Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2017 г. N Ф06-21395/17 настоящее постановление оставлено без изменения
гор. Самара |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А55-30773/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 марта 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 марта 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2016 года, принятое по делу N А55-30773/2015 (судья Шабанов А.Н.)
по иску Администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300967417)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Бульвар" (ОГРН 1151690025300),
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Министерства строительства Самарской области,
о взыскании 834 703 руб. 81 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Истец - Администрация городского округа Самара обратился с иском в Арбитражный суд Самарской области к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью "Автолидер" о взыскании 834 703 руб. 81 коп., в том числе: задолженность по арендной плате за период с 01 января 2015 года по 30 ноября 2015 года в сумме 761 024 руб., пени за период с 11 июня 2014 года по 30 ноября 2015 года в сумме 73 679 руб. 81 коп. по договору аренды земельного участка N 885 от 22 мая 2014 года.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28 марта 2016 года произведена замена ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Автолидер", в виду прекращения деятельности путем реорганизации в форме присоединения, на его процессуального правопреемника - Общество с ограниченной ответственностью "Бульвар".
Определением суда от 27 мая 2016 года по ходатайству Общества с ограниченной ответственностью "Бульвар" производство по делу N А55-30773/2015 приостановлено, до вступления в законную силу судебного акта по делу N 3а-418/2016, рассматриваемого Самарским областным судом. Определением суда от 12 сентября 2016 года производство по делу было возобновлено.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2016 года суд взыскал с Общества с ограниченной ответственностью "Бульвар" в пользу Администрации городского округа Самара 155 901 руб. 08 коп., в том числе: задолженность в сумме 127 086 руб. 74 коп. и неустойка в сумме 28 814 руб. 34 коп. В остальной части иска суд отказал. Взыскал с Общества с ограниченной ответственностью "Бульвар" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 678 руб. 35 коп.
Заявитель - Администрация городского округа Самара, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворяющий требования Администрации в полном объеме.
Определением суда от 13 января 2017 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 08 февраля 2017 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2017 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 02 марта 2017 года на 09 час. 10 мин.
Представители истца, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством строительства Самарской области, как арендодателем, и ООО "Автолидер" (в настоящее время ООО "Бульвар"), как арендатором, был заключен договор аренды земельного участка N 885 от 22 мая 2014 года, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:0245002:1356, находящийся по адресу: Самарская область, гор. Самара, Кировский район, улица Товарная 37, площадью 2 006,00 кв.м, для строительства авторемонтных мастерских, на срок с 01 апреля 2014 года по 31 марта 2019 года.
Указанный договор зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке и в порядке, предусмотренном статьями 131, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, 02 июля 2014 года.
В соответствии с пунктом 4.2. договора аренды N 885 от 22 мая 2014 года, арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы. Согласно пункту 4.4 договора, арендатор перечисляет арендную плату ежеквартально не позднее 10 числа последнего месяца текущего квартала. Пунктом 4.3 договора аренды земельного участка предусмотрено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 25 октября 2016 года N 108-ГД "О внесении изменений в закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменений в статью 1 закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и признании утратившим силу закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления городского округа Самара Самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере рекламы" полномочие которые не разграничена было исключено из числа перераспределенных Законом N 134-ГД полномочий.
Исходя из изложенного, в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии со статьей 25 Устава городского округа Самара Самарской области Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
По смыслу статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу новый собственник имущества становится стороной договора аренды. Данный вывод согласуется с положениями статей 382 и 387 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих перемену лиц в обязательстве на основании закона, что также отражено в пункте 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 года N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой".
Исходя из практики применения норм материального права, регулирующих арендные отношения, определенной в пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 года N 66, в силу статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за пользование этим имуществом. Таким образом, по договору аренды имеет место встречное исполнение обязательств.
Соответственно, обязательство арендатора по внесению арендной платы возникает с момента исполнения обязательства арендодателя по фактической передаче объекта аренды арендатору во временное владение и пользование.
Согласно данным нормам права обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с положениями закона и договора, в частности, на арендаторе лежит обязанность уплачивать арендную плату в размере, порядке и сроки, определенные договором аренды.
Как указал истец, в нарушение норм права регулирующих арендные отношения и условий договора аренды земельного участка N 885 от 22 мая 2014 года, ответчиком не выполнены обязательства в части полного и своевременного внесения арендной платы за пользование имуществом, и за ним образовалась задолженность, согласно его расчета за период 01 января 2015 года по 30 ноября 2015 года в сумме 761 024 руб. Несвоевременная оплата арендных платежей также послужила основанием для начисления неустойки за период с 11 июня 2014 года по 30 ноября 2015 года в сумме 73 679 руб. 81 коп.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Обжалуя судебный акт, заявитель указал, что суд первой инстанции неверно истолковал закон относительно расчета арендной платы.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ответчик факт пользования спорным земельным участком в заявленном истцом периоде не оспаривает, указывая, что расчет должен определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, требования подлежат удовлетворению частично.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (часть 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Спорный земельный участок относится к числу земель, права на которые не разграничены, а поэтому в силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ истец является уполномоченным органом, обладающим правами на предоставление земельного участка в аренду и взимание арендной платы за пользование указанным земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 апреля 2012 года N 15837/11, в силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки, отнесенные к числу публичных земель, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В связи с этим размер арендной платы за использование спорного земельного участка на праве аренды подлежит установлению в спорном периоде в соответствии нормативными актами органом государственной власти и местного самоуправления, устанавливающих размер арендной платы и методику ее расчета в указанном периоде.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом ответчик 30 декабря 2015 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0245002:1356 в размере рыночной.
Решением Комиссии N 16/8с-5 от 27 апреля 2016 года заявление было отклонено. Получив отказа Комиссии в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, ответчик обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Решением Самарского областного суда от 21 июля 2016 года по делу N 3а-418/2016, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0245002:1356, площадью 2 006,00 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Кировский район, улица Товарная 37, была установлена равной рыночной стоимости по состоянию на 27 февраля 2014 года в размере 3 466 000 руб. Также суд указал, что датой обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать - 30 декабря 2015 года.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Под датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости понимается дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 24.18 Закона).
Данный вывод следует из части 9 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, где для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
На основании абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности для целей расчета арендной платы, новая кадастровая стоимость в размере 3 466 000 руб. подлежит применению в календарном году, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Ответчик за период с 01 января 2015 года по 30 ноября 2015 года должен был оплатить арендные платежи в сумме 127 086 руб. 74 коп. (исходя из ежемесячного платежа 11 553 руб. 33 коп.) и неустойку за период с 11 июня 2014 года по 30 ноября 2015 года в размере 28 814 руб. 34 коп.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2016 года, принятого по делу N А55-30773/2015 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 декабря 2016 года, принятое по делу N А55-30773/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30773/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2017 г. N Ф06-21395/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация городского округа Самара
Ответчик: ООО "Автолидер", ООО "Бульвар"
Третье лицо: Министерство строительства самарской области