г. Саратов |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А06-7935/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования "Приволжский район" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 декабря 2016 года по делу N А06-7935/2016, (судья А.М. Соколова),
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
к Муниципальному образованию "Приволжский район" Астраханской области
об обязании Муниципального образования "Приволжский район" принять имущество,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области с иском к Муниципальному образованию "Приволжский район" Астраханской области об обязании Муниципальное образование "Приволжский район" принять имущество согласно перечню.
Решением от 02 декабря 2016 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А06-7935/2016 муниципальное образование "Приволжский район" Астраханской области" было принять в муниципальную собственность квартиры, расположенные в жилом фонде, перечень которого указан в Распоряжении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области "О безвозмездной передачи имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области" от 22.03.2016 г. N 40-р. И в резолютивной части решения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в данном деле возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения истцом не доказана, а судом не установлена.
Соответственно, несогласие органа местного самоуправления объективно отражает отсутствие оснований на данный момент для принятия объектов в муниципальную собственность.
Кроме того, заявитель указывает, что в резолютивной части, не указан номер дома, квартиры которого под номерами 1,4,7,9, расположены по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с.Бирюковка, ул.Юбилейная.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Росимущества от 27.02.2009 г. N 49, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Астраханской области.
В собственности Российской Федерации находится ряд объектов:
квартира N 3, расположенную в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Молодежная, 10;
квартиры N 1, 9, 12 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Молодежная, 8;
квартиры N 2, 4 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Молодежная, 18;
квартиры N 4, 5, 7 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Молодежная, 16;
квартиры N 3, 7 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Молодежная, 6;
квартиры N 1,5, 9, 17, 27, 28, 29 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Молодежная, 2;
квартиры N 3, 6 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Молодежная, 12;
квартиру N 1, расположенную в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Молодежная, 14;
квартиру N 12, расположенную в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная, 6;
квартиры N 7, 5, 13, 14, 16 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная, 5;
квартиры N 3, 8 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная, 4;
квартиры N 5, 17 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная, 3;
квартиры N 5, 7, 14, 18 расположенные в жилом доме по адресу:Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная,7;
квартиру N 9, расположенную в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная, 9;
квартиры N 2, 10, 12 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная,10;
квартиру N 3, расположенную в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная, 12;
квартиру N 5, расположенную в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная, 13;
квартиру N 7, расположенную в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная, 1;
квартиры N 1, 4, 7, 9 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная 11,
квартиры N 7, 9, 13, 15, 16 расположенные в жилом доме по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Бирюковка, ул. Юбилейная,2.
Данные объекты внесены в реестр федерального имущества, ведение которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 г. N 447 " О совершенствовании учета федерального имущества", возложено на территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, на основании Постановления Верховного совета Российской федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, о чем свидетельствует выписка из реестра федерального имущества на данные объекты.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области подготовило распоряжение "о возмездной передаче имущества составляющего государственную казну Российской Федерации в собственность муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области от 22.03.2016 г. N 40-р.
Данное распоряжение было направлено в адрес главы Администрации МО "Приволжский район" письмом от 23.03.2016 г.
От ответчика поступил ответ о том, что передача указанного имущества в муниципальную собственность невозможна, поскольку в перечне имущества имеются квартиры, находящиеся в собственности граждан.
В ответ на данное письмо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области просило предоставить документы, подтверждающие приватизацию данного жилого фонда, в целях исключения его из реестра федерального имущества.
Однако, никаких документов, подтверждающих приватизацию указанного имущества представлено не было.
Администрации муниципального образования "Приволжский район" сообщило, что вопрос о принятии указанного имущества будет рассмотрен после приведения документации в соответствие с действующим законодательством.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к тому или иному уровню собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Как следует из абзацев 6, 7, 8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе, в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права спорное имущество является жилыми помещениями, которыми владеет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области.
Дома, в которых находятся квартиры, поименованные в свидетельствах о государственной регистрации права, относятся к жилищному фонду.
В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, в частности объекты жилого фонда, за исключением входящих в состав имущества приватизируемых предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 5 Постановления N 3020-1).
В приложении N 3 к указанному Постановлению в указано, что жилищный фонд относится к объектам муниципальной собственности.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению N 3020-1.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Следовательно, спорные объекты жилищного фонда в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности, и ответчик не может быть освобожден от обязанности принять эти объекты.
В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 85 Федерального закона N 131 -ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, вышеперечисленные объекты подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, А46-3310/2013 закрепленный в пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, порядок безвозмездной передачи имущества, предполагает необходимость волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества.
Однако, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относится к случаям передачи имущества между различными уровнями публичной собственности в порядке, предусмотренном статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в то время как настоящий спор вытекает из иных правоотношений.
Указанная правовая позиция предписывает учитывать мнение органов местного самоуправления о передаче имущества в муниципальную собственность при решении данного вопроса уполномоченными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а не в случаях прямого указания закона.
Между тем, в настоящем случае обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона.
В спорной ситуации передача имущества обусловлена не разграничением полномочий между Российской Федерации и органам местного самоуправления, а приведением в соответствие состава имущества функциям и задачам, возложенным на органы государственной власти и местного самоуправления.
Установленный Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядок передачи федеральной собственности в муниципальную собственность не предусматривает возможность одностороннего отказа муниципальных образований от принятия в свою собственность из федеральной собственности имущества, которое не может находиться в федеральной собственности.
При этом вопрос наличия (отсутствия) со стороны Администрации волеизъявления на получение в муниципальную собственность объекта с учетом положений абзаца 4, 7 пункта 3, пункта 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П ввиду изложенного выше, не имеет правового значения, поскольку спорный объект является муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности или перечень, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению N 3020-1.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения N 3 названного постановления жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесён к муниципальной собственности.
По смыслу указанной правовой позиции положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования -необходимость учёта волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Исходя из толкования части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ Конституционным Судом Российской Федерации, порядок, предусмотренный названной нормой, может быть соблюдён при согласованности действий органов государственной власти и местного самоуправления.
В данном случае в связи с отсутствием волеизъявления органа местного самоуправления на принятие имущества в муниципальную собственность, обязательность соблюдения порядка не требуется.
С учетом изложенного исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы жалобы, что резолютивной части решения не указан номер дома, квартиры которого под номерами 1,4,7,9, расположены по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с.Бирюковка, ул.Юбилейная не являются основанием для отмены принятого решения, поскольку данное обстоятельство может быть устранено в порядке ст. 49 АПК РФ (принятие дополнительного решения, разъяснения судебного акта и другим способом).
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 декабря 2016 года по делу N А06-7935/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7935/2016
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области