Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 августа 2017 г. N Ф06-22408/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
14 марта 2017 г. |
Дело N А12-58445/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Комитета сельского хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2016 года по делу N А12-58445/2016, (судья Н.В. Лаврик),
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 19; ИНН 3444049941, ОГРН 1023403456944)
к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Быковская бахчёвая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства" (404067, Волгоградская обл., Быковский р-он, поселок Зеленый, ул. Сиреневая, д. 11; ИНН 3402001401, ОГРН
1023405168687),
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (107139, Москва, Орликов переулок, д. 1/11, ИНН 7708075454, ОГРН
1067760630684), Федерального агентства научных организаций (119991, Москва, Ленинский проспект, д. 32А, ИНН 7736666554, ОГРН 5137746009462)
о взыскании 818 053 руб. субсидии, перечисленной по соглашению N 1347 от 27.02.2015 г.,
при участии в заседании: лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратился Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, истец) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Быковская бахчёвая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства" (далее - ФГБНУ "Быковская БСОС ВНИИО", учреждение, ответчик) о возвращении бюджетных средств в сумме 818.053 руб., перечисленных ответчику по Соглашению N 1347 от 27.02.2015 г. "О предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства"
Решением от 26 декабря 2016 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-58445/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Комитет сельского хозяйства Волгоградской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявители апелляционных жалоб считает, что ответчик не может являться получателем полученной субсидии.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Волгоградской области от 29.11.2013 N 680-п утверждена Государственная программа Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы".
Администрацией Волгоградской области постановлением от 24.02.2015 N 78-п утверждён "Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (далее - Порядок N 87-п, документ утратил силу с 29.02.2016 - дата опубликования постановления Администрации Волгоградской области от 20.02.2016 N 55-п).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 78-п субсидии предоставляются индивидуальным предпринимателям и организациям агропромышленного комплекса, соответствующим условиям, установленным частью 1, пунктами 2 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее именуются - сельскохозяйственные товаропроизводители), за счет собственных средств областного бюджета, а также за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Согласно пункту 3 Порядка N 78-п главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий является министерство сельского хозяйства Волгоградской области (ныне - Комитет сельского хозяйства).
ФГБНУ "Быковская БСОС ВНИИО" 29.02.2015:
подало заявку на предоставление субсидии,
прошло необходимый отбор среди претендентов на субсидии;
между учреждением и Комитетом было заключено соглашение N 1347 от 27.02.2015 г. "О предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства".
Комитетом ответчик был включен в реестры получателей субсидии в 2015 г., и по платёжным поручениям от 03.03.2015, 18.03.2015, 03.04.2015, 04.06.2015 ему перечислены субсидии на общую сумму 818.053 руб.
Минсельхозом России в апреле 2016 года проведена выездная проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета за период с 1 января по 18 мая 2016 года.
В акте проверки от 29.04.2016 сделан вывод, что ответчику выплачена субсидия с нарушением пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет направил письмо от 31.05.2016, в котором уведомил ответчика о необходимости возврата субсидии, полученной по соглашению N 1347 от 27.02.2015 г. в месячный срок.
Невозврат ответчиком субсидии в добровольном порядке послужил Комитету основанием для подачи в арбитражный суд настоящего иска.
В обоснование иска Комитет ссылается на то, что при выделении ответчику субсидии им была нарушена статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 26.12.2014, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), в соответствии с которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Однако основанием для получения ответчиком субсидии является "Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", утвержденный Администрацией Волгоградской области постановлением от 24.02.2015 N 78-п.
В самом Постановлении от 24.02.2015 N 78-п, Порядке и в иных нормативных правовых актах, на основании которых Администрацией Волгоградской области принималось постановлением от 24.02.2015 N 78-п нет указания на то, что субсидии подлежат предоставлению только тем субъектам, которые названы в статье 78 БК РФ.
Комитет не доказал, что в своей деятельности при предоставлении субсидии он руководствовался исключительно статьей 78 Бюджетного кодекса.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Из последнего абзаца статьи 78.1 БК РФ следует, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Волгоградской области утверждён Порядок N 87-п, в соответствии с которым субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей раскрывается в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
Это организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Ответчик по организационно-правовой форме является бюджетным научным учреждением.
Однако организационно-правовая форма организации не всегда свидетельствует об определенной экономической деятельности.
Как подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.10.2007 г. N 726-О-О, отнесение товаропроизводителей к сельскохозяйственным товаропроизводителям законодатель связывает с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.
То есть, организационно-правовая форма не определяет направление деятельности организации.
Согласно пункту 21.2 Устава ФГБНУ "Быковская БСОС ВНИИО" (далее опытная станция) осуществляет производство семян сортов и гибридов овощных и бахчевых культур оригинальных, суперэлиты и других высших репродукций с отработкой хозяйственно-ценных признаков в первичном семеноводстве, определение адаптивных свойств к региональным почвенно-климатическим условиям.
Также в соответствии с пунктом 23 Устава опытная станция вправе осуществлять следующий иной вид деятельности, не являющийся основным, лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой создана опытная станция, и соответствует указанной цели:
выращивание и реализация зерновых, зернобобовых, овощных, бахчевых культур и другой сельскохозяйственной продукции промышленных, вспомогательных и подсобных производств;
реализация товаров, работ и услуг, продуктов переработки, отходов производства и иной продукции опытной станции.
Федеральное агентство научных организаций образовано Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 N 735.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959, ФАНО России осуществляет функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закреплённого за подведомственными Агентству организациями.
Таким образом, полномочия учредителя и собственника имущества организаций, ранее подведомственных Российской академии сельскохозяйственных наук с 25 октября 2013 г. принадлежат Федеральному агентству научных организаций.
Это подтверждается пунктом 719 раздела I распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р, согласно которому Государственное научное учреждение Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства Российской академии сельскохозяйственных наук является организацией, подведомственной Федеральному агентству научных организаций.
Приказом от 12.08.2014 N 492 учреждение было переименовано в Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства", также утвержден устав ФГБНУ "Быковская БСОС ВНИИО".
Общий доход от реализации товаров (продукции), работ, услуг ФГБНУ "Быковская БСОС ВНИИО" за 2015 год составляет 28.307.000 руб., а доход от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки - 28.184.000 руб., т.е. такая доля за предшествующий календарный год (т.е. на момент предоставления спорной субсидии) -99,6 процентов.
Справка об удельном весе дохода от реализации сельскохозяйственной продукции ФГБНУ "Быковская БСОС ВНИИО" составлена на основании следующих документов:
данных налоговой отчетности, что подтверждается налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2015 год, квитанцией о приёме налоговой декларации (расчета) в электронном виде от 24.03.2016 г.;
отчетности, предоставленной в Комитет сельского хозяйства Волгоградской области, что подтверждается формой отчетности о финансов-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2015 год (стр. 40 отчета);
отчетности, предоставленной в ФАНО России, что подтверждается отчетом об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на 01.01.2016 г. (собственные доходы учреждения), отчетом об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на 01.01.2916 г. (субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания.
Таким образом, позиция истца и Минсельхоза России, что ФГБНУ "Быковская БСОС ВНИИО" не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, обоснованно признана судом 1 инстанции несостоятельной.
В пункте 4 Порядка N 78-п установлено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении следующих условий:
- отсутствие в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя процедуры ликвидации и (или) отсутствие решения арбитражного суда о признании сельскохозяйственного товаропроизводителя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- государственная регистрация и (или) постановка на налоговый учет на территории Волгоградской области;
- представление отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) или наличие недоимки, задолженности в размере, не превышающем 5000 рублей.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель считается соответствующим установленному требованию в случае если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату представления документов на предоставление субсидии не принято;
- заключение соглашения о предоставлении субсидии между сельскохозяйственным товаропроизводителем и комитетом сельского хозяйства (далее именуется - соглашение).
Как следует из материалов дела, ни одно из вышеуказанных условий при предоставлении ФГБНУ "Быковская БСОС ВНИИО" в 2015 г. субсидии не нарушено.
Ссылки Минсельхоза России на Порядок, утвержденный приказом ФАНО от 23.12.2013 N 5н и, что ФГБНУ "Быковская БСОС ВНИИО" не может являться получателем субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, обоснованно не принято во внимание судом 1 инстанции.
Субсидия, полученная сельхозтоваропроизводителем из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись, в т.ч. и целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета.
Данный вывод суда 1 инстанции суд апелляционной инстанции находит правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Бюджетного кодекса РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Пунктами 1 и 4 статьи 41 БК РФ предусмотрено формирование бюджета субъекта Российской Федерации из различных источников - налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных поступлений.
Полученные из федерального бюджета субсидии являются одним из видов доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, поступившие из федерального бюджета денежные средства в виде субсидий на поддержку производителей сельскохозяйственных товаров становятся собственными доходами бюджета субъекта Российской Федерации, имеющими целевое назначение (позиция в Определении ВС РФ от 19.11.2015 N 310-КГ15-8772).
В связи с чем в удовлетворении иска правомерно отказано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2016 года по делу N А12-58445/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-58445/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 августа 2017 г. N Ф06-22408/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КОМИТЕТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЫКОВСКАЯ БАХЧЁВАЯ СЕЛЕКЦИОННАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ОВОЩЕВОДСТВА"
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агенство научных организаций, Федеральное агентство научных организаций
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22408/17
26.06.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6252/17
14.03.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1994/17
26.12.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-58445/16