Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2017 г. N Ф08-3810/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 марта 2017 г. |
дело N А32-34145/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества производственно - деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2017 по делу N А32-34145/2016, принятое судьей Левченко О.С., по заявлению акционерного общества производственно - деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество производственно - деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (ОГРН 1022303445603, ИНН 2325014338), г. Апшеронск (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, согласно которого просит:
- признать незаконным отказ N 202-13780/16-05.2 от 21.07.2016 Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ОГРН 1092312004113, ИНН 2312161984), г. Краснодар (далее - заинтересованное лицо, министерство), в согласовании обществу переуступки прав по договору N 2-ИНВ от 17.09.2009, противоречащим Административному регламенту предоставления министерством государственной услуги по выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или обязательными правами, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2015 N 119;
* обязать министерство в течение 10 рабочих дней, с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, направить обществу решение о выдаче согласия на переуступку прав аренды лесного участка по договору N 2-ИНВ от 17.09.2009 Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ИНН 7750004150, ОГРН 10777110000102, г. Москва, проспект Академика Сахарова, 9);
* взыскать с министерства в пользу общества 3 000,00 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что передача в залог права аренды, полученного в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Акционерное общество производственно - деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагает, что отказ Министерства является незаконным и нарушающим права заявителя. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на передачу прав аренды в залог, в случае передачи лесного участка по договору аренды, заключенного для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов. Кроме того, Министерство не наделено правом отказа в согласовании передачи в залог прав.
В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от акционерного общества производственно - деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Суд протокольным определением отклонил заявленное ходатайство, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает конкретные обстоятельства и рассматривает представленные стороной доказательства.
Суду не представлено доказательств того, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.03.2009 N 128 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 30.12.2008 " 1209 "Об утверждении заявки закрытого акционерного общества "ПДК "Апшеронск" на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей закрытого акционерного общества "ПДК "Апшеронск" по освоению лесов на территории Краснодарского края, представляемого для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" (далее -Инвестиционный проект), 17 сентября 2009 года департамент лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 2-ИНВ лесных участков, общей площадью 60 864,8 га, имеющих местоположение:
Краснодарский край, город Горячий Ключ, лесничество Горячеключевское, участковое лесничество Саратовское, квартал N N 13А, часть 15А, 30А - 25А, 28А, 29А, 31А - 35А, 41А, 43А, 45А, 46А, 49А - 53А; 1Б-10Б, часть 11Б, 12Б, 15Б - 19 Б, часть 22Б, 23Б - 32Б, 34Б - 37Б, 30Б, 41Б - 51Б; 1Г-7Г, 11Г - 14Г, 28Г - 37Г, площадью 16 521,7 га. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-06-01-01-00087;
Краснодарский край, город Горячий Ключ, лесничество Горячеключевское участковое лесничество Псекупское, квартала N N 1А-9А, 11А, 12А, 14А, 17А, 18А, 21А, 23А - 28А, часть 29А, 30А, 31А, 34А, 36А, 37А, часть 39 А, 40А, - 45А, 47А, 49А, 50А, 53А - 55А; 4Б, 5Б, 9Б - 14Б, 16Б, 17Б, 19Б - 21Б, 23Б - 26Б, 29Б - 31Б, 34Б - 56Б, площадью 23 000,8 га. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23 -06-01-01-00088;
Краснодарский край, город Горячий Ключ, лесничество Горячеключевское, участковое лесничество Ключевское, квартала N N 1А-5А, 7А-11А, 14А, 17А - 21А, 23А, 26А, часть 27А, часть 28А, 29А, 31А, часть 32А, часть 33А, 36А - 41А, 44А, 45А, часть 46А, 48А, часть 49А, 50А, 55А, 76А - 82А; 1Б-12Б, 14Б - 16Б, 19Б - 21Б, 25Б, 26Б, 35Б -51Б; 5В-8В, 11В - 15В. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-0601-01-00089;
Краснодарский край, город Горячий Ключ, лесничество Горячеключевское, участковое лесничество Кутаисское: квартала N N 1А-13А, часть 14А, 15А, часть 16А, 17А, 22А, 27А, 28А, 34А - 37А, 39А, 41А - 48А; 25Б - 27Б, часть 28Б, площадью 7 656,6 га. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-06-01-01-00090.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в установленном законом порядке.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.12.2012 N 1478 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 года N 1250 "О министерстве природных ресурсов и лесного хозяйства Краснодарского края"" министерство природных ресурсов и лесного хозяйства Краснодарского края переименовано в министерство природных ресурсов Краснодарского края, о чем свидетельством от 17 января 2013 года серии 23 номер 007886494 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Этим же постановлением губернатора министерство природных ресурсов Краснодарского края реорганизовано путем присоединения к нему департамента лесного хозяйства Краснодарского края, в связи, с чем все права и обязанности по договору аренды лесного участка от 17.09.2009 N 2-ИНВ перешли к Министерству природных ресурсов Краснодарского края.
24.06.2016 общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче согласия на сделку - передача права аренды лесного участка в залог - с арендованными лесными участками.
Письмом от 21.07.2016 N 202-13780/16-05.2 министерство отказало в согласовании указанной сделки. Отказ мотивирован тем, что указанная сделка повлечет нарушение требований гражданского и лесного законодательства.
Не согласившись с отказом управления, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198,части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Договор от 17.09.2009 N 2-ИНВ заключен в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.03.2009 N 128 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 30.12.2008 " 1209 "Об утверждении заявки закрытого акционерного общества "ПДК "Апшеронск" на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей закрытого акционерного общества "ПДК "Апшеронск" по освоению лесов на территории Краснодарского края, представляемого для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на передачу прав аренды в залог, в случае передачи лесного участка по договору аренды, заключенного для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, предостережение о недопустимости нарушения закона от 27.05.2016 N 7/3-13-2016, выданное Министерству Прокуратурой Краснодарского края не является основанием для выдачи отказа обществу, по следующим основаниям.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2015 N 119 утвержден Административный регламент предоставления министерством государственной услуги по выдаче согласия на сделки с арендованными лесными участками или обязательственными правами (далее - Регламент).
Пунктом 10 Регламента предусмотрен отказ в выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком в связи с тем, что совершение указанной сделки повлечет нарушения требований и гражданского и лесного законодательства, устойчивого и рационального лесопользования.
В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Положениями части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Исключением в силу части 3 пункта 2 указанной статьи является предоставление по договору аренды без проведения аукциона лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Передача в залог права аренды, полученного в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 83-КГ 15-16.
В письме Федерального агентства лесного хозяйства от 20.06.2012 N ВЧ-10-54/6883 также указано, что передача в залог права аренды, полученного в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов не соответствует задачам государства по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности, а также целям предоставления государственных льгот на заключение договора аренды лесных участков.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2017 по делу N А32-34145/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34145/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2017 г. N Ф08-3810/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО ПДК "Апшеронск", АО ПРОИЗВОДСТВЕННО - ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС "АПШЕРОНСК"
Ответчик: Министерство природных ресурсов КК