Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2017 г. N Ф06-21736/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
11 апреля 2017 г. |
Дело N А57-27410/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Княгининой П.О.,
при участии в судебном заседании представителя Губарева А.В. Фёдоровой Н.В. действующей на основании доверенности 12.12.2016, представителя муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" Худановой Ю.В. действующей на основании доверенности от 06.02.2017, представителя Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Вердиханова Р. К., действующего на основании доверенности от 09.01.17 N 04-10/25,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" (г. Саратов, ОГРН 1026402671228, ИНН 6452016487), Индивидуального предпринимателя Губарева Алексея Валентиновича (г. Саратов, ОГРН 304645108000026, ИНН 645111853252)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 января 2017 года по делу N А57-27410/2016 (судья Огнищева Ю.П.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Губарева Алексея Валентиновича (г. Саратов, ОГРН 304645108000026, ИНН 645111853252)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного
наказания N 010000541 от 26.10.2016 г. вынесенным государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Пономаревым Алексеем Андреевичем.
Заинтересованные лица: Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовгорэлектротранс" (г. Саратов, ОГРН 1026402671228, ИНН 6452016487),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Индивидуальный предприниматель Губарев Алексей Валентинович (далее - ИП Губарев А.В., предприниматель) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным постановления Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о назначении административного наказания N 010000541 от 26.10.2016 г.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, МУПП "Саратовгорэлектротранс".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 января 2017 года по делу N А57-27410/2016 Постановление Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области от 26.10.2016 г. N 010000541 о привлечении индивидуального предпринимателя Губарева Алексея Валентиновича к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ изменено в части размера санкции, назначен штраф в размере 150 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, МУПП "Саратовгорэлектротранс", ИП Губарев А.В. обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования Губарева А.В. удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
МУПП "Саратовгорэлектротранс", ИП Губаревым А.В. в адрес Двенадцатого арбитражного апелляционного суда представлены письменные пояснения, Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта письменный отзыв на апелляционный жалобы.
В судебном заседании представители Губарева А.В., МУПП "Саратовгорэлектротранс" поддержали доводы апелляционных жалоб, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.10.2016 года в 11 час 00 мин в соответствии с плановым рейдовым заданием N 115 от 05.10.2016 года зам. начальника УГАДН по Саратовской области, государственным инспектором автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Пономаревым Алексеем Андреевичем проводились мероприятия по контролю за соблюдением требований законодательства при осуществлении перевозок пассажиров на городских маршрутах г. Саратова.
Согласно протоколу от 20.10.2016 года N 010000528, составленному инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Пономарева А.А., при проверке маршрута N 31 (на улице 2-ая Садовая) автотранспортных средств марки ГАЗ-322131, номерной знак А294НН/164 и ТС ГАЗ-322132 н/з АЕ522/64 было установлено наличие в транспортном средстве не надлежащих огнетушителей, отсутствовала мед аптечка, не работал запасной выход в автомобиле А 294НН/164. В автомобилях над лобовым стеклом отсутствовали сведения о перевозчике. Указано в протоколе, что транспортные средства принадлежат ИП Губареву А.В. и проверка была проведена в период с 10 до 12 час 13.10.2016 года. Сведений об отсутствии карт маршрута указанный протокол не содержит. Указано об ответственности по ст. 14.1 п. 3 КоАП РФ.
20.10.2016 года этим же инспектором составлен еще один протокол N 010000526, в котором указано, что при проверке транспортных средств (принадлежащих ИП Губареву А.В.) н/з А294НН/164; н/з АЕ522/64 и Т403ХО/64 водителями предоставлены карты маршрута, выданные МУП "Саратовгорэлектротранс". Протокол составлен о привлечении ИП Губарева А.В. к административной ответственности по п. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.
Ранее, 13.10.2016 года инспектором Пономаревым А.А. вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В определении указано, что проверку на маршруте N 31 согласно рейдового задания N 1115 от 05.10.2016 года осуществляли инспекторы: Ольхов А.А; Кузьмичев Ю.А. Пономарев А.А. и Веселовский В.Ю. Как следует из материалов административного производства, представленного в материалы дела, акты планового рейдового осмотра транспортных средств, указанными в Определении инспекторами не подписаны. Транспортное средство н/з Т403ХО/64, согласно свидетельству о регистрации, принадлежит Прусову С.И. На основании каких данных установлено, что это транспортное средство принадлежит ИП Губареву А.В., в акте проверки не указано. В акте рейдового осмотра ТС АЕ 522/64 указано, что транспортное средство зарегистрировано на имя Лаптева Петра Анатольевича и также не указано, на основании каких данных инспектором Пономаревым А.А. сделан вывод о принадлежности автомобиля ИП Губареву А.В.
Путевые листы, на которые сослался суд при вынесении решения, содержат противоречивые данные о маршруте движения и не могут являться безусловным доказательством по делу.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N 152, изданным во исполнение ФЗ N 259 от 08.11.2007 года, в путевом листе данные о маршруте не проставляются. Движение транспортного средства учитывается для учета топлива и налогоисчисления затрат владельца транспортного средства или эксплуатирующей организации.
Возбудив дело об административном расследовании, УГАДН по Саратовской области не принял всех мер к установлению обстоятельств, подтверждающих правомерность привлечения ИП Губарева А.В. к административной ответственности по ст. 11.33 п 4 КоАП РФ, тогда как согласно п.4 ст. 210 АПК РФ, доказательства обоснованности привлечения лица к административной ответственности возлагаются на административный орган.
Согласно ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ административным правонарушением признается использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров, автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, в случае если наличие такой карты является обязательным. Данное требование Федерального закона инспектором УГАДН по Саратовской области не проверено.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 3 ФЗ N 220 от 13.07.2015 года "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать на данном маршруте.
Согласно ч. 3 ст. 35 указанного закона водитель транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, обязан иметь и представлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного надзора карту маршрута регулярных перевозок.
Статьей 39 Федерального закона N 220 установлены правила обеспечения реализации положений настоящего закона.
В силу ч. 3 ст. 39 ФЗ N 220 от 13.07.2015 года, до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования данного Федерального закона, уполномоченный орган местного самоуправления, в соответствии с установленной этим Федеральным законом компетенцией, выдает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплаченные за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.
В судебном заседании представитель УГАДН по Саратовской области подтвердил, что согласно сделанному Управлением запросу, установлено, что маршрут N 31 в г. Саратове обслуживается МУП "Саратовгорэлектротранс" и что данный маршрут финансируется частично из средств бюджета, так как осуществляет перевозку льготных пассажиров. Данный факт подтвердил представитель МУП "Саратовгорэлектротранс", предоставив суду для обозрения договор на финансирование льготной категории граждан.
В соответствии с п. 9 ст. 39 ФЗ N 220 от 13.07.2015 года, регулярные перевозки, финансируемые частично или полностью за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действующем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого, в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, а в отношении регулярных перевозок, осуществляемых государственными унитарными предприятиями или госучреждениями - десять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Таким образом, системное толкование норм материального права, позволяет сделать вывод о том, что Федеральный закон N 220 предусматривает специальные правила регулирующие осуществление деятельности по маршрутам регулярных перевозок лицами, которые осуществляли регулярные перевозки на день принятия Федерального закона от 13.07.2015 года. Указанные лица не лишаются права продолжения деятельности в соответствии с ранее заключенными договорами.
Доказательств того, что в Саратовской области в настоящее время принят документ планирования, в материалы дела не представлено. Договор N 2-31/34/95/1177 от 09.12.2014 года, заключенный на организацию перевозки пассажиров и багажа по регулируемому маршруту с МУП "Саратовгорэлектротранс" действует до 09.12.2017 года и, следовательно, перевозка по маршруту N 31, финансируемому за счет бюджетных средств, не требует представления карты маршрута. Сам факт выдачи карты маршрута МУП "Саратовгорэлектротранс" не свидетельствует об изменении требований действующего законодательства. За действия муниципального органа перевозчик ответственности не несет.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Закон не предусматривает на данном маршруте регулярных перевозок наличие карты маршрута, а потому ИП Губарев А.В. по данной статье административного Кодекса привлечен к ответственности необоснованно.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А64-6334/2016.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предприниматель не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, наличие его вины в совершении вменяемого правонарушения не доказано, основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности отсутствовали, соответственно, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 января 2017 года по делу N А57-27410/2016 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным постановление Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области N 010000541 от 26.10.2016 г.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Н.В.Луговской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-27410/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2017 г. N Ф06-21736/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Губарев Алексей Валентинович
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, управление государственного автодорожного надзора по СО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: МУПП "Саратовгорэлектротранс"