Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2017 г. N Ф06-21687/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
12 марта 2017 г. |
Дело N А12-60967/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2016 года по делу N А12-60967/2016 (судья Пономарева Е. В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" (ИНН 3435126685, ОГРН 1163443071615)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074)
о признании действий незаконными;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" (далее- ООО "Центр Элит Лифт Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее- Управление), выразившихся в отказе обществу с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, оформленном сообщением от 23.09.2016 N 22-11835, и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области произвести государственную регистрацию внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении правообладателя общества с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" объекта недвижимости: встроенного нежилого помещения, назначение: прочее, площадью 203,6 квадратных метров, этаж 1, номера на поэтажном плане: II, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица Оломоуцкая, 14, кадастровый номер 34:35:00: 00 00 00:01363:011730, на основании документов, поданных 24.08.2016 и государственной пошлины в размере 1 000 рублей, уплаченной платежным поручением от 22.08.2016 N40.
Решением суда от 28 декабря 2016 года суд признал незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, выразившиеся в отказе обществу с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, оформленном сообщением от 23.09.2016 N 22-11835.
В порядке восстановления нарушенного права обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области произвести государственную регистрацию внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении правообладателя общества с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" объекта недвижимости: встроенного нежилого помещения, назначение: прочее, площадью 203,6 квадратных метров, этаж 1, номера на поэтажном плане: II, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица Оломоуцкая, 14, кадастровый номер 34:35:00: 00 00 00:01363:011730, на основании документов, поданных 24.08.2016 и государственной пошлины в размере 1 000 рублей, уплаченной платежным поручением от 22.08.2016 N 40.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, не согласилось с принятым решением и обратилосья в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из документов, представленных в материалы дела, усматривается, закрытому акционерному обществу "Центр Элит Лифт Сервис" на праве собственности принадлежит встроенное нежилое помещение площадью 203,6 квадратных метра, расположенное по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица Оломоуцкая, 14, кадастровый номер: 34:35:00:000000:01363:011730, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.11.2005 серии 34АА N 008289.
Закрытое акционерное общество "Центр Элит Лифт Сервис" реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис". В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц реорганизация завершилась 27.07.2016. В результате реорганизации обществу с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" переданы все права в отношении его активов и обязательств, в том числе право собственности на встроенное нежилое помещение площадью 203,6 квадратных метра, расположенное по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица Оломоуцкая, 14, кадастровый номер: 34:35:00:000000:01363:011730.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" обратилось 24.08.2016 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на объекты недвижимого имущества в отношении правообладателя с приложением соответствующих документов, в том числе платежного поручения от 22.08.2016 N 40, подтверждающего уплату государственной пошлины в размере 1 000 рублей.
Уведомлением от 26.08.2016 управление известило общество о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц и предложило обществу с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" предоставить заявление о регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества и уплатить государственную пошлину в размере 22 000 рублей.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области направило в адрес общества с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" сообщение от отказе в государственной регистрации от 23.09.2016 N 22-11835, в котором указано, что поскольку закрытое акционерное общество "Центр Элит Лифт Сервис" реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис", имеет место не изменение наименования юридического лица, а происходит прекращение одного юридического лица и возникновение другого, при этом происходит прекращение прав закрытого акционерного общества "Центр Элит Лифт Сервис" и переход права к обществу с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис". Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий установлены пунктом 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 22 пункта 1 названной статьи за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество государственная пошлина уплачивается организациями в размере 22 000 рублей. В нарушение положений указанных норм заявителем представлен документ об уплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей.
Полагая действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, выразившиеся в отказе обществу с ограниченной ответственностью "Центр Элит Лифт Сервис" в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, оформленном сообщением от 23.09.2016 N 22-11835, незаконными, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия по отказу в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним не соответствуют требованиям закона и нарушают права заявителя.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Обращаясь с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество по указанному объекту недвижимости, общество указало на изменение наименования юридического лица в связи с изменением организационно-правовой формы юридического лица в результате его преобразования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
В силу пункта 3 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Согласно норме пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Следовательно, особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников). Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, от одного лица другому. Преобразование юридического лица считается завершенным в момент государственной регистрации реорганизованного лица.
Следует учесть, что согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции этого Федерального закона).
В связи с изложенным, ссылка регистрирующего органа в подтверждение необходимости государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество на прекращение прав реорганизуемого юридического лица не соответствует положениям пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам -правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Между тем учитывая, что изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, довод регистрирующего органа о необходимости государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому лицу в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" нельзя признать соответствующим закону.
Согласно пункту 68 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации (утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации 23.12.2013 N 765, зарегистрирован в Минюсте России 10.07.2014 N 33054) в случае наличия обстоятельств, которые не влекут за собой прекращение или переход права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) на него, в единый государственный реестр прав могут быть внесены соответствующие записи об изменениях без проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
К таким сведениям относятся, в том числе перемена фамилии, имени, отчества физического лица, изменение наименования юридического лица, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных этим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
На основании пункта 2 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью".
Учитывая, что оснований для прекращения или перехода прав на объект недвижимости иному лицу у собственника имущества не имелось, а обращение за внесением изменений в сведения Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество обусловлено изменением наименования юридического лица, общество правомерно обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, приложив все необходимые документы: протокол общего собрания акционеров закрытого акционерного общества "Центр Элит Лифт Сервис" о принятии решения о реорганизации в общество с ограниченной ответственностью, свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе преобразованного юридического лица, устав общества.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество в связи с внесением изменений в содержащуюся в ЕГРП запись о праве размер госпошлины для организаций на дату подачи заявления составлял 1 000 рублей, тогда как согласно подпункту 22 той же статьи за государственную регистрацию перехода права собственности размер госпошлины составляет 22 000 рублей.
При этом за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4.4 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не взимается. Эта норма применяется в случае изменения наименования соответствующего юридического лица, связанного с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается, что при указанных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворения заявленных ООО "Центр Элит Лифт Сервис" требований не имеется.
Управление в апелляционной жалобе указывает, что суд при вынесении оспариваемого судебного акта неверно толкует законодательство. Так, апеллянт полагает, что отказ от регистрации внесения изменений в реестр сведений о правообладателе, является законным, а вывод суда о том, что в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования перехода права не происходит - является незаконным. При вынесении решения суд правомерно указал, что особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников).
Переход права собственности на объект недвижимости от одного лица к другому лицу осуществляется вследствие сделки либо в силу закона. В любом случае основанием для перехода права собственности является документ-основание, который в обязательном порядке прикладывается к заявлению на государственную регистрацию. В связи с тем, что юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, от одного лица другому. При таких обстоятельствах полагаем, что доводы Заявителя являются ошибочными и не основанными на законе.
Данная правовая позиция сформирована в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого в части судебного акта.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной правовой оценки, поскольку суд первой инстанции полностью и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2016 года по делу N А12-60967/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-60967/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2017 г. N Ф06-21687/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "ЦЕНТР ЭЛИТ ЛИФТ СЕРВИС", ООО "Центр Элит Лифт Сервис"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ