Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 апреля 2017 г. N Ф01-989/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
25 января 2017 г. |
А79-7261/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.01.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.10.2016 по делу N А79-7261/2016, принятое судьей Красновым А.М. по заявлению муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарска" о взыскании с Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике 1 073 095 рублей 29 копеек.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Быкова С.Н. по доверенности от 09.01.2017 N 3 сроком действия до 31.12.2017;
от муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарска" - Петров А.П. по доверенности от 26.07.2016 N 20148 сроком действия 1 год.
Фонд социального страхования Российской Федерации - надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Жилье" реорганизовано в форме присоединения к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарска".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.02.2015 по делу А79-8156/2013 муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Жилье" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением суда от 26.05.2015 Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску признана кредитором муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Жилье" на сумму 1 027 802 рубля 61 копейка капитализированных платежей в Фонд социального страхования.
Определением суда от 04.06.2015 удовлетворено заявление муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарска" о погашении задолженности муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Жилье" по обязательным платежам в размере 3 007 991 рубль 88 копеек, в том числе по уплате капитализированных платежей в размере 1 027 802 рубля 61 копейка.
Во исполнение определения суда, платежным поручением от 29.06.2015 N 1798 муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарска" перечислило денежные средства в размере 1 027 802 рублей 61 копейки на расчетный счет Регионального отделения Фонда социального страхования.
Определением суда от 25.11.2015 утверждено мировое соглашение между муниципальным унитарным ремонтно-эксплуатационным предприятием "Жилье" и конкурсными кредиторами, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращено.
Муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Жилье" 10.05.2016 реорганизовано в форме присоединения к муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарска".
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарска" письмом от 26.11.2015 N 14 обратилось в Региональное отделение Фонда социального страхования (далее по тексту - Фонд) о возврате капитализированных платежей в сумме 1 027 802 рублей 61 копейки.
Письмом от 19.01.2016 N 05-12/214-167 Фонд сообщил, что оснований для возврата капитализированных платежей не имеется.
Поскольку капитализированные платежи не были возвращены, муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарска" (далее по тексту - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Фонда 1 073 095 рублей 29 копеек.
Решением от 21.10.2016 заявленное требование удовлетворено в части взыскания с Фонда 967 083 рублей 58 копеек. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Фонд указывает, что действующее законодательство не предусматривает порядок и механизм возврата излишне уплаченных капитализированных платежей в случаях, когда юридическое лицо в процессе ликвидации исполнило свою обязанность по перечислению в Фонд капитализированных платежей и впоследствии процедура ликвидации в отношении него была прекращена.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу и судебном заседании просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд социального страхования Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представил, явку полномочного представителя не обеспечил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон N125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
В силу пункта 2 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо в смету расходов на содержание страхователя.
На основании пункта 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
Указанный Порядок регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами - страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон N 127-ФЗ) определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Статьей 18 Закона N 125-ФЗ установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации как страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию. В этих целях Фонд осуществляет сбор страховых взносов и аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
Обязанность по внесению юридическим лицом в Фонд капитализированных платежей возникает только в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, так как ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы, а Фонд социального страхования Российской Федерации продолжает предоставлять в установленном порядке обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица.
В силу пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Согласно статьи 2 Закона N 127-ФЗ обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" установлено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" при заключении мирового соглашения в процедуре конкурсного производства капитализированная сумма не подлежит выплате кредиторам первой очереди, поскольку деятельность должника - юридического лица не прекращается. В указанном случае по смыслу пункта 1 статьи 158 Закона о банкротстве подлежит погашению задолженность перед кредиторами первой очереди, образовавшаяся за период до заключения мирового соглашения.
В пункте 1 статьи 57 Закона N 127-ФЗ указано, что удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Частью второй названной статьи установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 Закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 56 Закона N 127-ФЗ принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.
Таким образом, обязанность платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ, а удовлетворение их требований производится в общем порядке - за счет выплат страхователя, продолжающего свою деятельность обязанность по уплате капитализированных платежей в Фонд социального страхования возникает у страхователя только в случае ликвидации юридического лица с целью погашения Фондом социального требования требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ.
При отсутствии процедуры ликвидации страхователь - юридическое лицо обязано в общем порядке уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В случае прекращения процесса ликвидации обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ, а удовлетворение их требований производится в общем порядке - за счет выплат страхователя, продолжающего свою деятельность.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, производство по делу N А79-8156/2013 о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Жилье" прекращено.
Факт перечисления капитализированных платежей в размере сумме 1 027 802 рублей 61 копейки Фондом не оспаривается.
Принимая во внимание прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Жилье" и возобновление им своей деятельности, его последующей реорганизации, у Предприятия отсутствует обязанность по формированию и внесению капитализированных платежей в бюджет Фонда социального страхования, предусмотренная статьей 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 23 Закона N 125-ФЗ, и возникает обязанность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общем порядке.
В связи с этим уплаченные в период ликвидации капитализированные платежи в настоящее время являются для Предприятия излишне уплаченной суммой и подлежат возврату, поскольку Предприятие после утверждения мирового соглашения продолжает в общем порядке уплачивать страховые взносы, в том числе и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Учитывая, что капитализированные платежи предназначены для выплаты застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, они поступают в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Уплаченные Предприятием капитализированные платежи в сумме 1 027 802 рубля 61 копейка поступили в Фонд, следовательно, Предприятие обоснованно обратилось к Фонду с заявлениями о возврате излишне уплаченных капитализированных платежей.
Довод Фонда об отсутствии в действующем законодательстве механизма возврата капитализированных платежей, не является основанием для удержания денежных средств.
Согласно части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Поскольку Закон N 125-ФЗ не предусматривает порядок и механизм возврата излишне уплаченных капитализированных платежей суд считает, что в данном случае может быть применен порядок, установленный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 27 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
С учетом изложенного уплаченные в период процедуры банкротства капитализированные платежи в настоящее время фактически являются для страхователя излишне уплаченной суммой, соответственно, спорные суммы подлежат возврату страхователю.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.10.2016 по делу N А79-7261/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7261/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 апреля 2017 г. N Ф01-989/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Новочебоксарска"
Ответчик: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии
Третье лицо: Фонд социального страхования Российской Федерации