Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2017 г. N Ф07-5792/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
09 марта 2017 г. |
Дело N А05-9179/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 марта 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каргополь-лес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2016 года по делу N А05-9179/2016 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Каргополь-лес" (ОГРН 1152907000399, ИНН 1003016917; место нахождения: 186225, Республика Карелия, Кондопожский район, город Кондопога, улица Комсомольская, дом 32; далее - ООО "Каргополь-лес", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - управление, Росреестр) о признании незаконным изложенного в сообщении от 16.06.2016 N 29/002/032/2015-308 отказа в государственной регистрации перехода прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527, а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по государственной регистрации изменений в указанный договор аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство), общество с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" (ОГРН 1122901021099, ИНН 2907014841; место нахождения: 165150, Архангельская область, Вельский район, улица Дзержинского, дом 53; далее - ООО "Онего-Вельск").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2016 года по делу N А05-9179/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Каргополь-лес" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Росреестр в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство и ООО "Онего-Вельск" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, а также из вступивших в законную силу судебных актов по делу N А05-3543/2015, Департамент лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник министерства) (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Переработка" (арендатор; далее - ООО "Переработка") 30.10.2009 заключили договор аренды лесного участка N 527, согласно которому ООО "Переработка" передан в аренду для заготовки древесины лесной участок общей площадью 72 464 га, расположенный в Вельском лесничестве (том 1, листы 41-50).
Указанный лесной участок передан ООО "Переработка" по акту приема-передачи от 30.10.2009 (том 1, лист 51).
Согласно пункту 7.1 договора он заключен на срок с 30.10.2009 по 23.10.2030, и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 16.12.2009.
В последующем участниками ООО "Переработка" 12.04.2012 принято решение о проведении реорганизации общества путем выделения из него ООО "Онего-Вельск" и общества с ограниченной ответственностью "Союз "Недвижимость".
Согласно разделительному балансу ООО "Переработка" от 06.07.2012 и приложению 2 к нему с момента государственной регистрации вновь созданного в порядке реорганизации юридического лица - ООО "Онего-Вельск" к нему переходят все права и обязанности по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527.
Государственная регистрация ООО "Онего-Вельск" в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) произведена 28.08.2012.
В связи с изложенным министерство и ООО "Онего-Вельск" 09.01.2013 подписали соглашение N 2 о внесении изменений и дополнений в договор аренды от 30.10.2009 N 527, согласно которому произведена замена арендатора по договору на ООО "Онего-Вельск".
Данное соглашение зарегистрировано в ЕГРП 11.06.2013 (том 1, лист 60).
Из материалов дела также следует, что общим собранием участников ООО "Онего-Вельск" принято решение о проведении реорганизация данного общества путем выделения из него ООО "Каргополь-лес" и общества с ограниченной ответственностью "Дары леса".
Согласно разделительному балансу ООО "Онего-Вельск" от 20.04.2015 и приложению 2 к нему с момента государственной регистрации вновь созданного в порядке реорганизации юридического лица - ООО "Каргополь-лес" - к нему переходят все права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527 (том 1, листы 69, 70, 72).
ООО "Каргополь-лес" зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ 28.05.2015 за основным государственным регистрационным номером 1152907000399 (т. 1, л. 12).
Согласно представленным в материалы дела документам общество 15.07.2015 обратилось к управлению с заявлением о государственной регистрации в ЕГРП соглашения об изменении условий договора аренды (том 1, лист 114).
Вместе с указанным заявлением ООО "Каргополь-лес" представило на государственную регистрацию следующие документы (том 1, листы 91-113):
- копию доверенности, выданную представителю ООО "Каргополь-лес";
- копии свидетельств о государственной регистрации ООО "Каргополь-лес" и о его постановке на налоговый учет;
- копию протокола общего собрания участников ООО "Онего-Вельск" от 20.04.2015;
- копию протокола общего собрания участников ООО "Каргополь-лес" от 20.04.2015;
- копию решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Форест" от 27.08.2013;
- копию договора от 28.05.2015 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества "Каргополь-лес";
- копию листа записи ЕГРЮЛ от 28.05.201;
- копию устава ООО "Каргополь-лес";
- подлинник и копию разделительного баланса ООО "Онего-Вельск" от 20.04.2015 с приложениями;
- подлинник и копию платежного поручения об уплате государственной пошлины.
Согласно уведомлениям от 02.09.2015, от 16.05.2016 государственная регистрация дважды приостанавливалась на основании абзаца первого пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) в связи с отсутствием платежных документов об уплате государственной пошлины и на основании абзаца третьего пункта 4 статьи 19 Закона N 122-ФЗ в связи с тем, что в ЕГРП в отношении лесного участка было зарегистрировано ограничение в виде запрета должнику совершать регистрационные действия, действия по изменению условий договора аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527 (том 1, листы 79-81, том 2, лист 56).
После устранения 13.05.2016 препятствия для совершения регистрационных действий управление, рассмотрев представленные на государственную регистрацию документы, 16.05.2016 приостановило государственную регистрацию на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ на один месяц (том 2, листы 57-58), а по истечении этого срока сообщением от 16.06.2016 N 29/002/032/2015-308 на основании абзацев десятого и тринадцатого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказало в государственной регистрации соглашения об изменении условий договора в отношении лесного участка (том 1, листы 85-86).
В обоснование отказа в государственной регистрации управление сослалось на то, что на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав (соглашение об изменении условий договора, о государственной регистрации которого ходатайствует заявитель), в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
ООО "Каргополь-лес" не согласилось с указанным отказом в государственной регистрации и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в котором просило признать незаконным изложенный в сообщении от 16.06.2016 N 29/002/032/2015-308 отказ в государственной регистрации перехода прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу статьи 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункта 3 статьи 433 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
На основании пункта 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Согласно пункту 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с этим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу пунктов 1, 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основанием для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 17 названного Закона).
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ представленные на государственную регистрацию документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Абзац второй пункта 3 статьи 9, абзац третий пункта 1 статьи 13 и абзац одиннадцатый пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов, а также наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 20 указанного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В рассматриваемом случае из материалов дела, в частности заявления от 15.07.2016 (том 1, лист 114), следует, что целью обращения ООО "Каргополь-лес" в Росреестр являлась государственная регистрация соглашения об изменении условий договора аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527.
Вместе с этим, само соглашение в пакете документов, предъявленных представителем общества на государственную регистрацию, отсутствовало, что свидетельствовало о невозможности проведения конкретного регистрационного действия, о котором ходатайствовал заявитель.
Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
В частности, ООО "Каргополь-лес" ссылается на то, что целью обращения общества в Росреестр являлась государственная регистрация изменений, внесенных в договор аренды лесного участка в части арендатора в связи с реорганизацией стороны и переходом прав и обязанностей по договору в порядке универсального правопреемства.
При этом иная цель обращения указана по неизвестной для ООО "Каргополь-лес" причине сотрудником управления.
Кроме этого, в своей апелляционной жалобе общество сослалось на положения пункта 210 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N 789 (далее - Административный регламент), согласно которому в ходе приема документов от заявителя сотрудник, ответственный за прием документов, проверяет представленные заявление о предоставлении государственной услуги и документы на предмет:
1) оформления заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации;
2) наличия прилагаемых необходимых документов.
Таким образом, по мнению общества, сотрудник управления при приеме документов должен был их проверить на соответствие требованиям Закона N 122-ФЗ и указать заявителю на их недостатки.
Данные доводы подлежат отклонению в связи со следующим.
Как указано выше в силу пунктов 1, 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав носит заявительный характер.
В связи с изложенным, обязанность определять цель обращения в регистрирующий орган возложена именно на заявителя, в данном случае на ООО "Каргополь-лес".
Согласно пункту 215 Административного регламента в случае, если заявитель самостоятельно не заполнил форму заявления о предоставлении государственной услуги, по его просьбе сотрудник, ответственный за прием документов, заполняет заявление о предоставлении государственной услуги с использованием программно-технического комплекса.
Однако из материалов дела следует, что заявление от 15.07.2016 подписано представителем общества по доверенности от 22.06.2014 Кострикиным А.В. (том 1, лист 112).
Таким образом, из изложенного следует, что хотя указанное заявление от 15.07.2016 и было заполнено сотрудником, ответственным за прием документов, но при этом представитель общества Кострикин А.В. подписав его, подтвердил, что он ознакомился с его содержанием, удостоверил своей подписью изложенную в нем информацию, и каких-либо возражений не высказал.
Кроме этого, как следует из пояснений представителя ответчика, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу, полномочиями по приему документов на государственную регистрацию управление не обладает, с заявителями на этапе представления ими документов не взаимодействует. Соответствующие функции в полном объеме переданы федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", а также многофункциональным центрам по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела действительно следует, что заявление от 15.07.2015 принято сотрудником отделения государственного автономного учреждения Архангельской области "Многофункциональный центр" по Вельскому району.
Из изложенного следует, что сотрудник управления не имел возможности "изменить" цель обращения ООО "Каргополь-лес" в регистрирующий орган, а также указать представителю общества на отсутствие соглашения о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527.
При этом следует также отметить, что после получения уведомления от 16.05.2016 N 16-09/2770 о приостановлении государственной регистрации N 29/002/032/2015-308 (том 1, листы 79-80) общество имело возможность представить в Росреестр указанное соглашение либо уточнить цель своего обращения, однако указанной возможностью заявитель не воспользовался, и соответствующих мер не принял.
Довод подателя жалобы со ссылкой на положения статей 129 и 387 ГК РФ о том, что при реорганизации юридических лиц права и обязанности переходят к создаваемому лицу не вследствие каких-либо сделок, а в результате правопреемства, которое наступает в силу закона, подлежит отклонению, как не имеющий правового значения для рассматриваемого спора, поскольку из заявления от 15.07.2016 следует, что общество обратилось в Росреестр с целью государственной регистрации именно соглашения о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527, при этом само соглашение в нарушение положений абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ управлению представлено не было.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что изложенный в сообщении от 16.06.2016 N 29/002/032/2015-308 отказ в государственной регистрации соглашения о внесении изменений в условия договора аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527, является законным и обоснованным, соответствует требования Закона N 122-ФЗ.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, отказа в государственной регистрации перехода прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527, об оспаривании которого общество обратилось в арбитражный суд, данное сообщение не содержит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 30.01.2017 обществу предлагалось представить подлинный чек-ордер от 27.01.2017 N 10 об уплате государственной пошлины. Поскольку определение суда подателем жалобы не исполнено, то с общества в федеральный бюджет подлежит взысканию 1500 рублей за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2016 года по делу N А05-9179/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каргополь-лес" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Каргополь-лес" (ОГРН 1152907000399, ИНН 1003016917; место нахождения: 186225, Республика Карелия, Кондопожский район, город Кондопога, улица Комсомольская, дом 32) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9179/2016
Истец: ООО "КАРГОПОЛЬ-ЛЕС"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ООО "Онего-Вельск"