Ведомственные нормы технологического проектирования ВНТП 311-98
"Объекты почтовой связи"
(утв. приказом Госкомсвязи РФ от 30 апреля 1998 г. N 82)
Дата введения 1 июня 1998 г.
Взамен ВНТП 311-92 Минсвязи Российской Федерации
Введение
Ведомственные нормы технологического проектирования "Объекты почтовой связи" ВНТП 311-98 разработаны в соответствии с требованиями Системы нормативных документов в строительстве. Основные положения. СНиП 10-01-94.
Разработанные в соответствии с нормами и правилами настоящие ВНТП не предписывают как проектировать и строить объекты почтовой связи, а устанавливают требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.
Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений носят рекомендательный характер.
1. Общие положения
1.1. Настоящие ведомственные нормы технологического проектирования (ВНТП) распространяются на проектирование нового строительства, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов почтовой связи Российской Федерации.
1.2. Проектирование новых объектов почтовой связи должно осуществляться с учетом перспективы на 15-20 лет после ввода объектов в эксплуатацию.
На проектируемые объекты с момента освоения их проектных мощностей может быть возложена дополнительная транзитная нагрузка других объектов, строительство которых намечено на более поздние сроки.
Проектирование газетных, газетно-журнальных и журнальных экспедиций должно производиться на объем периодических изданий, выпускаемых полиграфическим комплексом, в составе которого функционирует проектируемая экспедиция, а также входящих газет и журналов, поступающих из других пунктов печатания.
При разработке проектной документации на строительство объектов почтовой связи следует руководствоваться действующими строительными нормами и правилами для производственных, общественных, административных и бытовых зданий и сооружений, а при размещении городских отделений почтовой связи в домах - строительными нормами и правилами для жилых зданий, а также настоящими ВНТП.
2. Определение и классификация объектов
2.1. Почтамт - обособленное подразделение организации почтовой связи (УПС), обеспечивающее прием, обработку, вручение почтовых отправлений, прием подписки на периодические издания, а также предоставляющее клиентуре услуги почтовой и документальной (телеграф, телекс, факс и др.) связи и осуществляющее руководство подчиненными объектами почтовой связи.
В отдельных случаях, почтамт является организацией почтовой связи - производственным объединением, центральным объектом почтовой связи города, подчиненным непосредственно Управлению почтовой связи Госкомсвязи России.
2.2. Узел почтовой связи (городской - ГУПС, районный - РУПС) - обособленное подразделение организации почтовой связи (УПС), предоставляющее клиентуре все виды услуг почтовой связи и обрабатывающее все виды почтовых отправлений, периодической печати, а также осуществляющее распространение печати и руководство подчиненными отделениями почтовой связи.
2.3. Прижелезнодорожный почтамт (ПЖДП), отделение перевозки почты при железнодорожных станциях (ОПП) - обособленные подразделения организаций почтовой связи (УПС), осуществляющие перевозку почты по закрепленным маршрутам, обработку исходящего, входящего и транзитного почтового обмена, а также прием и выдачу партионных посылок, бандеролей и прямых почтовых контейнеров под пломбой (печатью) отправителя.
Отделение перевозки почты при аэропорте (АОПП) - объект почтовой связи, осуществляющий обработку почты, поступившей и подлежащей отправке воздушным транспортом.
Прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты, почтамты могут проектироваться с функциями обработки всех видов почтовых отправлений (посылок, письменной корреспонденции, страховой почты, периодической печати) или быть специализированными, т.е. обрабатывать отдельные виды или потоки почты (например, только исходящие и транзитные посылки в ПЖДП, входящие посылки в почтамтах, транзитную письменную корреспонденцию в АОПП и т.п.).
2.4. Обменный пункт (ОП) - объект почтовой связи, осуществляющий обработку исходящей, входящей и транзитной почты, а также прямых почтовых контейнеров под пломбой (печатью) отправителя.
Обменный пункт организуется, как правило, на пересечении железнодорожных магистралей или железных и автомобильных дорог.
2.5. Отделение почтовой связи (городское) - объект почтовой связи, предоставляющий населению, организациям, предприятиям и учреждениям услуги почтовой и документальной связи, осуществляющий прием подписки на газеты и журналы, а сельское - еще и услуги электрической связи и распространение печати в розницу.
Основными типами отделений почтовой связи в городах и поселках городского типа являются городские отделения почтовой связи (ГОПС):
- открытого типа с полной доставкой (т.е. доставкой письменной корреспонденции, периодической печати, переводов, пенсий и др.);
- открытого типа с ограниченной доставкой (т.е. доставкой отдельных видов почтовых отправлений);
- закрытого типа при организациях и предприятиях;
- укрупненное доставочное отделение почтовой связи (УДОС) - отделение почтовой связи (самостоятельное или функционирующее при почтамте, РУПС, ГУПС) специализирующееся, как правило, на обработке и моторизованной доставке письменной корреспонденции и периодической печати на территории нескольких отделений связи или целого города.
2.6. Основными типами сельского отделения связи являются:
- стационарное доставочное отделение связи (СОС);
- передвижное отделение связи (ПОС);
- сезонное отделение связи.
2.7. Газетно-журнальная, газетная и журнальная экспедиции, как правило, являются цехом или участком, осуществляющим обработку периодической печати, в составе полиграфического комплекса издательства, почтамта, ПЖДП, ОПП.
В порядке исключения, газетно-журнальная экспедиция может быть самостоятельным предприятием.
2.8. При проектировании часть функций перечисленных объектов, на основании решения организации почтовой связи, может быть возложена на другие объекты, что должно быть отражено в задании на проектирование.
2.9. Объекты почтовой связи в зависимости от годового объема обрабатываемой продукции в денежном выражении, рассчитанного в соответствии с введенными в 1991 г. ценами на продукцию почтовой связи, подразделяются на группы (табл. 1).
Таблица 1
Предприятие |
Единица измерения |
Годовой объем продукции по группам объектов |
||||
вне категорий |
I |
II |
III |
IV |
||
Прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты (без линейного цеха и цеха обслуживания почтовых вагонов) |
тыс. руб. |
свыше 2500 |
от 1200 до 2500 |
от 600 до 1200 |
от 300 до 600 |
до 300 |
Почтамты (без подчиненных объектов почтовой связи) |
тыс. руб. |
свыше 450 |
от 300 до 450 |
от 200 до 300 |
от 100 до 200 |
до 100 |
Узлы почтовой связи |
тыс. руб. |
свыше 250 |
от 150 до 250 |
от 100 до 150 |
от 50 до 100 |
до 50 |
2.10. Городские отделения почтовой связи, кроме отделений почтовой связи закрытого типа, в зависимости от численности населения, проживающего в зоне обслуживания, подразделяются на группы (табл. 2).
Таблица 2
Отделение почтовой связи |
Количество обслуживаемого населения, (тыс. чел.) |
Группа |
Отделение почтовой связи открытого типа с полной доставкой |
от 20 до 25 |
I |
от 14 до 20 |
II |
|
от 9 до 14 |
III |
|
от 6 до 9 |
IV |
|
до 6 |
V |
|
Отделение почтовой связи открытого типа с ограниченной доставкой |
от 9 до 18 |
II |
от 6 до 9 |
III |
|
до 6 |
IV |
|
Укрупненное доставочное отделение почтовой связи (УДОС) |
свыше 150 |
вне категорий |
от 60 до 150 |
I |
|
от 30 до 60 |
II |
|
до 30 |
III |
2.11. Отделения почтовой связи закрытого типа в зависимости от объема продукции в натуральном выражении подразделяются на группы (табл. 3).
Таблица 3
2.12. Сельские отделения связи в зависимости от численности населения, проживающего в зоне его обслуживания, подразделяются на группы (табл. 4).
Таблица 4
Количество обслуживаемого населения, тыс. чел. |
Группа отделения |
от 3,5 до 6,0 |
III |
от 2,0 до 3,5 |
IV |
от 1,2 до 2,0 |
V |
от 0,5 до 1,2 |
VI |
2.13. Газетно-журнальные экспедиции в зависимости от разового тиража обрабатываемой печати подразделяются на группы (табл. 5).
Таблица 5
Группа Г Ж Э |
Разовый тираж, в тыс. экземпляров |
Вне категории |
свыше 3000,0 |
I |
до 3000,0 |
II |
до 2000,0 |
III |
до 1000,0 |
IV |
500,0 |
3. Нормы площадей
3.1. Нормы общей площади в зависимости от объема продукции проектируемых прижелезнодорожных почтамтов приведены в табл. 6.
Таблица 6
Объем продукции ПЖДП, в том числе |
Нормы площади проектируемого ПЖДП, |
Дополнительная площадь для ПЖДП, в которых не обрабатывается письменная корреспонденция, |
|
годовой в денежном выражении, тыс. рублей |
среднесуточный обмен посылок, тыс. шт. |
||
от 5400 до 7000 |
от 18 до 20 |
от 15 до 17 |
от 4 до 5 |
от 4200 до 5400 |
от 15 до 18 |
от 12 до 15 |
от 3 до 4 |
от 2500 до 4200 |
от 12 до 15 |
от 9 до 12 |
от 2 до 3 |
от 1200 до 2500 |
от 5 до 12 |
от 4 до 9 |
от 1,5 до 2 |
от 600 до 1200 |
от 2,5 до 5 |
от 2 до 4 |
от 1 до 1,5 |
от 300 до 600 |
от 1,5 до 2,5 |
от 1 до 2 |
от 0,5 до 1,0 |
до 300 |
до 1,5 |
до 1,0 |
0,5 |
Примечания: 1. Для ПЖДП, в которых объем посылок превышает количество, установленное для данной группы по объему в денежном выражении, дополнительно следует предусматривать 300 на обработку каждой сверхнормативной тысячи посылок.
2. Нормы площади не включают в себя почтовые платформы и дебаркадеры (крытые платформы, загрузочные площадки).
3.2. Нормы общей площади для городских почтамтов приведены в табл. 7, а для районных узлов почтовой связи в табл. 8.
Таблица 7
Группа почтамта |
Норма общей площади, |
Вне категории |
3800 |
I |
3000 |
II |
2300 |
III |
1800 |
IV |
1500 |
Примечания: 1. Нормы общей площади указаны для почтамтов, выполняющих функции по обслуживанию клиентуры и руководству подчиненными объектами почтовой связи.
2. При возложении на почтамт функций по обработке почтовых отправлений (входящих посылок, печати, письменной корреспонденции) площадь увеличивается с учетом данных таблицы 6.
Таблица 8
3.3. Нормы общей площади городских отделений почтовой связи приведены в табл. 9.
Таблица 9
Отделение почтовой связи |
Группа |
Норма общей площади, |
Отделение почтовой связи открытого типа с полной доставкой (доставочным участком) |
I |
750 |
II |
575 |
|
III |
450 |
|
IV |
350 |
|
V |
275 |
|
Отделение почтовой связи открытого типа с ограниченной доставкой (без письменной корреспонденции и печати) |
II |
375 |
III |
250 |
|
IV |
150 |
3.4. Площади укрупненных доставочных отделений почтовой связи (без операционных залов и сопутствующих им помещений) приведены в табл. 10.
Таблица 10
Группа УДОС |
Кол-во обслуживаемого населения, тыс. чел. |
Норма общей площади, |
Вне категории |
Свыше 150 |
до 1000 |
I |
100-150 |
700 |
I |
60-100 |
500 |
II |
45-60 |
300 |
II |
30-45 |
200 |
III |
до 30 |
до 200 |
Примечание. При организации отделения почтовой связи открытого типа совместно с укрупненным доставочным отделением почтовой связи, площадь соответствующей группы ГОПС (табл. 9) суммируется с площадью УДОС определенной группы (табл. 10).
3.5. Нормы площади для хранения (складирования) посылок, мешков, пачек и другой нетрадиционной продукции приведены в табл. 11.
Таблица 11
Наименование |
Нормы площади на единицу при складировании, |
|
на полу |
на стеллажах |
|
Стандартная пачка с газетами |
0,04 |
0,05 |
Стандартная пачка с журналами |
0,06 |
0,07 |
Мешок с печатью |
0,03 |
0,04 |
Мешок с письменной корреспонденцией |
0,05 |
0,07 |
Мешок с международными посылками |
0,09 |
0,10 |
Посылка |
0,04 |
0,05 |
Пачки: |
|
|
с книгами |
0,023 |
0,027 |
с календарями |
0,016 |
0,019 |
с изобразительной продукцией |
0,011 |
0,013 |
с грампластинками |
0,009 |
0,010 |
с галантерейными товарами |
0,007 |
0,008 |
с парфюмерными товарами |
0,013 |
0,015 |
с табачной продукцией |
0,179 |
0,215 |
с филателистической продукцией |
0,013 |
0,037 |
со знаками почтовой оплаты |
0,016 |
0,019 |
3.6. Почтовые отправления, мешки, а также пачки с печатью при укладке на полу должны раскладываться по группам в штабеля. Между группами необходимо предусматривать проходы не менее 0,6 м. Максимальная высота штабеля 1,5 м.
3.7. Площадь для хранения поддонов (с габаритами 0,8x1,2 м) в один ярус с учетом проезда электропогрузчиков и минимального расстояния между поддонами (0,2 м) - 3 на один поддон.
При двухъярусном хранении площадь на один поддон - 1,6 .
3.8. Площадь для отстоя контейнеров с учетом проезда электротягачей (электрокар) - 3 на один контейнер.
Контейнеры должны располагаться в местах отстоя по группам с учетом последовательности их отправки и обеспечения подъездов к каждой группе.
3.9. Площадь для обслуживания клиентуры в почтамтах, узлах и отделениях почтовой связи состоит из площади для размещения операционных рабочих мест и площади для клиентуры.
Площадь для размещения операционных рабочих мест следует принимать исходя из нормы площади на одно рабочее место:
по приему и выдаче посылок - 7,5 (при расстоянии от стены до барьера операционного зала - 3,0 м);
по приему и выдаче письменной корреспонденции и бандеролей, приему подписки - 6,0 (при расстоянии от стены до барьера - 2 м).
Площадь для клиентуры определяется из расчета 15-20 на одно операционное место.
Количество рабочих мест устанавливается заданием на проектирование с учетом обосновывающих материалов, объемов работы и их назначения.
Нормы площади при размещении в операционных залах телефонов-автоматов и кабин междугородных телефонов принимаются по ВНТП "Проводные средства связи. Станции междугородные телефонные". Нормы площади для размещения рабочих мест телеграфистов и доставщиков телеграмм принимаются по ВНТП "Проводные средства связи. Станции и узлы телеграфные и передачи данных".
3.10. Площадь кладовой обработки и хранения посылок к выдаче должна определяться составом размещаемого оборудования с учетом хранения 200% среднесуточного объема входящих посылок и 60% среднесуточного объема исходящих посылок.
3.11. Площадь помещения для хранения журналов до обработки следует определять исходя из 2-х суточного объема журналов для ПЖДП (ОПП), почтамтов и суточного объема для ГЖЭ.
3.12. Площадь помещений межрайонных инструкторов, инструкторов по подписке, комнат оформления документов, а также помещений аппарата цеха (участка) следует определять из расчета 4 на человека.
3.13. Площадь контрольно-справочного участка следует определять из расчета 4,5 на человека.
3.14. Площадь кладовой хранения руководств и пособий для разъездных бригад должна определяться из расчета 0,2 на бригаду.
3.15. Помещение для дежурного персонала по техническому обслуживанию оборудования необходимо предусматривать площадью 15-18 .
3.16. Площадь мастерской для ремонта мешковой тары следует определять в зависимости от числа мешкозашивочных машин из расчета 6 на 1 машину, но не менее 10 .
3.17. Площадь кладовой посылочной тары должна рассчитываться на трехсуточный объем собственного приема посылок из расчета 0,04 на 1 ящик (но не менее 9,0 ).
3.18. Помещения обработки и хранения почтовых отправлений, помещения для обслуживания клиентуры, оформления и хранения сопроводительной документации и размещения аппарата производственных подразделений, в том числе кабинеты начальников цехов (участков), мастерские и зарядные станции относятся к производственным.
Состав производственных помещений приведен в рекомендуемом приложении А. Площадь производственных помещений, занятых обработкой почты, определяется в зависимости от объемов почтовых отправлений, принятого технологического процесса и соответствующего ему размещению выбранного технологического оборудования, производственной мебели, мест складирования и отстоя готовой к отправке почты, организации проходов и проездов.
3.19. Административно-управленческие помещения, санитарно-бытовые, общественного питания, здравоохранения, культурного обслуживания, общественных организаций относятся к административно-бытовым.
Состав административно-бытовых помещений определен в рекомендуемом приложении Б и может уточняться в зависимости от статуса объекта (самостоятельный или часть объединения), специфических требований и особенностей объекта.
Административно-бытовые помещения следует проектировать в соответствии со СНиП 2.09.04 с обеспечением следующих положений:
- помещение для сушки одежды должно обеспечивать установку шкафов сушильных;
- площадь помещения для отдыха производственного персонала должна приниматься из расчета 0,9 на одного работника в наибольшей смене для подразделений, размещенных на данном этаже;
- количество шкафчиков для хранения рабочей и домашней одежды должно равняться списочному составу производственного персонала.
4. Механизация технологических процессов. Нормы размещения оборудования
4.1. При проектировании технологического процесса обработки почтовых отправлений в объектах почтовой связи следует руководствоваться следующими требованиями:
а) для транспортирования не менее 100 посылок, мешков и газетных пачек в сутки на расстояние более 7 м должны устанавливаться стационарные конвейеры (транспортеры), при меньшем объеме почты транспортировка должна осуществляться в тележках или контейнерах;
б) при транспортировании тележек и контейнеров с посылками, мешками и газетными пачками на расстояние более 25 м следует использовать электротягачи, электрокары;
в) для транспортирования тележек и контейнеров с посылками, мешками и пачками с печатью на 2-й и верхние этажи должны устанавливаться грузовые лифты в количестве не менее 2-х при отсутствии других средств (подъемников), а для транспортирования контейнеров и кран-балки;
г) при наличии дебаркадера или закрытых железнодорожных тупиков, примыкающих к зданию, для механизации погрузочно-разгрузочных операций должны применяться комплексы механизмов разгрузки (погрузки) почтовых вагонов; для погрузки (разгрузки) контейнеров в почтовые вагоны следует использовать крановое оборудование, предусмотренное в почтовых вагонах, и электропогрузчики (транспортирование контейнеров электропогрузчиками должно быть ограничено только почтовыми платформами);
д) для предварительной обработки письменной корреспонденции при нагрузке, превышающей 20 тыс. писем в сутки, следует предусматривать машины автоматической лицовки и штемпелевания:
для сортировки писем при среднесуточном поступлении более 50 тыс. писем - автоматические письмосортировочные машины:
для сортировки постпакетов и бандеролей - полуавтоматические установки (при механизированной сортировке ценных писем и бандеролей проектными решениями предусматривается проверка почтовых отправлений, поступивших в мешках, счетом с осмотром наружного состояния);
для сортировки посылок - полуавтоматические установки, сортировочные конвейеры при среднесуточной нагрузке более 2 тысяч шт.;
е) для обслуживания клиентуры в почтамтах, крупных узлах и отделениях связи при оформлении документов необходимо предусматривать почтово-кассовые терминалы (Дон-Ф, ЭКР 4101.2Ф и др.), а для обработки и внутрипроизводственного транспортирования почтовых отправлений и вещей - средства механизации.
Все машины, установки, конвейеры следует предусматривать с учетом границ эффективного использования;
ж) для формирования посылов с периодической печатью в ГЖЭ до газетных узлов и отделений связи необходимо предусматривать полуавтоматические комплексы набора печати, а для готовых посылов - сортировочные установки.
Технологический процесс обработки печати в ГЖЭ, перечень его операций и состав применяемого оборудования определяются в зависимости от порядка упаковки и маркировки периодических изданий (газет и журналов), выдаваемых из типографии. Порядок упаковки определяется отраслевым стандартом;
з) в укрупненных доставочных отделениях почтовой связи все погрузочно-разгрузочные операции и внутрипроизводственное транспортирование должны осуществляться с применением средств механизации, оформление документации с применением вычислительной техники и почтово-кассовых терминалов;
и) при проектировании объектов почтовой связи следует предусматривать автоматизацию производственных процессов на базе средств ВТ, компьютеризации, средств автоматизированного управления (АСУ) с использованием информационно-вычислительных технологических сетей.
4.2. Нормативные значения коэффициентов уровня механизации работ следующие:
Таблица 12
4.3. В объектах, оснащенных большим количеством сложных транспортных систем, особенно при наличии комплексов механизмов погрузки-разгрузки почтовых вагонов, в диспетчерской следует предусматривать промышленное телевидение для визуального наблюдения за обменом почты с автотранспортом и почтовыми вагонами, а также за местами возможного затора посылок и мешков, не находящихся в зоне обзора операторов.
4.4. Управление транспортными линиями может быть местным, дистанционным с пультов операторов и централизованным, осуществляемым с диспетчерского пульта.
Транспортные линии внутри производственных цехов, а также линии, обеспечивающие сдачу почты, должны управляться с пультов операторов и местных кнопок (пультов) управления.
Транспортные линии разгрузки почтовых вагонов и автомобилей, распределяющие посылки, мешки и пачки с печатью, а также мешки с письменной корреспонденцией по цехам обработки, должны управляться с центрального диспетчерского пульта и пультов операторов (в данные линии не включается напольное оборудование зоны обмена, которое управляется с местных пультов).
4.5. Размеры проездов и проходов должны соответствовать данным табл. 13.
Таблица 13
Наименование проездов, проходов, ширины рабочей зоны |
Минимальные размеры, мм |
Ширина проезда для движения электропогрузчиков с поддонами |
3000 |
Ширина проезда для движения тележек шириной до 700 мм: |
|
при одностороннем движении |
1500 |
при двустороннем движении |
2500 |
Ширина проезда для движения тележек и контейнеров шириной более 700 мм: |
|
при одностороннем движении |
2300 |
при двустороннем движении |
4000 |
Ширина проходов в цехах между рабочими местами |
не менее 1000 |
Ширина рабочей зоны для одного работника, занятого сортировкой, припиской и т.п. |
800 |
Ширина прохода от стены до границы рабочей зоны |
800 |
Ширина прохода от стены до торца сортировочного шкафа, стола или другого аналогичного оборудования |
800 |
4.6. Минимальное расстояние от стен, колонн до напольных горизонтальных и наклонных конвейеров для их технического обслуживания следующее:
при расположении конвейера вдоль стены - 400 мм;
перпендикулярно стене - 200 мм;
от колонн - 200 мм.
Приводные и концевые станции конвейеров не должны располагаться в зоне колонн.
4.7. При транспортировании почтовых отправлений по механизированным линиям минимальное проходное сечение должно быть: для посылок - 600 мм, для мешков с письменной корреспонденцией и пачек с печатью - 500 мм.
4.8. Минимальное расстояние от пола до низа выступающих конструктивных элементов как строительных, так и технологических должно быть:
при движении электропогрузчика по почтовым платформам - 2150 мм (конструкция погрузчика должна обеспечивать это требование);
при транспортировании тележек (контейнеров) тягачами или электрокарами - 2100 мм;
в местах регулярного прохода персонала - 2000 мм;
в местах нерегулярного прохода персонала - 1800 мм.
4.9. Высота конвейера, на который почта укладывается вручную, должна быть 450-750 мм от пола; высота конвейера, с которого снимается почта, 600-800 мм. При ручной погрузке и разгрузке почты с одного и того же конвейера высота его от пола должна быть в пределах 500-750 мм.
4.10. К электрокаре разрешается прицеплять не более трех контейнеров (тележек), а к электротягачу - не более пяти.
6. Нормы и требования к проектированию почтового двора, дебаркадера, тупиковых платформ, контейнерных и разгрузочных площадок, окон обмена
6.1. При проектировании почтового двора необходимо предусматривать возможность проезда автомобилей к окнам обмена, отъезда автомобилей после погрузочно-разгрузочных операций, стоянки автомобилей у окон обмена во время операций и до начала погрузочно-разгрузочных работ. Минимальная ширина почтового двора должна приниматься 20 м при установке машин перпендикулярно к зданию.
При проектировании объектов, имеющих до 4-х окон обмена (включительно) при расстоянии между осями окон обмена равным 4 м и до 5-ти окон обмена (включительно) при расстоянии между осями окон обмена равным 6 м, допускается ширина двора 15 метров.
При устройстве фронта обмена на 2-м этаже эстакаду для автомашин допускается проектировать шириной 18 м.
При применении автопоездов, состоящих из тягачей с прицепами, а также большегрузных контейнеров с тягачами, ширина двора определяется расчетом.
В случае необходимости обеспечения стоянки на территории почтового двора автомобилей, ожидающих разгрузки, для них должны предусматриваться соответствующие площадки и проезды, а также возможность маневрирования.
6.2. В местах подъезда автомобилей к погрузочно-разгрузочной контейнерной площадке или к окну обмена следует устраивать упоры для задних колес автомобиля так, чтобы расстояние от заднего борта автомобиля до площадки или стены было не менее 0,5 м. Высота упора должна быть не менее 1/3 диаметра колеса автомобиля.
6.3. Выдвижная секция люкового транспортера должна заходить в глубь кузова автомобиля не менее чем на 0,15 м.
6.4. Минимальное расстояние между бортами автомобилей, находящихся под погрузкой или разгрузкой у соседних окон обмена, должно быть не менее 0,75 м.
6.5. При устройстве окон обмена необходимо предусматривать в наружной стене проемы, обеспечивающие установку типовых окон или люков, соответствующих характеристикам телескопических конвейеров.
6.6. Следует предусматривать навесы над:
- окнами обмена с вылетом не менее 2,0 м и минимальным расстоянием от земли до низа выступающих конструкций навеса не менее 4,0 м;
- контейнерными площадками;
- почтовыми вагонами, стоящими в тупиках, с вылетом за продольную ось вагона не более чем 1 м.
6.7. Контейнерную площадку для погрузки и разгрузки контейнеров следует располагать на одном уровне с полом цеха (участка), в который должны поступать контейнеры. Кроме того, следует предусматривать:
- подкрановые пути для кран-балки с расстоянием от уровня почтового двора до нижней полки подкранового пути не менее 5,75 м;
- площадку для застропки контейнеров;
- направляющий брус высотой 0,4 м по длине площадки для застропки;
- площадку для обслуживания крана;
- павильон тельферистов;
- раздвижные ворота для ввоза контейнеров в здание;
- отбойные устройства по периметру контейнерной площадки высотой 50 мм и шириной 150 мм;
- ограждение проема высотой 0,9 м с открывающейся дверкой при расположении кран-балки на 2 и 3-м этажах.
6.8. Пандусы, проектируемые в объектах, для движения электротягачей, следует предусматривать с наклоном до 4°.
6.9. Минимальную ширину платформ прижелезнодорожных почтамтов при механизированной разгрузке и погрузке вагонов следует проектировать:
при одностороннем расположении почтовых вагонов - 8 м,
при двустороннем расположении почтовых вагонов - 12 м.
Минимальная ширина платформ при разгрузке и погрузке почты в контейнеры или тележки допускается:
при одностороннем расположении почтовых вагонов - 6 м,
при двустороннем расположении почтовых вагонов - 8 м.
По краю платформ должны предусматриваться отбойные устройства высотой 50 мм и шириной 150 мм с вырезами шириной 2,0 м в местах расположения дверей кладовых почтовых вагонов.
6.10. При проектировании дебаркадера и почтовых тупиков место устройства температурных швов в здании (ПЖДП, ОПП) и дебаркадере следует определять с учетом фиксированной расстановки почтовых вагонов и расположения погрузочных механизмов.
6.11. Тупики почтовых вагонов следует оборудовать упорами, фиксирующими точную постановку почтовых вагонов.
7. Технологические требования к проектированию зданий и помещений
7.1. Операционные залы почтамтов, городских, районных узлов и отделений почтовой связи, помещения приема подписки на газеты и журналы должны размещаться на первых этажах зданий с входом со стороны уличного фасада.
При этом, в связи с разницей отметок пола первого этажа и улицы (тротуара), необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие инвалидам условия для свободного доступа и беспрепятственного пользования услугами почтовой связи.
7.2. Для свободного доступа и беспрепятственного пользования услугами почтовой связи людей, относящихся к маломобильной группе населения (инвалидов и престарелых) здания почтамтов, узлов и отделений почтовой связи должны иметь:
- не менее одного входа, оснащенного пандусом шириной не менее 1,2 м с уклоном не более 1:12 и оборудованного по обеим сторонам ограждением с поручнями, поручни должны быть двойными на высоте 0,7 и 0,9 м;
- площадку перед входом в здание с твердым покрытием размером не менее 1,5x1,5 м;
- входные двери шириной в свету не менее 0,85 м без порогов (при необходимости устройства порога высота его не должна превышать 2,5 см), двери должны быть оборудованы специальными приспособлениями для фиксации полотна в положении "Закрыто" и "Открыто";
- тамбур, глубина которого определяется расположением дверей и направлением их открывания:
при открывании одностворчатых дверей во внутрь тамбура - не менее 2,5 м (двери по одной оси) и не менее 1,7 м (двери смещены);
при открывании внутренней двери в помещение - не менее 1,5 м;
при открывании двустворчатой двери наружу - не менее 1,7 м.
При определении габаритов зон обслуживания инвалидов в операционных залах, отделах доставки необходимо учитывать размеры инвалидной коляски (с человеком) - 0,85x1,2 м и зоны ее разворота:
на 90° - 1,5x1,5 м
на 180° - 1,5x1,8 м
на 360° - 1,8x1,8 м.
Кабина междугородного телефона должна быть размером 1,2x1,4 м, не менее одного таксофона следует установить на высоте от 0,85 до 1,1 м от уровня пола.
Высота поверхности производственной мебели (столов рабочих, барьеров, пюпитров) должна быть в пределах м и иметь выемку для ног глубиной 0,5 м и высотой 0,7 м.
На рабочих местах выдачи пенсий, где возможно постоянное посещение глухих и слабослышащих людей, рекомендуется предусматривать системы звукоусиления.
Помещения рекомендуется оснащать визуальной информацией.
7.3. Отделы доставки следует располагать, как правило, на первом этаже.
7.4. Участки приема партионных посылок от организаций и учреждений, участки приема мешков с письменной корреспонденцией из почтовых ящиков должны располагаться на первом этаже со стороны почтового двора с отдельными входами.
7.5. Кассы помещений приема подписки и рабочие места по обработке абонементов следует размещать в изолированных помещениях.
7.6. Высота производственных помещений объектов почтовой связи должна определяться габаритами технологического оборудования.
7.7. Газетно-журнальные экспедиции при газетных корпусах шириной 24 м допускается проектировать без счетно-комплектующих устройств (СКУ).
7.8. При необходимости в производственных цехах (участках), комнатах оформления документов, в диспетчерских следует предусматривать шумопонижающие мероприятия в соответствии с санитарными нормами.
7.9. Во всех производственных цехах и участках в местах проезда напольного транспорта стены, колонны, силовые шкафы и другое оборудование необходимо ограждать специальными защитными конструкциями.
7.10. Полы следует проектировать: в операционных залах почтамтов, узлов связи и отделений связи, в помещениях приема подписки, в цехах (участках) обмена, обработки посылок, в газетно-журнальных экспедициях - мозаичные;
в остальных цехах (участках), а также в зоне размещения рабочих мест операционных залов - линолеумные на утепленной основе;
в местах интенсивного движения тележек или контейнеров в цехах (участках) - мозаичные.
7.11. Местные вентиляционные отсосы (зонты, панели или бортовые отсосы) следует проектировать:
- над рабочими местами вскрытия мешков с письменной корреспонденцией и страховой почтой для удаления пыли;
- над сургучницами для удаления паров;
- от швейных машин, установленных в мастерской для ремонта мешковой тары;
- от машин для сварки полимерных пленок;
- от сварочного поста (для сварки применяются электроды типа Э-42, максимальный расход 0,5 кг/час).
7.12. Над рабочими местами операторов установок для сортировки посылок, в случае расположения рабочих мест на антресолях, должна быть обеспечена местная приточная вентиляция.
7.13. Окна обмена и раздвижные ворота следует оборудовать тепловыми завесами. Коэффициент одновременности работы окон обмена 0,7-1,0.
7.14. В комнатах для сушки одежды необходимо предусматривать естественную вытяжку от сушильных шкафов.
7.15. Комнаты обработки дефектных посылок должны быть оборудованы раковинами с подводкой холодной и горячей воды.
7.16. В цехах и участках объектов почтовой связи должно быть предусмотрено аварийное освещение.
7.17. Расчетную температуру воздуха и кратность воздухообмена в производственных помещениях следует принимать в соответствии с обязательным приложением В.
7.18. Нагрузки на перекрытия в производственных помещениях следует принимать в соответствии с табл. 15.
Таблица 15
Примечание. Основное сочетание нагрузок для расчета конструкций включает в себя постоянную плюс длительную или кратковременную.
7.19. Нормы временных нагрузок на каркасы многоэтажных производственных зданий следует принимать по табл. 16
Таблица 16
Наименование помещения |
Нормативные значения эквивалентных нагрузок, кПа () |
|
от технологического оборудования |
от напольных транспортных средств, ремонтных материалов и людей |
|
Цеха (участки): обмена, обработки посылок и страховой почты |
4,0 (400) |
0,5 (50) |
Мастерские, цеха (участки) обработки печати почтамтов, узлов почтовой связи, отделений перевозки почты |
7,0 (700) |
0,5 (50) |
Помещение обработки и хранения газет и журналов газетно-журнальных экспедиций; цеха (участки) экспедирования печати |
10,0 (1000) |
0,5 (50) |
Цеха (участки) обработки письменной корреспонденции и все остальные производственные помещения |
3,0 (300) |
0,5 (50) |
8. Противопожарные требования
8.1. При проектировании зданий объектов почтовой связи следует руководствоваться положениями СНиП 21-01 и другими нормативными документами.
8.2. Производственные здания объектов почтовой связи, за исключением сельских отделений связи, должны быть запроектированы не ниже II степени огнестойкости.
8.3. Проектирование зданий и помещений объектов почтовой связи должно осуществляться с учетом категорий и классов зон взрывопожароопасности, определенных в соответствии с требованиями действующих норм.
8.4. Технологические проемы в ограждающих строительных конструкциях и перекрытиях должны иметь заслонки с пределом огнестойкости ограждающих конструкций или дренчерные установки водяного пожаротушения. Включение дренчерных установок - ручное при помощи вентиля.
8.5. Стеллажи в кладовых для хранения почтовых отправлений и печати должны применяться из несгораемых материалов.
8.6. Пожароопасные помещения, запроектированные без оконных проемов, должны быть оборудованы системами дымоудаления. Привод систем дымоудаления должен быть автоматическим, сблокированным с установками автоматического обнаружения пожара или автоматического тушения пожара.
8.7. В объектах, оборудованных системами автоматической пожарной защиты, должна предусматриваться сблокированная с ними система оповещений людей о пожаре. Оконечные станции охранной и пожарной сигнализации должны устанавливаться в службах ВОХР или диспетчера (при круглосуточном режиме работы).
8.8. Установку светильников эвакуационного освещения следует предусматривать в основных проходах, у выходов, в лестничных клетках, в помещении насосных пожаротушения и пожарных постов. Светоуказатели "Выход" должны быть установлены через каждые 20 м и присоединены к сети эвакуационного освещения.
8.9. Здания и помещения объектов почтовой связи подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками обнаружения пожара (АУОП) в соответствии с обязательным приложением Д.
8.10. При проектировании вентсистем необходимо предусматривать автоматическое их отключение и автоматическое включение систем дымоудаления при пожаре.
8.11. Оснащение средствами охранно-пожарной сигнализации отделений почтовой связи, главных касс и помещений для хранения оружия, боеприпасов и др. должно предусматриваться в соответствии с Правилами по технической укрепленности (обязательное приложение Е).
9. Требования, обеспечивающие безопасные условия труда
9.1. При проектировании объектов почтовой связи предусмотренные технологические процессы и используемое оборудование должны обеспечивать безопасные условия труда.
9.2. При разработке интерьеров, расстановке производственного оборудования и мебели должны учитываться оптимальные эргономические требования ГОСТ 12.2.032 - ССБТ, ГОСТ 12.2.033 - ССБТ.
9.3. Безопасная работа обслуживающего персонала должна быть обеспечена в проектах выполнением правил по охране труда в учреждениях и на предприятиях почтовой связи и Роспечати (ПОТ-РО-45-001-94).
9.4. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную следует принимать по табл. 17.
Таблица 17
Характер работ |
Предельно допустимая масса груза, кг |
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой |
10 |
Подъем тяжестей на высоту более 1,5 м |
7 |
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены |
7 |
9.5. При подъеме и перемещении тяжести постоянно в течение рабочей смены свыше 10 кг необходимо применять мужской труд.
Допустимая нагрузка при подъеме и перемещении грузов вручную для мужчин - 30 кг.
9.6. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг для женщин, 30 кг для мужчин.
9.7. При проектировании зданий и помещений объектов почтовой связи должны выполняться требования Санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
Перечень профессий работников объектов почтовой связи с указанием групп производственных процессов, санитарно-бытовых помещений и устройств представлены в обязательном приложении Ж.
10. Технологические требования к электротехническим устройствам
10.1. Электропитание технологического оборудования должно осуществляться от сети трехфазного переменного тока напряжением 380/220 В с глухозаземленной нейтралью и однофазного переменного тока напряжением 220 В.
10.2. В отношении обеспечения надежности электроснабжения технологические электроприемники объектов почтовой связи разделяются на следующие категории:
Таблица 18
Технологические электроприемники |
Категория по ПУЭ |
Прижелезнодорожных почтамтов, отделений перевозки почты |
II |
Почтамтов |
II |
Узлов почтовой связи |
III |
Отделений связи |
III |
Газетно-журнальных экспедиций |
II |
10.3. Категории электроприемников, не упомянутых в табл. 18 и предназначенных для функционирования объектов, приведены в табл. 19.
Таблица 19
Электроприемники |
Категория по ПУЭ |
Светильники рабочего электроосвещения |
II или III |
Светильники аварийного и эвакуационного электроосвещения |
I |
Светильники наружного электроосвещения |
III |
Электродвигатели вентиляции, отопления, водоснабжения и канализационных насосов |
II |
Установки внутрипроизводственной связи, сигнализации, часофикации |
II |
Электродвигатели пожарных насосов |
I |
Электродвигатели вентиляторов дымоудаления |
I |
Электродвигатели установок автоматического тушения пожара |
I |
Установки автоматического обнаружения пожара и охранной сигнализации |
I |
10.4. Во время разгрузки и погрузки вагонов, находящихся на почтовых тупиках, при необходимости, должны быть обеспечены:
- подзаряд батарей почтовых вагонов напряжением 50 В постоянного тока;
- освещение почтовых вагонов напряжением 50 В переменного тока;
- работа кран-балки вагона от напряжения 220 В трехфазного тока частотой 50 Гц.
10.5. При расчете суммарной потребляемой мощности следует учитывать следующие коэффициенты спроса:
Технологического оборудования |
- 0,5-0,7 (по расчету) |
Оборудования мастерских |
- 0,7 |
Оборудования зарядной |
- 0,5 |
Оборудования почтовых вагонов |
- 0,5 |
Электроосвещения |
- 1,0 |
Сантехнических и вентиляционных устройств |
- 0,6 |
Оборудования столовой |
- 0,7 |
11. Требования к устройствам связи и сигнализации
11.1. В объектах почтовой связи для организации технологического процесса и эксплуатационной деятельности следует предусматривать следующие виды связи:
городскую телефонную связь, учрежденческую связь, помещение которой должно размещаться, как правило, в непосредственной близости от диспетчерской;
оперативную телефонную связь начальника объекта, его заместителей, главного инженера, службы ВОХР;
оперативную телефонную связь диспетчера;
одностороннюю громкоговорящую связь диспетчера;
прямую двустороннюю громкоговорящую связь между смежными рабочими местами.
В городских, сельских и укрупненных доставочных отделениях связи набор средств связи следует определять в зависимости от технологических условий.
11.2. Помещения объектов почтовой связи, в которых необходимо устанавливать абонентские устройства сети радиотрансляции и электрочасы, определяются исходя из технологических потребностей.
11.3. Автоматическая охранная сигнализация должна предусматриваться в объектах почтовой связи в соответствии с Инструкцией "Требования к оснащению объектов Федеральной почтовой связи инженерно-техническими средствами защиты и охранной сигнализации", утвержденной ФУПС Минсвязи 20.09.95 г. и согласованной ГУ ВО МВД России, а также в соответствии с приложением Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственные нормы технологического проектирования ВНТП 311-98 "Объекты почтовой связи" (утв. приказом Госкомсвязи РФ от 30 апреля 1998 г. N 82)
Текст документа приводится по изданию "Технорматива" (Москва, 2011 г.)
Дата введения 1 июня 1998 г.
1 Разработаны Открытым акционерным обществом ОАО "Гипросвязь". А.Л. Романов, О.А. Шагурина, М.В. Каплинская
2 Внесены Открытым акционерным обществом ОАО "Гипросвязь".
3 Согласованы Главгосэкспертизой России заключением от 13 апреля 1998 г. N 8-1/5-221-1
4 Утверждены приказом Госкомсвязи России от 30 апреля 1998 г. N 82 и введены в действие с 01 июня 1998 г.
5 Взамен ВНТП 311-92 Минсвязи Российской Федерации