Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2017 г. N Ф08-4726/17 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
03 апреля 2017 г. |
дело N А32-31982/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2017 по делу N А32-31982/2016, принятое судьей Гонзус И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фреш"
к заинтересованному лицу - Краснодарской таможне,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фреш" (далее - ООО "Фреш", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N 10309180/061215/0002700, 10309180/061215/0002697, 10309180/290615/0001750 (далее - спорные ДТ), выраженного в письме от 12.08.2016 N 21.4-28/17743; признании незаконным отказа во внесении изменений в спорные ДТ, выраженного в письме от 15.08.2016 N 22.4-16/17824; об обязании произвести возврат излишне взысканных таможенных платежей в сумме 537 302, 68 руб. по спорным ДТ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2017 признаны незаконными отказы Краснодарской таможни, выраженные в письмах от 12.08.2016 N 21.4-28/17743 и от 15.08.2016 N 22.4-16/17824, суд обязал Краснодарскую таможню внести соответствующие изменения в спорные ДТ и возвратить обществу излишне взысканные таможенные платежи.
Судебный акт мотивирован тем, что корректировка таможенной стоимости товара, оформленного по спорным ДТ, произведена таможенным органом неправомерно, в связи с чем в спорные ДТ надлежит внести изменения, заявленные декларантом, и возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи, начисленные в результате неправомерной корректировки таможенной стоимости.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявление декларанта о внесении изменений в ДТ является только основанием для проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае, если данное заявление является мотивированным и обоснованным, и не может считаться безусловным основанием для внесения таких изменений. Таможенным законодательством не установлен срок внесения изменений в декларацию на товары. Приложенные к заявлению о внесении изменений формы корректировки декларации на товары (далее - КДТ) не были согласованы предварительно с таможенным органом в порядке, предусмотренном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289. При этом к заявлению не приложены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату. По мнению таможни, у суда отсутствовали основания для проверки законности решений о корректировке таможенной стоимости товаров, поскольку общество обратилось в суд за пределами трех месяцев со дня принятия указанных решений. Кроме того, разъяснение Пленума ВАС РФ, содержавшееся в пункте 3 постановления от 08.11.2013 N 79, утратило силу в связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18, которое распространяет свое действие и на отношения, возникшие до его принятия, поскольку не устанавливает новых правовых норм, а содержит судебное толкование действовавших в период возникновения спорных правоотношений правовых норм. Также таможенный орган по существу корректировки таможенной стоимости сослался на документальную неподтвержденность заявленных сведений о таможенной стоимости ввезенного по спорным ДТ товара и непредставление дополнительно запрошенных документов.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 11.06.2015 N 33, заключенным между ООО "Фреш" и фирмой "AS STAR TARIM URULERI NAK. VE TIC. LTD. STI., TURKEY" (Турция), в 2015 году на условиях Инкотермс-2010 на территорию Российской Федерации по спорным ДТ N 10309180/061215/0002700, 10309180/061215/0002697, 10309180/290615/0001750 ООО "Фреш" задекларированы овощи и фрукты.
По ДТ N 10309180/061215/0002700 задекларирован товар: томаты свежие для употребления в пищу в 3 640 картонных ящиках на 26 паллетах, сорт SALKIM, изготовитель: AS STAR TARIM URULERI NAK. VE TIC. LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка: STAR TARIM.
По ДТ N 10309180/061215/0002697 задекларирован товар: томаты свежие для употребления в пищу в 3 640 картонных ящиках на 26 паллетах, сорт SALKIM, изготовитель: AS STAR TARIM URULERI NAK. VE TIC. LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка: STAR TARIM; томаты свежие для употребления в пищу в 650 пластиковых ящиках на 5 паллетах, сорт KOKTEYL, изготовитель: AS STAR TARIM URULERI NAK. VE TIC. LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка: STAR TARIM; томаты свежие для употребления в пищу в 2 280 картонных ящиках на 19 паллетах, сорт F-190, изготовитель: AS STAR TARIM URULERI NAK.VE TIC. LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка: STAR TARIM.
По ДТ N 10309180/290615/0001750 задекларирован товар: томаты свежие для употребления в пищу в 9 580 картонных ящиках на 74 паллетах, сорт F-190, изготовитель: AS STAR TARIM URULERI NAK. VE TIC. LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка: STAR TARIM.
Декларант определил таможенную стоимость ввезенного товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенному органу были представлены контракт, приложения к нему, счета, упаковочные листы, коносаменты и другие документы, необходимые для таможенного оформления товара.
В ходе таможенного оформления у таможни возникли сомнения относительно достоверности представленных заявителем сведений о таможенной стоимости товаров, а также документального подтверждения указанных сведений, в связи с чем таможней приняты решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товара по спорным ДТ и о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
По результатам дополнительной проверки таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров. При этом таможенный орган указал, что декларантом не соблюдены условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности информации о заявленной таможенной стоимости декларируемого товара, выявлены признаки возможного заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости декларируемого товара в связи с непредставлением декларантом запрошенных таможенным органом документов.
На основании решения о корректировке таможенной стоимости составлена КДТ-1, согласно которой таможенная стоимость товара указана в размере, установленном решением о корректировке таможенной стоимости.
Полагая, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара являются неправомерными, а взысканные таможенные платежи подлежат возврату обществу на основании п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" общество после выпуска товара обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей от 09.08.2016 N 38 и заявлениями о внесении изменений в декларации на товары от 09.08.2016 NN 38/1 и 38/2.
Таможенный орган в письме от 12.08.2016 N 21.4-28/17743 в ответ на письмо от 09.08.2016 N 38 о возврате денежных средств указал, что представленные формы КДТ по спорным ДТ не имеют предварительного согласования с таможенным органом в рамках решения от 10.12.2013 N 289; заявления от 09.08.2016 NN 38/1 и 38/2 о корректировке сведений, указанных в ДТ, и документы направлены в структурные подразделения таможни для рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном решением от 10.12.2013 N 289. Также к заявлению не приложены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату. В связи с чем заявление не может быть рассмотрено.
В письме от 15.08.2016 N 22.4-16/17824 таможенный орган указал, что в связи с поступлением заявлений о внесении изменений, в том числе в спорные ДТ, назначено проведение таможенного контроля, по итогам которого будут приняты решения о возможности внесения изменений или дополнений в сведения, указанные, в том числе, в спорных ДТ.
Таким образом, таможенным органом не было принято решение о возврате излишне взысканных таможенных платежей, а также не внесены изменения в спорные ДТ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Фреш" в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Таким образом, необходимыми условиями для начала процедуры возврата излишне уплаченных таможенных сборов является подача заинтересованным лицом заявления по установленной форме с приложением необходимых документов.
Пунктом 2 статьи 191 ТК ТС предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Порядка N 289 сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в предусмотренных пунктом 11 Порядка N 289 случаях.
Кроме того, сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо на основании вступивших в законную силу решений судебных органов государств-членов (подпункт "в" пункта 11 Порядка N 289).
Пунктами 13 - 16 Порядка N 289 установлено, что обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.
В случае необходимости внесения изменений и (или) дополнений исключительно в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом, представление КДТ и ее электронной копии не требуется.
В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС при корректировке таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
При подаче в таможенный орган после выпуска товаров обращения таможенный орган регистрирует его с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Вместе с тем, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, таможенный орган в рассматриваемом случае обязан рассмотреть заявление о внесении изменений в декларацию на товары и возврате таможенных платежей в течение одного месяца со дня подачи такого заявления и представления всех необходимых документов.
Таможенный орган в письме от 12.08.2016 N 21.4-28/17743 в ответ на письмо от 09.08.2016 N 38 о возврате денежных средств указал, что представленные формы КДТ по спорным ДТ не имеют предварительного согласования с таможенным органом в рамках решения от 10.12.2013 N 289; заявления от 09.08.2016 NN 38/1 и 38/2 о корректировке сведений, указанных в ДТ, и документы направлены в структурные подразделения таможни для рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном решением от 10.12.2013 N 289. Также к заявлению не приложены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату. В связи с чем заявление не может быть рассмотрено.
В письме от 15.08.2016 N 22.4-16/17824 таможенный орган указал, что в связи с поступлением заявлений о внесении изменений, в том числе в спорные ДТ, назначено проведение таможенного контроля, по итогам которого будут приняты решения о возможности внесения изменений или дополнений в сведения, указанные, в том числе, в спорных ДТ.
Таким образом, таможенным органом не было принято решение о возврате излишне взысканных таможенных платежей, а также не внесены изменения в спорные ДТ.
Таможенный орган ссылается на отсутствие излишней уплаты таможенных платежей, поскольку действия по корректировке таможенной стоимости правомерны. Таможенные платежи взысканы в соответствии с откорректированной таможенной стоимостью.
Поскольку таможенный орган в качестве законности принятого решения сослался на указанное обстоятельство, суд первой инстанции исследовал законность корректировки таможенной стоимости как основания для принятия оспариваемого решения.
Пунктом 1 статьи 79 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в составе сведений о товаре в декларации указывается таможенная стоимость товара.
На основании пункта 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 25.01.2008 заключено Соглашение "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза), в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения (пункт 3 Правил).
Пунктом 1 статьи 5 Соглашения предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.
Перечень соответствующих расходов, включаемых в таможенную стоимость, которые осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, приведен в вышеназванной статье 5 Соглашения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 утвержден Порядок декларирования таможенной стоимости товаров (далее - Порядок).
Приложение N 1 к указанному Порядку содержит перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
Как следует из материалов дела, по ДТ N 10309180/061215/0002700 задекларированы томаты свежие. Таможенная стоимость товара - 14 455 долларов США, вес нетто - 20 650 кг. В качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости обществом представлены контракт от 11.06.2015 N 33 (том 2, л.д. 48 - 51), дополнительное соглашение к контракту от 13.11.2015 N 3 (том 2, л.д. 52 -53), упаковочный лист (том 2, л.д. 56), коносамент (том 2, л.д. 55), инвойс от 26.11.2015 N 16114 (том 2, л.д. 54).
По ДТ N 10309180/061215/0002697 также задекларированы томаты свежие, общий вес нетто 40 800 кг, общая стоимость по счету 28 560 долларов США. В качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости представлены, в том числе, контракт (том 1, л.д. 140 - 143), упаковочный лист (том 1, л.д. 136), коносамент (том 1, л.д. 144), дополнительное соглашение к контракту от 13.11.2015 (том 1, л.д. 137), инвойс от 28.11.2015 N 16115 (том 1, л.д. 139).
По ДТ N 10309180/290615/0001750 задекларирован аналогичный товар, общий вес нетто 65 000 кг, цена товара 55 250 долларов США. В подтверждение заявленной таможенной стоимости представлены контракт (том 2, л.д. 15 - 18), инвойс от 27.06.2015 N 16113 (том 2, л.д. 14), упаковочный лист (том 2, л.д. 20), дополнительное соглашение к контракту от 22.06.2015 (том 2, л.д. 13), коносамент (том 2, л.д. 12).
Представленные документы подтверждают наименование, количество и цену товара, оформленного по спорным ДТ. Информация, указанная в упаковочных листах, соответствует заявленным в ДТ сведениям, а также контракту, инвойсам, коносаментам.
Поставка товара осуществлялась на условиях CFR Туапсе (Инкотермс 2010), цена товара включает в себя стоимость доставки до порта назначения.
Дополнительно запрошенные таможенным органом документы не представлены обществом. В целях выпуска товаров общество согласилось на корректировку таможенной стоимости на основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Денежные средства в счет уплаты доначисленных таможенных платежей списаны за счет средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей на основании распоряжений общества о списании.
Доказательства того, что заявитель (покупатель) по контракту уплатил цену больше заявленной, Краснодарская таможня суду не представила. Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара и может являться основанием для проведения проверки.
Ссылка таможенного органа на непредставление декларантом дополнительно истребованных у него документов подлежит отклонению.
Положения статьи 69 ТК ТС указывают на право таможенных органов истребовать не все документы, а лишь необходимые для определения таможенной стоимости товаров.
Данное право не позволяет руководствоваться одним лишь фактом непредставления документов, если такие документы не способны повлиять на определение таможенной стоимости товаров при их таможенном оформлении.
Непредставление заявителем экспортной декларации страны отправления с отметкой уполномоченного органа Турецкой Республики не свидетельствует о недостоверности заявленной в ходе таможенного декларирования стоимости товара, подтвержденной иными соответствующими документами, перечень которых установлен действующим таможенным законодательством. Вместе с тем экспортная декларация не является документом покупателя и обязанность его представления иностранным поставщиком не предусмотрена условиями внешнеторгового контракта. В своих пояснениях, изложенных в заявлении о внесении изменений в спорные ДТ, общество указало, что дополнительно запрошенные документы не представлены в связи с отсутствием.
Требование о представлении прайс-листа производителя товаров либо его коммерческого предложения на условиях публичной оферты является необоснованным. Согласно пункту 1 внешнеторгового контракта цены на товар устанавливаются в приложениях к контракту, которые являются его неотъемлемой частью. В случае изменения цен и расширения ассортимента товаров стороны подписывают новое приложение к контракту. Соответствующие приложения к контракту, содержащие количество и цену товара по каждой спорной ДТ представлены обществом. Кроме того, цена товара указана в инвойсах продавца.
Запрос банковских документов, подтверждающих оплату товара, также признается судом необоснованным с учетом положений пункта 6.1 контракта, предусматривающих возможность оплаты товара с отсрочкой платежа до 240 дней с момента получения партии товара.
Непредставление пояснений по поводу отсутствия отметки об оплате на представленных коносаментах не свидетельствует о недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, поскольку по условиям поставки CFR Туапсе оплата доставки товара до порта назначения возлагается на продавца, на что также прямо указано в пункте 3.3 контракта.
Иные дополнительно запрошенные документы также не могут повлиять на достоверность сведений, заявленных обществом при декларировании товара.
В силу изложенного непредставление обществом дополнительно запрошенных документов не свидетельствует о правомерности корректировки таможенной стоимости. Доводы Краснодарской таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствуют материалам дела.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что представленные в процессе таможенного оформления и таможенного контроля документы позволяют сделать вывод о структуре таможенной стоимости товаров, а также подтверждают заявленные декларантом сведения. Существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у сторон сделки друг к другу не имеется.
Доводы таможни о низком ценовом уровне таможенной стоимости товара являются необоснованными и не подтверждены документальными доказательствами. Кроме того, только низкий ценовой уровень не может являться основанием для непринятия таможенной стоимости и ее корректировки.
Из пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза", действовавшего на момент декларирования спорного товара, следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
При этом суд апелляционной инстанции, изучив представленные таможенным органом сведения из ИАС "Мониторинг-Анализ", установил следующее.
Индекс таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317110/081115/0020436, принятых за основу при корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/061215/0002700, составляет 1,5 долларов. Индекс таможенной стоимости по ДТ N 10309180/061215/0002700 составил 0,7 доллара за кг. При этом согласно данным из ИАС "Мониторинг-Анализ" (том 2, л.д. 83) на Внуковской таможне статистическая стоимость томатов составляет 0,73 доллара США за кг, на Севастопольской таможне - 0,59 долларов США за кг, на Крымской - 0,74 доллара США за кг. Таким образом, заявленная таможенная стоимость соответствует ценовому уровню аналогичного товара согласно данным ИАС "Мониторинг-Анализ".
Индекс таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10102120/220415/0001353, принятых за основу при корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/290615/0001750, составляет 0,91 долларов за кг. Индекс таможенной стоимости по ДТ N 10309180/290615/0001750 составил 0,85 доллара за кг, то есть меньше ценового уровня сравниваемой ДТ на 0,06 доллара США за кг, что является несущественной разницей с учетом различного сорта товара, другого производителя и иных условий поставки CPT Москва. Также заявленная таможенная стоимость соответствует ценовому уровню аналогичных товаров согласно вышеуказанным данным из ИАС "Мониторинг-Анализ".
Ценовой уровень заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309180/061215/0002697 - 0,7 доллара США за кг, также соответствует данным из ИАС "Мониторинг-Анализ".
Следовательно, таможенный орган неправомерно и необоснованно осуществил корректировку таможенной стоимости, результатом которой стало неправомерное доначисление излишних таможенных платежей, которые декларант фактически вынужден был оплатить с целью выпуска скоропортящегося товара и минимизации дополнительных расходов.
В силу части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 12 статьи 147 Закона о таможенном регулировании установлен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Материалами дела подтверждается, что заявитель документально обосновал правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Заявление подано в пределах трехлетнего срока. К заявлению были приложены, в том числе копии спорных деклараций, копии КДТ, платежные поручения, подтверждающие уплату таможенных платежей, и другие необходимые документы (том 1, л.д. 79 - 80).
Также к заявлению о внесении изменений в спорные ДТ представлены документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, в том числе оборотно-сальдовая ведомость по счету 41, прайс-лист от 13.11.2015, ведомость банковского контроля и иные документы (том 1, л.д. 81 - 87).
В материалы дела Краснодарской таможней представлены сведения о наличии у заявителя по состоянию на 21.11.2016 задолженности по уплате таможенных платежей перед бюджетом РФ в размере 56 409,70 рублей (том 2, л.д. 103 - 104). Однако обществом представлены доказательства, подтверждающие, что указанная задолженность погашена в полном объеме 24.11.2016 (том 2, л.д. 110 - 116).
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении спора правомерно исходил из того, что основания для непринятия заявленной таможенной стоимости и последующего невнесения изменений в сведения спорной ДТ о таможенной стоимости, определенной по стоимости сделки с ввозимым товаром, у таможенного органа отсутствовали, досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, в связи с чем правомерно и обоснованно признал незаконным оспариваемое бездействие таможни и обязал произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2017 по делу N А32-31982/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31982/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2017 г. N Ф08-4726/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "ФРЕШ"
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3655/18
13.02.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21539/17
15.11.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31982/16
21.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4726/17
03.04.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3772/17
27.01.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31982/16