г. Саратов |
|
02 марта 2017 г. |
Дело N А12-50860/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хорека-Волгоград-2005"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 ноября 2016 года по делу N А12-50860/2016 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хорека-Волгоград-2005" (400001, г. Волгоград, ул. Серпуховская, д. 24, ОГРН 1053460059146, ИНН 3445075285)
к администрации Центрального района Волгограда (г. Волгоград, пр. В.И.Ленина, д. 15, ОГРН 1023403443579, ИНН 3444048169),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), комитет промышленности и торговли Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1123460004326, ИНН 3445126211)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Хорека-Волгоград-2005" (далее - ООО "Хорека-Волгоград-2005", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации Центрального района Волгограда (далее - администрация, орган местного самоуправления) по организации, началу и проведению мероприятий по исключению из схемы мест размещения нестационарных торговых объектов, принадлежащих ООО "Хорека-Волгоград-2005", по следующим адресам: г. Волгоград, проспект В.И. Ленина (напротив дома N 5 по улице Аллея Героев) (номер в схеме 1.7), г. Волгоград, проспект В.И. Ленина, 28 (у здания Волгоградского государственного технического университета) (номер в схеме 1.19), г. Волгоград, проспект В.И. Ленина, 15 (у пересечения с улицей Аллея Героев) (номер в схеме 1.84), г. Волгоград, улица Краснознаменская (нечетная сторона) (напротив Детского центра) (номер в схеме 1.95), г. Волгоград, улица Невская, 7А (у пересечения с улицей Новороссийская) (номер в схеме 1.114), г. Волгоград, улица Невская (четная сторона) (остановка "Кинотеатр "Родина") (номер в схеме 1.120), об обязании администрации прекратить организацию, начало и проведение мероприятий по исключению из схемы мест размещения нестационарных торговых объектов по указанным адресам.
Решением суда первой инстанции от 17 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Хорека-Волгоград-2005" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Администрация в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Хорека-Волгоград-2005" и администрацией Центрального района Волгограда заключены договоры от 23.03.2016 N 04/80-16, от 23.03.2016 N 04/81-16, от 23.03.2016 N 04/82-16, от 23.03.2016 N 04/83-16, от 25.07.2016 N 04/86-16, от 25.07.2016 N 04/89-16 на право размещения нестационарных торговых объектов по адресам: г. Волгоград, проспект В.И. Ленина (напротив дома N 5 по улице Аллея Героев) (номер в схеме 1.7), г. Волгоград, проспект В.И. Ленина, 28 (у здания Волгоградского государственного технического университета) (номер в схеме 1.19), г. Волгоград, проспект В.И. Ленина, 15 (у пересечения с улицей Аллея Героев) (номер в схеме 1.84), г. Волгоград, улица Краснознаменская (нечетная сторона) (напротив Детского центра) (номер в схеме 1.95), г. Волгоград, улица Невская, 7А (у пересечения с улицей Новороссийская) (номер в схеме 1.114), г. Волгоград, улица Невская (четная сторона) (остановка "Кинотеатр "Родина") (номер в схеме 1.120), срок действия договоров - до 31.12.2016.
10.06.2016 обществом получены уведомления администрации Центрального района Волгограда об исключении указанных мест размещения нестационарных торговых объектов из схемы, которыми общество извещалось о том, что в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 23.12.2015 N 1800 "О рабочей группе по вопросам формирования целостного архитектурно-художественного облика Волгограда" проведены обследования мест размещения нестационарных торговых объектов, включенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы (далее - Схема размещения нестационарных торговых объектов), утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, по результатам которых выявлены нарушения, что является основанием для исключенных мест размещения нестационарных торговых объектов из схемы. В указанных уведомлениях обществу предлагалось выбрать компенсационные места из числа свободных мест в действующей схеме или, в случае отсутствия таких мест или отказа от таких мест, представить предложения о включении в схему иных компенсационных мест из примерного перечня компенсационных мест либо выбранных самостоятельно.
Полагая, что действия администрации Центрального района Волгограда по организации, началу и проведению мероприятий по исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов мест размещения, принадлежащих заявителю, являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, ООО "Хорека-Волгоград-2005" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что уведомления о предстоящем исключении размещения нестационарных торговых объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов составлены органом местного самоуправления в пределах его компетенции, носят информационный характер, наступления каких-либо неблагоприятных последствий для заявителя не влекут, в связи с чем отказал в удовлетворения заявленных обществом требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" создана межведомственная комиссия по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
В соответствии с пунктом 3 постановления администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 администрациям районов Волгограда предоставлены полномочия, в том числе, по осуществлению разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, согласованию проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - департаментом экономического развития администрации Волгограда, департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области в порядке, установленном приказом, направлению по результатам согласования в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованных (без замечаний) проектов схем и проекты изменений схем по форме согласно приложению к постановлению от 29.06.2016 N 974.
Пунктом 4 постановления администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 предусмотрено, что департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решений межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы принимается в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденным приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД (далее - Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Согласно пункту 2.2. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
В соответствии с пунктом 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию (далее - комиссия). Состав и порядок деятельности комиссии устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 3.1. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов внесение изменений в схему, в случае включения или исключения из нее мест размещения нестационарных торговых объектов, изменения вида нестационарных торговых объектов, видов деятельности (специализации) нестационарных торговых объектов, площади места размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном разделом 2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов с особенностями, установленными разделом 3 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов.
Исключение места размещения нестационарного торгового объекта из схемы допускается в следующих случаях: а) если место размещения нестационарного торгового объекта не востребовано хозяйствующими субъектами в течение 1 года после включения в схему; б) принятия решения об изъятии земельного участка, на котором предусмотрено место размещения нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд; в) если место размещения нестационарного торгового объекта не соответствует требованиям действующего законодательства (пункт 3.2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Пунктом 3.3. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что внесение изменений в схему в части исключения места размещения нестационарного торгового объекта в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 3.2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется с предоставлением хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность в данном месте, другого места (далее - компенсационное место) в порядке, установленном уполномоченным органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов с заявлением об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 3.2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, могут обращаться органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане.
В заявлении об исключении места размещения нестационарного торгового объекта в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 3.2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, указывается обоснование несоответствия действующему законодательству места размещения нестационарного торгового объекта. К заявлению могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заинтересованного лица, указанные в заявлении.
Уполномоченный орган обязан проверить указанные в заявлении заинтересованного лица доводы в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления.
В случае если в результате проверки доводы заинтересованного лица, указанные в заявлении, не подтвердились, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления принимает решение об отказе в исключении места размещения нестационарного объекта из схемы и в течение 2 рабочих дней направляет копию такого решения заявителю.
В случае если в результате проверки доводы заинтересованного лица, указанные в заявлении, подтвердились, уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления разрабатывает проект изменений в схему и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления, указанными в пункте 2.8 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов.
Решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы принимается в порядке и сроки, установленные разделом 2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов для решения вопроса о включении или отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему.
Решение комиссии об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы направляется уполномоченным органом заявителю в течение 2 рабочих дней со дня его принятия.
Из материалов дела следует, что уведомления администрации Центрального района Волгограда об исключении мест размещения нестационарных торговых объектов из схемы составлены и направлены на основании справок рабочей группы по обследованию Центрального района Волгограда по вопросам формирования целостного архитектурно-художественного облика Волгограда, созданной постановлением администрации Волгограда от 23.12.2015 N 1800 во исполнение поручения губернатора Волгоградской области от 17.12.2015 N 11-15/18630, из представителей отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда, органов исполнительной власти Волгоградской области.
В справках рабочей группы по обследованию Центрального района Волгограда по вопросам формирования целостного архитектурно-художественного облика Волгограда зафиксированы выявленные нарушения требований действующего законодательства при обследовании 31.03.2016 мест размещения нестационарных торговых объектов.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, уведомления администрации Центрального района Волгограда от 10.06.2016 об исключении спорных мест из схемы размещения нестационарных торговых объектов не влекут для ООО "Хорека-Волгоград-2005" каких-либо правовых последствий, сам факт направления данных уведомлений заявителю не может свидетельствовать о нарушении прав общества, они носят уведомительный характер с предложением выбора компенсационных мест вместо подлежащих исключению.
Доказательства наступления каких-либо неблагоприятных последствий, нарушения оспариваемыми действиями органа местного самоуправления прав и имущественных интересов заявителя в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Хорека-Волгоград-2005" указывает, что в случае исключения мест из Схемы размещения нестационарных торговых объектов с обществом будут расторгнуты договоры на размещение нестационарных торговых объектов, чем будут нарушены права заявителя.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод общества, поскольку защищаемое право - право на исполнение договоров - оспариваемыми действиями администрации не нарушается.
Апелляционная коллегия также считает необходимым отметить, что уведомления администрации о предстоящем исключении мест размещения нестационарных торговых объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов не являются ненормативными правовыми актами и обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ООО "Хорека-Волгоград-2005" не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 ноября 2016 года по делу N А12-50860/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-50860/2016
Истец: ООО "ХОРЕКА-ВОЛГОГРАД-2005"
Ответчик: Администрация Центрального района Волгограда
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Департамент экономического развития администрации Волгограда, Комитет промышленности и торговли Волгоградской области