Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 мая 2017 г. N Ф03-1658/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А59-4387/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-530/2017
на решение от 25.11.2016
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-4387/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Трейд" (ИНН 6501261452, ОГРН 1146501000601, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.02.2014)
к Сахалинской таможне (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002)
о признании незаконным решения от 15.09.2016 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10707090/130916/0010843, а также об обязании выпустить товар в соответствии с заявленной таможенной процедурой для внутреннего потребления,
при участии:
от Сахалинской таможни - Лавров М.Е., доверенность от 27.12.2016, сроком до 31.12.2017, удостоверение; Сысой С.И., доверенность от 27.12.2016, сроком до 31.12.2017, удостоверение,
от общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Трейд" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дельта-Трейд" (далее - заявитель, общество, ООО "Дельта-Трейд") обратилось в арбитражный суд Сахалинской области о признании незаконным решения Сахалинской таможни от 15.09.2016 об отказе в выпуске товара по декларации на товары (далее - ДТ) N 10707090/130916/0010843, а также об обязании выпустить товар в соответствии с заявленной таможенной процедурой для внутреннего потребления.
Решением от 25.11.2016 суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования, признав незаконным оспариваемое решение таможни. Также суд обязал таможню выпустить товар по ДТ N 10707090/130916/0010843 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 25.11.2016, таможенный орган просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Дельта-Трейд".
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что спорный товар является кузовом легкового автомобиля, состоящего из конструктивных частей, которые представляют собой единую конструкцию, усиленную наружными облицовочными панелями, что придает товару основное значение и возможность идентификации такого товара для таможенных целей - кузов.
По мнению таможни, представленный в разобранном виде кузов легкового автомобиля обладает свойством комплектного товара, который должен классифицироваться в той же товарной позиции, что и кузов в неразобранном и комплектном виде, а именно по 8707 ТН ВЭД ЕАЭС.
В дополнениях к апелляционной жалобе таможня представила заключение эксперта от 22.12.2016, которое, по мнению таможенного органа, обосновывает позицию таможни о законности принятого решения об отказе в выпуске товара в связи с неверным указанием классификационного кода спорного товара и неуплатой декларантом доначисленных к уплате таможенных платежей.
В судебном заседании представители таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, решение суда первой инстанции просили отменить по основаниям, изложенным в жалобе и дополнениях к нему.
ООО "Дельта Трейд" в представленном и приобщённом к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу Сахалинской таможни с доводами жалобы не согласилось, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу таможенного органа - без удовлетворения.
ООО "Дельта Трейд", надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из материалов дела, во исполнение заключенного обществом и иностранной компанией "D-Japan" контракта N D/Т-5 от 01.06.2016 и приложения к нему от 31.08.2016 N D/T-5/9-1 общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза в Российскую Федерацию товар, в целях таможенного оформления которого в таможенный орган подана ДТ N 10707090/130916/0010843.
В графе 31 указанной ДТ товар описан следующим образом: передняя часть кузова легкового автомобиля Nissan Safari, номер отсутствует, цвет синий, бывшего в эксплуатации, разрезанного на половины (отсутствует часть силового контура), укомплектованная поворотными, габаритными огнями, электропроводкой, радиатором, ремнями безопасности, боковыми панелями, крышей, брызговиками, передними и противотуманными фарами, панелью управления, резиновыми уплотнителями, аккумулятором, компрессором кондиционера, запасным колесом, воздушным фильтром, ковриками, подножками, актуаторов, стеклоочистителями, ветровиками, дефлекторами, обшивками салона из пластика и текстиля с их элементами, козырьками, металлической и пластиковой защитой кузова, порогами, подножками, дверными ручками, электромоторчиками, рычагом ручного тормоза с защитным кожухом, задними фонарями, багажником, кейсом, сиденьями с подлокотниками, панелью приборов, автомагнитолой, ТВ монитором.
Заявленный товар классифицирован декларантом в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по коду 8708 29 900 9 как "части и принадлежности моторных транспортных средств позиций 8701-8705/ части и принадлежности кузовов (включая кабины) прочие/ прочие/ прочие/ прочие".
При осуществлении таможенного контроля в рамках обозначенной декларации таможней проведен осмотр товара (акт таможенного досмотра N 10707030/150916/000878 с фототаблицей).
По результатам анализа имеющихся в распоряжении таможенного органа документов таможня пришла к выводу о неверной классификации обществом товара по спорной ДТ в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а именно: декларируемый товар подлежит классификации в подсубпозиции 8707 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС как кузов бывшего в эксплуатации легкового автомобиля NISSAN SAFARI, в котором отсутствует донная часть, удаленная механическим способом (выпил) от задних боковых колесных арок и багажного отделения до пола передних посадочных мест. Кузов укомплектован капотом, поворотными и габаритными огнями, электропроводкой, радиатором, ремнями безопасности, боковыми и задними дверями, боковыми панелями, крышей, брызговиками, передними и противотуманными фарами, панелью управления, резиновыми уплотнителями, двумя аккумуляторами, компрессором кондиционера, воздушным фильтром, ковриками, подножками, передними и задними стеклоочистителями, ветровиками, дефлекторами, обшивкой салона из пластика и текстиля.
В силу изложенного таможня приняла решение от 15.09.2016 N РКТ- 10707000-16/000115 по классификации товара по ТН ВЭД НАЭС, что повлекло применение повышенной ставки пошлины и увеличение таможенных платежей на общую сумму 250 789 рублей 70 копеек.
В этот же день на основании пункта 1 статьи 201 и подпункта 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС таможня приняла решение от 15.09.2016 об отказе в выпуске товара, мотивированное неверным исчислением таможенных платежей в связи с неверной классификацией кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, влекущее доплату таможенных платежей.
Не согласившись с решением таможенного органа об отказе в выпуске товара по ДТ N 10707090/130916/0010843 от 15.09.2016, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, ООО "Дельта - Трейд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе таможенного органа и в отзыве общества на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу таможни - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 196 ТК ТС).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (далее - СУР).
Пунктом 1 статьи 128 ТК ТС установлено, что таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
Одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр (пункт 6 статьи 110 ТК ТС).
Согласно пункту 2 статьи 116 ТК ТС должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 180 ТК ТС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по ЕТН ВЭД ТС, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, описание упаковок, количество в килограммах, таможенная и статистическая стоимость.
Согласно "Инструкции о порядке заполнения декларации на товары", утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" в целях исчисления и взимания таможенных платежей и обеспечения соблюдения запретов и ограничений необходимо указать сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД России.
Согласно статье 50 ТК ТС единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза (пункт 2 статьи 51 ТК ТС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Согласно положениям Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Классификация товара по номенклатуре гармонизированной системы означает поэтапное определение его классификационного кода, то есть установление группы, товарной позиции и, в конечном счете, - товарной субпозиции и соответствующего ей шестизначного кода.
Именно система кодирования, введенная приложением к Конвенции о гармонизированной системе, составляет одно из основных отличительных свойств этой номенклатуры по сравнению с предшествующими системами. Установление шестизначного кода по гармонизированной системе - конечный пункт процедуры классификации или приравнивания товара к этой номенклатуре.
Процедура таможенного приравнивания заключается в применении Основных правил интерпретации гармонизированной системы для однозначного отнесения товара к субпозиции.
В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
В правиле 6 ОПИ ТН ВЭД определено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями правил 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей правила 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. Правила 1-5 применимы для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям (субпозициям, подсубпозициям) ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД. Основные Правила интерпретации ТН ВЭД состоят из шести Правил, которые применяются последовательно, начиная с первого до шестого.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В силу Правила (2а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Данное правило расширяет содержание любой товарной позиции, предусмотренной для конкретного товара, включая в нее такой товар и в незавершенном виде. Следовательно, основным условием для расширения товарной позиции является решение вопроса об обладании товаром свойствами завершенного изделия.
Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Данный вывод также подтверждается абзацем 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", согласно которому обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявленный в ДТ N 10707090/130916/0010843 спорный товар декларант определил, как "передняя часть кузова легкового автомобиля Nissan Safari, номер отсутствует, цвет синий, бывшего в эксплуатации, разрезанного на половины (отсутствует часть силового контура), укомплектованная поворотными, габаритными огнями, электропроводкой, радиатором, ремнями безопасности, боковыми панелями, крышей, брызговиками, передними и противотуманными фарами, панелью управления, резиновыми уплотнителями, аккумулятором, компрессором кондиционера, запасным колесом, воздушным фильтром, ковриками, подножками, актуаторов, стеклоочистителями, ветровиками, дефлекторами, обшивками салона из пластика и текстиля с их элементами, козырьками, металлической и пластиковой защитой кузова, порогами, подножками, дверными ручками, электромоторчиками, рычагом ручного тормоза с защитным кожухом, задними фонарями, багажником, кейсом, сиденьями с подлокотниками, панелью приборов, автомагнитолой, ТВ монитором", код ТН ВЭД ТС 8708 29 900 9".
Товарная позиция 8708 ТН ВЭД "Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705: прочие; прочие" не содержит понятия корпуса кузова легкового автомобиля.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8708 ТН ВЭД в нее включаются части и принадлежности к моторным транспортным средствам товарных позиций 8701-8705 при условии, что такие части и принадлежности одновременно отвечают двум следующим требованиям: они должны быть идентифицируемы как пригодные для использования исключительно или главным образом с вышеупомянутыми транспортными средствами; они не должны исключаться положениями примечаний к разделу XVII.
К указанной товарной позиции относятся, в частности шасси-рамы моторных транспортных средств в сборе (независимо от того, укомплектованы они колесами или нет, но без двигателей) и их части (лонжероны, растяжки, поперечины; элементы крепления подвесок; опорные элементы и кронштейны для кузовных деталей, двигателя, подножек, аккумуляторных батарей или топливных баков и т.д.); части кузовов и соответствующие принадлежности, например, панели пола, боковины, передние или задние панели, багажные отделения и т.д.; двери и их части; капоты; обрамление стекол окон; окна, укомплектованные обогревательными электроспиралями и электрическими разъемами, оконные рамы; подножки; крылья, брызговики; приборные щитки; облицовки радиаторов; кронштейны для крепления номерных знаков; бамперы и клыки бамперов; кронштейны рулевой колонки; наружные багажники; козырьки; неэлектрические обогреватели и размораживающие устройства, работающие от тепловой энергии, производимой двигателем автомобиля; ремни безопасности, предназначенные для постоянного крепления в автомобиле для обеспечения безопасности людей; напольные коврики (кроме ковриков из текстильных материалов или из неотвержденной вулканизованной резины) и т.д.
Узлы в сборе (включая шасси-кузова несущей конструкции), еще не имеющие характер не полностью укомплектованных кузовов, например, еще не укомплектованные дверьми, крыльями, капотами и крышками задних отделений и т.д., включаются в данную товарную позицию, а не в товарную позицию 8707.
Таким образом, согласно Пояснениям к товарной позиции 8708 ТН ВЭД к данной товарной позиции относятся, в том числе части кузовов моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705.
Тексту товарной подсубпозиции 8707 10 900 0, по которому товар был классифицирован таможенным органом, соответствует товар - "кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, прочие". Данная товарная позиция не предусматривает возможности отнесения к ней частей кузовов или кузовов с недостающими частями.
Соответственно, в товарной позиции 8707 кузова автомобилей могут быть классифицированы в тех случаях, когда степень их незавершенности (некомплектности) позволяет этим товарам обладать основными эксплуатационными свойствами автомобильного кузова.
В соответствии с Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, рекомендованными Коллегией Евразийской экономической комиссии 12.03.2013 N 4 (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС).
Правила 2(а) предусматривают, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия. Товары бывают представлены подобным образом обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки.
Данное Правило также применяется к некомплектным или незавершенным изделиям, представленным в разобранном или несобранном виде, при условии, что они рассматриваются как комплектные или завершенные производством изделия в силу действия первой части названного Правила.
При этом термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции вне зависимости от сложности способа сборки.
При изучении описания спорного товара суд апелляционной инстанции установил, что спорный товар в незавершенном виде не обладает эксплуатационными свойствами кузова автомобиля, обеспечивающего движение автомобиля. Кроме этого, целостность каркаса нарушена, что не позволяет использовать спорный товар по назначению.
В представленном таможенным органом суду апелляционной инстанции заключении эксперта от 22.12.2016 по материалам дела об административном правонарушении в отношении ООО "Дельта Трейд" экспертом сделан вывод о том, что отсутствие в задней части демонтированных элементов конструкции кузова влияет на изменение его основных конструктивных и эксплуатационных свойств и в таком состоянии он не может соответствовать требованиям безопасности в составе комплектного транспортного средства при его эксплуатации. Кроме этого, экспертом сделан вывод о том, что использование спорной части кузова в своем прямом назначении в целях эксплуатации транспортного средства является невозможным.
В нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ таможенный орган не представил доказательства того, что предъявленный обществом к таможенному оформлению товар по ДТ N 10707090/130916/0010843 обладать основными эксплуатационными свойствами автомобильного кузова, а именно: каркас кузова без задней панели пола (вырезанной механическим способом) сохраняет заложенную производителем в несущую конструкцию транспортного средства степень надежности и безопасности.
Отсутствуют и доказательства того, что спорный товар представлен в несобранном или разобранном (некомплектном или незавершенном) виде, который можно собрать (восстановить) до состояния целого путем проведения обычных сборочных операций, в том числе сварочных и слесарских работ, что в итоге обеспечит соответствующую степень надежности и безопасности в целях использования его как кузов для транспортного средства.
Не доказано таможенным органом о то, что для монтажа недостающих элементов кузова, необходимо проведение сборочных операций в соответствии с технологической картой сборки, с помощью соответствующих инструментов.
Тот факт, что в заключении эксперта сделан вывод о возможности устранения имеющихся дефектов путем замены отсутствующих деталей на аналогичные детали из запасных частей не может быть положен в основу решения о неверном классификационном коде ввезенного товара, поскольку товар подлежит классификации в том виде, в каком он поступил для целей таможенного оформления.
Коллегия апелляционного суда, поддерживая выводы суда первой инстанции, соглашается с доводами общества о том, что заявленный в ДТ N 10707090/130916/0010843 товар фактически является частью кузова легкового автомобиля с соответствующей комплектацией (частей кузова), у которого отсутствует часть неразъемносоединенной несущей конструкции каркаса - задняя донная часть, отделенная механическим путем (резкой) не по технологическим линиям соединения элементов цельной конструкции кузова. При этом такой товар нельзя собрать до состояния целого путем проведения сборочных операций, которые обеспечат возможность использовать кузов по его прямому назначению при отсутствии угрозы здоровья и жизни людей при их транспортировке. Однозначных доказательств обратного таможенным органом не представлено.
Исходя из фактического состояния ввезенного товара он не может быть классифицирован по товарной подсубпозиции 8707 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку рассматриваемый товар не имеет признаков кузова легкового автомобиля, укомплектованного или неукомплектованного принадлежностями, для цели отнесения его в подсубпозицию, выбранную таможней.
В связи с чем и по этому основанию доводы заявителя о правильно примененном классификационном коде ввезенного товара и о том, что препятствий для выпуска товара не имелось, обоснованы.
Таким образом, при наличии имеющих в деле доказательств у суда отсутствуют основания считать, что везенный обществом и оформленный по декларации N 10707090/130916/0010843 товар является кузовом легкового транспортного средства, в том числе в незавершенном виде, восстановление которого предусмотрено какими-либо технологическими требованиями. В свою очередь коллегия признает, что при отсутствии доказательств обратного осуществленная обществом классификация товара по декларации N 10707090/130916/0010843 в товарной подсубпозиции 8708 29 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС (части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705/ прочие/ прочие/ прочие) соответствует действующему законодательству, а именно Правилам 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Правильность классификации товара с учетом фактических обстоятельств также подтверждается актом таможенного досмотра N 10707030/150916/000878 от 15.09.2016, согласно которому должностное лицо таможенного органа при визуальном осмотре товара обнаружил именно часть кузова автомобиля с отсутствующей задней донной частью.
В силу части 3 статьи 189 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта государственных и иных органов, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт.
Документов, подтверждающих правомерность неосуществления выпуска товара по спорной ДТ, со стороны таможни в материалы дела не представлено.
При этом из материалов дела усматривается, что ООО "Дельта -Трейд" представило в таможенный орган все необходимые документы и оснований, предусмотренных статьей 201 ТК ТС для отказа в выпуске товаров у таможенного органа не имелось.
Нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов общественной организации в сфере внешнеэкономической деятельности выразилось в том, что неосуществление выпуска товаров увеличило сроки таможенного оформления товара и, как следствие, повлекло увеличение расходов на хранение товара на СВХ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил требования заявителя о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10707090/130916/0010843 и обязал Сахалинскую таможню в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Дельта-Трейд" выпустить товар по ДТ N 10707090/130916/0010843 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 25.11.2016 по делу N А59-4387/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4387/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 мая 2017 г. N Ф03-1658/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Дельта-Трейд"
Ответчик: Сахалинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1658/17
24.05.2017 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-4387/16
13.02.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-530/17
25.11.2016 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-4387/16