Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 июля 2017 г. N Ф10-2111/17 настоящее постановление оставлено без изменения
16 марта 2017 г. |
Дело N А83-3604/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 марта 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии:
от Администрации города Ялты Республики Крым - Бородко И.А., доверенность N 06-06/1255 от 29.12.2016,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
рассмотрев повторно в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный пассаж" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 декабря 2016 года по делу N А83-3604/2016 (судья Авдеева М.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южный пассаж" (переулок Свердлова, д. 6, кв. 23, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
к Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д.1, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
заинтересованные лица:
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д.1, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым (ул. Свердлова, 21,г. Ялта, Республика Крым, 298603)
филиал государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" (ул. Рузвельта, 5, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" (ул. Кирова, 28, г. Керчь, Республика Крым, 298312)
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым(295015, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 17)
о признании незаконным постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Южный пассаж" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Ялта N 716-п от 21 мая 2015 года "О включении земельного участка в реестр муниципальной собственности и регистрации права на земельный участок, расположенного по адресу: Республика Крым, город Ялта, Набережная имени Ленина".
11.11.2016 определением Арбитражного суда Республики Крым превлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, филиал государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт", государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23 декабря 2016 года в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Южный Пассаж" - отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью "Южный пассаж" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что постановление Администрации города Ялта N 716-п от 21 мая 2015 года принято в нарушение статей 11, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, относительно не свободного от застройки земельного участка, относящегося к категории - "земли транспорта", находящегося в постоянном пользовании Ялтинского морского порта.
09.02.2017 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный пассаж" на принято к производству; назначено судебное заседание на 13.03.2017.
13.03.2017 через систему подачи документов "Мой Арбитр" от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В судебном заседании 13.03.2017 представитель Администрации города Ялты Республики Крым возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В судебное заседание, назначенное на 13.03.2017 общество с ограниченной ответственностью "Южный пассаж", Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, филиал государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт", государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Южный Пассаж" является арендатором индивидуально определенного (недвижимого) имущества - бетонной площадки, площадью 800,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Ялта, Набережная имени Ленина, находящегося на балансе государственного предприятия "Ялтинский торговый порт" на основании договора аренды N 1109, заключенного 21.10.2010 между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и частным предприятием "Южный пассаж". Согласно пунктам 1.2, 2.1 Договора аренды N1109 имущество передается в аренду с целью размещения комплекса аттракционов (790,0 кв. м) и размещения торговых объектов по продаже продовольственных товаров (10 кв. м), арендатор вступает в срочное платное пользование имуществом в срок, указанный в договоре. Срок действия договора (согласно дополнительному соглашению от 12.08.2013) до 20.10.2016.
Согласно пункту 2.1 Договора аренды N 1109 арендатор вступает в срочное платное пользование имуществом в срок, указанный в договоре, но не раньше даты подписания сторонами указанного договора и акта приема-передачи.
Согласно постановления Администрации города Ялта от 21.05.2015 N 716-п "О включении земельного участка в реестр муниципальной собственности и регистрации права на земельный участок расположенного по адресу: Республика Крым, город Ялта, Набережная имени Ленина" земельный участок, кадастровый номер: 90:25:000000:322, площадью 39 342 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, город Ялта, набережная имени Ленина с видом разрешенного пользования "общее положение территории" (код 12,0) и категории земель - "земли населенных пунктов" включен в реестр соответствующих сведений о земельном участке, поскольку указанный земельный участок является собственностью муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.05.2015 субъектом права в отношении данного земельного участка является муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.05.2015 сделана запись о регистрации N 90-90/016-90/021/945/2015-7343/1.
Заявитель считает, что вышеуказанное постановление Администрации города Ялта N 716-п от 21 мая 2015 года является незаконным и создает препятствия ООО "Южный пассаж" в осуществлении предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При отсутствии указанной совокупности обстоятельств не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - с 18.03.2014.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6 Федеральный Конституционный закон N 6-ФКЗ).
В соответствии с часть 2 статьи 12 Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктом 2 статьи 215 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно частей 1, 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно, в частности органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Статья 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации гласит, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Статьей 2 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования существенных и земельных отношений на территории Республики Крым" от 31.07.2014 N 38-ЗРК признается право собственности соответствующих муниципальных образований.
Решением Ялтинского городского Совета N 78 от 14.11.2014 принят Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В соответствии со статьей 50 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Администрация города Ялты является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта федеральными законами и законами Республики Крым.
Согласно статьи 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Администрация муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы:
- обеспечивает выбор и формирование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом;
- осуществляет перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель в порядке установленном Ялтинским городским советом;
- осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом;
- осуществляет резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
Соответственно, Администрации города Ялта наделена соответствующими полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками муниципальной собственности, проведению земельного контроля.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое постановление вынесено Администрацией города Ялта в пределах своих полномочий согласно Устава муниципального образования городской округ Ялты Республики Крым, в связи с чем, суд отмечает следующее.
К вопросам местного значения городского округа относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, что полностью согласуется с нормами пункта 3 части 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статьи 48 Федерального закона N 131 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно решению Арбитражного суда Республики Крым от 27 июня 2016 года по делу N А83-2700/2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 отказано в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Южный Пассаж" о признании незаконным постановления Администрации города Ялты от 28.03.2016 N 764-п "Об утверждении дополнений к схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", утвержденной постановлением Администрации города Ялта от 10.04.2015 N 458-п Городской округ Ялта (Ялта).
Указанным решением установлено, что на момент вынесения оспариваемого постановления от 28.03.2016 N 764-п, земельный участок кадастровый номер: 90:25:000000:322 площадью 39342 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, города Ялта, Набережная имени Ленина с видом разрешенного землепользования - "общее пользование территории" (код 12.0) и категории земель - "земли населенных пунктов" включен в реестр соответствующих сведений о земельном участке, что подтверждается постановлением Администрации города Ялты от 21.05.2015 N 716-п "О включении земельного участка в реестр муниципальной собственности и регистрации права на земельный участок, расположенного по адресу: Республика Крым, города Ялта, Набережная имени Ленина". На момент рассмотрения дела и вынесения спорного постановления, полномочия в части управления и распоряжения земельными участками муниципальной собственности и полномочия по разработке и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности, возложены на Администрацию города Ялты Республики Крым.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изложенные обстоятельства в силу требований статей 198, 201 АПК РФ являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным ненормативного правового акта.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции, что на момент вынесения спорного постановления Администрации города Ялта N 716-п от 21 мая 2015 года "О включении земельного участка в реестр муниципальной собственности и регистрации права на земельный участок, кадастровый номер: 90:25:000000:322 площадью 39342 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, город Ялта, Набережная имени Ленина", полномочия в части управления и распоряжения земельными участками муниципальной собственности и полномочия по разработке и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности, возложены на администрацию города Ялта Республики Крым.
Таким образом, основания для признания постановления Администрации города Ялта N 716-п от 21 мая 2015 года "О включении земельного участка в реестр муниципальной собственности и регистрации права на земельный участок, кадастровый номер: 90:25:000000:322 площадью 39342 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, город Ялта, Набережная имени Ленина", незаконным отсутствуют, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Ссылка общества на судебные решения Окружного административного суда Автономной Республики Крым от 14.09.2012, Севастопольского апелляционного административного суда от 14.01.2013 года, которые принимались по делу N 2а- 6997/12/0170/27, и признаны законными Определением Высшего административного суда Украины от 21 апреля 2015 года по делу N К/800/12029/13, а также постановлением Ялтинского городского суда от 11.06.2009 года по делу N 2а-3857/2009, оставленного в силе определением Севастопольского апелляционного административного суда от 01.06.2010 является не состоятельной, поскольку судебные акты были вынесены при иных фактических обстоятельствах.
Доказательства нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 декабря 2016 года по делу N А83-3604/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный пассаж" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3604/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 июля 2017 г. N Ф10-2111/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЮЖНЫЙ ПАССАЖ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГУП РК "Крымские морские порты", Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, Департамент имущественных и земельных отношений Администрациии г. Ялта, Министерство имущественных и земельных отношений РК, Филиал Государственного унитаного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты"" "Ялтинский торговый порт"