Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2017 г. N Ф08-3405/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А20-3104/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чуденцовой О.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РегионСтройСервис" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.11.2016 по делу N А20-3104/2015 (судья Шокумов Ю.Ж.)
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, обществу с ограниченной ответственностью "РегионСтройСервис" (с. Аушигер, ОГРН 1020700739344) о признании недействительным договора аренды земельного участка,
третьи лица без самостоятельных требований: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике, Управление МВД России по г. Нальчику, Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу,
третье лицо с самостоятельным требованием: общество с ограниченной ответственностью
"РегионСтройСервис" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 06.08.2015 по делу N АЗ05-13/15,
при участии в судебном заседании:
от ООО "РегионСтройСервис": Дигешева М.Ж по доверенности от 09.11.2015,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике: Макаева Р.У. по доверенности от 24.01.2017, в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - антимонопольная служба) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство имущественных отношений) о признании недействительным договора от 12.05.2014 N 1ау аренды земельного участка площадью 42 598 кв. м с кадастровым номером 07:05:1500000:227, расположенного по адресу: Черекский район, с. Аушигер, заключенного государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по земельным и имущественным отношениям (переименован в министерство имущественных отношений) и обществом с ограниченной ответственностью "РегионСтройСервис" (далее - общество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике, Управление Министерства внутренних дел России по городу Нальчику, Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу. Общество заявило о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора о признании недействительным решения антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу N АЗ05-13/15.
Решением суда от 18.02.2016 по ходатайству антимонопольной службы общество привлечено к участию в деле в качестве соответчика по основному иску, в удовлетворении иска антимонопольной службы отказано, решение антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу N АЗ05-13/15 признано недействительным в части признания правопредшественника министерства имущественных отношений нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), в удовлетворении остальной части требований общества отказано.
Определением от 25.05.2016 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Постановлением апелляционного суда от 29.06.2016 решение от 18.02.2016 отменено, в удовлетворении иска антимонопольной службы отказано, решение антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу N АЗ05-13/15 признано недействительным в части признания правопредшественника министерства имущественных отношений нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в удовлетворении остальной части требований общества отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 02.09.2016 решение от 18.02.2016 и постановление апелляционного суда от 29.06.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты, кассационный суд пришел к выводу о том, что у министерства имущественных отношений отсутствовали основания для предоставления обществу в аренду без проведения торгов земельного участка для добычи минеральных подземных вод Аушигерского месторождения в отсутствие надлежащим образом оформленного горного отвода, согласованного и утвержденного технического проекта выполнения связанных с пользованием недрами работ, оформленного уполномоченным органом и включенного в лицензию в качестве ее неотъемлемой части документа, удостоверяющего уточненные границы горного отвода (горноотводного акта и графических приложений), сведений о границах земельного участка, выделенного для ведения связанных с пользованием недрами работ. В материалах дела названные документы отсутствуют. Оценка им в обжалуемом судебном акте не дана. Судом апелляционной инстанции также не приведено нормативное обоснование возможности предоставления недропользователю на льготных условиях (без соблюдения установленных земельным законодательством процедур) в аренду публичных земель в части площади, превышающей предварительно установленную в приложении к лицензии площадь контура горного отвода.
С учетом этого выводы судов о законности использования обществом на основании договора аренды земельного участка, об отсутствии оснований для признания договора аренды ничтожной сделкой, о возможности замены горноотводного акта, проектов разработки месторождения минеральных вод и его округа горно-санитарной охраны положительным заключением экспертизы промышленной безопасности проекта технического состояния скважин, о наличии у общества описания уточненных границ горного отвода, об отсутствии в действиях правопредшественника министерства имущественных отношений по заключению спорного договора аренды признаков нарушения антимонопольного законодательства, об отсутствии у министерства имущественных отношений возможности заключения договора аренды земельного участка с иными лицами, не обладающими лицензией на пользование недрами, о превышении антимонопольной службой своих полномочий и противоречии части ее решения действующему законодательству не могут быть признаны соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении решением от 20.11.2016 суд признал недействительным договор аренды земельного участка от 12.05.2014 N 1ау, в удовлетворении требований общества отказано. Суд пришел к выводу о том, что у министерства имущественных отношений отсутствовали основания для предоставления обществу в аренду без проведения торгов земельного участка для добычи минеральных подземных вод Аушигерского месторождения в отсутствие надлежащим образом оформленного горного отвода. Выводы антимонопольной службы, изложенные в решении от 06.08.2015 по делу N АЗ05-13/15, не противоречат положениям действующего земельного законодательства и не нарушают права и законные интересы общества.
Общество в апелляционной жалобе просило решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества и отказе в удовлетворении требований антимонопольной службы. В жалобе приведены доводы о том, что пунктом 2.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов. Такой же порядок предоставления земельных участков предусмотрен ст. 25.1 Закона о недрах. Кроме того, 09.12.2012 обществом получен горноотводный акт, согласно которому площадь проекции горного отвода составляет 284 100 кв. м, то есть площадь земельного участка, предоставленного в аренду, намного меньше площади горного отвода. Также из данного акта следует, что спорный участок входит в границы горного отвода. Суд первой инстанции, отклонив ходатайство общества об отложении судебного заседания, не предоставил обществу возможность представить горноотводный акт.
В отзыве на жалобу антимонопольная служба просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 17.01.2017 на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал по основания, в ней изложенным, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель антимонопольной службы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив и исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает, что решение суда от 20.11.2016 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжений государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по земельным и имущественным отношениям (правопредшественника министерства имущественных отношений) от 06.12.2013 N 579, от 26.03.2014 N 2 прекращено право собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок площадью 42 616 кв. м с кадастровым номером 07:05:1500000:210, последний разделен на три земельных участка, в том числе спорный земельный участок, зарегистрировано право собственности Кабардино-Балкарской Республики на них. Кадастровый учет земельного участка осуществлен 06.12.2013 с разрешенным использованием для строительства лечебно-оздоровительного комплекса (кадастровый паспорт земельного участка от 27.01.2014 N 07/501/14-5666). Земельный участок отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Приказом Управления по недропользованию по Кабардино-Балкарской Республике от 17.04.2013 N 34 утверждены итоги конкурса на право пользования недрами. Обществу как победителю конкурса выдана лицензия на пользование недрами серии НАЛ N 00700 МЭ с целевым назначением и видами работ - для добычи минеральных вод Аушигерского месторождения для бальнеоприменения, на участке недр, расположенном в с.п. Аушигер, Черекского района, Кабардино-Балкарской Республики, со сроком действия до 01.05.2033 (далее - лицензия). Лицензия зарегистрирована в Управлении по недропользованию по Кабардино-Балкарской Республике от 16.05.2013 в реестре под N 221/НАЛ 00700 МЭ. В приложении N 1 к лицензии границы горного отвода Аушигерского месторождения ограничены соответствующим зоне строгого режима санитарной охраны скважин N 109-Э, N 109-Р контуром, имеющим форму прямоугольника со сторонами 200*100 м (географические координаты характерных точек границ приведены в табличной форме). Указано на расположение Аушигерского месторождения минеральных вод (участок скважин N 109-Э, 109-Р) на юго-западной окраине с. Аушигер, на одной надпойменной левобережной террасе р. Черек в границах особо охраняемой природной территории республиканского значения "Лечебно-оздоровительная местность "Аушигер", положение о которой утверждено постановлением правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.04.2004 N 98-1111.
Распоряжением правопредшественника министерства имущественных отношений от 12.05.2014 N 37 обществу предоставлен в аренду на 19 лет земельный участок с кадастровым номером 07:05:1500000:227 площадью 42 598 кв. м. Разрешенное использование земельного участка для охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями определено в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Аушигер, утвержденных по итогам публичных слушаний решением внеочередной сессии депутатов Совета местного самоуправления сельского поселения Аушигер от 30.09.2013 N 1. С обществом заключен договор аренды от 12.05.2014 N 1ау.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А20-1132/2015 установлено, что ранее земельный участок в составе земельного массива площадью 6,44 га находился в пользовании общества с ограниченной ответственностью КЗО "Идарей" по договору аренды от 28.12.1999 и лицензии серии НАЛ N 00197 МР на право пользования недрами Аушигерского месторождения термальных минеральных вод со сроком действия до 01.03.2002. По окончании срока действия лицензии у названного субъекта отсутствуют основания как для пользования недрами и скважиной N 109-Э, так и для использования земельного массива.
По заявлению ООО КЗО "Идарей" Управлением Министерства внутренних дел по городу Нальчику проведена проверка в отношении должностных лиц министерства имущественных отношений, в рамках которой в антимонопольную службу подано обращение от 25.05.2015 N 15270 о проведении проверки на предмет соблюдения должностными лицами министерства имущественных отношений антимонопольного законодательства при предоставлении земельного участка обществу в аренду. Решением антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу N АЗ05-13/15 правопредшественник министерства имущественных отношений признан нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, что послужило основанием обращения антимонопольной службы в арбитражный суд.
Считая названное решение антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу N АЗ05-13/15 нарушающим права и законные интересы недропользователя, общество обратилось в арбитражный суд с самостоятельными требованиями относительно предмета спора.
В силу статей 3, 30, 31 Земельного кодекса в применимой к рассматриваемым отношениям редакции, к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Предоставление в аренду пользователю недр находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, необходимых для ведения связанных с пользованием недрами работ, осуществляется без проведения торгов. Выбор таких земельных участков обеспечивается с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Отношения, возникающие в области использования недр, отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств регулируются нормами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). Одним из видов пользования недрами является добыча полезных ископаемых (статья 6). Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода (геометризованного блока недр), при определении границ которого учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, разносы бортов карьеров и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, уполномоченный орган оформляет документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаемые в лицензию в качестве ее неотъемлемой части. Порядок установления границ участков недр, подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 7). Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление земельного участка для проведения связанных с использованием недр работ осуществляется после утверждения проекта проведения указанных работ (статья 11). Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сведения о границах участка недр, предоставляемого в пользование, границах земельного участка, выделенного для ведения связанных с пользованием недрами работ (статья 12). Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными и согласованными техническими проектами. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 23.2). Земельные участки, необходимые для ведения связанных с пользованием недрами работ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов. Такие земельные участки предоставляются пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления горного отвода (статья 25.1).
Пунктами 2 , 3, 4 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, установление границ участков недр местного значения отнесено к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Положением предусмотрено включение описания границ участка недр в лицензию в качестве ее неотъемлемой части и обозначение границ участка недр с помощью географических координат.
Согласно пунктам 3, 4 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или привлекаемой им организацией на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр. Пользователь недр обеспечивает необходимые согласование и утверждение проектной документации.
Судом установлено, что по договору аренды от 12.05.2014 N 1ау обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 07:05:1500000:227 для добычи минеральных подземных вод Аушигерского месторождения в отсутствие согласования границ горного отвода.
В материалах дела отсутствует горноотводный акт, согласованный и утвержденный технический проект выполнения связанных с пользованием недрами работ, оформленный уполномоченным органом и включенный в лицензию в качестве ее неотъемлемой части документа, удостоверяющего уточненные границы горного отвода (горноотводного акта и графических приложений), сведения о границах земельного участка, выделенного для ведения связанных с пользованием недрами работ.
Определением от 21.09.2016 суд первой инстанции предлагал обществу и министерству имущественных отношений представить указанные выше документы, однако требования суда не были исполнены.
Представленный в дело проект горного отвода "Аушигерского месторождения минеральных термальных вод", разработанный ООО "РегионСтройСервис" в 2016 году не принимается судом во внимание, поскольку составлен после совершения оспариваемой сделки.
Для оценки доводов антимонопольного органа о превышении площади земельного
участка необходимого и достаточного для достижения целей предусмотренных лицензией, сторонам неоднократно (при первоначальном и повторном рассмотрении дела)
предлагалось провести землеустроительную экспертизу. Однако стороны отказались нести расходы на проведение экспертизы, в связи с чем суд не может признать доказанными обстоятельства, связанные с соотношением площади земельного участка предоставленного в аренду по оспариваемому договору и площади земельного участка отведенного для использования участка недр.
С учетом изложенных обстоятельств, а также принимая во внимание выводы суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 02.09.2016, суд пришел к правильному выводу о том, что земельный участок предоставлен обществу с нарушением норм земельного законодательства, в связи с чем договор аренды от 12.05.2014 N 1ау в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным.
В силу части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения заявления об оспаривании ненормативных правовых актом, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий в совокупности: оспариваемые ненормативные правовые акты нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку, в данном случае, отсутствует совокупность названных условий и изложенные в оспариваемом решении выводы антимонопольной службы не противоречат положениям земельного законодательства, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о признании недействительным решения антимонопольной службы от 06.08.2015 по делу N АЗ05-13/15 является обоснованным.
Довод жалобы о необоснованном отклонении судом ходатайства общества об отложении судебного заседания, что привело к невозможности представить в суд горноотводного акта, подлежит отклонению.
В силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Отклоняя заявленное ходатайство, суд первой инстанции правильно указал, что на момент заключения оспариваемого договора аренды соответствующий горноотводный акт составлен не был и последующее его оформление не имеет значение для оценки судом действий сторон на момент заключения оспариваемого договора аренды.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.11.2016 по делу N А20-3104/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3104/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2017 г. N Ф08-3405/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений КБР
Третье лицо: Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, Департамент по недропользованию по СКФО, ООО "РегионСтройСервис", Управление МВД России по г. Нальчику, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КБР, Дигешев Мурат Жабраилович
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3405/17
07.03.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1471/16
02.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6018/16
29.06.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1471/16
18.02.2016 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3104/15