Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Москва |
|
17 февраля 2017 г. |
Дело N А40-93152/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей Д.Н. Садиковой, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.А. Фокиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ПГК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 ноября 2016 года по делу N А40-93152/2014, принятое судьей А.Г. Алексеевым
по иску ОАО "ПГК" к ОАО "Тулачермет" о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: Павленко М.А. (доверенность от 31.12.2015)
от ответчика: Киселева Т.А. (доверенность от 01.11.2016)
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании задолженности в размере 200 283, 43 рублей.
Решением суда от 28 мая 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2015 г., иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 февраля 2016 года решение суда от 28 мая 2015 г. и постановление суда от 25.09.2015 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал на необходимость проверить довод ПАО "Тулачермет" о соблюдении условий п.п. 5.11, 5.12, 3.6. договора N ДД//ФМск-135/11ОТНП от 29.09.2011 г. по представлению АО "ПГК" документов в обоснование примененной налоговой ставки в связи с услугами по экспорту грузов.
Решением суда от 18 ноября 2016 г. в иске отказано.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, иск - удовлетворить, утверждая о недоказанность факта предоставления ответчиком истцу документов, подтверждающих применение ставки НДС 0%, а так же ссылаясь на то, что оказанные истцом услуги подлежат обложению НДС по ставке 18%.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы истца не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что истец в рамках заключенного с ответчиком договора от 29.09.2011 г. N ДД//ФМск-135/11ОТНП оказал ответчику услуги по предоставлению в феврале-июле 2013 года железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок грузов ответчика.
Истцом оказаны услуги с применением ставки НДС 0%, что подтверждается актами приема-передачи оказанных услуг, расчетами объемов оказанных услуг формы КУ-03/04.01 к ним, приобщённых в копиях к материалам дела.
Указанные акты приема-передачи оказанных услуг и расчеты объемов оказанных услуг к ним были приняты и подписаны со стороны ответчика, оплачены полностью, что истцом не оспаривается.
Как указывает истец, ставка НДС 0% была применена ошибочно, так как указанные крытые вагоны предоставлялись для перевозки проводников, сопровождающих груз, что подтверждается копиями железнодорожных транспортных накладных. В отношении услуг по проезду в вагонах-теплушках проводников, охраняющих (сопровождающих) товары, помещенные под таможенный режим экспорта, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, не подлежит применению ставка НДС в размере 0%, предусмотренная подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Согласно доводам истца, применение предусмотренной Налоговым кодексом ставки НДС 0% связано с представлением ответчиком истцу, а последним - в налоговый орган комплекта документов, обосновывающих применение ставки 0%, которые ответчиком истцу не представлялись.
Истцом повторно направлены акты приема-передачи оказанных услуг с указанием ставки НДС 18%.
Таким образом, сумма НДС составила 200 283,43 рублей, что соответствует расчёту ответчика.
Во исполнение пункта 8.9 Договора истец направил ответчику претензию от 13 марта 2014 г. N ИД/ПР/ФМск-219/14, оставленную без ответа.
Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 5 марта 2010 г. N 03-07-08/59 следует, что согласно подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса ставка НДС в размере 0% применяется в отношении выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, экспортируемых за пределы, территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по сопровождению товаров. Иные услуги, в том числе услуги по проезду в вагонах-теплушках проводников, охраняющих (сопровождающих) товары, помещенные под таможенный режим экспорта, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, данной нормой не предусмотрены.
Учитывая изложенное, услуги по проезду в вагонах-теплушках проводников, охраняющих (сопровождающих) товары, подлежат налогообложению НДС по ставке 18% в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса.
Вместе с тем, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса налогообложение производится по ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса по ставке 0% производится также налогообложение работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0% не только в случае выполнения российскими перевозчиками работ (услуг) по перевозке и транспортировке грузов, но и в случае выполнения работ (оказания услуг), связанных с такой перевозкой, иными организациями, в том числе к таким услугам относятся и услуги по сопровождению грузов.
Порядок сопровождения и охраны грузов, следующих железнодорожным транспортом, урегулирован правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 38 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана МПС России и иных федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при перевозке грузов со сменным сопровождением в международном сообщении через российские пограничные передаточные станции их сопровождение осуществляется проводниками в следующем порядке: при перевозках экспортных грузов - от станции отправления на территории Российской Федерации до выходной пограничной передаточной станции на территории Российской Федерации. Сопровождение осуществляется от момента приема груза к перевозке на станции отправления - до момента отправления груза с выходной пограничной передаточной станции.
В силу статей 168, 169 Налогового кодекса при оказании услуг, связанных с реализацией экспортных товаров, продавец услуг дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю услуг (экспортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0%.
Согласно пункту 5.11 Договора в отношении услуг исполнителя, связанных с предоставлением железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок грузов, реализация которых, в соответствии с подпунктами 2.1, 2.7, 3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, подлежит налогообложению по налоговой ставке 0%, заказчик предоставляет исполнителю комплект необходимых документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также таможенную декларацию с отметкой российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза груза, и пограничного таможенного органа, через который груз был вывезен за пределы Российской Федерации, в срок не позднее 120 календарных дней с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 5.12 Договора при нарушении заказчиком условий пункта 5.11 Договора, заказчик возмещает исполнителю уплаченную сумму НДС по ставке 18%, исчисленную от стоимости услуг, по которым применение ставки НДС 0% не подтверждено заказчиком соответствующими документами в установленный срок. Заказчик обязан возместить исполнителю суммы НДС, указанные в настоящем пункте на основании выставленного счета исполнителя в течение 5 банковских дней с даты выставления счета.
В случае если все необходимые документы будут в дальнейшем представлены заказчиком, исполнитель производит возврат заказчику уплаченных сумм НДС в течение 90 дней после подтверждения налоговыми органами права исполнителя на возмещение (зачет) НДС.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, суд первой инстанции правильно установил, что представленные в материалы дела документы подтверждают согласование сторонами стоимости услуг по предоставлению исполнителем железнодорожного подвижного состава с учетом ставки НДС 0%, а также надлежащее исполнение сторонами обязательств по предоставлению услуги и ее оплате на согласованных условиях, в том числе своевременное предоставление заказчиком в адрес исполнителя комплекта документов, подтверждающих применение ставки НДС 0%:
цена на оказываемые по Договору услуги согласована сторонами в соответствии с протоколами согласования договорной цены (т. 5 л. 73-76);
выставленные исполнителем заказчику счета на предоплату указывают, что стоимость услуг определена сторонами с учетом НДС 0% (т. 5 л. 77-90);
факт оказания истцом услуг по предоставлению подвижного состава ответчику в период с января 2013 г. по август 2013 г. на сумму 1 112 685,66 руб., в т.ч. НДС 0% подтверждается актами приема-передачи оказанных услуг N N85 от 15.01.2013 г., N 356 от 25.02.2013 г., N 505 от 10.03.2013 г., N 671 от 31.03.2013 г., N 806 от 15.04.2013 г., N 923 от 25.04.2013 г., N 1047 от 10.05.2013 г., N 1411 от 15.06.2013 г., N 1502 от 25.06.2013 г., N 1697 от 15.07.2013 г., N 1734 от 15.07.213г., N 1933 от 10.08.2013 г., подписанными обеими сторонами без замечаний (т. 5 л. 102-137);
на основании вышеуказанных актов, подтверждающих факт оказания услуг, стоимость которых определена сторонами с учетом НДС 0%, исполнителем в адрес заказчика направлены соответствующие счета-фактуры N 06/000194 от 15.01.2013 г., N 06/001210 от 25.02.2013 г., N 06/001558 от 10.03.2013 г., N 06/002165 от 31.03.2013 г., N 06/002575 от 15.04.2013 г., N06/002887 от 25.04.2013 г., N 06/003255 от 10.05.2013 г., N 06/004274 от 15.06.2013 г., N 06/004546 от 25.06.2013 г., N 06/005554 от 15.07.2013 г., N06/005592 от 15.07.2013 г., N 06/006516 от 10.08.2013 г. (т. 5 л. 102-137);
акты оплачены заказчиком в полном объеме платежными поручениями (т. 5 л. 91-104);
в срок, установленный п. 5.11 Договора, ответчик направил АО "ПГК" в обоснование применения ставки НДС 0% комплект необходимых документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса, а также таможенные декларации с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза груза, и пограничного таможенного органа, через который груз был вывезен за пределы Российской Федерации (том 6 лист 25-50, лист 51-122, том 7 лист 1, 2, 3-142).
Кроме того, возражение истца о недоказанности факта предоставления подтверждающих ставку 0% документов несостоятельно, поскольку истец ставку 0 процентов применил согласно имеющимся налоговым декларациям, что означает, что необходимыми подтверждающими документами он располагал. При этом, как пояснил истец в суде первой инстанции, у него не возникало споров с налоговыми органами по поводу предоставления налоговой отчётности за спорный период, содержащий применение НДС 0%.
В железнодорожных подвижных составах (по спорным вагонам), представленных исполнителем в адрес заказчика по Договору, осуществлялся экспорт чугуна, производителем которого является ответчик.
В соответствии с п. 59 перечня к Правилам, все наименования чугуна, перевозимые в крытых вагонах, контейнерах и на ОПС при массе одного места или одного изделия не более 200 кг относятся к грузам, требующим обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования. То есть, предоставление вагона для проводников с целью осуществления охраны экспортируемого груза (чугуна) в рассматриваемом случае является обязательным.
При этом вагоны (п. 24 Правил) для проводников и вагоны с охраняемым грузом ставятся в состав поезда одной группой и не разъединяются на всем пути их следования.
Таким образом, в рассматриваемом случае Закон прямо предусматривает, что не отдельный вагон, а именно подвижной состав с обязательным включением вагонов для проводников является средством осуществления экспортных перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 3 ноября 2009 г. N 9476/09 пришел к выводу, что право на применение налоговой ставки 0% обусловлено непосредственной связью услуг с товаром, которая определяется судом на основании анализа документов, оформляемых собственником товара, комиссионером и непосредственным исполнителем услуг по транспортировке.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что услуги по предоставлению подвижного состава по Договору, в т.ч. в части предоставления вагонов для проводников груза, непосредственно связаны с экспортом товара и являются комплексными услугами по международной перевозке товаров, следовательно, соответствуют услугам, поименованным в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, реализация которых подлежит обложению НДС по ставке 0%.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем госпошлина относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2016 года по делу N А40-93152/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93152/2014
Истец: ОАО "Первая грузовая компания Московский филиал", ОАО ПГК
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Тулачермет"
Третье лицо: ОАО "Тулачермет"
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1344/17
18.11.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-93152/14
11.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19354/15
25.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35702/15
28.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-93152/14
09.02.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-331/15
30.10.2014 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-93152/14