.24, кв. 4.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 226 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 05.03.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Ярыгиной С.В. и членам ее семьи жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что Ярыгина Анастасия Алексеевна 2010 года рождения, является ребенком инвалидом, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 24.09.2014 г. N 7364-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Ярыгиной С.В. и членам ее семьи была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 108 от 11.11.2014 г. однокомнатная квартира, общей площадью 28,7 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Фрунзе, д,10, кв.66.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 463 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 08.04.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Миронову Д.Е. И.В. жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что Миронова Ольга Денисовна 2010 года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 08.10.2014 г. N 7892-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Миронову Д.Е. была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 22280 от 04.12.2014 г. однокомнатная квартира, общей площадью 33,0 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул.Гидротехническая, д.17, кв. 160.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 09.03.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 472 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 30.09.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Чупиной Л.В. жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи семь человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что Чупина Варвара Валерьевна 2012 года рождения является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 22.05.2015 г. N 3334-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Чупиной Л.В. была предоставлена по договорам социального найма N 19А-2015 от 30.07.2015 г., N 20А-2015. N 21А-2015 двухкомнатная квартира общей площадью 54,7 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. 70 лет Октября, д,20, кв.7; двухкомнатную квартиру общей площадью 43,3 кв.м по адресу: г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, д,20, кв.8; одну комнату общей площадью 16,6 кв.м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д.3, корпус 1, кв.628.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 09.03.2016 г. рыночная стоимость данных квартир составляет 2 519 000 руб. 00 коп., 1 994 000 руб. 00 коп. и 899 000 руб. 00 коп. соответственно.
Обращаясь в арбитражный суд, истец указал на то, что ответчик в нарушение законодательства расходы на приобретение данной квартиры не компенсировал, в связи с чем у истца образовались убытки.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылками на нормы статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обосновано удовлетворил заявленные исковые требования, поскольку неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных мэрией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков исходя из следующего.
При этом суд первой инстанции верно указал, что согласно указанным выше нормам инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. "87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области (ч.1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2016 г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
В силу статьи 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. (Аналогичные выводы содержаться в решениях судов по делам NА40-879/2014, NА40-124387/2014, А40-32745/2014, А40-32731/14, А40-32747/14, А40-872/2014, А40-123585/2013).
Со ссылкой на нормы статей 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что применяемый в спорах о взыскании убытков, на дату подачи искового заявления (29.09.2016 г.) истцом срок исковой давности не пропущен, поскольку жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма, выбыли из муниципального жилого фонда не ранее даты их передачи по договорам о возмездной передаче и по договорам социального найма.
По утверждению ответчика, истец узнал о событии, позиционируемом им в качестве нарушения своего права, в дни вступлений в силу решений суда от 2013 года об обязании мэрии предоставить вне очереди жилые помещения гражданам. Полагает, что момент оценки в денежном выражении в данном случае на срок начала течения исковой давности не влияет.
Однако, суд первой инстанции верно отметил, что сложившейся судебной практикой определено, что по данной категории споров начало течения срока исковой давности следует исчислять со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
С учетом изложенных норм права суд первой инстанции правомерно указал, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
При этом, Мэрия городского округа Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковое требование за счет казны Самарской области.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно, мэрия г. о. Тольятти не могла отказать в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 г., ответчиком в материалы дела не представлено.
Доказательств выплаты взыскиваемой суммы на день судебного разбирательства в арбитражном суде ответчиком не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что требование к ответчику финансирования обеспечения жилым помещением малоимущего нуждающегося гражданина является нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления, признаны обоснованно судом первой инстанции несостоятельными, поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции об обязании истца предоставить жилые помещения, обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку. Вынося настоящее решение, суд руководствуется правовой позицией, приведенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС-8812 от 30.11.2015, N 303-ЭС15-9208 от 01.12.2015, N 309-ЭС15-9501, N 309-ЭС15-11321 от 14.12.2015.
Довод ответчика со ссылкой на Постановление мэра города Тольятти от 05.10.2005 г. N 141-1/п "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти", что мэрия г.о. Тольятти, предоставляя жилье гражданам превысила учетную норму жилья, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан, а не инвалидов.
Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом суд первой инстанции верно указал, что в данном случае при предоставлении вышеуказанным гражданам жилых помещений, нормы указанного закона не нарушены.
Доводы заявителей жалоб несостоятельны и опровергаются представленными доказательствам по делу и нормами действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционных жалоб заявители не представили, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2016 года по делу N А55-24400/2016, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционным жалобам в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителей жалоб. Однако, в настоящем деле, заявители жалоб на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2016 года по делу N А55-24400/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социально-демографической семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24400/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 мая 2017 г. N Ф06-20646/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти
Ответчик: Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области