г. Чита |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А19-18042/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2016 года по делу N А19-18042/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Открытого акционерного общества "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза" (ОГРН 1023800519863, ИНН 3801046676, место нахождения: 665800, Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, 54-й квартал, стр. 10) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 35) о признании недействительным решения от 27.07.2016 N 56 в части
(суд первой инстанции - Н.Г. Позднякова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Открытое акционерное общество "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза" (далее - ОАО "АЗКиОС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ИРО ФСС РФ, фонд) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения от 27.07.2016 N 56 в части доначисления страховых взносов, пени, привлечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования Открытого акционерного общества "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза" удовлетворены.
Признано недействительным решение от 27.07.2016 N 56 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", вынесенное директором филиала N 8 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Янсоном В.В., в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 159,66 руб., предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1255,25 руб. и пени в сумме 5986,68 руб.
Суд обязал Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза".
В обосновании суд первой инстанции указал, что поскольку социальный характер произведенных выплат не дает оснований для квалификации их как подлежащих включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов, у фонда не имелось оснований для вывода о занижении страхователем облагаемой базы, соответственно, на непринятые к зачету расходы не могли быть начислены страховые взносы. Отказ территориального органа ФСС РФ в принятии к зачету выплаченных работникам пособий влечет обязанность работодателя перечислить в бюджет ФСС соответствующую сумму расходов, но не ведет к возникновению дополнительной базы по страховым взносам.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Иркутской области от 21.12.2016 года по делу А19-18042/2016 по заявлению Акционерного общества "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза" о признании незаконным решения Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 56 от 27.07.2016 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что поскольку действия АО "АЗК и ОС" не подпадают под исчерпывающий перечень оснований для освобождения плательщика страховых взносов от ответственности, предусмотренный частью 4 статьи 17? Федерального закона N 212-ФЗ" основания для отмены решения N 56 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах отсутствует.
На апелляционную жалобу поступил отзыв заявителя, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить его решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.01.2017.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Фонд просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения от 18.05.2016 N 53/осс-р филиалом N 8 ГУ ИРО ФСС РФ проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ОАО "АЗКиОС" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
На основании решения от 18.05.2016 N 53/осс-д проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности ив связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за тот же проверяемый период.
В ходе проведенных проверок Фонд установил занижение обществом облагаемой базы по страховым взносам в результате излишнего начисления и выплаты своим работникам в период 2013-2014 пособий в общей сумме 41 941,12 руб., в том числе: пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплаченных работникам Сутуриной Ю.А. (11036,27 руб.), Бельковой Т.В. (6634,32 руб.), Зиминой А.А. (158,84 руб.), пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного Трофимовой Л.Н. (554,99 руб.), пособия по беременности и родам, выплаченного Грибачевой Н.П. (23577,40 руб.).
Результаты проверок зафиксированы в соответствующих актах выездной проверки от 23.06.2016 N 53/осс-р и от 24.06.2016 N 53/осс-д.
Решением от 27.07.2016 N 81 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" фонд не принял к зачету вышеуказанные расходы. При этом, по результатам рассмотрения возражений общества сумма непринятых расходов по работнику Сутуриной Ю.А., составлявшая 11036,27 руб., увеличилась до 12359,90 руб. В связи с чем, общая сумма не принятых к зачету расходов составила 43285,45 руб.
В связи с непринятием ГУ ИРО ФСС РФ указанных расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, либо не подтвержденных документами в установленном порядке, фондом данные выплаты включены в базу для начисления страховых взносов.
Решением от 27.07.2016 N 56 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" ОАО "АЗКиОС" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 159,66 руб., обществу предложено уплатить дополнительно начисленные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1255,25 руб., пени в сумме 5986,68 руб. и штраф в размере 159,66 руб. (пункт 1 резолютивной части решения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 212-ФЗ отказано в привлечении ОАО "АЗКиОС" к ответственности за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов за январь, февраль, март, апрель, май и июнь 2013, в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности (пункт 2 резолютивной части решения).
Не согласившись с названным решением, ОАО "АЗКиОС" обжаловано его в ГУ ИРО ФСС РФ. Согласно письму ГУ ИРО ФСС РФ от 30.09.2016 N 04-06/3804-8671 решение филиала N 8 ГУ ИРО ФСС РФ от 27.07.2016 N 56 в части начисления страховых взносов на непринятые к зачету расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 12359,90 руб. (по работнику Сутуриной Ю.А.) и пени на соответствующую сумму страховых взносов признано незаконным и подлежащим отмене. При этом, решения в порядке статьи 56 Закона N 212-ФЗ не принималось Отделением.
В соответствии с уточненным требованием от 03.11.2016 N 56/1 заявителю предложено уплатить недоимку по страховым вносам в сумме 896,82 руб., пени в сумме 3672,80 руб. и штрафа в размере 159,66 руб.
Не согласившись с решением филиала N 8 ГУ ИРО ФСС РФ от 27.07.2016 N 56 в части привлечения к ответственности, доначисления страховых взносов и пени, ОАО "АЗКиОС" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в оспариваемой части.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Виды страховых случаев, с наступлением которых законодатель связывает возникновение права застрахованных лиц на получение страхового обеспечения, перечислены в статье 7 Закона N 165-ФЗ; виды соответствующего страхового обеспечения, выплачиваемого застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая - в статье 8 Закона N 165-ФЗ, в том числе, к видам страхового обеспечения относятся пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт 6 пункта 6 статьи 12, статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В частности, размер и порядок назначения, исчисления, выплаты страхового обеспечения гражданам, имеющим детей - пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
В силу части 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2011 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
Как правильно указывает суд первой инстанции, переплата пособия по временной нетрудоспособности Трофимовой Л.Н. произошла в результате допущенной арифметической ошибки; расчет пособия по беременности и родам Грибачевой Н.П. и пособия по уходу за ребенком Сутуриной Ю.А. произведен с нарушением Положения N 375, расчет пособий Бельковой Т.В. и Зиминой А.А. - с нарушением пунктов 3, 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей). В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок, на что указано в части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ.
В частности, на основании статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя вправе проводить камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, поскольку при проведении проверки страхователя фондом было установлено, материалами дела доказано и обществом не оспаривается, что расходы на выплату вышеперечисленным работникам пособий за счет средств ФСС произведены страхователем с нарушением действующего законодательства вследствие необоснованного завышения их размера, суд полагает, что ГУ ИРО ФСС РФ правомерно принято решение об отказе в возмещении расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 41 941,12 руб.
При этом суд первой инстанции также пришел к правильному выводу, что в данном случае у Фонда социального страхования отсутствовали основания для доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на сумму расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком, исчисленных в завышенных размерах, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Одновременно статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В частности, к таким выплатам относятся указанные в пункте 1 части 1 статьи 9 названного Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением выплат, прямо указанных в данной норме.
Из приведенных положений Закона N 212-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является осуществление им застрахованному лицу в рамках трудовых отношений выплат, связанных с исполнением последним трудовой функции, обусловленной трудовым или гражданско-правовым соглашением.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
К мерам стимулирующего характера статья 191 Трудового кодекса РФ относит предусмотренные в данной статье меры поощрения работодателем работников за добросовестное исполнение ими трудовых обязанностей - благодарность, премии, ценные подарки и т.п. К компенсациям статья 164 Трудового кодекса относит денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Из статьи 132 Трудового кодекса РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Статьей 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Таким образом, в облагаемую базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование подлежат включению все выплаты, обусловленные выполнением работником своей трудовой функции, то есть плата за труд в любой ее форме (непосредственная оплата труда, а также выплаты компенсационного либо стимулирующего характера).
В то же время, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что фондом социального страхования при проведении проверки страхователя установлено, что спорные выплаты застрахованным лицам произведены в качестве пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком. То обстоятельство, что данные выплаты превысили установленный законодательством размер и произведенные страхователем расходы на их осуществление не приняты страховщиком к зачету, не меняет социальный характер произведенных выплат. Следовательно, поскольку социальный характер произведенных выплат не дает оснований для квалификации их как подлежащих включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов, у фонда не имелось оснований для вывода о занижении страхователем облагаемой базы, соответственно, на непринятые к зачету расходы не могли быть начислены страховые взносы. Отказ территориального органа ФСС РФ в принятии к зачету выплаченных работникам пособий влечет обязанность работодателя перечислить в бюджет ФСС соответствующую сумму расходов, но не ведет к возникновению дополнительной базы по страховым взносам.
Пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Так как материалами дела не доказан факт неполной уплаты страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с сумм выплат в виде пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у ГУ ИРО ФСС РФ отсутствовали основания для начисления обществу штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ. Таким образом, привлечение ОАО "АЗКиОС" к ответственности, доначисление страховых взносов и начисление пени за их несвоевременную уплату не соответствуют Закону N 212-ФЗ, нарушают права и законные интересы заявителя, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате страховых взносов, пени и штрафных санкций. При таких обстоятельствах заявленные требования ОАО "АЗКиОС" подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение от 27.07.2016 N 56 - признанию недействительным в оспариваемой части.
Доводы фонда отклоняются апелляционным судом по тем же мотивам, что и судом первой инстанции, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права.
Доводы фонда о том, что вышестоящий орган вправе был оформить свое решение письмом, оцениваются апелляционным судом следующим образом.
Согласно ч.3 ст.56 закона N 212-ФЗ решение вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов, но не более чем на 15 дней.
Согласно ч.4 ст.56 закона N 212-ФЗ о принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Из указанных норм следует, что жалобщику не обязательно должно направляться само решение вышестоящего органа контроля, ему, действительно, может быть направлено просто письмо о результатах рассмотрения жалобы, и такие письма, действительно, фондом и заявителем в материалы дела представлены. Вместе с тем, указанные нормы не освобождали данный орган от обязанности принятия решения как отдельного письменного (или электронного в случае ч.5 ст.56 закона N 212-ФЗ) документа, а такого документа в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2016 года по делу N А19-18042/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18042/2016
Истец: АО "Ангарский завод катализаторов и органического синтеза", ОАО "АЗКиОС"
Ответчик: Государственное учреждение-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N8), ГУ ИРО ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1952/17
31.03.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1700/17
06.03.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-450/17
21.12.2016 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18042/16