Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2017 г. N Ф07-3357/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А05-7669/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 января 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вершининой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 октября 2016 года по делу N А05-7669/2016 (судья Распопин М.В.),
установил:
акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 17;
ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управдом" (место нахождения: 165502, Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, п. Двинской, ул. Труфанова, д. 2; ОГРН 1122904000174, ИНН 2908004726; далее - Общество) о взыскании 332 800 руб. расходов, понесенных в связи с установкой общедомового прибора учета в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, п. Двинской, ул. Исаева, д. 3 и Архангельская область, Верхнетоемский район, п. Двинской, ул. Труфанова, д. 12, находящихся под управлением Общества, а также 9 656 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.10.2016 исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Компании взыскано 196 638 руб. 40 коп. долга, 5705 руб. 35 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части сроков уплаты суммы долга, принять новый судебный акт, которым предоставить ответчику рассрочку платежа на 24 месяца 16 дней. Доводов по существу дела не приведено.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Истец в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражал.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов N 3 по ул. Исаева и N 12 ул. Труфанова пос. Двинской Верхнетоемскиого района Архангельской области.
В свою очередь Компания осуществляет подачу тепловой энергии в указанные многоквартирные дома.
На основании заявлений жильцов многоквартирных домов Компания заключила договоры с обществом с ограниченной ответственностью "Сполохи" от 19.07.2013 N 435-01/13, от 14.08.2013 N 488-01/13, согласно условиям которых общество с ограниченной ответственностью "Сполохи" (исполнитель по договору) обязалось выполнить комплекс работ, включающих в себя:
- разработку проектов узлов учета тепловой энергии и теплоносителя на объектах многоквартирные жилые дома N 3 по ул. Исаева и N 12 по ул. Труфанова пос. Двинской;
- поставку оборудования узлов учета тепловой энергии и комплектующих, необходимых для их монтажа и ввода в эксплуатацию объектов;
- монтаж и пуско-наладка узлов учета тепловой энергии и теплоносителя на объектах.
Стоимость работ на объекте дом N 3 по ул. Исаева, пос. Двинской, согласно договору от 19.07.2013 N 435-01/13, составила 220 800 руб.
Стоимость работ на объекте дом N 12 по ул. Труфанова, пос. Двинской, согласно договору от 14.08.2013 N 488-01/13 составила 112 000 руб.
Исполнитель надлежащим образом выполнил предусмотренные вышеуказанными договорами работы, Обществом и Компанией 05.11.2013 подписаны акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии.
Полагая, что на ответчике, в чьем управлении находятся спорные многоквартирные жилые дома, лежит обязанность по оплате выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Сполохи" работ, истец направил в его адрес претензионное письмо от 03.06.2016 N 893, с требованием в срок до 15.06.2016 произвести оплату в размере 332 800 руб. (112000 +220 800).
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными и обоснованными частично.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
По общим правилам возмещения вреда, лицо, требующее возмещения вреда, обязано доказать наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения в соответствии со статьей 1064 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон "Об энергоснабжении") государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 12 Закона "Об энергоснабжении" определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона "Об энергоснабжении" лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 5 статьи 13 Закона "Об энергоснабжении" предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона "Об энергоснабжении" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Исходя из пункта 7 Правил N 491 в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома включены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
Представленными в материалы дела доказательствами (протоколами общего собрания собственников жилых помещений) подтверждается и ответчиком не оспаривается, что он являлся управляющей организацией в отношении спорных домов.
Как следует из материалов дела, во исполнение пункта 9 статьи 13 Закона "Об энергоснабжении" истец в ноябре 2013 установил в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика, общедомовые приборы учета тепловой энергии.
Факт выполнения работ по установке приборов учета подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" граждане - собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки, если ими не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Судом первой инстанции установлено, что истцом при определении суммы иска не учтен тот факт, что пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомовых приборов учета не истек.
Истец не представил доказательства принятия собственниками помещений в многоквартирных домов решения об оплате расходов по установке общедомового прибора учета электроэнергии единовременно либо с периодом просрочки, составляющим меньше пяти лет.
Ввиду отсутствия в материалах дела обратного, суд первой инстанции исходил из того, что собственниками помещений в многоквартирном доме не был изменен порядок внесения оплаты за установку общедомового (коллективного) прибора учета, установленный пунктом 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении".
Учитывая, что общедомовые приборы учета установлены 05.11.2013, на момент подачи искового заявления по настоящему делу и рассмотрения данного дела по существу собственники помещений в многоквартирном доме должны были внести Обществу часть платежей за установку общедомового (коллективного) прибора учета. Следовательно, на момент обращения с иском по настоящему делу и разрешения его по существу у Компании возникло право требования к Обществу об оплате части расходов в сумме 196 638 руб. 40 коп., в том числе:
- 130 461 руб. 94 коп. по дому N 3 ул. Исаева;
- 66 176 руб. 46 коп. по дому N 12 ул. Труфанова, д. 12.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Компании частично в сумме 196 638 руб. 40 коп.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым разъяснить ответчику, что в силу статьи 324 АПК РФ он вправе ходатайствовать о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта в суде первой инстанции. Данное ходатайство о предоставлении рассрочки исполнения решения в порядке статей 41, 159, 324 АПК РФ должно содержать обоснование причин необходимости предоставления рассрочки.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для изменения решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении жалобы расходы ответчика по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 октября 2016 года по делу N А05-7669/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7669/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2017 г. N Ф07-3357/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "УПРАВДОМ"