09 марта 2017 г. |
Дело N А84-2034/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии:
от Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя - Мартьянов Александр Викторович по доверенности от 08.02.2016 года N 5, личность подтверждена удостоверением;
от Правительства Севастополя - Доденков Антон Юрьевич на основании доверенности от 12.09.2016 года N 3941/31/2-16, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации;
иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.12.2016 по делу N А84-2034/2016 (судья Минько О.В.)
по заявлению Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя (299029, г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, д. 15, ОГРН 1149204019843)
к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) (299011, город Севастополь, ул. Демидова, д. 13)
с участием заинтересованных лиц:
Правительство Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2)
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" (299011, г. Севастополь, Исторический бульвар, д. 1)
Министерства культуры Российской Федерации (125993, РФ, г. Москва, Малый Гнездниковский переулок, д. 7/6, стр. 1,2)
о признании недействительными свидетельств и признании действий незаконными,
установил:
Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - РО ДОСААФ России г. Севастополя, организация) города Севастополя обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными действия Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в части регистрации за Государственным бюджетным учреждением культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" права постоянного (бессрочного) пользования многоконтурным земельным участком площадью 146,323 м2, каковой участок расположен по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар; признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права от 22 февраля 2016 года, повторно выданное Управлением Государственной регистрации права и кадастра Севастополя взамен свидетельства от 20 октября 2015 года, которым за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 140323,00 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - историческая (код 9.3), адрес (местоположение): Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, кадастровый (или условный) номер: 91:03:001016:381; признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права от 20 октября 2015 года.
18.08.2016 определением Арбитражного суда города Севастополя производство по делу N А84-2034/2016 по заявлению Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) о признании недействительными свидетельств и признании действий незаконными, с участием заинтересованных лиц: Правительство Севастополя, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя", Министерства культуры Российской Федерации, приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А84-2035/2016.
21.12.2016 определением Арбитражного суда города Севастополя производство по делу N А84-2034/2016 возобновлено.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.12.2016 производство по делу по заявлению Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя, в части требований о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права от 22 февраля 2016 года, повторно выданное Управлением Государственной регистрации права и кадастра Севастополя взамен свидетельства от 20 октября 2015 года, которым за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 140323,00 м2, категория земель: земли населенных пунктов -историческая (код 9.3), адрес (местоположение): Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, кадастровый (или условный) номер: 91:03:001016:381; признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права от 20 октября 2015 года, прекращено.
В удовлетворении требований Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии,
авиации и флоту России" города Севастополя о признании незаконными действия Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в части регистрации за Государственным бюджетным учреждением культуры города Севастополя
"Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" права постоянного (бессрочного) пользования многоконтурным земельным участком площадью 146,323 м2, каковой участок расположен по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя, подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым первичные требования о признании действий незаконными, признании недействительным Свидетельства государственной регистрации права удовлетворить.
Доводы жалобы мотивированы тем, что судебное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному решению дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В материалах дела отсутствуют доказательства извещения сторон о времени и месте судебного заседания по возобновлению производства по делу.
27.01.2017 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя принято к производству; назначено судебное заседание на 27.02.2017.
В судебном заседании 27.02.2017 представитель Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании 27.02.2017 представитель Правительства Севастополя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.02.2017 был объявлен перерыв до 06.03.2017.
После перерыва судебное заседание было продолжено в том же составе судебной коллегии, произведена замена секретаря судебного заседания.
В судебное заседание 06.03.2017 после перерыва явились те же представители лиц, участвующих в деле.
В судебное заседание, назначенное на 27.02.2017 и 06.03.2017 Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр), Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя", Министерство культуры Российской Федерации явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки в суд не сообщили.
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в соответствии с государственным актом на право постоянного пользования землей от 05.10.1999 серии I-KM N 005187 (регистрационная запись N 863) общественной организации "Севастопольская городская организация Общества содействия обороне Украины" был предоставлен в постоянное пользование земельный участок, площадью 1,5368 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, Исторический бульвар, для обслуживания здания стрелкового тира.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым был подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В связи с подписанием указанного договора, общероссийской общественно-государственной организацией "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" 11.04.2014 было принято решение о создании на базе Севастопольской городской организации общества содействия обороне Украины, Регионального отделения ДОСААФ России города Севастополя. В этой связи, Региональное отделение ДОСААФ России города Севастополя 22.09.2014 привело свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.02.2016, повторно выданному Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя взамен свидетельства от 20.10.2015 за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 146 323 кв.м; категория земель: земли населенных пунктов - историческая (код 9.3); адрес (местоположение): Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар; кадастровый (или условный) номер: 91:03:001016:381.
Не согласившись с вышеуказанными действиями административного органа, полагая, что данные действия Севреестра в части регистрации права пользования многоконтурным земельным участком и выдаче свидетельства о государственной регистрации права противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При отсутствии указанной совокупности обстоятельств не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Федеральным конституционным законом от 23.06.2016 N 5-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" внесены в часть 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ изменения, заменены слова "До 1 января 2017 года" словами "До 1 января 2019 года".
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Во исполнение приведенной нормы Закона N 6-ФКЗ, Законодательным Собранием города Севастополя был принят Закон от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 46-ЗС, права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности.
К правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 7 Закона N 46-ЗС).
Порядок регистрации ранее возникших прав (обременений прав) закреплен в статье 7 Закона N 46-ЗС.
В соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
На территории Республики Крым Федеральный закон N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" введен в действие с 21.03.2014.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (части 1, 2 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ, государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся в течение десяти рабочих дней со дня приема соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
В статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ указаны основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
На основании п.4 ст.7 Закона Севастополя от 25.07.2014 46 -ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории; города Севастополя в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом регистрации на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновением права ограничения (обременения) права, и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию права до вступления в силу Федерального закона в соответствии с раннее действовавшими актами.
Частью 1 статьи 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу положений статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Устава города Севастополя, частью 2 статьи 1 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя" установлено, что Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.
Пунктом 2 статьи 25 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя" установлено, что Правительство организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П, признавая само по себе наличие переходного периода необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, пришел к выводу, что конституционные требования о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15, часть 2) - в силу прямого действия Конституции Российской Федерации - в любом случае применимы в качестве общего правила, а разрешение возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" (далее - Закон N 56-ЗС) государственное имущество города Севастополя (объекты собственности города Севастополя) - вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том формационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 56-ЗС установлено, что от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Правительством Севастополя 16.06.2015 N 521-ПП принято постановление, в соответствии с которым утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции (далее - Положение), признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя 17.03.2015 N188-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя".
Пунктами 4.2, 4.21 Положения предусмотрено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; ведет Реестр собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1975-Р принято в федеральную собственность находящееся в собственности г. Севастополя государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя".
Переименовано государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя".
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.10.2015 N 542 "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146323+215 кв.м." включен в реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146323+-215 кв.м., кадастровый номер 91:03:001016:381, вид разрешенного использования земельного участка: "Историческая (код 9.3)" (т.2, л. 3).
Распоряжением Правительства Севастополя от 16.10.2015 N 820-РП "О предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью 146323 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, Исторический бульвар" предоставлен Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" с целью сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурный земельный участок из земель категории: "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 91:03:001016:381, площадью 146 323 кв.м. (контур 1 площадью 31509,65 кв.м.; контур 2 площадью 111179,90 кв.м.; контур 3 площадью 883,18 кв.м.; контур 4 площадью 1238,33 кв.м; контур 5 площадью 1512,44 кв.м.), расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, с разрешенным видом использования "историческая" (код 9.3), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 07.10.2015 N 91/12/15-119803.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2016 по делу N А84-2035/2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016, по заявлению Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя о признании недействительным распоряжения Правительства Севастополя от 16.10.2015 N 820-РП "О предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка общей площадью 146 323 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар" отказано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что Севреестр действовал в своих полномочиях и принял решения о регистрации права постоянного пользования многоконтурным земельным участком на основании действующего распоряжения N 820-РП. В связи с чем довод о том, что обжалуемые действия Севреестра являются незаконными, несостоятелен.
Право на судебную защиту является одним из основополагающих прав человека и гражданина. Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждое лицо, обращающееся в суд, вправе самостоятельно определять основания своего обращения, указывать на то право, которое подлежит защите и определять пределы его защиты, формулировать свои требования и выбирать тот способ защиты, который это лицо полагает соответствующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ, статьями 11 и 12 ГК РФ заинтересованное лицо вправе требовать в судебном порядке восстановления своих нарушенных прав и законных интересов от лиц, допустивших такие нарушения, установленными законом способами, соответствующими содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Следовательно, судебный способ защиты прав и интересов является исключительным способом и применяется в случае, если другие способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных либо оспариваемых прав и интересов.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
В этой связи, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований заявителя должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. Суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права. При этом избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Таким образом, несмотря на то, что обращающееся в суд лицо свободно в выборе способа защиты, тем не менее, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд правомерно указал, что оспоренные региональным отделением решения Севреестра соответствуют действующему законодательству, вынесены в пределах полномочий и не нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной деятельности, подлежащих защите посредством судебного вмешательства применительно к статье 4 АПК РФ.
Также судом первой инстанции верно установлено, что обжалуя решение уполномоченного органа в части регистрации за Государственным бюджетным учреждением культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" права постоянного (бессрочного) пользования многоконтурным земельным участком площадью 146,323 кв.м., каковой участок расположен по адресу: Российская Федерация, г.Севастополь, Исторический бульвар, РО ДОСААФ не привел мотивированных пояснений, каким образом данный ненормативный акт затрагивает интересы организации относительно предоставления учреждению земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в части, не используемый заявителем, и на которую у последнего, отсутствуют какие-либо права.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изложенные обстоятельства в силу требований статей 198, 201 АПК РФ являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным ненормативного правового акта.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действия Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в части регистрации за Государственным бюджетным учреждением культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" права постоянного (бессрочного) пользования многоконтурным земельным участком площадью 146,323 кв.м., каковой участок расположен по адресу: Российская Федерация, г.Севастополь, Исторический бульвар.
Ни запись о государственной регистрации права, ни свидетельство о государственной регистрации права, ни акт государственной регистрации права не являются ненормативными правовыми актами, в акте регистрации не выражаются властные полномочия регистрирующего органа, а государственная регистрация носит со стороны государства правоподтверждающий характер.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что свидетельства о государственной регистрации права не обладают признаками ненормативного правового акта, в связи с чем не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в части прекращении на основании пп. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производства по делу по требованию заявителя о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права от 22 февраля 2016 года, повторно выданное Управлением Государственной регистрации права и кадастра Севастополя взамен свидетельства от 20 октября 2015 года, которым за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 140323,00 м2, категория земель: земли населенных пунктов -историческая (код 9.3), адрес (местоположение): Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, кадастровый (или условный) номер: 91:03:001016:381; признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права от 20 октября 2015 года, поскольку свидетельство о государственной регистрации права не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке главы 24 АПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства извещения сторон о времени и месте судебного заседания по возобновлению производства по делу, не состоятелен.
Из материалов дела видно, что заявитель, заинтересованные лица: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя", Министерство культуры Российской Федерации, извещались о судебном разбирательстве по вопросу возобновления производства по делу определением от 05.12.2016 в суде первой инстанции, что подтверждается уведомлениями о получении почтовой корреспонденции (т.3,л. 143). Неявка в судебное заседание и несообщение своей правовой позиции не свидетельствуют о их не уведомлении.
Пунктом 2 определения от 05.12.2016 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" было уведомлено, о том что в случае отсутствия возражений лиц участвующих в деле, производство по делу будет возобновлено и продолжено рассмотрение дела по сути заявленных требований.
Однако, будучи уведомленным надлежащим образом, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" явку представителя не обеспечил, возражений относительно возобновления производства по делу суду не предоставил.
В связи с чем, суд определением от 21.12.2016 возобновил производство по делу на основании статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в связи с надлежащим уведомлением всех сторон по делу, суд протокольным определением решил провести судебное разбирательство в заседании назначенном на 21.12.2016.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о его ненадлежащем уведомлении о дате, времени и месте судебного заседания, судебная коллегия считает несостоятельными.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. Лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а также лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 декабря 2016 года по делу N А84-2034/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2034/2016
Истец: Региональное отделение ДОСААФ России города Севастополя, Региональное отделение общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России "города Севастополя
Третье лицо: Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя(Севреестр), ФГБУ культуры г. Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя"