Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 сентября 2017 г. N Ф08-6900/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2017 г. |
дело N А53-753/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Бизон" - Вернези Л.Э. по доверенности от 09.01.2017,
от Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Паршина А.В. по доверенности от 19.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.217 по делу N А53-753/2017, принятое в составе судьи Паутовой Л.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизон" к Южному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании недействительным предписания от 17.11.2016 N 02.02.12-77,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бизон" (далее - ООО "Бизон", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южному управлению государственного морского и речного надзора (далее - управление, Южное УГМРН Ространснадзора, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 17.11.2016 N 02.02.12-77, которым обществу предписано в срок до 18.12.2016 представить документы, подтверждающие соответствие причала ООО "Бизон" (узел слива дизельного топлива) требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2017 оспариваемое предписание признано недействительным, с заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 3 000 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату госпошлины по заявлению. С учетом акта проверки от 01.04.2014 N 03.01.318-34, отчета уполномоченной на проведение экспертных работ в области промышленной безопасности организации от 30.06.2014, представления Южной транспортной прокуратуры от 27.02.2017 N 23/1-14-2017/5 суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств относимости используемого обществом причала (узел слива дизельного топлива) к опасным производственным объектам, а также отсутствии у управления полномочий на проведение проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности. В связи с чем суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству в области промышленной безопасности и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное управление государственного морского и речного надзора обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что используемые обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности производственные объекты должны соответствовать требованиям промышленной безопасности. Поскольку в компетенцию управления не входит проверка соответствия спорного объекта - узла слива дизельного топлива, требованиям промышленной безопасности, в отношении общества вынесено предписание о предоставлении документов, подтверждающих соответствие данного объекта требованиям законодательства в области промышленной безопасности.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Бизон" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Бизон" имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, морских портах от 31.10.2012 серии МР-4 N 000524.
В период с 14.11.2016 по 17.11.2016 управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Бизон" лицензионных требований и условий, в ходе которой выявлено нарушение, отраженное в акте от 17.11.2016 N 02.01.12-696, а именно: обществом не представлены документы, свидетельствующие о соответствии причала ООО "Бизон" (узел слива дизельного топлива) требованиям законодательства РФ в области промышленной безопасности, что не соответствует требованиям пунктов 210, 211 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620.
Выявленное нарушение послужило основанием для выдачи обществу обязательного для выполнения предписания от 17.11.2016 N 02.02.12-77, которым ООО "Бизон" предписано представить в срок до 18.12.2016 документы, подтверждающие соответствие причала (узел слива дизельного топлива) требованиям законодательства РФ в области промышленной безопасности.
Полагая, что предписание от 17.11.2016 N 02.02.12-77 является недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно приказу Ространснадзора от 28.03.2014 N АК-351фс "Об утверждении Положения о Южном управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации, международного законодательства в области мореплавания и судоходства, эксплуатации портовых и судоходных гидротехнических сооружений на морском и внутреннем водном транспорте в пределах границ своей зоны ответственности.
В соответствии с приказом Ространснадзора от 28.03.2014 N АК-351фс основными задачами Южного УГМРН Ространснадзора являются, в том числе: контроль за соблюдением предприятиями и организациями морского и внутреннего водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, лицензионных требований и условий; применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также мер по ликвидации последствий указанных нарушений; государственный контроль (надзор) за соответствием установленным требованиям функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; государственный контроль (надзор) за соответствием установленным требованиям функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 4.6 Положения Южное УГМРН Ространснадзора в интересах реализации возложенных функций и полномочий имеет право в том числе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
ООО "Бизон" на основании лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, морских портах от 31.10.2012 серии МР-4 N 000524 выполняет работы по перегрузке нефтепродуктов из автоцистерн в судно через причал, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. набережная, 217.
В соответствии с пунктом 199 постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" организация, эксплуатирующая наливной причал, должна обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 200 - 211 настоящего технического регламента.
Согласно пункту 200 постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 в связи с технической эксплуатацией наливного причала, на котором осуществляется слив и налив наливных продуктов, необходимо обеспечить его исправное техническое состояние, безопасную перегрузку наливных продуктов, выполнение требований противопожарных и санитарных норм, техники безопасности и требований промышленной безопасности, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 211 указанного постановления установлено, что наливной причал должен отвечать требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Таким образом, используемый обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности производственный объект (узел слива дизельного топлива) должен соответствовать требованиям промышленной безопасности.
При проведении управлением проверки соблюдения обществом лицензионных требований и условий не представлены документы, свидетельствующие о соответствии узла слива дизельного топлива требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.
В компетенцию Южного УГМРН Ространснадзора не входит определение соответствия объекта инфраструктуры морского порта требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Уполномоченным органом в области промышленной безопасности в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение о Ростехнадзоре), является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий. Частью 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ к опасным производственным объектам отнесены предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к данному Закону.
Объекты, относящиеся к категории опасных производственных объектов, определены Приложением 1 и Приложением 2 к Закону N 116-ФЗ. Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (часть 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ).
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (часть 1 статьи 9 и части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ).
На основании статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения этого закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Идентификация опасных производственных объектов для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606, (далее - Административных регламент) и Требованиями к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора N 168 от 07.04.2011, (далее - Требования).
Регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра опасных производственных объектов осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) (пп. 5.3.5 Положения о Ростехнадзоре, п. 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371, п. 6 Административного регламента). Непосредственно регистрацию опасных производственных объектов производят территориальные органы Ростехнадзора (п. 12 Административного регламента, п. п. 1 и 2 Временного порядка).
При этом регистрация опасных производственных объектов осуществляется на основании результатов их идентификации. Провести идентификацию опасных производственных объектов должна сама организация (или индивидуальный предприниматель - абз. 1 преамбулы к Закону N 116-ФЗ), эксплуатирующая их (абз. 2 п. 14 Административного регламента).
Идентификация проводится с целью выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, в ходе нее выявляются все опасные производственные объекты вне зависимости от места их эксплуатации (абз. 1 п. 2 и абз. 1 п. 3 критериев идентификации, приведенных в Приложении N 8 к Административному регламенту (далее - Критерии идентификации)).
Ответственность за правильность идентификации опасных производственных объектов несет руководитель организации, эксплуатирующей идентифицированные опасные производственные объекты.
При этом проверка правильности идентификации опасных производственных объектов осуществляется органами Ростехнадзора на стадии рассмотрения сведений об идентификации опасных производственных объектов, представляемых организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, при регистрации такого объекта.
Из Технического отчета по результатам экспертных работ в части идентификации опасных объектов ООО "Бизон" (шифр 001-Х-2014) следует, что спорный объект - герметизированный узел слива дизельного топлива, расположен на берегу реки Дон, в который входит нефтеналивное причальное сооружение и является перевалочным, производящим перегрузку нефтепродуктов из автомобильных цистерн в танкер-бункеровщик. Доставка нефтепродуктов от производителей осуществляется автотранспортом через сеть автомобильных дорог на площадке слива нефтепродуктов из автоцистерн. Узел слива дизельного топлива размещается на двух производственных площадках: площадка N 1 предназначена для слива дизельного топлива из автоцистерн, площадка N2 - причальное сооружение для заправки судов бункеровщиков. Площадки соединены двумя наземными трубопроводами Ду 78.
Технологическая площадка N 1 предназначена для установки двух автоцистерн при сливных операциях. Слив топлива производится при помощи двух устройств слива Ду 78 с быстроразъемными соединениями самотеком. Для аварийных сливов предусмотрен подземный резервуар объемом 10 куб. м.
Технологическая площадка N 2 причальное сооружение на котором расположены два шлангующих устройства, предназначенных для наполнения танков судов бункеровщиков. Для аварийных проливов предусмотрена наземная емкость 8 куб. м.
Протяженность трубопровода диаметром трубы 78х3,5 составляет 130-м.
Общество выполняет работы по перегрузке нефтепродуктов из автоцистерн в судно через указанный герметизированный узел слива дизельного топлива, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Набережная, 217.
Однако доказательства, что спорный объект соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, административному органу и в материалы дела не представлены.
Общество полагает, что ответы Северо-Кавказского управления Ростехнадзора на письма общества об отнесении спорного объекта к опасным производственным объектам подтверждают, что используемый обществом причал (узел слива дизельного топлива) не относится к опасным производственным объектам и соответствует требованиям в области промышленной безопасности.
Вместе с тем согласно ответам Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ( т. 1 л.д. 35-40) заявления общества о регистрации опасного производственного объекта возвращены обществу без рассмотрения. В письме Северо-Кавказское управление Ростехнадзора от 16.11.2016 N 18580/34-11 указало, что причиной возврата является несоответствие идентификации заявленного для регистрации опасного производственного объекта Требованиям к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации.
Указанные письма не являются подтверждением соответствия причала общества (узел слива дизельного топлива) требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, поскольку заявления общества в Северо-Кавказского управления Ростехнадзора не рассмотрены по существу ввиду либо неполного представления пакета документов, либо ненадлежащей идентификации объекта заявителем.
Таким образом, общество при проведении проверки управлением, а также при рассмотрении настоящего дела не представило доказательств соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности причала (герметизированный узел слива дизельного топлива), расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Набережная, 217.
Также суд апелляционной инстанции считает возможным учесть выводы Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону, изложенные в решении от 05.06.2017 по делу N 12-169/2017 об административном правонарушении о привлечении ООО "Бизон" к административной ответственности за неисполнение оспариваемого в рамках настоящего дела предписания.
Представленные обществом письмо Южной транспортной прокуратуры от 12.04.2017 N 23/1-122-2017/715 и письмо Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 15.05.2017 N 7897 не содержат выводов о неправомерности оспариваемого предписания.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, оспариваемое предписание является законным, обоснованным, изложено понятно и подлежит обязательному выполнению.
При таких обстоятельствах жалоба управления подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2017 по делу N А53-753/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-753/2017
Истец: ООО "БИЗОН"
Ответчик: Северо-Кавказское управление РОСТЕХНАДЗОР, ЮЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОРСКОГО И РЕЧНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3291/19
21.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9429/18
11.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13053/18
19.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6900/17
28.06.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6947/17
23.03.2017 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-753/17