Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 июля 2017 г. N Ф10-2543/17 настоящее постановление оставлено без изменения
09 марта 2017 г. |
Дело N А84-2986/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии:
от Департамента городского хозяйства города Севастополя - Филиппова Н.Е., доверенность б/н от 09.01.2017,
от Контрольно-счетной палаты города Севастополя - Батурин А.С., доверенность N 1 от 09.01.2017,
от общества с ограниченной ответственностью "СГС ПЛЮС" - Иванова А.В., доверенность N 05 от 16.01.2017, Воробьева Л.А., доверенность N 01 от 09.01.2017,
иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 декабря 2016 года по делу N А84-2986/2015 (судья Колупаева Ю.В.)
по заявлению Департамента городского хозяйства города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д.2)
к Контрольно-счетной палате города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д.3)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя:
Управления по тарифам города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011)
общества с ограниченной ответственностью "СГС ПЛЮС" (ул. Генерала Мельника, д.9-А, г. Севастополь, 299046; ул. Ангарская, д.10, г. Севастополь,299704)
Правительства Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д.2)
о признании ненормативного правового акта недействительным, действий незаконными,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СГС ПЛЮС" (ул. Генерала Мельника, д.9-А, г. Севастополь, 299046; ул. Ангарская, д.10, г. Севастополь,299704)
к Контрольно-счетной палате города Севастополя (ул. Ленина, д.3, г. Севастополь, 299011)
при участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика:
Департамента городского хозяйства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011)
о признании действий незаконными и представления от 25.11.2015 N 2 недействительным,
установил:
Департамент городского хозяйства города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Контрольно-счетной палате города Севастополя, в котором просил суд (с учетом определения о прекращении производства по делу в части) признать действия должностных лиц Контрольно-счетной палаты города Севастополя (далее КСП), выразившиеся в нарушении порядка проведения проверки, незаконными, признать недействительным Представление от 25.11.2015 года N 2, внесенное в Департамент городского хозяйства города Севастополя Контрольно-счетной палатой города Севастополя 27.11.2015 года и его отменить.
ООО "СГС ПЛЮС" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Контрольно-счетной палате города Севастополя, в котором просило суд признать действия должностных лиц по проведению проверки целевого и эффективного использования иных межбюджетных трансферов, предоставленных в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифов для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь-декабрь 2014 года, в части использования бюджетных средств, предоставляемых ООО "СГС ПЛЮС" на возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения незаконными, а также признать представление от 25.11.2015 N 2 недействительным.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.12.2016 года, требования Департамента городского хозяйства города Севастополя удовлетворены частично, признано недействительным Представление от 25.11.2015 года N 2, внесённое в Департамент городского хозяйства города Севастополя Контрольно-счётной палатой города Севастополя.
В удовлетворении иных требований Департамента городского хозяйства города Севастополя отказано.
В удовлетворении требований ООО "СГС ПЛЮС" отказано в полном объёме.
Взыскано с Контрольно-счетной палаты города Севастополя в пользу Департамента городского хозяйства города Севастополя расходы на проведение судебной экспертизы в размере 90 710 руб. 40 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Контрольно-счетная палата города Севастополя обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворения требований о признании недействительным Представления N 2 от 25.11.2015 года и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении данных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Представление Контрольно-счётной палаты города Севастополя N 2 от 25.11.2015 года не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ, так как не обладает обязательными признаками ненормативного правового акта.
Выводы суда о том, что оспариваемое Представление не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону N 6-ФЗ и Постановлению Правительства РФ N 1198 от 14.11.2014 года, а также о том, что нарушения допущенные Управлением по тарифам города Севастополя не свидетельствуют об отсутствии решения указанного органа об установлении тарифа для возмещения разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифам для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения для ООО "СГС Плюс", апеллянт считает необоснованными.
30.01.2017 года определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Контрольно-счётной палаты города Севастополя принято к производству, назначено судебное заседание на 06.03.2017 года.
Департамент городского хозяйства города Севастополя представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "СГС ПЛЮС" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, так как бюджетные средства были использованы по целевому назначению, а установленный Управлением по тарифам города Севастополя экономически обоснованный тариф соответствует фактическим затратам ООО "СГС ПЛЮС".
В судебном заседании 06.03.2017 представитель Контрольно-счетной палаты города Севастополя поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании 06.03.2017 представители Департамента городского хозяйства города Севастополя и общества с ограниченной ответственностью "СГС ПЛЮС" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В судебное заседание, назначенное на 06.03.2017 Управление по тарифам города Севастополя, Правительство Севастополя явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 02.10.2015 года Контрольно-счетной палатой города Севастополя были направлены запросы в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя о предоставлении информации.
Истребованная Контрольно-счетной палатой города Севастополя информация была предоставлена ей 14.10.2016 года.
Постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя N 8 от 26.10.2015 года, были внесены изменения в пункт 2.2. плана работы КСП на 4 квартал 2015 года, изложив его в следующей редакции: "Проверка целевого и эффективного использования иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифам для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а так же утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь - декабрь 2014 года, в части использования бюджетных средств, предоставляемых ООО "СГС ПЛЮС" на возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения" (далее - контрольное мероприятие) и утверждена Программа проведения указанного контрольного мероприятия.
Письмом от 03.11.2015 года Контрольно-счетная палата города Севастополя уведомила Департамент о проведении контрольного мероприятия с 27.10.2015 по 20.11.2015 года, с выходом рабочей группы на объект проверки с 03.11.2015 года.
Должностные лица Контрольно-счетной палаты города Севастополя были допущены к проведению проверки.
По результатам проведения контрольного мероприятия был составлен Акт по результатам контрольного мероприятия N 2 от 12.11.2015 года "Проверка целевого и эффективного использования иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифам для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а так же утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь - декабрь 2014 года, в части использования бюджетных средств, предоставляемых ООО "СГС ПЛЮС" на возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения" на объекте: Департамент городского хозяйства города Севастополя (правопреемник Главного управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя).
Также, по результатам проведения контрольного мероприятия был составлен Отчет о результатах контрольного мероприятия N 2 от 24.11.2015 "Проверка целевого и эффективного использования иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифам для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а так же утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь - декабрь 2014 года, в части использования бюджетных средств, предоставляемых ООО "СГС ПЛЮС" на возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения", утвержденный постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты N 14 от 24.11.2015 года.
25.11.2015 года Контрольно-счетной палатой города Севастополя в адрес Департамента внесено Представление N 2 (далее - Представление N 2).
В соответствии с указанным Представлением Департаменту городского хозяйства города Севастополя предлагалось:
1. Принять меры по возврату бюджетных средств, предусмотренные подпунктом 2.2.2. пункта 2.2. договора N 30 от 23.12.2014 года "О предоставлении трансфера на возмещении разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения за июнь-декабрь 2014 года", заключенного Главным управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя с обществом с ограниченной ответственностью "СГС ПЛЮС".
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные проверкой нарушения.
3. В тридцатидневный срок рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
4. Информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий, способствовавших их возникновению представить в Контрольно-счетную палату города Севастополя в течение одного месяца со дня получения настоящего представления.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обращаясь с заявлением в суд первой инстанции, заявители исходили из того, что действия должностных лиц Контрольно-счетной палаты города Севастополя являются незаконными, в связи с нарушением порядка проведения проверки.
Так, по мнению Департамента городского хозяйства города Севастополя, при проведении проверки нарушены требования статьи 14, части 1 статьи 20, статьи 33 Закона города Севастополя N 36-3C от 10.07.2014 "О Контрольно-счетной палате города Севастополя".
Кроме того, нарушены требования статьи 13 Закона Севастополя N 36 - СЗ "О Контрольно-счетной палате города Севастополя", а именно: осуществлен анализ нормативно-правовых актов по вопросу предоставления и использования иного межбюджетного трансфера; проверка соблюдения законности установления и формирования тарифов на тепловую энергию и горячую воду проведена только в отношении ООО "СГС ПЛЮС" в 2014 года, в то время, как в этот же период устанавливались тарифы и иным регулируемым организациям в сфере теплоснабжения и коммунальном комплексе, осуществляющим свою деятельность на территории города Севастополя, которым также предоставлялась компенсация затрат на разницу между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в установленных сферах за июнь-декабрь 2014 года; осуществлялась проверка только заключения и исполнения соглашений с ООО "СГС ПЛЮС" о предоставлении бюджетных средств на возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, предоставленные ООО "СГС ПЛЮС" за июнь-декабрь 2014 года, при этом порядок заключения и исполнения других заключаемых предприятием договоров не проверялся;
Также, по мнению заявителей, нарушены требования статьи 19 Закона города Севастополя N 36 - ЗС "О Контрольно-счетной плате города Севастополя", так как проверка проведена в отсутствие утвержденных Коллегией Контрольно-счетной палатой стандартов внешнего государственного финансового контроля, которые до настоящего времени не утверждены и не опубликованы; нарушены требования статьи 21 Закона Севастополя N 36-ЗC "О Контрольно-счетной палате города Севастополя", так как подготовка и проведение контрольных мероприятий деятельности Контрольно-счетной палатой города Севастополя проведена в отсутствие Регламента Контрольно--счетной палаты, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палаты.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 6-ФЗ от 07.02.2011 года "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 36-ЗС города Севастополя от 10.07.2014 года N 36-ЗС "О Контрольно-счетной палате города Севастополя" (далее - Закон N 36-ЗС), Контрольно-счетная палата города Севастополя является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, образуется Законодательным Собранием города Севастополя и ему подотчетна.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет, в том числе следующие основные полномочия: контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона N 36-ЗС, Контрольно-счетная палата в соответствии с законом осуществляет следующие полномочия: контроль за исполнением бюджета города Севастополя и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Севастополя; контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств бюджета города Севастополя; иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов города Севастополя, органов местного самоуправления в городе Севастополе, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий города Севастополя (внутригородских муниципальных образований), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности города Севастополя.
Частями 1, 2, 3 и 6 статьи 14 Закона N 36-ЗС установлено, что внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. Контрольно-счетная палата проводит контрольные мероприятия в виде проверок, ревизий, обследований и аудита эффективности. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки. Результаты проверки, ревизии и аудита эффективности оформляются актом, который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций.
Статьей 12 Закона N 6-ФЗ, предусмотрено, что контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Планирование деятельности контрольно-счетных органов осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований.
Согласно статьи 20 Закона N 36-ЗС, контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе годового плана, который разрабатывается и утверждается ею самостоятельно в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому. Планирование деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Законодательного Собрания города Севастополя, предложений и запросов Губернатора города Севастополя.
Судом первой инстанции установлено, что Контрольно-счетной палатой города Севастополя, в отношении Департамента проводилось контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифам для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а так же утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь - декабрь 2014 года, в части использования бюджетных средств, предоставляемых ООО "СГС ПЛЮС" на возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения", что соответствует полномочиям заинтересованного лица, установленным действующим законодательством.
Проведённое Контрольно-счетной палатой города Севастополя контрольное мероприятие было включено в план работы КСП на 4 квартал 2015 года.
Согласно данных Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о юридическом лице (КСП г. Севастополя) внесены 10.03.2015 года
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что утверждение плана работы КСП после 30.12.2014 года, равно как и отсутствие полной информации о деятельности КСП в сети "Интернет", не может являться основанием для признания такого мероприятия незаконным.
Кроме того, суду первой инстанции представителями Контрольно-счетной палаты города Севастополя были предоставлены: Регламент Контрольно-счетной палаты города Севастополя, утвержденный постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 26.05.2015 года N 2 (с изменениями) и Стандарт 2.1 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденный постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 25.09.2015 года N 4.
При таких обстоятельствах, доводы представителей заявителей о проведении контрольного мероприятия в отсутствие утвержденных Коллегией Контрольно-счетной палатой стандартов внешнего государственного финансового контроля и Регламента Контрольно-счетной палаты, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палаты, опровергаются документами, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания действий должностных лиц КСП по проведению контрольного мероприятия незаконными.
Удовлетворяя требования о признании недействительным Представления от 25.11.2015 г. N 2, внесенное в Департамент городского хозяйства города Севастополя Контрольно-счетной палатой города Севастополя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 года N 1198 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь - декабрь 2014 г.", было принято решение в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" направить бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству финансов Российской Федерации по подразделу "Общеэкономические вопросы" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, в размере 1100805 тыс. рублей Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для предоставления бюджету Республики Крым в размере 668534 тыс. рублей и бюджету г. Севастополя в размере 432271 тыс. рублей в 2014 году из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь - декабрь 2014 г.
22 декабря 2014 года заключено Соглашение N 04-386/С между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Севастополя "О предоставлении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь-декабрь 2014 года".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства города Севастополя N 623 от 22.12.2014 года "О порядке использования иных межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а глюке утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь-декабрь 2014 года", утвержден Порядок использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь-декабрь 2014 года.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что организации, оказывающие услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (далее - субъекты хозяйствования), для получения бюджетных средств на возмещение разницы в тарифах предоставляют в Главное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя копии документов, подтверждающих установление или утверждение тарифов на теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, выписку из протокола заседания правления Управления по тарифам Севастополя об экономически обоснованном уровне Тарифов на предоставляемые услуги в июне-декабре 2014 года, согласованный с Управлением по тарифам Севастополя и Управлением топливно-энергетического комплекса Правительства Севастополя расчёт объёма средств, необходимых для возмещения разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения, согласно приложениям N N 1, 2 или 3, заверенный подписью руководителя или другого уполномоченного лица поставщика услуг, скреплённой печатью, справку Главного управления финансов города Севастополя о выделении или не выделении средств из бюджета г. Севастополя на возмещение разницы тарифов за июнь-декабрь 2014 года, а также согласованный с Управлением топливно-энергетического комплекса Правительства Севастополя отчёт об объёмах предоставляемых услуг согласно приложениям NN 4, 5 или 6, заверенный подписью руководителя или другого уполномоченного лица поставщика услуг, скрепленной печатью.
Как усматривается из материалов дела, все необходимые документы были представлены ООО "СГС ПЛЮС" в полном объёме (т. 4 л.д. 92-113).
23 декабря 2014 года между Главным управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя (впоследствии Департамент городского хозяйства города Севастополя), именуемое в дальнейшем Главное управление и ООО "СГС ПЛЮС", именуемое в дальнейшем Получатель, заключен договор N 30 о предоставлении трансфера на возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения за июнь-декабрь 2014 года (далее Договор N 30).
Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что Главное управление перечисляет денежные средства Получателю (далее - трансфер) на возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги за июнь-декабрь 2014 года в сфере теплоснабжения в размере 25 434 735,00 рублей, а Получатель обязуется использовать трансфер на указанные цели.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора N 30 предусмотрено, что Главное управление предоставляет трансфер Получателю путем перечисления денежных средств в размере согласно пункту 1.1. данного Договора на расчетный счет Получателя на основании данного Договора в выписки из протокола заседания Правления Управления по тарифам Севастополя об экономически обоснованном уровнем тарифов на предоставляемые услуги в июне - декабре 2014 года.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, денежные средства были перечислены Обществу и использованы им на выплату заработной платы, оплату природного газа, его транспортировку, а также на оплату электроэнергии (т.3 л.д. 187-195).
Вынося Представление N 2 Контрольно-счётная палата города Севастополя посчитала, что Департаментом неправомерно направлены ООО "СГС ПЛЮС" бюджетные средства в размере 11165049,40 рублей, так как Управлением по тарифам города Севастополя незаконно и необоснованно определен экономически-обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО "СГС ПЛЮС" на период июнь - декабрь 2014 года в размере 1720 руб/Гкал. (пункт 6 описательной части Представления N 2).
Кроме того, Контрольно-счётная палата города Севастополя считает, что размер бюджетных средств на возмещении разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения за июнь-декабрь 2014 года для ООО "СГС ПЛЮС" должен был рассчитываться из тарифа в размере 1367,6 руб/Гкал.
В связи с чем, Департаменту предлагалось принять меры по возврату бюджетных средств, предусмотренных подпунктом 2.2.2. пункта 2.2. договора N 30 от 23.12.2014 года "О предоставлении трансфера на возмещении разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения за июнь-декабрь 2014 года", заключенного Главным управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя с обществом с ограниченной ответственностью "СГС ПЛЮС".
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно посчитал ошибочными указанные выше доводы Контрольно-счётной палаты города Севастополя, исходя из следующего.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые определяют методологию расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом ФСТ N 760-э от 13.06.2013, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, а необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
В соответствии с пунктом 110 Методических указаний (глава IX.I), одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника тепловой энергии, на 1-й расчетный период регулирования включает в себя полную стоимость единицы тепловой энергии, отпускаемой в виде пара и (или) воды от j-го источника тепловой энергии без дифференциации по видам теплоносителя определяется по установленной Методическими указаниями формуле.
В соответствии с пунктом 143 Методических указаний, при комплексном теплоснабжении, когда производство тепловой энергии (мощности), ее передача и сбыт производятся одним юридическим лицом, расчет тарифов на тепловую энергию (мощность) производится в соответствии с настоящей главой и главами IX.I и IX.II Методических указаний с использованием совокупной необходимой валовой выручки регулируемой организации по производству тепловой энергии (мощности), ее передаче и сбыту.
То обстоятельство, что ООО "СГС ПЛЮС" осуществляет комплексное теплоснабжение, Контрольно-счётной палатой города Севастополя не оспаривается.
Как усматривается из материалов дела, заключением комиссии экспертов от 28.10.2016 года N 391/2-3/392/2-3, составленном Федеральным бюджетным учреждением "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", затраты ООО "СГС ПЛЮС" на оказание услуг потребителям города Севастополя в сфере теплоснабжения за июнь - декабрь 2014 года, подтверждаются первичными документами и регистрами бухгалтерского учета на сумму 67 746 773,64 рублей.
Контрольно-счётной палатой города Севастополя не оспаривается факт того, что производственная программа ООО "СГС ПЛЮС" на июнь - декабрь 2014 года принята в размере 34,1 тыс. Гкал, в том числе по "населению" - 30,33 тыс. Гкал.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что экономически обоснованная стоимость 1 Гкал тепловой энергии, отпущенной ООО "СГС ПЛЮС" за указанный период составляет: 67746773,64 / 34100 = 1 986,71 руб./Гкал.
Согласно данным контрольного мероприятия за период июнь - декабрь 2014 года Обществом фактически было отпущено 36 452 Гкал., фактическая экономически обоснованная стоимость 1 Гкал тепловой энергии, отпущенной ООО "СГС ПЛЮС" за указанный период составляет: 67746773,64 / 36452 = 1858,52 руб./Гкал.
Как усматривается из протокола N 11 заседания Правления при Управлении по тарифам города Севастополя от 28.11.2016 года, в целях возмещения разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов на тепловую энергию для централизованного отопления и горячего водоснабжения предприятия и тарифами для населения за оказанные услуги за июнь-декабрь 2014 года экономически-обоснованный тариф на тепловую энергию и горячее водоснабжения для ООО "СГС ПЛЮС" на период июнь-декабрь 2014 года определен в размере 1720 ру./Гкал.
Таким образом, исходя из 1720 ру./Гкал. - суммой меньшей фактической экономически обоснованной стоимости 1 Гкал., определялся размер бюджетных средств, предоставленных ООО "СГС ПЛЮС".
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, согласно пункту 2.2.2 Договора, в случае выявления фактов, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего Договора и невыполнения Получателем требования Главного управления о возврате трансфера в установленный срок, либо невыполнения Получателем обязательств, установленных пунктом 2.5 настоящего Договора, Главное управление вправе списать соответствующий размер бюджетных средств в бесспорном порядке.
Пунктом 2.4 Договора N 30 предусмотрено, что трансфер подлежит возврату в течение пяти рабочих дней со дня получения Получателем требования от Главного управления о возврате трансфера в случае представления Получателем недостоверных сведений, а также выявления недостоверности сведений в документах, представленных Получателем для получения трансфера, а также нарушения целей, условий предоставления трансфера, определенных настоящим договором.
Пунктом 2.5 Договора N 30 предусмотрено, что при превышении суммы, полученной на возмещении разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения за июнь-декабрь 2014 года от фактической потребности за июнь-декабрь 2014 года (превышение объёма необходимого финансирования, рассчитанного на основании фактических данных о деятельности Получателя) Получатель обязан возвратить в бюджет излишне перечисленную сумму в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным, а за год до 25 декабря 2014 года.
Руководствуясь постановлением Правительства Севастополя N 623 от 22 декабря 2014 года "О порядке использования иных межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а глюке утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов за июнь-декабрь 2014 года", на заседания Правления при Управлении по тарифам города Севастополя от 28.11.2014 года, Правлением было принято решение в целях возмещения разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов на тепловую энергию для централизованного отопления и горячего водоснабжения предприятия и тарифами для населения за оказанные услуги за июнь-декабрь 2014 года на основании заявки ООО "СГС ПЛЮС" определить экономически-обоснованный тариф на тепловую энергию для централизованного отопления и горячего водоснабжения для ООО "СГС ПЛЮС" 1720 руб./Гкал.
Производственная программа ООО "СГС ПЛЮС" на июнь-декабрь 2014 года принята в размере 34,1 тыс. Гкал, в том числе по "населению" - 30,33 тыс. Гкал.
Выписка из указанного протокола была представлена ООО "СГС ПЛЮС" в составе пакета документов для получения соответствующего бюджетного возмещения.
Таким образом, учитывая, что Контрольно-счётной палатой города Севастополя не представлено суду доказательств наличия оснований для возврата бюджетных средств, предусмотренных пунктами 2.4 и 2.5 Договора N 30, утверждение представителей заинтересованного лица об отсутствии правового акта об установлении тарифа на тепловую энергию для центрального отопления и горячего водоснабжения для ООО "СГС ПЛЮС" в размере 1720 руб./Гкал. нельзя считать обоснованными.
Суд апелляционной инстанции считает, что нарушение Управлением порядка принятия решения и его оформления не может служить основанием для признания такого решения отсутствующим, а также для требования о принятии мер по возврату бюджетных средств при отсутствии фактических обстоятельства, подтверждающих нецелевое использование бюджетных денежных средств.
Пунктами 2 и 3 Представления N 2, Департаменту городского хозяйства города Севастополя было предложено рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные проверкой нарушения; в тридцатидневный срок рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Судом первой инстанции установлено, что в описательной части Представления N 2 в нарушение пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса в Порядке отсутствовали: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц- производителей товаров работ, услуг, имеющих право на получение бюджетных средств, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В тоже время, Порядок принимался Правительством Севастополя, а не Главным управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя (впоследствии Департаментом городского хозяйства города Севастополя).
Кроме того, в материалах контрольного мероприятия отсутствуют данные о должностных лицах Департамента, виновных в отсутствии в Порядке указанных положений.
Пунктом 2 описательной части Представления N 2 не обеспечена реализация принципа эффективности использования в связи с отсутствием установленных нормативным актом критериев отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, главным управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя какие-либо нормативные акты по данному вопросу не принимались, а Контрольно-счётной палатой города Севастополя не установлено в чем конкретно не обеспечено должностными лицами Департамента реализация принципа эффективности использования бюджетных средств.
Пунктом 3 описательной части Представления N 2 установлено, что в нарушение статьи 78 и статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предметом Договора N 30 вместо субсидии является трансфер юридическому лицу.
Данные выводы, по мнению судебной коллегии являются ошибочными, поскольку согласно пункту 11 Порядка, регистрация и учёт бюджетных обязательств в органах Казначейской службы г. Севастополя, перечисление средств на возмещение разницы тарифов субъектам хозяйствования производится на счета, открытые ими в банковских учреждениях на основании подтверждающих документов, а именно: договора о предоставлении трансферта на возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов и тарифами для населения за оказанные услуге за июнь-декабрь 2014 года и выписки и протокола заседания правления Управления по тарифам Севастополя об экономически обоснованном уровне тарифов на предоставляемые услуге в июне-декабре 2014 года.
Некорректное указание в Договоре N 30 названия предоставляемых бюджетных средств не привело и не могло привести к изменению сути возникших правоотношений и к нарушению бюджетной дисциплины.
Пунктом 4 описательной части Представления N 2, в нарушение пункта 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в Договоре N 30 отсутствует обязательное условие, предоставления субсидии, включаемое в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий.
Однако, частью 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Главным распорядителем бюджетных средств является Главное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя
Пунктом 2.1. Договора N 30 предусмотрено, что Главное управление вправе осуществлять контроль условий целей и порядка предоставления трансфера, его целевого использования.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что орган государственного финансового контроля Севастополя (КСП) был создан только 10.03.2015 года и на момент заключения Договора N 30 такого органа не существовало, следовательно указание такого органа в этом договоре было невозможно.
В связи с тем, что пунктом 3.2 Договора N 30 предусматривалось, что взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим Договором, регулируются действующим законодательством Российской Федерации, пункт Договора N 30 позволял после создания Контрольно-счётной палаты города Севастополя применять часть 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации как норму прямого действия.
Пунктом 5 описательной части Представления N 2 установлено, что в нарушение подпункта 3.1.13 пункта 3.1. Соглашение N 04-386/С Правительство Севастополя в лице Главного управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя не обеспечило надлежащий контроль соблюдения условия, целей и порядка предоставления бюджетных средств их получателями, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Однако, в соответствии с подпунктом 3.1.13 пункта 3.1. Соглашения N 04-386/С, субъект Российской Федерации обязуется осуществлять контроль за своевременным, адресным и эффективным использованием иного межбюджетного трансфера.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что бюджетные денежные средства были предоставлены ООО "СГС ПЛЮС" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
30.12.2014 Обществом в Главное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя были поданы документы, подтверждающие целевое использование бюджетных средств.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях и решениях Департамента и его должностных лиц отсутствуют нарушения указанные в пункте 6 описательной части Представления N 2 являются правомерными и основанными на законе.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Контрольно-счётной палатой города Севастополя, о том что Представление N 2 не является обязательным для исполнения и, соответственно, не нарушает прав и законных интересов Департамента, судебной коллегией признаются ошибочными по следующим основаниям.
Так, пунктом 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных названным Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что под проверкой в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Пунктами 2 и 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений; под предписанием в целях названного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Положениями статьи 16 Закона N 6-ФЗ, установлено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
Оспариваемое представление обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку (являясь промежуточным документом, предлагающим лицу исправить допущенные нарушения на определенном этапе и при определенных результатах финансового контроля) порождает для заявителя 1 правовые последствия, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.
Промежуточный характер такого документа (представления), равно как и отсутствие предусмотренной законом административной ответственности за неисполнение представления не означает того, что оно имеет сугубо информационный характер, и не исключает для заявителя перспективу восстановления прав в судебном порядке, а для компетентных органов государственной власти столь же значимую перспективу судебной защиты интересов субъекта Российской Федерации.
С учётом выше изложенного, доводы Контрольно-счётной палаты города Севастополя о том, что Представление N 2 не является обязательным для исполнения и, соответственно, не нарушает прав и законных интересов Департамента, не основаны на законе, а потому правомерно отклонены судом первой инстанции.
Аналогичную правовую позицию поддерживает Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 10 февраля 2016 года N Ф10-5099/2015 по делу N А23-2564/2015 и Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 11 февраля 2016 г. по делу N А41-4119/15.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 6 совместному Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании выше изложенного, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что Представление N 2 не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, Закону N 6-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 14.11.2014 N 1198, а также нарушает права и законные интересы Департамента городского хозяйства города Севастополя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 декабря 2016 года по делу N А84-2986/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2986/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 июля 2017 г. N Ф10-2543/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент городского хозяйства города Севастополя, ООО "СГС Плюс"
Третье лицо: Департамент городского хозяйства города Севастополя, ООО "СГС Плюс", Правительство Севастополя, Управление по тарифам города Севастополя, ФБУ "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", Контрольно-счетная палата города Севастополя, Министерство строительства и жилищного коммунального хозяйства Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2543/17
27.07.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-131/17
09.03.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-131/17
16.12.2016 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2986/15