Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2017 г. N Ф07-4578/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А56-42161/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Кузьмина А.П., по доверенности от 14.10.2016
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32186/2016) УФАС по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2016 по делу N А56-42161/2016 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению АО "Концерн "ОкеанПрибор"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Балтикон"
об оспаривании решения
установил:
Акционерное общество "Концерн "Океанприбор" (ОГРН 1067847424160, ИНН 7813341546, место нахождения: 197376, г. Санкт-Петербург, пр-кт Чкаловский, д. 46; далее - АО "Концерн "Океанприбор", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361, место нахождения: г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 16.05.2016 N Т02-289/2016 в части признания в действиях Общества нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Балтикон" (ОГРН 1097847074247, ИНН 7840409930, место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, Дмитровский пер, д.13, лит.А, пом.3Н; далее - третье лицо, ООО "Балтикон").
Решением суда от 17.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции УФАС указывает на отсутствие в действующем законодательстве обязательных требований, указанных организатором торгов в пунктах 2.1, 3.4 документации, полагает, что указанные требования не позволяют принять участие в закупке потенциальным участникам, не обладающими указанными документами, но имеющими возможность выполнять работы по предмету закупки, что приводит к нарушению прав и законных интересов неограниченного круга потенциальных участников закупки.
Представитель УФАС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.04.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет Обществом (организатор торгов) было опубликовано извещение N 31603521296 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение ремонтных работ и оборудование рабочих мест сотрудников в помещении N 400, корпус 1/14 лит. Г, 4-й этаж и конкурсная документация (далее - Документация).
Начальная (максимальная) цена договора - 6 457 819 руб. 32 коп.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг АО "Концерн "Океанприбор", версия 11 (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1120002454, а также Документацией.
05.05.2016 от ООО "Балтикон" в УФАС поступила жалоба на действия АО "Концерн "Океанприбор".
Решением по жалобе N Т02-289/16 от 16.05.2016 жалоба признана обоснованной, Управление признало в действиях организатора торгов нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ (принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции) по отношению к неограниченному кругу потенциальных участников закупки, выразившееся в необоснованном установлении требований о наличии у участников закупки "сертификата менеджмента качества ISO 9001:2008", "сертификата соответствия OHSAS 18001-2007", сертификата соответствия ISO 14001- 2004", "свидетельства СРО (действующие) о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с возможностью выполнения функции генерального подрядчика".
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Закон N 223-ФЗ направлен на регламентацию закупочной деятельности определенных юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
АО "Концерн "Океанприбор" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется м Законом N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также, иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В пункте 2.1 Документации установлены требования к участникам закупки, в том числе:
6) сертификат менеджмента качества ISO 9001:2008;
7) сертификат соответствия OHSAS 18001-2007 (система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, применительно к деятельности, связанной с работами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства);
8) сертификат соответствия ISO 14001-2004 (системы экологического менеджмента);
9) свидетельство СРО (действующие) о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с возможностью выполнения функции генерального подрядчика.
В пункте 3.4 Документации установлен перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки участника закупки, в том числе участник должен представить следующие документы:
ж) копию сертификата менеджмента качества ISO 9001:2008;
з) копию сертификата соответствия OHSAS 18001-2007 (система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, применительно к деятельности, связанной с работами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства);
и) копию сертификата соответствия ISO 14001-2004 (системы экологического менеджмента);
к) копию свидетельства СРО (действующие) о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с возможностью выполнения функции генерального подрядчика.
В соответствии с пунктом 8.2.2 Документации заказчик вправе отклонить любую конкурсную заявку, не соответствующую обязательным и/или квалификационным требованиям, изложенным в Документации.
Ввиду вышеизложенного, заявки участников закупки, не соответствующие требованиям пунктов 2.1 и 3.4 Документации, отклоняются от участия в закупке.
Управление в своем решении ссылается на то, что предметом закупки, согласно извещению и Документации, является "проведение ремонтных работ и оборудование рабочих мест сотрудников в помещении N 400, корпус 1/14 лит. Г, 4-й этаж", а для лиц, осуществляющих проведение ремонтных работ, в соответствии с предметом закупки в действующем законодательстве Российской Федерации не установлено обязательных требований, указанных организатором торгов в пунктах 2.1 и 3.4 Документации.
Таким образом, по мнению УФАС, установленные в п.3.4 Документации требования к участникам закупки о наличии "сертификата менеджмента качества ISO 9001:2008", "сертификата соответствия OHSAS 18001-2007", "сертификата соответствия ISO 14001-2004", "свидетельства СРО (действующие) о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с возможностью выполнения функции генерального подрядчика", не позволяют принять участие в закупке потенциальным участникам, не обладающими указанными документами, но имеющим возможность выполнять работы по предмету закупки, что приводит к нарушению прав и законных интересов неограниченного круга потенциальных участников закупки.
Однако УФАС не отрицает, что указанные сертификаты соответствия являются документами, подтверждающими наличие у организации системы менеджмента качества (СМК) и ее соответствия действующим государственным стандартам.
АО "Концерн "Океанприбор" является стратегических акционерным обществом в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 и Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р, основным видом деятельности которого является разработка и производство вооружения и военной техники.
Одним из требований к организации, осуществляющей указанный вид деятельности, согласно п/п "г" п. 5 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 N 581) являются наличие системы менеджмента качества, созданной и функционирующей согласно требованиям стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов.
Требования к СМК регулируются ГОСТ ISO 9001-2011, введенным в действие приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст, и ГОСТ РВ 0015-002-2012.
Помещение N 400, в отношении которого победителем открытого конкурса должны быть выполнены проектные и ремонтные работы, является объектом специального назначения, используется для разработки и производства военной техники и входит в инфраструктуру Концерна.
В соответствии с пунктом 22.1 Положения о закупке работы по ремонту и оборудованию такого помещения относятся к работам и услугам специального назначения.
В соответствии с пунктом 6.3 ГОСТ РВ 0015-002-2012 на инфраструктуру организации распространяется система менеджмента ресурсов, являющаяся составной частью СМК.
Согласно пункту 7.4.2. ГОСТ ISO 9001-2011 информация по закупкам, совершаемым организацией, применяющей СМК, должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо, требования: А) к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования; Б) к квалификации персонала; В) к системе менеджмента качества. Организация должна обеспечивать достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.
Пунктом 7.4.1.2 ГОСТ РВ 0015-002-2012 установлено, что при выборе поставщиков, в том числе на конкурсной основе, следует отдавать приоритет организациям, имеющим сертификат соответствия СМК требованиям настоящего стандарта.
При закупке работ и услуг специального назначения в соответствии с пунктом 22.3 Положения о закупке заказчик включает в документацию о закупке требование о наличии у поставщика сертификата соответствия СМК поставщика требованиям государственных стандартов.
Таким образом, содержащееся в документации о закупке требование о наличии у участников открытого конкурса сертификатов соответствия обосновано нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 N 581, действующими стандартами Российской Федерации и Положением о закупке, утвержденным в соответствии со статьей 2 Закона N 223-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что требование организатора закупки о наличии у участника свидетельства СРО (действующего) о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с возможностью выполнения функций генерального подрядчика является необоснованным, противоречит действующему законодательству о закупках и действующему Положению о закупке в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 47, части 4 статьи 48, части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (СРО), сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень), утвержден приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624.
Раздел II Перечня включает:
Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения (пункт 4.1 Перечня);
Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации (пункт 4.2 Перечня);
Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами (пункт 4.5 Перечня);
Работы по подготовке технологических решений объектов специального назначения и их комплексов (пункт 6.7. Перечня);
Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 7.2 Перечня).
Работы указанных видов содержатся в п.1 и п. 2 раздела 5 "Технического задания на проведение работ и оборудование рабочих мест сотрудников в помещении N 400, корпус 1/14 лит. Г, 4-ый этаж", являющегося разделом 13 конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 2 приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1-4,5 части 17 статьи 51 ГрК РФ.
Проектные и последующие строительные работы, обеспечивающие выполнение пунктов 4.1 и 4.4 указанного выше раздела Технического задания, затрагивают характеристики безопасности помещения.
Следовательно, с учетом пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ подлежащие выполнению работы относятся к видам работ, входящим в Перечень.
При составлении документации о закупке заказчик обязан в соответствии с пунктом 22.4 Положения о закупке включать иные требования к товарам работам или услугам, а также к их поставщикам, если такие требования предусмотрены действующими нормативными документами.
Таким образом, содержащееся в документации о закупке требование о наличии у участников открытого конкурса свидетельства СРО (действующего) о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обосновано нормами, установленными ГрК РФ, приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 и Положением о закупке, утвержденным в соответствии со статьей 2 Закона N 223-ФЗ.
Указанные требования к участникам закупки убедительно обоснованы заявителем целями получения более качественного (квалифицированного) исполнения работ и не имели произвольных оснований.
Как верно заметил суд первой инстанции, Управлением при вынесении оспоренного решения должным образом не были изучены правила закупок, установленные Положением о закупке, были неверно оценены действительные обстоятельства дела и неправильно применены нормы действующего законодательства. Ввиду вышеизложенного решение УФАС нарушает права и законные интересы Общества в части установления законных требований к участникам открытого конкурса при осуществлении закупочной деятельности.
Следует также отметить, что Управлением не доказано наличие исчерпывающего перечня оснований для обжалования действий заказчика, предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и позволивших бы рассмотреть поступившую жалобу (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2017 N 307-КГ16-19987), при вынесении решения УФАС статьей 17 Закона N 135-ФЗ не руководствовалось.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2016 по делу N А56-42161/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42161/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2017 г. N Ф07-4578/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "КОНЦЕРН "ОКЕАНПРИБОР"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной Службы по Санкт-Петербургу, Управление Федеральной Антимонопольной Службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Третье лицо: ООО "Балтикон"