г. Москва |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А41-63235/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя, ЗАО "Земельное общество "Раисино": не явились, извещены;
от заинтересованного лица, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра": не явились, извещены;
от 3-го лица, Администрация Рузского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Земельное общество "Раисино" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2016 года по делу N А41-63235/16, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ЗАО "Земельное общество "Раисино" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" о признании незаконным, 3-е лицо: Администрация Рузского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Земельное общество "Раисино" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 25.10.2016 г. N МО-16/РКФ-412619 об отказе в учете изменения объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:64 и обязании осуществить кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением площади и границ земельного участка согласно представленному межевому плану.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2016 года по делу N А41-63235/16 признано незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 25.10.2016 г. N МО-16/РКФ-412619 об отказе в учете изменения объекта недвижимости.
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Земельное общество "Раисино"обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.04.2004 за ЗАО "Земельное общество "Раисино" зарегистрировано право на единое землепользование общей площадью 34620000 кв.м с кадастровым номером 50:19:0000000:0026, которое приобретено на основании решения СПК "Раисино" от 09.11.2003 N 1, акта приема-передачи объекта недвижимого имущества, вносимого в качестве оплаты уставного капитала ЗАО "Земельное общество "Раисино".
В результате раздела указанного единого землепользования ЗАО "Земельное общество "Раисино" на праве собственности принадлежит вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:64 площадью 32254896,93 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, земли ЗАО "Земельная компания "Раисино", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2011.
Согласно кадастровой выписке от 29.04.2014 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:64 является ранее учтенным объектом недвижимости, не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ.
ЗАО "Земельное общество "Раисино" в целях определения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:64 проведены кадастровые работы и 04.03.2016 г. изготовлен межевой план образуемого многоконтурного земельного участка (89 контуров) с кадастровым номером 50:19:0000000:64 площадью 31 380 242 +/- 49 016 кв.м. Площадь и границы указанного земельного участка установлены кадастровым инженером на основании из сведений материала инвентаризации земель Рузского района 1996 г.
12 июля 2016 года ЗАО "Земельное общество "Раисино" подало в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:19:0000000:64 согласно представленному межевому плану.
25 июля 2016 г. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" приняло решение о приостановке осуществления кадастрового учета в связи с тем, что в представленном межевом плане отсутствует документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы ЗАО "Земельное общество "Раисино", действовать без доверенности от имени указанного юридического лица при проведении собрания о согласовании границ земельного участка.
05 сентября 2016 года после представления заявителем документа, подтверждающего полномочия лица, представляющего интересы ЗАО "Земельное общество "Раисино", действовать без доверенности от имени указанного юридического лица при проведении собрания о согласовании границ земельного участка, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" приняло решение об отказе в снятии приостановления, указав, что одна из границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:64 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0000000:279, 50:19:0030109:252, 50:19:0030119:50, 50:19:0030119:51.
25 октября 2016 года ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" приняло решение N МО-16/РКФ-412619 об отказе в учете изменения объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:64 в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановления.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, заявителем к межевому плану от 04.03.2016 г. было приложено решение Рузского районного суда Московской области от 26.10.2015 года по делу N 3304638/2016 которым было признано отсутствующим право собственности граждан на земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0000000:279, 50:19:0030109:252, 50:19:0030119:50, 50:19:0030119:51 и исключены из ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности на указанные участки.
Как следует из данных публичной кадастровой карты (http://pkk5.rosreestr.ru), в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0000000:279, 50:19:0030109:252, 50:19:0030119:50, 50:19:0030119:51.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, оспариваемый отказ от 25.10.2016 г. N МО-16/РКФ-412619 содержит недостоверное обоснование, в связи с чем является незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" осуществить кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением площади и границ земельного участка согласно представленному межевому плану, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.
Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре установлено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости.
При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 3 ст. 38 Закона о кадастре, если в соответствии со ст. 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В силу части 9 статьи 39 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 3 статьи 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно ч. 7 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона о кадастре в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: - в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; - смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков утверждены Приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 N 412, который вступил в силу с 01.01.2009.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в представленном в материалы дела межевом плане отсутствуют доказательства согласования границ с Администрацией Рузского муниципального района Московской области, извещения администрации о проведении собрания, предложения подписать акт о согласовании границ земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А41-33695/13 от 2 декабря 2014 г публикация в печатном издании извещения о проведении собрания о согласовании границ земельного участка не может быть принята в качестве доказательства согласования, поскольку указанный способ извещения является чрезвычайным, и призван обеспечить необходимые гарантии уведомления заинтересованных лиц в случае, если индивидуальное оповещение об этом событии путем направления почтового отправления невозможно или же не дало позитивного результата.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 890-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Топиной Маргариты Вячеславовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 8 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, доводы ЗАО "Земельное общество "Раисино", аналогично указанные в апелляционной жалобе, о возможности надлежащего извещения всех заинтересованных лиц посредством публикации при наличии известности адреса местонахождения Администрации Рузского муниципального района Московской области, не основаны на законе.
При отсутствии надлежащего извещения смежных землепользователей о проведении собрания о согласовании границ земельного участка, непоступление от них возражений относительно согласования границ правового значения не имеет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств согласования в соответствии с требованиями действующего законодательства со смежными землепользователями границ принадлежащего ему земельного участка.
В силу подпункта 9 пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случае, если граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка.
Доводы заявителя, аналогично указанные в апелляционной жалобе на то, что факт согласования границ подтверждается отзывом представителя Администрации Рузского муниципального района Московской области, направленном в электронном виде судом отклоняются, поскольку судом установлено, что в установленном законом порядке полномочными представителями смежного землепользователя такое согласование не проводилось и акт согласования границ не представлялся заинтересованному лицу для осуществления кадастрового учета.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления и не содержат оснований для отмены решения, поскольку основаны на неверном толковании Закона, в том числе статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.12.2016 года по делу N А41-63235/16 оставить без изменения в обжалуемой части, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-63235/2016
Истец: ЗАО "Земельное общество "Раисино"
Ответчик: Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области