Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 июля 2017 г. N Ф02-3336/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
26 апреля 2017 г. |
Дело N А19-20943/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ИРКУТСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 февраля 2017 года по делу N А19-20943/2016 по заявлению ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, адрес: 664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 257) к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - ИРКУТСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ОТДЕЛЕНИЮ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35) о признании недействительными в части решения от 15.09.2016 г. N 53 осс/д, N68 н/с, N59 осс/р., (суд первой инстанции: Пугачёва А.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ИЭСК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решений: N 53 оос/д от 15.09.2016 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 457,13 руб., доначисленных сумм пени в размере 7167,58 руб., страховых взносов в размере 2285,64 руб.; N68 н/с в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 63,05 руб., доначисленных сумм пени в размере 106,64 руб., страховых взносов в размере 315,26 руб.; N59 осс/р о непринятии к зачету расходов в сумме 34015,2 руб., вынесенных ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ - ИРКУТСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее - Фонд, ответчик).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда первой инстанции о том, что заявителем листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий являются достаточными документами для подтверждения наличия у Общества права на возмещение 34015,2 руб. и 6542,09 руб. расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, при этом представления трудовых книжек работников не требуется, поскольку на момент проведения проверки эти лица уволены, и трудовые книжки либо их копии отсутствуют.
В отношении не включения в базу для исчисления страховых взносов сумм материальной помощи, выданной работникам в связи со смертью родственников - братьев (сестер), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплаты работникам в связи со смертью их родственников производятся не в рамках трудовых договоров, соглашений и локальных нормативных актов, а в силу предоставленных дополнительных гарантий и компенсаций и по своей природе являются разновидностью материальной помощи, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Фонд социального страхования в апелляционной жалобе указывает на нарушение ОАО "ИЭСК" части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ и правомерность отказа в принятии к зачету расходов по сотрудникам, приступившим к работе в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям до 01.01.2007 по основаниям не предоставления доказательств (трудовых книжек) их работы в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается н нарушение со стороны ОАО "ИЭСК" статей 20.1, 20.2, 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ввиду не включения в базу для начисления страховых взносов соответствующего периода сумм, материальной помощи, оказываемых работникам ввиду смерти брата, сестры, которые не являются близкими родственниками.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.03.2017.
Лица, участвующие в деле, представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Рассмотрев дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность соблюдения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фондом проведена выездная проверка Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Выявленные при проверке нарушения зафиксированы управлением в актах от 28.07.2016 N 75 н/с, N 55осс/д, N 78осс/р.
По результатам рассмотрения актов проверки, возражений, Фондом вынесены решения от 15.09.2016 N 68н/с, N53осс/д, N59осс/р, в соответствии с которыми фондом выявлены нарушения части 1 статьи 7 Федерального закона N255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а именно у Общества фондом не приняты расходы на сумму 34015,2 руб. за счет средств ФСС, а также на сумму 6542,09 руб. за счет средств страхователя по сотрудникам, приступившим к работе в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям до 01.01.2007 по основаниям не представления доказательств (трудовые книжки) их работы в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Также выявлены нарушения ввиду не включения в базу для начисления страховых взносов соответствующего периода сумм, материальной помощи оказываемых работникам ввиду смерти брата, сестры, которые не являются близкими родственниками.
Полагая, что решения N 53 оос/д от 15.09.2016 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 457,13 руб., доначисленных сумм пени в размере 7167,58 руб., страховых взносов в размере 2285,64 руб.; N68 н/с в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 63,05 руб., доначисленных сумм пени в раз мере 106,64 руб., страховых взносов в размере 315,26 руб.; N59осс/р о непринятии к зачету расходов в сумме 34015,2 руб., не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы страхователя на основании следующего.
Из представленных в материалы дела документов следует, что фондом выявлены в том числе нарушения части 1 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а именно у Общества фондом не приняты расходы на сумму 34015,2 руб. за счет средств ФСС (2013 г. - Белоконь Е.А., Большаков С.А., Добрынин С.П., Ковандин В.Л., Лобанов Е.А., Наумов С.А., Петров А.В., Полищук М.В.; 2014 г. - Белоконь Е.А., Поварешкин Н.В.; 2015 г. - Белоконь Е.А., Ковандин В.Л., Поварешкин Н.В., Шестаков М.А.), а также на сумму 6542,09 руб. (2013 г. - Добрынин С.П., Ковандин В.Л., Лобанов Е.А., Наумов С.А., Петров А.В., Полищук М.В.; 2014 г. - Белоконь Е.А., Поварешкин Н.В.; 2015 г. - Белоконь Е.А., Ковандин В.Л., Поварешкин Н.В., Шестаков М.А.) за счет средств страхователя по сотрудникам, приступившим к работе в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям до 01.01.2007 по основаниям не представления доказательств (трудовые книжки) их работы в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, является Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 17 Закона N 165-ФЗ на страхователей возложена обязанность предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
Согласно части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ необходимые для выплаты страхового обеспечения средства выделяются страхователю в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем в территориальный орган Фонда социального страхования необходимых документов. Перечень таких документов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно Перечню документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н, страхователем должны быть представлены: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по утвержденной форме, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
В данном случае сведения о продолжительности страхового стажа, указанные в листках нетрудоспособности застрахованных лиц, определены заявителем на момент назначения пособий на основании трудовых книжек работников. При проверке Отделению ФСС были представлены листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий. Трудовые книжки работников представлены не были, поскольку на момент проведения проверки эти лица уволены, и трудовые книжки либо их копии отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий являются достаточными документами для подтверждения наличия у Общества права на возмещение 34015,2 руб. и 6542,09 руб. расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Как правильно указал суд первой инстанции, Общество представило документы согласно приведенному перечню, и каких-либо доводов об их ненадлежащем оформлении либо наличии в них недостоверных сведений, Отделение ФСС не заявило.
В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила подсчета стажа), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 20 Правил подсчета стажа определено, что документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации), за исключением случаев, указанных в пункте 5 данных Правил.
Согласно частям 1 и 3 статьи 66, статье 309 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно части 2 указанной статьи форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 40, 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), работодатель с целью учета трудовых книжек обязан вести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, в которой регистрируются все трудовые книжки работников. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Пунктом 43 Правил установлено, что трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся до востребования у работодателя (в организации или у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем) в соответствии с требованиями к их хранению, установленными законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Приведенными нормами законодательства о труде и об обязательном страховании не установлена обязанность работодателя изготавливать и сохранять копии трудовых книжек уволенных работников. Отделение ФСС не привело ссылки на какие-либо иные нормативные акты, устанавливающие для работодателя (страхователя) такую обязанность.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Отделения ФСС о необходимости страхователя представить копии трудовых книжек уволенных работников.
С учетом изложенного, при отсутствии иных причин Отделение ФСС не вправе было отказывать страхователю в возмещении расходов по этому основанию.
Фондом, в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено абсолютно никаких доказательств подтверждающих, что в представленных заявителем сведениях (в части определения трудового стажа работникам, приступившим к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и определения размера пособия) содержались недостоверные сведения.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.2016 по делу N А66-3360/2015, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2015 N 304-КГ15-14441.
Кроме того, основанием для доначисления заявителю страховых взносов, пени и штрафов послужили выводы Фонда о неправомерном не включении в базу для исчисления страховых взносов сумм материальной помощи, выданной работникам в связи со смертью родственников - братьев (сестер).
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" общество относится к категории плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Основанием для привлечения общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ явилось выявление факта занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в результате исключения сумм единовременной материальной помощи, оказываемой обществом своим работникам в связи со смертью близкого родственника.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ указаны виды выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, в том числе, согласно п. "б" части 3, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Таким образом, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно статье 1 Закона N 165-ФЗ, обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Закон N 165-ФЗ, субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 20 Закона N 165-ФЗ, уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой страхователями работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
При этом согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации, к членам семьи, относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Поскольку братья и сестры не относятся к членам семьи лиц, в пользу которых произведены выплаты, Фонд полагает, что материальная помощь, оказываемая работнику в связи со смертью этих родственников, подлежит обложению страховыми взносами.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Выплаты работникам в связи со смертью их родственников производятся не в рамках трудовых договоров, соглашений и локальных нормативных актов, а в силу предоставленных дополнительных гарантий и компенсаций и по своей природе являются разновидностью материальной помощи.
В то время как согласно части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско- правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьями 57, 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, материальная помощь, выданная работнику в связи со смертью родственника или иного лица, не может являться выплатой по трудовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, она не подлежит обложению страховыми взносами в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.08.2015 N 304-КГ15-9468, Постановлениях Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 N 04АП-247/2016 по делу N А19-14558/2015, от 22.04.2016 N 04АП-1359/2016 по делу N А19-21166/2015.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения выплат работникам в связи со смертью близких родственников в базу для начисления страховых взносов.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Распределение судом расходов по уплате государственной пошлины произведено в полном соответствии с требованиями ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 февраля 2017 года по делу N А19-20943/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20943/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 июля 2017 г. N Ф02-3336/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: ГУ - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: АО "Иркутскэнерготранс"