г.Москва |
|
13 марта 2017 г. |
Дело N А40-180102/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФАС России на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.12.2016 по делу N А40-180102/16, принятое судьей Махлаевой Т.И. (120-371),
по заявлению Министерства образования и науки РФ к ФАС России
третье лицо: АНО "НМЦ "СУВАГ"
о признании недействительным решения N К-903/16 от 06.06.2016 г.
при участии:
от заявителя: |
Злобина О.В. по доверенности от 24.01.2017; |
от ответчика: |
Лубсанов Б.Д. по доверенности от 11.04.2016; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и науки РФ (далее- Заявитель, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом уточненного предмета, о признании недействительным решения Комиссии Федеральной антимонопольной службы (далее- ответчик, ФАС России) по делу от 06.06.2016N К-903/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по пункту 1, в части признания в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 и части 3 статьи 53 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о закупках).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.12.2016, принятым по настоящему в заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неверную оценку представленных сторонами доказательств. Также считает ошибочным вывод суда о том, что оспоренное решение нарушает права и законные интересы Заявителя.
Отзывы на жалобу в суд не поступали.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, в связи с чем, при отсутствии возражений представителей сторон, спор рассмотрен в порядке ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы жалобы, представитель Заявителя выводы решения суда.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что в ФАС России поступила жалоба АНО "НМЦ "СУВАГ" на действия Заказчика при проведении Заказчиком, единой комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (далее- Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на создание федерального методического центра по обеспечению реализации инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения (номер извещения 0173100003716000090) (далее- Конкурс).
06.06.2016, по результатам рассмотрения указанной жалобы и осуществления внеплановой проверки, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией ФАС России принято решение по делу N К-903/16 о признании жалобы обоснованной, в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в действиях Единой комиссии, нарушения частей 3, 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании данного решения выдано обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
При этом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что сведения, представленные АНО "НМЦ "СУВАГ" в составе заявке в качестве предложения в отношении закупки не противоречат положениям Раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации.
Кроме того, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе, не позволяют однозначно определить дату, следующую за последней возможной датой заключения государственного контракта с указанием даты, установленной в Разделе IV Конкурсной документации "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)".
Действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, признаны Комиссией не соответствующими пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Заявителя в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе, к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, согласно подпункту "б" пункта 2 части 23.4 статьи 23 Раздела I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" конкурсной документации, участник закупки должен указать только отдельные действия (элементы производственной деятельности, отдельные выполняемые Исполнителем функции), совокупность которых позволит выполнить (оказать) детализируемые работы (услуги), указанные в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" и иных частях настоящей Конкурсной документации, в том числе, в соответствии с требованиями к качеству работ (услуг).
Указание в столбце 2 "Алгоритм" наименования работ, а также иной информации, не являющейся Действием Исполнителя, влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе".
Раздел I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" Конкурсной документации не устанавливает требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 2 "Требования по заполнению Части 1 Формы 3 Предложения участника закупки в отношении объекта закупки "Детализированный План выполнения работ (оказания услуг)" части 23.4 статьи 23 Раздела I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" Конкурсной документации, установлено, что "Действия Исполнителя при выполнении (оказании) каждого наименования работ (услуг)- элементы производственной деятельности, отдельные выполняемые Исполнителем функции, совокупность которых позволит выполнить работы (оказать услуги), необходимые Государственному заказчику, в соответствии с установленными Разделом IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документацией требованиями, в том числе, требованиями к качеству работ (услуг)".
Участник закупки должен представить сведения, предусмотренные Частью 1 Формы 3, в соответствии с требованиями, установленными в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" и иных частях Конкурсной документации, в том числе, с учетом пункта 6 "Прочие и особые условия исполнения обязательств" Раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации.
Пункт 6 "Прочие и особые условия исполнения обязательств" Раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации содержит специфические обязанности Заказчика, то есть, действия Заказчика, которые Участник при подготовке своего предложения должен учесть при описании своих Действий. Если, специфической обязанностью Заказчика является согласование документов или подписание писем, в течение определенного количества дней, то Участник должен при подготовке предложения, в своих действиях учесть это и предусмотреть свои Действия, с учетом сроков согласования (подписания) Заказчика.
Таким образом, указание третьим лицом, в столбце 2 "Алгоритм" Части 1 Формы 3 Предложения участника закупки в отношении объекта закупки "Детализированный План выполнения работ (оказания услуг)" действия "Подписание информационного письма о проведении конференции в органы управления образованием 85 субъектов Российской Федерации Заказчиком", является действием Заказчика, то есть, последним указана иная информация, не являющаяся его Действием.
Учитывая изложенное, раздел I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" Конкурсной документации, не устанавливает требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Требование к инструкции и ее содержанию, Законом о контрактной системе не установлено, соответственно, (требование) Комиссии ФАС России о необходимости включения сведений, являющихся действиями Заказчика в предложения в отношении объекта закупки, является неправомерным, так как не основано на нормах Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 23.4 статьи 23 Раздела I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" Конкурсной документации, установлено, что указание хотя бы одной даты выполнения действий более ранней, чем дата, следующая за последней возможной датой заключения Государственного контракта, влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и, отклонение Заявки на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней, с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 21 Раздела II "Информационная карта закупки" Конкурсной документации, Государственный контракт должен быть подписан не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней, с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки Заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса.
При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона о контрактной системе, после размещения извещения о проведении открытого конкурса Заказчик на основании поданного в письменной форме заявления любого заинтересованного лица в течение двух рабочих дней с даты получения соответствующего заявления обязан предоставить такому лицу конкурсную документацию.
В соответствии с пунктом 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию и в течение двух рабочих дней с этой даты обязан направить изменения заказными письмами или в форме электронных документов только тем участникам, которым Заказчиком ранее была предоставлена конкурсная документация. Все вносимые изменения, в том числе и изменение даты рассмотрения и оценки заявок (при наличии), публикуются в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru. Участники, получившие конкурсную документацию иным способом (не по письменному заявлению у Заказчика), обязаны самостоятельно отслеживать вносимые изменения и в соответствии с положениями части 3 статьи 52 и статьи 20 Раздела I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" Конкурсной документации, имеют возможность, при необходимости, подать изменения.
На момент подачи Заявки, дата рассмотрения и оценки заявок, указанная в извещении о проведении Конкурса, определяется однозначно и является неизменной.
Таким образом, Участник закупки на момент подачи Заявки имеет полную и достаточную информацию, чтобы самостоятельно определить последнюю возможную дату заключения государственного контракта.
Установление в подпункте "в" пункта 2 части 23.4 статьи 23 Раздела I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" Конкурсной документации требований по определению даты выполнения первых действий является необходимым и обоснованным.
Часть 1 "Детализированный план выполнения работ (оказания услуг)" Формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" является неотъемлемой частью государственного контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе, по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Таким образом, не представляется возможным надлежащим образом исполнить контракт на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, если наступление сроков выполнения работ, указанных участником закупки в заявке, раньше даты заключения контракта.
До заключения контракта по результатам конкурентной закупки у заказчика отсутствует право иметь договорные отношения с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства спора, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что ответчиком не доказано нарушение Заказчиком п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, ввиду не установления неизменной даты рассмотрения и оценки заявок.
Таким образом, повторно рассмотрев спор, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что конкурсная документация Заявителя, в оспариваемой части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, а действия Заказчика не нарушили положений п.4 ч.1 ст.50, ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе.
Доводы ответчика, изложенные в жалобе относительно того, что оспариваемое решение не нарушают прав и законных интересов Заявителя, не принимаются коллегией, поскольку сам факт принятия несоответствующего Закону решения нарушает права и законные интересы Заявителя.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о том, что ответчик не доказал законности и обоснованности оспариваемого акта являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы жалобы, исследованные апелляционной инстанцией, не позволяют сделать вывод о незаконности обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.12.2016 по делу N А40-180102/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180102/2016
Истец: Министерство образования и науки Российской Федерации, Минобрнауки России
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: АНО "НМЦ "СУГВАТ", АНО НМЦ СУВАГ