город Омск |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А70-10161/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15348/2016) Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 3 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2016 по делу N А70-10161/2016 (судья Минеев О.А), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (ОГРН 1027200811483, ИНН 7202028202)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979)
об оспаривании решения N 31943 от 05.02.2016
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Нигматуллина Жанна Рахматулловна по доверенности N 149 от 07.04.2016 сроком действия один год;
от заинтересованного лица: Зацепина Кристина Александровна по доверенности N 11 от 09.09.2016 сроком действия один год.
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (далее - заявитель, налогоплательщик, Учреждение, ФГБОУ ВО "ТИУ") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по г. Тюмени N 3) о признании незаконным решения N 31943 от 05.02.2016, которым Учреждение привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 руб.
В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2016 по делу N А70-10161/2016 требования заявителя удовлетворены, признано незаконным решение Инспекции о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации N 31943 от 05.02.2016.
Этим же решением с ИФНС России по г. Тюмени N 3 в пользу ФГБОУ ВО "ТИУ" взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа, суд первой инстанции, исходил из того, что различные почтовые адреса головной организации и обособленного подразделения в одном населенном пункте при отсутствии системы раздельной регистрации юридических лиц применительно к внутреннему административному делению населенного пункта не создают у налогоплательщика обязанности повторной постановки на учет, так как его место нахождения и место нахождения его подразделения совпадают.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России по г. Тюмени N 3 обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Обосновывая апелляционную жалобу, налоговый орган, настаивая на законности вынесения оспариваемого решения, указывает на то, что в случае создания организацией нового обособленного подразделения на территории одного муниципального образования и подведомственной одному налоговому органу, в котором эта организация состоит на учете по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, учет этого нового обособленного подразделения осуществляется указанным налоговым органом на основании сообщения, представляемого организацией в соответствии с подпунктом 3 пункта 2, пункта 7 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный вывод подтверждается письмом Минфина от 09.03.2010 N 03-02-07/1-100.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ФГБОУ ВО "ТИУ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по г. Тюмени N 3 поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просила его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ФГБОУ ВО "ТИУ" отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 05.02.2016 ИФНС России по г. Тюмени N 3 по результатам рассмотрения акта от 16.12.2015 N 33639 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, а также возражений налогоплательщика от 03.02.2016 N 40-04-02/08 и иных материалов проверки, вынесено решение N 31943 о привлечении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 руб.
Основанием для привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения явилось неисполнение Учреждением обязанности по своевременному представлению в налоговый орган по месту нахождения организации сообщения о создании на территории Российской Федерации с 20.08.2015 обособленного подразделения "библиотечно/издательский комплекс" по адресу: 625027, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72,16 и о создании с 20.10.2014 обособленного подразделения "библиотечно/издательский комплекс" по адресу: 625027, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38, 2.
По мнению налогового органа, в действиях (бездействии) заявителя усматривается нарушение подпункта 3 пункта 2, пункта 7 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.03.2016 N 314 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (ФГБОУ ВО "ТИУ").
06.04.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений в учредительные документы.
Не согласившись с решением Инспекции и, соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - вышестоящий налоговый орган, УФНС России по Тюменской области).
По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом вынесено решение N 222 от 13.05.2016, которым жалоба Учреждения оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
31.10.2016 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано налоговым органом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно пункту 1.5 Устава ФГБОУ ВО "ТИУ", утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.07.2015 N 668, место нахождения Университета: г. Тюмень.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе ФГБОУ ВО "ТИУ" - 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 38.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом, рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае, место нахождения территориального обособленного подразделения "библиотечно/издательский комплекс" (г. Тюмень) совпадает с местом нахождения Университета (г. Тюмень).
Таким образом, в силу отсутствия территориальной обособленности структурное подразделение "библиотечно/издательский комплекс" не может рассматриваться в смысле Налогового кодекса Российской Федерации, как обособленное подразделение.
Соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения не о месте нахождения, а об адресе исполнительного органа ФГБОУ ВО "ТИУ" - 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 38.
Анализ, приведенных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что под территориальной обособленностью структурного подразделения организации подразумевается его расположение географически отдельно от организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. Подразделение признается территориально-обособленным в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.
В данном случае, структурное подразделение "библиотечно/издательский комплекс" находится на территории, где налоговый учет и контроль осуществляет тот же налоговый орган, в котором ФГБОУ ВО "ТИУ" состоит на учете в качестве налогоплательщика (ИФНС России по г. Тюмень N 3).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что различные почтовые адреса головной организации и обособленного подразделения в одном населенном пункте при отсутствии системы раздельной регистрации юридических лиц применительно к внутреннему административному делению населенного пункта не создают у налогоплательщика обязанности повторной постановки на учет, так как его место нахождения и место нахождения его подразделения совпадают.
При этом, дополнительным доказательством того, что суд правильно толкует нормы права является абзац шестой пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому даже в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией - в выбранный ею налоговый орган.
Кроме того, в соответствии с Письмом Минфина России от 19.02.2016 N 03-02-07/1/9377, в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации. Осуществление деятельности некоммерческой организацией через иные обособленные подразделения (за исключением филиалов, представительств) Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ не предусмотрено.
Таким образом, осуществление деятельности ФГБОУ ВО "ТИУ" через структурное подразделение "библиотечно/издательский комплекс", как обособленное, законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, требования заявителя обоснованно были удовлетворены судом первой инстанции с отнесением на налоговый орган расходов по уплате государственной пошлины.
Все доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию налогового органа, изложенную им в суде первой инстанции и правильно оцененную в тексте оспариваемого решения.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (ред. от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Инспекция при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину, в силу ее освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 3 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2016 по делу N А70-10161/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10161/2016
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТЮМЕНИ N 3