Требование: о взыскании долга и затрат, о взыскании убытков, о взыскании штрафа в отношении нефтепродуктов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А07-23120/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Деевой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахметовой Р.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Центральный" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2016 г. по делу N А07-23120/2015 (судья Чернышова С.Л.).
Акционерное общество "Водоснабжающая компания" (далее - истец, АО "ВСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "Центральный" (далее - ответчик, ООО ТД "Центральный") о взыскании суммы штрафа в размере 296 627 руб. 44 коп. за нарушение норм качества сточных вод.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2016 (резолютивная часть объявлена 22.11.2016) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО ТД "Центральный" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению ответчика, штраф взыскан неправомерно, на основании утратившего силу нормативного акта - Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 08.11.1995 N 399 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ и системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 399), в нарушение конституционного принципа действия во времени нормативных актов, устраняющих (смягчающих) ответственность. Ответчик считает, что за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ должна взиматься плата по правилам, установленным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.09.2015 N 396 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 396).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому АО "ВСК" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.11.2014 между АО "Водоснабжающая компания" (организация водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ)) и ООО ТД "Центральный (абонент) заключен договор N 917 холодного водоснабжения и водоотведения (с учетом Протокола разногласий от 24.11.2014).
Согласно данному договору организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду.
Абонент, в свою очередь, обязался оплачивать холодную воду (питьевую) (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном договором.
Организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в
соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 19.18 договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Пунктом 17.13 предусмотрена обязанность организации ВКХ осуществлять производственный контроль состава и свойств сточных вод.
Согласно пункту 18.5 организация ВКХ имеет право взимать с абонента плату, в том числе за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод, места и порядок отбора сточных вод оговорены сторонами в разделе VIII договора.
Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном действующим законодательствам Российской Федерации (пункт 36 договора).
Согласно пункту 37 договора, сведения о местах отбора проб сточных вод
определяются на схеме раздела границ, при отсутствии согласованного места отбора проб контрольным канализационным колодцем является последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Пунктом 38 договора предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, осуществляется в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N167).
Лабораторией муниципального унитарного предприятия "Межрайкоммунводоканал" городского округа г. Стерлитамак на основании договора об оказании услуг от 01.01.2013 N 75/01/2013, заключенного с АО "ВСК", проведен отбор и анализ контрольных проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации (контрольный колодец N 1/1, г. Стерлитамак, ул. Комсомольская, 5), в присутствии представителя ответчика Салихова И.Ф., о чем составлены акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации: от 26.02.2015, от 16.03.2015, N 15 от 28.04.2015, N 62 от 27.05.2015, N 107 от 25.07.2015.
Указанные акты подписаны сторонами без замечаний и возражений.
По результатам исследования отобранных проб воды составлены протоколы: от 27.02.2015 N 71, от 17.03.2015 N 93, от 29.04.2015 N 154, от 28.05.2015 N193, от 26.06.2015 N 239.
На основании анализа вышеперечисленных контрольных проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных постановлением администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 29.04.2014 N 1035.
Истцом в соответствии с пунктом 5.3 Постановления N 399 произведен расчет платы за прием сточных вод с концентрациями загрязняющих веществ сверх норм ДК по формуле: Ш=Ki*Т*V (руб.). Согласно представленному истцом расчету сумма штрафа составила 296 627 руб. 44 коп., из которой:
- за нарушение норм качества сточных вод, выявленные при отборе лабораторией 26.02.2015 - 40 952 руб. 69 коп.,
- за нарушение норм качества сточных вод, выявленные при отборе лабораторией 16.03.2015 - 38 772 руб. 61 коп.,
- за нарушение норм качества сточных вод, выявленные при отборе лабораторией 28.04.2015 - 88 766 руб. 37 коп.,
- за нарушение норм качества сточных вод, выявленные при отборе лабораторией 27.05.2015 - 68 187 руб. 08 коп.,
- за нарушение норм качества сточных вод, выявленные при отборе лабораторией 25.06.2015 - 59 948 руб. 69 коп.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии с приложенными расчетами штрафов: от 23.03.2015 исх. N 632 (получена ответчиком 31.03.2015, что подтверждается уведомлением о вручении), от 27.04.2015 исх. N 930 (получена ответчиком 12.05.2015, что подтверждается уведомлением о вручении), от 09.07.2015 исх. N 1631 (получена ответчиком 23.07.2015, что подтверждается уведомлением о вручении), от 28.07.2015 исх. N 1845 (получена ответчиком 06.08.2015, что подтверждается уведомлением о вручении), от 14.08.2015 исх. N 2091 (получена ответчиком 01.09.2015, что подтверждается уведомлением о вручении).
Поскольку обязательство по оплате за сброс сточных вод с загрязняющими веществами, превышающими нормы допустимых концентраций, ответчиком не исполнено, АО "ВСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанций исходил из доказанности факта и размера превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сброшенных ответчиком сточных водах, производства отборов проб сточных вод в соответствии с условиями договора, подписания представителями сторон актов отбора проб без каких-либо замечаний, корректности представленного истцом в материалы дела расчета платы.
Выводы суда являются правильными, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями ВКХ в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами N 167, в соответствии с пунктами 63, 64, 65 которых в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации; абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Согласно пунктам 66, 67 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией ВКХ. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации ВКХ и абонента. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
В силу пункта 68 Правил N 167 при отборе представителем организации ВКХ контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации ВКХ отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
С августа 2013 г. вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N644), в связи с чем в Правила N 167 внесены изменения.
С 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил N 167. При этом, остальные пункты Правил N 167 являются действующими.
Согласно пункту 4 Правил N 644 раздел VII Правил N 644 вступил в силу с 01.01.2014. Названный раздел предусматривает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Приложением N 3 к Правилам N 644 определены максимальные допустимые значения показателя и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Администрацией городского округа город Стерлитамак постановлением от 29.04.2014 N 1035 были установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации городского округа город Стерлитамак, для абонентов АО "ВСК" (т.1, л.д.70-71).
Отбор и проведение анализов контрольных проб сточных вод ответчика со стороны истца производился лабораторией МУП "Межрайкоммунводоканал" городского округа г. Стерлитамак на основании договора об оказании услуг от 01.01.2013 N 75/01/2013. Лаборатория МУП "Межрайкоммунводоканал" имеет аттестат аккредитации N РОССRU.0001.512410 от 12.08.2014.
Материалами дела подтверждается, что в 2015 г. нарушения норм качества сточных вод были допущены абонентом в феврале, марте, апреле, мае и июне.
Расчет платы за прием сточных вод с концентрациями загрязняющих веществ сверх норм допустимых концентраций произведен истцом в соответствии с пунктом 5.3 Приложения N 2 к Постановлению N 399.
Расчет судом проверен и признан верным. Контррасчет ответчиком не представлен.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств нарушения требований к отбору и анализу проб, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта сброса ответчиком сточных вод с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ и, правомерно удовлетворили заявленные АО "ВСК" исковые требования.
Оснований для освобождения ответчика от внесения платы за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ судом не выявлено.
Довод ответчика о неправомерном исчислении истцом штрафа в соответствии с Постановлением N 399, поскольку оно утратило силу в связи с принятием Правительством Республики Башкортостан Постановления N 396, правомерно отклонен судом первой инстанции. Судом установлено, что нарушения норм качества сточных вод допущены абонентом в феврале, марте, апреле, мае и июне 2015 г., то есть в период действия Постановления N399, утратившего силу с 17.09.2015 в связи с изданием Постановления N 396.
На основании статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В данном случае положения статьи 4 ГК РФ воспроизводят общеправовой принцип действия законодательства во времени - закон обратной силы не имеет.
Ссылка ответчика на статью 422 ГК РФ неправомерна, так как действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, однако, данного указания в Постановлении N 396 не содержится.
В пункте 6 Приложения N 2 к Постановлению N 399 сумма штрафа квалифицируется в качестве платы абонентов за водоотведение. Таким образом, штраф не является неустойкой и не регулируется положениями статьи 330 ГК РФ, не является административным штрафом и не регламентируется Кодексом об административных нарушениях Российской Федерации, как ошибочно полагает податель жалобы, а является платой абонента за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения согласно пункту 18.5 договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2014 N917.
С учетом изложенного, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2016 г. по делу N А07-23120/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Центральный" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23120/2015
Истец: ЗАО "Водоснабжаящая компания"
Ответчик: ООО ТД Центральный