Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2017 г. N Ф07-5764/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2017 г. |
Дело N А42-9864/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): Финашкина С.И. - доверенность от 09.01.2017 Куксова А.А.. - доверенность от 22.03.2017
от ответчика (должника): Хохлов С.А. - доверенность от 21.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4097/2017) ТСЖ "Старый Полярный" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.12.2016 по делу N А42-9864/2014 (судья А.В.Купчина), принятое
по заявлению ТСЖ "Старый Полярный"
к МИ ФНС России N 2 по Мурманской области
о признании недействительным решения от 11.09.2014 N 19-юр
установил:
Товарищество собственников жилья "Старый Полярный" (далее - Товарищество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее -Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 11.09.2014 N 19-юр в части доначисления минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 517 615 руб., налога на прибыль организаций в сумме 3 809 693 руб., начисления соответствующих пеней и санкций, а также в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций и НДС, по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетврить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Товарищества требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Инспекцией в отношении Товарищества проведена выездная налоговая проверки по налогам и сборам за период с 01.01.2011 по 31.12.2012. По итогам проверки составлен акт N 02-0-15/19 от 29.07.2014. На акт проверки налогоплательщиком представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений Товарищества, инспекцией вынесено решение от 11.09.2014 N 19-юр о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного: п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 761 939 руб.; п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в общей сумме 1 148 908 руб.; статьей 123 НК РФ за несвоевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 3 368 руб.; п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в сумме 3 400 руб.
Указанным решением Товариществу доначислены налог на прибыль организаций в сумме 3 809 693 руб., пени в сумме 668 648,53 рубля, минимальный налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 517 615, пени в сумме 126 539,61 рубль, пени по НДФЛ в сумме 4,62 рубля.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления ФНС России по Мурманской области N 428 от 10.12.2014 оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Товарищество обратилось в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного акта налогового органа в части.
В ходе рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу, что Товарищество является плательщиком налога на прибыль и НДС на основании положений статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 19, 143 и 251 НК РФ, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания недействительным оспариваемого решения.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов налоговой проверки, Товарищество является некоммерческой организацией, создано для управления многоквартирными домами.
Товарищество заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями (на предоставление коммунальных услуг) и организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги; работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов выполняло собственными силами, получало от собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе не являющихся членами Товарищества, плату за коммунальные услуги и услуги по ремонту и обслуживанию.
В 2011 году Товарищество применяло УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и в соответствии со статьей 346.12 НК РФ являлось плательщиком единого налога. В соответствии с положениями п. 4 ст. 346.13 НК РФ инспекция признана ТСЖ утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с 3 квартала 2011 года, в связи с чем с указанного периода Товарищество обязано было применять общую систему налогообложения и являлось плательщиком налога на прибыль и НДС.
Основанием доначисления 517 615 руб. единого налога за 2011 год, начисления пеней в сумме 126 539,61 рубль послужил вывод Инспекции о том, что налогоплательщик неправомерно не включил в налоговую базу суммы, полученные за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилых домов и придомовой территории, по содержанию, техническому обслуживанию, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также плату за коммунальные услуги. Как указал налоговый орган, все поступившие на счет заявителя суммы являются выручкой от реализации работ (услуг) и должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Исходя из норм жилищного законодательства суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Товарищество в данном случае выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений с собственниками помещений в многоквартирных домах, организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, и подрядчиками; его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя таких услуг.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 346.14 НК РФ объектом обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, по выбору налогоплательщика признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу пункта 2 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Статьей 346.15 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают, в том числе, доходы от реализации, которыми признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 названного Кодекса). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 названного Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Как следует из материалов дела, Товариществом в налоговой декларации по ЕН по УСН за 2011 год отражены доходы в сумме 1 721 579 рублей.
С учетом поступлений доходы ТСЖ составили 108 102 758 рублей в том числе:
от оказания коммунальных услуг - 108 028 952 рубля;
на финансирование проведения капитального ремонта - 73 806 рублей.
Таким образом, товариществом занижены доходы на сумму 106 381 179 рублей.
Сумма полученного дохода по состоянию на 01.08.2011 составила 60 065 959 рублей.
Статьей 346.13 Кодекса установлены порядок и условия начала и прекращения применения УСНО. Пунктом 4 данной статьи установлено, в частности, что налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили предельный размер - 60 000 000 рублей.
Таким образом, Товарищество утратило право на применение УСН с 3 квартала 2011 года.
За период с 01.01.2011 по 30.06.2011 согласно представленных к проверке первичных документов доходы налогоплательщика составили 51 761 468 рублей.
В нарушение требований ст. 346,13, 346,15, 346.17, 346.18 НК РФ в составе доходов не отражены поступления за коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт, средства собственников на проведение капитального ремонта общего имущества.
Сумма расходов в налоговой декларации Товарищества составила 51 441 200 рублей.
Согласно пункту 6 статьи 346.18 Кодекса налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса; минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
При таких обстоятельствах, налоговым органом обоснованно начислен ЕН по УСН в размере минимального налога в сумме 517 615 рублей.
С 3 квартала 2011 года Товарищество признается плательщиком налога на прибыль.
Основанием для доначисления налога на прибыль послужил вывод о занижении ТСЖ налоговой базы за 2011, 2012 годы на сумму положительной разницы между стоимостью реализованных коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и расходами на их приобретение. При определении налоговой базы по налогу на прибыль инспекцией в составе доходов были учтены суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет ТСЖ. Одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ указанные платежи были приняты к уменьшению доходов в составе расходов в той части, в которой они были использованы товариществом по назначению.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
К доходам в целях указанной главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 249 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 271 НК РФ определено, что в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Пункт 2 статьи 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 данного Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу, согласно которому в рассматриваемом случае денежные средства, поступившие Товариществу от собственников помещений за оказанные услуги, не могут считаться целевыми поступлениями, поскольку Товарищество является исполнителем услуг. Таким образом, платежи за коммунальные услуги, содержание, обслуживание и ремонт жилого фонда, поступившие от собственников помещений в многоквартирных домах Товариществу, должны учитываться в целях налогообложения прибыли.
Вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А42- 7042/2014, Определении Верховного суда РФ от 24.01.2017 N 307-КГ16-5541.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что доходы от реализации в 2011 году составили 72 476 931 рубль. Сумма расходов за 2011 год составила 67 474 953 рубля. Сумма налога на прибыль за 2011 год составила 1 000 396 рублей.
Налоговым органом установлено, что доходы от реализации за 2012 год составили 177 990 666 рублей, расходы 163 944 179 рублей, прибыль подлежащая налогообложению за 2012 год составила 14 046 487 рублей., доначислен налог в размере 2 809 297 рублей.
При таких обстоятельствах, налоговый орган правомерно доначисли налог на прибыль, соответствующие пени и санкции.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что Товарищество с 3 квартала 2011 года утратило право на применение УСН, и являлось плательщиком налога на прибыль и НДС.
Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как квартал.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации. Согласно пункту 3 данной статьи налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
В силу пункта 2 статьи 285 НК РФ отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В нарушение указанных требований действующего законодательства Товариществом не исполнена обязанность по представлению налоговых деклараций по НДС за 3, 4 кварталы 2011 года, налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2011 и 2012 года.
Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Поскольку Товариществом был нарушен срок представления деклараций, то налогоплательщик был правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 1 742 908 рублей.
Ходатайства о применении смягчающих вину обстоятельств и уменьшения размера санкций Товариществом ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде не заявлено.
В соответствии со статьей 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
При этом налоговое законодательство не содержит положений, ограничивающих право налоговых органов на истребование документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки при соблюдении, как минимум, трех обязательных условий: перечень этих документов должен быть конкретизирован, эти документы должны иметь отношение к хозяйственной деятельности налогоплательщика в проверяемый период, и они (документы) должны быть у последнего в наличии.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 89 НК РФ, налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса. Данному праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика, установленная подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 и абзацем 2 пункта 1 статьи 93 НК РФ.
Материалами дела установлено, что по требование инспекции о предоставлении документов получено Товариществом 24.04.2014. Срок представления документов - не позднее 13.05.2014.
12.05.2014 Товариществом частично представлены истребованные налоговым органом документы. Вместе с тем 17 документов (главная книга за 2011 год, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 26, 29, 51, 55.04, 60.01, 62.01, 62.01.1, 62.01.2, 68.12, 76.07, 76.08, 76.09, 86.01, 86.02, 86.03, 91.02 за 2011 год) налогоплательщиком не предоставлено.
В силу ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса.
Проанализировав доказательства, представленные в материалы дела, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения Товарищества к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 3 400 руб. за непредставление документов в количестве 17 штук.
Поскольку, Обществом не доказано отсутствие истребованных документов, а также доказательства, подтверждающие объективную невозможность их представления в установленный срок, апелляционный суд считает, что налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, налогоплательщик не представил доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность своих требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда мурманской области от 08.12.2016 по делу N А42-9864/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9864/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2017 г. N Ф07-5764/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ "Старый Полярный"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5764/17
05.04.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4097/17
31.01.2017 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1647/17
08.12.2016 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-9864/14
03.08.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18125/16