Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 августа 2017 г. N Ф03-2955/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
27 апреля 2017 г. |
Дело N А73-18255/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.И. Балинской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Индивидуального предпринимателя Ленда Елены Михайловны: представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Заостровных О.А. - представитель по доверенности от 09.01.2017 N 01.0-01;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Ленда Елены Михайловны
на решение от 27.02.2017
по делу N А73-18255/2016,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей В.А. Шапошниковой
по заявлению Индивидуального предпринимателя Ленда Елены Михайловны;
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 05.12.2016 N 2072 о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ленда Елена Михайловна (далее - ИП Ленда Е.М., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление, административный орган) от 05.12.2016 N 2072, которым предприниматель привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
По правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 27.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, разрешение спора без учета судебной практики, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимала.
В соответствии с положениями статьи 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия предпринимателя, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела по жалобе.
Представитель Управления в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Управления, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в ходе внеплановой проверки, назначенной распоряжением руководителя Управления от 20.10.2016 N 1334 по обращению потребителя от 17.10.2016 (вход. N 2790) о реализации в предприятии торговли, расположенном в с. Тополево Хабаровского района, ул. Пионерская, д.2, пищевых продуктов ненадлежащего качества, отсутствии необходимой информации, нарушении условий хранения продуктов от 17.10.2016, вход. N 2790), в отношении ИП Ленда Е.М. проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлены нарушения требований законодательства, а именно:
- статьи 15, статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- статьи 3, статьи 18, статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- пункта 1 статьи 5; пункта 1 статьи 7, пункта 1.4 Приложение N 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2012), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880;
- части 3 статьи 1, пункта 6 части 4.12 статьи 4, пункта 1 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (TP ТС 022/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881: в обороте находились кондитерские изделия (пирожные), изготовленные ООО "Сладкая жизнь" (г. Хабаровск, ул. Автобусная, д.110), ООО "Кондитерская фабрика "Хабаровская" (г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, д. 148) без информации о составе продукции, показателей пищевой ценности, сведений о наличии компонентов, полученных с применением ГМО: пирожное "Астра", пирожное "бисквитное со сливочным кремом", пирожное "Хэхцир", пирожное "Корзиночка с вареной сгущенкой", пирожное "Эклер" в ассортименте, пирожное "Язык слоеный", пирожное "Слойка", пирожное "Регата", пирожное "Новинка", пирожное "Муза";
- части 3 статьи 1; пункта 5 части 4.12 статьи 4 TP ТС 022/2011: в обороте находилась продукция (кондитерские изделия мучные: печенье, вафли, пряники), фасованная организацией торговли в отсутствие потребителя, без информации на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке о наименовании пищевой продукции, дате ее изготовления, сроке годности и условиях хранения, иных сведений, предусмотренных пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 статьи 4 TP ТС 022/2011.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.11.2016 N 1334.
30.11.2016 должностным лицом Управления в отношении ИП Ленда Е.М., с ее участием, составлен протокол N 2072 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица Управления от 05.12.2016 N 2072, вынесенным в присутствии предпринимателя, Ленда Е.М. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, ИП Ленда Е.М. обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из доказанности административным органом состава и события вмененного предпринимателю административного правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений со стороны административного органа в ходе привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
За указанные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, предусмотрен штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Такими нормативными правовыми актами являются федеральные санитарные правила, обязательные для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (статья 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (Закон N 52-ФЗ).
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья пищевых продуктов при производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (статья 15 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 введены в действие Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее - СП 2.3.6.1066-01), которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации, определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Пунктом 8.1 СП 2.3.6.1066-01 предусмотрено, что пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.
В соответствие со статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Согласно статье 3 названного выше TP ТС 021/2011 объектами технического регулирования являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В соответствии со статьей 5 TP ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В силу статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 TP ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно части 12 статьи 17 TP ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям указанного технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (пункт 4 статьи 5 TP ТС 021/2011).
В соответствии со статьей 2 ТР ТС 022/2011 маркировка пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
Статьей 3 ТР ТС 022/2011 определено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 данной статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указываются также условия хранения после вскрытия упаковки; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных данным техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 данной статьи; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 2 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что предусмотренная пунктом 1 части 4.1 данной статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 этой статьи.
Согласно пункту 5 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 данной статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).
В соответствии с пунктом 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, до подачи продовольственных товаров в торговый зал продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
Обстоятельства совершенного ИП Ленда Е.М. правонарушения подтверждаются актом проверки от 22.11.2016, фотографиями, экспертным заключением Центра гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае по результатам исследования проб пищевых продуктов от 15.11.2016, протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела, объяснениями самого предпринимателя.
Таким образом, факт нарушения предпринимателем норм и правил на момент проведения проверки, выразившееся в реализации пищевых продуктов, не соответствующих установленным нормативным требованиям, не имеющих соответствующей маркировки, доказан.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что предпринимателем приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм, какие-либо неустранимые сомнения в виновности ИП Ленда Е.М. отсутствуют, в связи с чем вину (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состав вмененного правонарушения следует считать установленными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ИП Ленда Е.М. события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Предпринимателя к административной ответственности; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание предпринимателю назначено в пределах (минимальном размере) санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, исключительных оснований для снижения штрафа по части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не установлено.
Исходя из объекта посягательства, характера и обстоятельств совершения правонарушения, оснований для признания его малозначительным и освобождения от административной ответственности (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Апелляционным судом отклоняются доводы апелляционной жалобы, поскольку ссылки предпринимателя на приобретение кондитерской продукции с документацией (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные), поставку товара поставщиком, хранение товара в холодильниках, не истечение срока годности товара, не освобождают продавца, до подачи продовольственных товаров в торговый зал, от выполнения обязанностей по проверке качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации, информации и маркировки, подлежащей доведению до потребителя.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющихся доказательств, при правильном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.02.2017 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-18255/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18255/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 августа 2017 г. N Ф03-2955/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Ленда Елена Михайловна, Ленда Елена Михайловна
Ответчик: Управление РОСПОТРЕБНАДЗОРА по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2955/17
27.04.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1754/17
11.04.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1713/17
27.02.2017 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-18255/16