г. Челябинск |
|
02 февраля 2017 г. |
Дело N А47-547/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Ивановой Н.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант-СВ" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.09.2016 по делу N А47-547/2016 (судья Федорова С.Г.).
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 19.01.2017 по 26.01.2017. Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2017.
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-СВ" (далее - заявитель, ООО "Гарант-СВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области) о признании недействительным предписания N ПР-3554/1 от 30.10.2015.
Решением суда первой инстанции от 22.09.2016 (резолютивная часть от 30.08.2016) в удовлетворении заявленных требований ООО "Гарант-СВ" отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Гарант-СВ" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы её податель ссылается на неисполнимость предписания, указывает, что заявитель не имеет возможности применить предписанный порядок расчёта, поскольку не утверждены нормативы, необходимые для применения указанной инспекцией формулы расчёта. Обращает внимание на то, что утверждённых нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды до настоящего времени нет. Судом не указано, на основании какого нормативного правового акта общество обязано до утверждения субъектом Российской Федерации норматива на подогрев воды, размер платы за горячее водоснабжение по компоненту "тепловая энергия" определять по расчётной величине, согласованной с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку норматив, необходимый для правильного применения установленной законодательством формулы расчёта, не утверждён Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, общество в такой ситуации определяет объём тепловой энергии, использованной на подогрев воды, по фактическим показаниям общедомового прибора учёта.
Из решения суда непонятно, на основании какого нормативного правового акта общество обязано согласовать данный норматив на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией. Отсутствие установленного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, согласно позиции апеллянта, не может являться основанием для вывода о незаконности начисления платы управляющей организацией.
Заявитель также считает, что оспариваемое предписание противоречит требованиям ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
На этом основании апеллянт просит отменить решение суда с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования и признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N ПР-3554/1 от 30.10.2015 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
От ГЖИ по Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном Интернет-сайте.
В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Выводы апелляционного суда основаны на следующем:
Как следует из материалов дела, ООО "Гарант-СВ" осуществляет управление многоквартирным домом N 27, расположенным по адресу п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области.
На основании распоряжения от 01.10.2015 N 3554 исполняющего обязанности начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (т. 1 л.д. 82) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Гарант-СВ" в части проверки исполнения предписания от 31.07.2015 N 2405/2/2 (пункт 2) по вопросу соблюдения лицензиатом лицензионных требований действующего законодательства при начислении платы за жилищно - коммунальные услуги.
Результаты проверки зафиксированы в акте N А-3554/1 от 30.10.2015 (т.1 л.д. 78, 79).
30.10.2015 ООО "Гарант-СВ" выдано предписание N ПР-3554/1, которым обществу предписано устранить нарушения обязательных требований путём приведения начисления платы за горячую воду в многоквартирном доме N 27 п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области в соответствие с пунктами 26, 27 Приложения N 2 к Правилам N 354, согласовав при этом норматив тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения (т.1 л.д.77, лицевая сторона и оборот).
Заявитель оспорил данное предписание в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что порядок расчёта, используемый ООО "Гарант-СВ" при начислении платы за горячую воду, не соответствует порядку расчёта, определенному "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а предписание инспекции является законным, обоснованным и исполнимым.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, коллегия судей приходит к следующим выводам:
Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленного требования.
Особенностью такого ненормативного правового акта, как предписание, является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путём совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определённых действий.
Соответственно, вынесение предписания порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определённые действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
Поскольку обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведённые в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, чёткими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования с тем, чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло чётко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения.
Предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, то есть содержать чёткие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
В соответствии с подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), ч. 1.3 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на её осуществление.
Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии в отношении неё осуществляется только лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3). Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае нарушения требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами должностные лица уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти выдают руководителю органа государственного жилищного надзора обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений (часть 7).
В силу подпункта "а" пункта 9 "Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области", утверждённого указа Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, на территории Оренбургской области лицензионный контроль осуществляет Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Исходя из приведённых норм права, оспариваемое предписание составлено уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В силу ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату выдачи предписания) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за указанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определённом основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
В силу п.1 "Основ ценообразования в сфере водоснабжения", утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения) этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом N 416, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учёта горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При этом из пунктов 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354, которыми установлена формула N 23, следует, что при расчёте размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, а также при расчёте размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, по формуле N 23 необходимо в качестве одного из элементов формулы расчёта использовать утверждённый норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
До момента установления указанного норматива определить размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентных тарифов по формуле 23 невозможно.
Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов норматив на подогрев воды на данный момент не утверждён, что исключает использование формулы расчёта платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентных тарифов в соответствии с пунктами 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354 до утверждения норматива.
Тарифы, применяемые в отношениях по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, являются регулируемыми ценами (абзац второй пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем полномочиями на их установление наделены уполномоченные органы, а не стороны гражданско-правового договора.
Вывод инспекции и суда первой инстанции о том, что до утверждения субъектом Федерации норматива на подогрев воды, размер платы за горячее водоснабжение по компоненту "тепловая энергия" следует определять согласно объёму тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды, определяемому по расчётной величине, согласованной с теплоснабжающей организацией и зафиксированной в договоре с исполнителем коммунальных услуг, противоречит пункту 3 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N306), которым право утверждать такие нормативы предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Согласование объёма тепловой энергии в 1 кубометре горячей воды в размере 0,04985 Гкал в п. 6.2. договора теплоснабжения от 01.08.2013 N ИГР-009056, заключенному между двумя хозяйствующими субъектами (Филиалом "Ириклинская ГРЭС" ОАО "ИНТЕР РАО -Электрогенерация" и ООО "ГАРАНТ-СВ") в размере 0,04985 Гкал, противоречит пункту 3 Правил N 306 и правовой природе тарифа как регулируемой цены, все элементы которой подлежат утверждению уполномоченным органом.
Таким образом, при отсутствии утверждённого в установленном порядке норматива вынесение предписания, возлагающего на заявителя обязанность привести начисление платы за горячую воду в многоквартирном доме в соответствие с пунктами 26, 27 Приложения N 2 к Правилам N 354, согласовав при этом норматив тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения, противоречит приведённым выше нормам права и требованию об исполнимости предписания.
Несоблюдение требования об исполнимости предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определённости и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.
С учётом изложенного, требование заявителя следует удовлетворить, признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N ПР-3554/1 от 30.10.2015 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах дела решение суда подлежит отмене на основании п.п.3,4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку податель жалобы от её уплаты освобождён.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.09.2016 по делу N А47-547/2016 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Гарант-СВ" удовлетворить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N ПР-3554/1 от 30.10.2015 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Обязать Государственную жилищную инспекцию Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-547/2016
Истец: ООО "ГАРАНТ-СВ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Мировой сулья судебного участка N 1 Новоорского района
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2518/17
10.02.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14551/16
02.02.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14551/16
22.09.2016 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-547/16