Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 августа 2017 г. N Ф10-2504/17 настоящее постановление отменено
г. Воронеж |
|
6 марта 2017 г. |
Дело N А48-1167/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 марта 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Яковлева А.С.
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шеиной К.А.,
при участии:
от акционерного общества "Орелавтотранс": Фетисова Е.В., представитель по доверенности 57 АА 0661015 от 09.03.2016;
от общества с ограниченной ответственностью "Эльф": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эльф" (ОГРН 1045703000276, ИНН 5703010033) на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.09.2016 по делу N А48-1167/2016 (судья Старых М.А.) по иску акционерного общества "Орелавтотранс" (ОГРН 1025700765738, ИНН 5751001984) к обществу с ограниченной ответственностью "Эльф" об обязании заключить договор, при участии в деле третьего лица: Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Орелавтотранс" (далее - АО "Орелавтотранс", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Эльф" (далее - ООО "Эльф", ответчик) об обязании заключить агентский договор на диспетчерско-кассовое обслуживание в редакции АО "Орелавтотранс" в течение 5 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.09.2016 исковые требования удовлетворены: суд обязал ООО "Эльф" заключить с АО "Орелавтотранс" агентский договор на диспетчерско-кассовое обслуживание в редакции АО "Орелавтотранс" в течение 5 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Эльф" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой общество просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправомерность включения в условия агентского договора пунктов, устанавливающих ответственность ответчика за неисполнение условий договора.
Истцом, АО "Орелавтотранс" и третьим лицом, Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых указанные лица просят отказать в её удовлетворении, оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В заседании суда представитель АО "Орелавтотранс" возражал против удовлетворения доводов жалобы.
Ответчик и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения представителя стороны, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 27.10.2015 ОАО "Орелавтотранс" (ныне АО "Орелавтотранс") обратилось к ООО "Эльф" с целью заключения на 2016 год публичного агентского договора на диспетчерско-кассовое обслуживание на следующих условиях:
"ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.
1.1. Принципал обязуется предоставлять для перевозки пассажиров и багажа автобусы в количестве, необходимом для выполнения всех заявленных рейсов по маршруту регулярных перевозок, в соответствии с паспортом регулярного маршрута и с расписанием движения автобусов (Приложение 1), а Агент обязуется по поручению Принципала от своего имени и за вознаграждение, осуществлять предварительную и текущую продажу пассажирам перевозочных документов, продажу месячных проездных билетов на проезд и провоз багажа в автобусах Принципала по утверждённым им тарифам, а также предоставлять инфраструктуру автобусных станций Орловской области по маршрутам:
межмуниципального сообщения на основании договора с Организатором перевозок на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок:
1.1.1. "Мценск - Корсаково ч/з Новосиль"
1.1.2. "Мценск - Корсаково ч/з Войново"
1.1.3. "Мценск - Анахино"
1.1.4. "Мценск - Брагино"
1.1.5. "Мценск - Мелынь"
1.1.6. "Мценск-дачи "Пансионат"
1.1.7. "Мценск - Новосиль"
1.1.8. "Мценск - Орел"
1.1.9. "Мценск - Протасове - Спасское"
1.1.10. "Мценск - Спасское Лутовиново"
1.1.11. "Мценск - Сторожевое"
1.1.12. "Мценск - Шашкино"
1.1.13. Мценск-дачи "Аниканово".
1.2. В процессе исполнения настоящего Договора Стороны руководствзтотся действующим законодательством Орловской области и Российской Федерации.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АГЕНТА.
2.1. Агент имеет право:
2.1.1.Получать вознаграждение от Принципала за оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего Договора.
2.1.2. Информировать Организатора перевозок - Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее по тексту Организатора перевозок) о нарушениях со стороны Принципал, о выполнении рейсов.
2.1.3. В целях выявления и пресечения фактов проезда безбилетных пассажиров, неоплаченного провоза багажа и отклонения от установленного марщрута движения автобусов, указанного в паспорте маршрута регулярных перевозок, осуществлять мониторинг соблюдения расписания движения перевозчиков на линии по маршруту регулярных перевозок.
2.1.4. По обращению Принципала вносить изменения и дополнения в расписание движения автобусов, указанное в Приложении N 1 к настоящему Договору в связи с изменением пассажиропотока, выходными и праздничными днями. В случаях отсутствия технологической возможности либо при полном обеспечении потребностей пассажиров в перевозках - отказывать Принципалу во внесении таких изменений и дополнений.
2.1.5. Задерживать отправление автобусов в рейс при наличии нарушений (антисанитарное состояние, неисправные сиденья, отсутствие указателей марщрута регулярных перевозок, отсутствие отметок о прохождении предрейсового медицинского осмотра и механика) со стороны Принципала, исключающих его отправление - до устранения этих нарушений.
2.1.6. Оказывать дополнительные услуги по проведению предрейсовых и междурейсовых медицинских осмотров, стоянке автобусов на территории автовокзал "Орел" в период с 21-00 ч. до 06-00 ч.. По заявкам перевозчика предоставлять место для проживания в комнате отдыха водителей.
2.2.Агент обязан:
2.2.1.Осуществлять текущую и предварительную продажу перевозочных документов пассажирам, согласно установленным Принципалом тарифам и расписанию движения автобусов в соответствии с условиями настоящего Договора и действующего законодательства РФ и Орловской области, а также при наличии технической возможности осуществлять предварительную продажу билетов пассажирам, следующим в обратном направлении.
2.2.2. Информировать пассажиров об автобусных маршрутах, времени движения автобусов, времени прибытия и отправления, о порядке оплаты и действующих тарифах на проезд.
2.2.3.Предоставить Принципалу при выполнении им заявленных рейсов по маршрутам регулярных перевозок, в соответствии с условиями настоящего Договора, перроны для посадки и высадки пассажиров.
2.2.4.В соответствии с условиями настоящего Договора своевременно перечислять на расчетный счет Принципала денежные средства, полученные от реализации пассажирам перевозочных документов, за исключением вознаграждения Агента.
2.2.5.При нарушении Принципалом расписания движения автобусов направлять информацию об этом Организатору перевозок.
2.2.6.Продавать пассажирам билеты на рейсы Принципала в международном и междугородном межобластном сообщении по предъявлении документов, удостоверяющих их личность (в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").
2.2.7.Контролировать наличие у пассажиров перевозочных документов во время посадки в салон автобуса Принципала, при отправлении в рейс с автостанций, при осуществлении линейного контроля по маршруту регулярных перевозок.
2.2.8. Продавать перевозные документы транзитным пассажирам, от автовокзалов, автостанции и кассовых пунктов до пункта следования пассажира.
2.2.9.Предоставить водителю Принципала надлежаще оформленную посадочную ведомость до отправления автобуса в рейс.
2.2.10. Во время посадки пассажиров в автобус Принципала при наличии свободных мест обеспечить возможность дополнительной продажи перевозочных документов через кассы Агента пассажирам, не успевшим приобрести билеты, но прибывшим на автостанцию до его отправления и желающим уехать данным рейсом, с составлением дополнительной посадочной ведомости.
2.2.11. По прибытии автобусов Принципала на территории автостанций производить отметку об этом в путевом листе.
2.2.12. Не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, передавать Принципалу копии актов и иных документов о нарушениях, допущенных Принципалом в течение отчетного месяца.
2.2.13. Не позднее 18 числа каждого месяца выставлять Принципалу счета-фактуры об оказанных услугах и предоставлять Акты оказанных услуг по настоящему Договору, являющимися по условиям настоящего Договора отчетами Агента об оказанных услугах за предьщущий месяц. Принципал, имеющий возражения по акту Агента, должен сообщить о них Агенту в течение 3 (трех) дней со дня получения акта. В противном случае акт считается принятым Принципалом, и услуги Агента оказаны в полном объеме.
2.2.14. Контролировать соблюдение водителями Принципала на территориях автостанций: антитеррористической безопасности; противопожарных правил, установленной схемы движения; транспортной безопасности; чистоты и порядка; иных требований действующего законодательства.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИНЦИПАЛА.
3.1 Принципал имеет право
3.1.1. Контролировать при продаже билетов на автостанциях правильность применения Агентом тарифов, установленных на своих рейсах.
3.1.2. Изменять стоимость проезда и провоза багажа (тарифы), в установленном законодательством порядке, письменно уведомив Агента не позднее, чем за 10 (десять) рабочих дней до даты соответствующего изменения.
3.1.3. Принимать участие в проверках, проводимых Агентом, в целях выявления и пресечения проезда безбилетных пассажиров, неоплаченного провоза багажа и отклонения от установленного маршрута движения автобусов, на территории автостанций и при осуществлении линейного контроля по маршруту регулярных перевозок.
3.2 Принципал обязан:
3.2.1 При заключении настоящего договора представить Агенту следующие документы: договор с организатором перевозок на право осуществления маршрутных пассажирских перевозок (при обслуживании пригородных и междугородних межмуниципальных маршрутов) и паспорта маршрутов регулярных перевозок.
Договор с администрацией муниципального образования на обслуживание муниципальных маршрутов.
Паспорта межсубъектных маршрутов зарегистрированные в Минтрансе РФ (при обслуживании межсубъектных маршрутов).
Разрешительные документы на обслуживание международных маршрутов (при обслуживании межсубъектных маршрутов).
Выписку из реестров международных и межсубъектных маршрутов (при обслуживании межсубъектных маршрутов).
Копии учредительных документов.
Копию свидетельства о государственной регистрации.
Типы подвижного состава (с указанием количества мест, марки автобуса, года выпуска, гос. номера).
Копию договора о страховании пассажиров.
Банковские реквизиты, заверенные печатью организации и подписью уполномоченного лица (в случае предоставления Принципалом неточных реквизитов, Агент не несет ответственность за несвоевременность расчетов с Принципалом).
3.2.2. Выделять подвижной состав, оборудованный для перевозки пассажиров и соответствующий нормативным актам субъектов Российской Федерации, в соответствии со Списком подвижного состава, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложение N 2 к настоящему Договору) и при обслуживании пригородных и междугородних меж муниципальных маршрутов в соответствии с Договором с Организатором перевозок на обслуживание регулярного маршрута.
3.2.3.Выполнять рейсы, указанные в Приложении N 1 к настоящему Договору.
3.2.4.Осуществлять перевозки в строгом соответствии с паспортом маршрута регулярных перевозок, согласованным в установленном порядке. Не производит посадку пассажиров на нетарифных остановках, не предусмотренных паспортом маршрута регулярных перевозок.
3.2.5.Не осуществлять на территориях автостанций продажу билетов силами водителей и других лиц, уполномоченных Принципалом.
3.2.6.Обеспечить водителей путевой и маршрутно-транспортной документацией.
3.2.7.Оплачивать Агенту вознаграждение за оказанные услуги в размере, установленном настоящим договором и в порядке взаимозачета из денежных средств, полученных от реализации пассажирам перевозочных документов.
3.2.8.В соответствии с действующим законодательством РФ не выпускать на линию (в рейс) автобусы без прохождения обязательного предрейсового технического осмотра и обязательного предрейсового медицинского осмотра водителей, о прохождении которых производить соответствующие отметки в путевой документации.
3.2.9.Письменно информировать Агента обо всех существенных изменениях условий перевозок на маршруте регулярных перевозок (закрытии марщрута, изменениях в расписании движения автобусов, изменении тарифов и пр.) не позднее 10 (десяти) рабочих дней до даты соответствующего изменения).
3.2.10.При нарушении сроков уведомления об изменениях тарифов (п.п. 3.1.2. настоящего Договора) перевезти пассажиров, купивших в порядке предварительной продажи билеты по ранее действовавшим тарифам, по маршруту регулярных перевозок, указанному в билете.
3.2.11.Обеспечить выполнение водителями и другими работниками Принципала требований, распоряжений и указаний должностных лиц Агента по вопросам соблюдения безопасности и организации пассажирских перевозок (соблюдение схемы движения автобусов по территории автобусной станции, мест остановки и стоянки автобусов при посадке и высадке пассажиров, мест и времени междурейсового отстоя и иных требований).
3.2.12.Обеспечить прибытие на автостанции экипированных, технически исправных, чистых, отвечающих санитарным и экологическим нормам автобусов с указателями маршрутов регулярных перевозок в соответствии с выполняемым рейсом по маршруту регулярных перевозок, обязательной нумерацией мест в автобусе. Обеспечить предъявление своим водителем диспетчеру Агента путевого листа для отметки о прибытии. При отсутствии данной отметки, автобусы считаются не прибывшими.
3.2.13.В течение 15 (пятнадцати) дней со дня обнаружения нарушения информировать Агента о принятых мерах по выявленным со стороны своих водителей нарушениям обязательных требований нормативных документов, регламентирующих работу пассажирского автотранспорта.
3.2.14.Производить междурейсовый отстой и осуществлять стоянку автобусов в строго отведенных для этого местах с неработающими двигателями в строгом соответствии с условиями настоящего Договора и действующим на автомобильном транспорте законодательством.
3.2.15.Не производить ремонт подвижного состава на территориях автостанций. Произвести транспортировку с территорий автостанций технически неисправных автобусов в гараж своими силами и средствами.
3.2.16.Осуществлять погрузку багажа в автобус только при предъявлении пассажирами багажной квитанции Агента об оплате его провоза. Не осуществляет погрузку или разгрузку на территории автостанции багажа, не принадлежащего пассажирам, а также перевозку багажа (ручной клади, посылок, бандеролей и т.д.) без сопровождающих его людей (в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности).
3.2.17.Соблюдать продолжительность междурейсового отстоя, установленного автостанцией на её территории.
3.2.18.Соблюдать на автостанциях и прилегающих к ним территориях, чистоту и порядок, экологические, санитарные, эпидемиологические нормы, правила дорожного движения, схему движения, нормы и правила охраны труда и техники безопасности, требования противопожарной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации и внутренними документами Агента.
3.2.19.Ежегодно, одновременно при заключении нового договора, совместно с Агентом проводить проверку своих паспортов маршрутов регулярных перевозок с обязательным внесением в них при необходимости изменений.
3.2.20.Регулярно информировать пассажиров в процессе выполнения рейса о правилах перевозки пассажиров и багажа, а также о необходимости соблюдения мер безопасности, противодействия террористическим актам и др. обязательных требованиях, действующих на автомобильном транспорте.
3.2.21.Рассматривать и принимать оперативные меры по жалобам пассажиров.
3.2.22.Нести полную материальную ответственность за сохранность оплаченного пассажиром багажа с момента его погрузки в автобус до вручения пассажиру по прибытию в пункт назначения. В случае утраты, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа, возмещать пассажиру причиненный ущерб, а также возмещать ему провозную плату за выщеуказанный багаж.
3.2.23.Обеспечить:выполнение водителями автобусов нормативов движения, согласно утвержденному расписанию движения автобусов (отметки в путевых листах о фактическом времени прибытия и убытия на автостанцию); выполнение указаний работников автостанций; соблюдения противопожарных правил; соблюдение установленной схемы движения, режима работы щлагбаумов.
3.2.24.Выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством, вытекающие из условий настоящего Договора.
4. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ.
4.1 Стоимость услуг Агента составляет 19 (Девятнадцать) % от денежных средств, полученных от реализации пассажирам билетов на рейсы Принципала, в том числе НДС - 18 (восемнадцать) % и 50 (пятьдесят) % денежных средств, полученных от реализации пассажирам багажных квитанций на провоз багажа, в том числе НДС - 18 (восемнадцать) %,.
4.2.Оплата услуг производится путем удержания Агентом своего вознаграждения из денежных средств, полученных от реализации перевозочных документов.
4.3.После удержания своего вознаграждения Агент перечисляет на расчетный счет Принципала 81 (восемьдесят один) % денежных средств, полученных от реализации билетов пассажирам и 50 (Пятьдесят) % денежных средств, собранных за провоз багажа, на рейсы Принципала за отчетный период. НДС от продажи перевозочных документов пассажирам Принципал уплачивает самостоятельно в зависимости от режима налогообложения.
4.4. Стоимость услуг Агента по проведению предрейсовых и междурейсовых медицинских осмотров составляет 20 рублей за каждое проведение медицинского осмотра (в т.ч. НДС). Оплата производится в порядке взаимозачета платежей.
4.5 Стоимость услуг Агента по предоставлению места на автовокзале "Орел" под отстой автобусов в соответствии утвержденного расчета стоимости (Приложение N 4). Оплата производится в порядке взаимозачета платежей.
4.6. За проживание в комнате отдыха водителей Принципал уплачивает Агенту сумму согласно утвержденного тарифа (Приложение N 5). Оплата производится в порядке взаимозачета платежей.
4.7.Расчёты Сторон производятся в следующем порядке: еженедельно (каждый четверг) перечисляет денежные средства от продажи разовых билетов из расчета предполагаемой выручки за текущий месяц, исключая банковский оборот прохождения выручки в пределах 3-4 дней (с момента поступления денежных средств в кассу и зачисления на расчетный счет).
4.8.Сверка расчетов производится ежеквартально с составлением акта в письменном виде. При не проведении сверки расчетов по истечении месяца, следующего за расчетным кварталом, претензии Сторонами не принимаются.
4.9.За несвоевременность расчетов с Принципалом, Агент несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
5.1.За причинённый вред здоровью пассажиров, причинённый им моральный и материальный ущерб (утрата принятого к перевозке багажа, срыв рейса, опоздание прибытия автобуса в пункт назначения и т.п.) Принципал самостоятельно несёт ответственность перед пассажирами (их наследниками) в соответствии с гражданским законодательством.
5.2.Убытки, понесенные Агентом вследствие возмещения ущерба пассажиру, причиненного по вине Принципала взыскиваются с последнего в полном объеме путем удержания соответствующей суммы денежных средств. При недостаточности денежных средств, из которых возможно удержание, убытки Агента взыскиваются с Принципала в регрессном порядке.
5.3.Срывом рейса признается:
He прибытие автобуса на территории автостанций ко времени отправления в рейс, заявленного " Принципалом и указанного в приложении N 1 к настоящему Договору; Подача автобуса в рейс с опозданием свыше 1 (одного) часа по вине Принципала; Не подача или не отправление автобуса по вине Принципала;
Снятие автобуса с марщрута по причине прибытия без соответствующей экипировки или в антисанитарном состоянии;
Подача автобуса, не прошедшего предрейсовый технический осмотр либо признанного в результате этого осмотра технически неисправным;
Экипаж либо один водитель из него не прошли предрейсовый медицинский осмотр либо не допущены к рейсу.
5.4. Все нарушения фиксируются соответствующими актами, которые являются основанием для применения штрафных санкций и взыскания убытков по условиям настоящего Договора (Приложение N 3 к настоящему Договору).
5.5. 3а срыв рейса (п. 5.3. настоящего Договора) по вине Принципала, последний оплачивает Агенту штраф в размере 100 рублей, в том числе НДС 18 % в пригородном сообщении и в размере 250 рублей, в том числе НДС 18 %, за рейс в междугородном сообщении.
5.6.Санкции за срыв рейса предъявляются также и в случаях дополнительно заявленных Принципалом рейсов.
5.7. За отсутствие, или несоответствие элементов экипировки автобусов нормам действующего законодательства, отсутствие или несоответствие нумерации мест в автобусе Принципал уплачивает Агенту штраф в размере 250 (двести пятьдесят) рублей за каждое нарушение.
5.8.За отклонение от маршрута регулярных перевозок, согласованного в установленном порядке и указанного в паспорте маршрута регулярных перевозок Принципал уплачивает Агенту штраф в размере 500 (пятьсот) рублей в том числе НДС 18% за каждое нарушение.
5.9.За посадку пассажиров без перевозочных документов Агента и погрузку багажа, не оплаченного пассажиром, на территориях автостанций или прилегающей территории Принципал уплачивает Агенту штраф в размере 300 (триста) рублей, в том числе НДС 18% за каждого пассажира и не оплаченный багаж.
5.10.За посадку пассажиров на нетарифных остановках, не предусмотренных паспортом маршрута регулярных перевозок Принципал уплачивает Агенту штраф в размере 300 (триста) рублей, в том числе НДС 18% за каждого пассажира.
5.11.За погрузку или разгрузку на территории автостанции багажа, не принадлежащего пассажирам, а также перевозку багажа (ручной клади, посылок, бандеролей и т.д.) без сопровождающих его людей Принципал уплачивает Агенту штраф в размере 500 (пятьсот) рублей в том числе НДС 18% за каждое нарушение.
5.12.В случае проведения любых ремонтных работ (включая замену расходных жидкостей и запчастей), выброса мусора в не установленных для этого местах, не соблюдения установленной схемы движения автобусов по территории автостанций, иных нарушений правил обслуживания на автостанциях. Принципал уплачивает Агенту штраф в размере 500 (пятьсот) рублей в том числе НДС 18 % за каждое нарушение.
5.13. В случае отстранения водителя от управления автобусом по причине алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения или остаточных явлений "Перевозчик" уплачивает штраф "Агенту"" в размере 1000 рублей (в т.ч. НДС).
5.14. За нарушение расписания (отправление в рейс раньше времени указанном в расписании) Принципал уплачивает Агенту штраф в размере 300 (триста) рублей, в том числе НДС 18% за каждое нарушение.
5.15. За отправление в рейс без посадочной ведомости и проверки автобуса контролером перронным. Принципал уплачивает Агенту штраф в размере 300 (триста) рублей, в том числе НДС 18% за каждое нарушение.
5.16.В случае предъявления Агенту штрафных или иных санкций от соответствующих контролирующих и надзирающих органов за нарушения Принципалом санитарных (загрязнение территории, выброс мусора, слив масла, мойка автобусов в не установленных для этого местах на территории автобусной станции, указанной в п. 1.1. настоящего Договора), экологических или иных норм. Агент удерживает данную сумму из средств, причитающихся Принципалу с предоставлением подтверждающих взыскание и оплату штрафа документов.
5.17.В случае сбоев движения по причине явлений стихийного характера или дорожно-климатических условий штрафные санкции не применяются при условии документального подтверждения соответствующих фактов.
5.18.При невозможности подачи автобуса в рейс Принципал обязан заблаговременно, не позднее 2 часов, до начала выполнения рейса, сообщить об этом Агенту, либо, в случае внезапной поломки, сообщить об этом незамедлительно. При этом Принципал обязан принять все меры к выполнению " рейса, предусмотренного в Приложении N 1 к настоящему Договору.
6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (ФОРС - МАЖОР).
6.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства по Договору при выполнении его условий, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс -мажор), т.е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств при конкретных условиях конкретного периода времени.
6.2.Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются: явления стихийного характера (ураган, наводнение, удар молнии т.п.), изменения действующего законодательства, запретительные меры государственных и муниципальных органов, военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и беспорядки и другие обстоятельства, объективно препятствующие исполнению Сторонами своих обязательств по Договору.
6.3.Сторона, попавшая под влияние форс-мажорных обстоятельств, обязана уведомить об этом другую Сторону не позднее 10 календарных дней со дня наступления таких обстоятельств.
7. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ.
7.1.Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего Договора, будут, по возможности, разрешаться путем переговоров между Сторонами.
7.2.Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить по существу претензии в течение 30 (Тридцати) календарных дней с момента получения претензии.
7.3.В случае невозможности разрешения споров путем переговоров Стороны, после реализации предусмотренной процедуры досудебного урегулирования разногласий, передают их на рассмотрение Арбитражного суда Орловской области.
8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ЕГО РАСТОРЖЕНИЯ.
8.1. Настоящий Договор вступает в силу с "01" января 2016 года и действует по "31" декабря 2016 года.
8.2. Каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке, без предъявления претензий другой Стороне, письменно известив об этом другую Сторону факсом, а затем и заказным письмом не менее чем за 10 календарных дней до предполагаемой даты расторжения Договора.
8.3. До срока одностороннего расторжения Договора Принципал обязан выполнить все рейсы, на которые проданы билеты в
порядке предварительной продажи.
8.4. Датой прекращения настоящего Договора считается 10 (десятый) календарный день от даты получения Стороной уведомления о расторжении настоящего Договора или дата, указанная в уведомлении о расторжении, направленном в соответствии с п.8.4. настоящего Договора.
9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ.
9.1.Подписанием настоящего Договора Принципал выражает свое согласие на проведение расчетов за услуги Агента и по предъявленным ему санкциям путем удержания из денежных средств, принадлежащих Принципалу.
9.2.При изменении Агентом в пользу Принципала своего стандартного агентского вознаграждения установленного на маршруте. Принципал обязан возместить Агенту все убытки, полученные в результате применения к Агенту штрафных санкций со стороны налоговых и' антимонопольных органов РФ.
10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
10.1. Все уведомления и сообщения, направляемые в соответствии с настоящим Договором или в связи с ним. должны быть выполнены в письменной форме и будут считаться представленными, если они направлены заказным письмом, факсимильной связью, электронной почтой или иным способом, позволяющим объективно зафиксировать факт передачи и получения сообщения.
10.2.Любые изменения, дополнения к настоящему Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными представителями Сторон и скреплены печатями.
10.3. Настоящий Договор составлен на русском языке в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу: по одному экземпляру для каждой из Сторон Договора.
10.4. Обо всех изменениях своего местонахождения или банковских реквизитов, а равно других обстоятельств, имеющих значение для надлежащего исполнения настоящего Договора, Стороны обязаны извещать друг друга в 10-дневный срок с даты такого изменения.
10.5. По всем остальным вопросам, не урегулированным настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации".
Однако ответчик ООО "Эльф" отказался заключить с истцом указанный агентский договор и 2 декабря 2015 года направил Обществу протокол разногласий.
Между тем, данный агентский договор является публичным договором и заключен на одинаковых условиях с остальными перевозчиками, работающими на одних и тех же маршрутах с ООО "Эльф".
Истец, не согласившись с протоколом разногласий, 19.01.2016 направил ООО "Эльф" разъяснение и предложил заключить договор в соответствии с законодательством.
Однако до настоящего времени ответа от ООО "Эльф" не поступило, агентский договор на диспетчерско-кассовое обслуживание от 26 октября 2015 г. с ответчиком до настоящего времени не заключен, что явилось основанием для обращения истца в суд с иском.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 426 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Из материалов дела установлено, что истец занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (автостанций) Орловской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей...
В соответствии с п. 3 ст. 34 ФЗ РФ N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.
Согласно п. 2 ст. 34 ФЗ РФ N 220-ФЗ условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект, и оказываются на основании Договора.
Ответчик является перевозчиком пассажиров, что подтверждается Договором от 17 июня 2014 г. N 73-Д/14 (т. 1, л.д. 121), заключенным им с Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области на право обслуживания маршрута регулярных пассажирских перевозок. В соответствии с указанным договором Департамент является Организатором перевозок, ООО "Эльф" - Перевозчиком. Согласно условиям Договора Организатор перевозок поручает, а Перевозчик принимает обязательства осуществлять пассажирские перевозки на 20 маршрутах Орловской области. Параграф 3 Договора N 73-Д/14 закрепляет обязанности и права Перевозчика, в том числе, обязанности Перевозчика обеспечивать своевременность и безопасность перевозок пассажиров и багажа в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечивать соответствие количества пассажиров при перевозках вместимости транспортного средств, обеспечивать движение транспортных средств в строгом соответствии с расписанием движения автобусов, обеспечивать регулярность выполнения рейсов не ниже 95 %, предусмотренных расписанием движения автобусов.
Ответчик перевозит пассажиров по утвержденным маршрутам с использование инфраструктуры автобусных станций истца, а истец продает билеты пассажирам на рейсы ответчика и перечисляет выручку от продажи билетов за вычетом агентского вознаграждения, что подтверждается копиями платежных поручений и счетами-фактурами.
Исходя из вышеизложенного, ответчик обязан заключить с истцом Договор на диспетчерское - кассовое обслуживание на единых с другими перевозчиками условиях.
Судом установлено, что первый агентский договор N 77 на диспетчерское -кассовое обслуживание был заключен истцом и ответчиком 07 декабря 2011 года и действовал до конца 2014 г.
Согласно предмету данного договора принципал (ответчик) обязался предоставлять для перевозки пассажиров и багажа автобусы в количестве, необходимом для выполнения всех заявленных рейсов по маршруту регулярных перевозок, в соответствии с паспортом регулярного маршрута и с расписанием движения автобусов, а агент (истец) обязался по поручению принципала от своего имени и за вознаграждение, осуществлять предварительную и текущую продажу пассажирам перевозочных документов, продажу месячных проездных билетов на проезд и провоз багажа в автобусах принципала по утвержденным тарифам, а также предоставлять инфраструктуру автобусных станций Орловской области по маршрутам межмуниципального сообщения на основании договора Департамента строительства и транспорта и ЖКХ Орловской области на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок с ответчиком.
После истечения в конце 2014 г. срока действия вышеуказанного договора ответчик не прекратил пользоваться услугами истца, но договор на диспетчерское -кассовое обслуживание сторонами с истцом не подписал.
Ответчик, отказываясь заключить агентский договор, считал, что включение в договор штрафных санкций является недопустимым. Вместе с тем штрафные санкции установлены п. 5 договора только за несоблюдение требований действующего законодательства, в частности, за срыв рейсов, за отсутствие или несоответствие элементов экипировки автобусов, за отклонение от маршрутов, за посадку пассажиров без перевозочных документов, за посадку на нетарифных остановках и др., и направлены на предотвращение указанных нарушений.
Условиями Договора N 73-Д/14 на право обслуживания маршрута регулярных пассажирских перевозок от 17.06.2014 между ответчиком и Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области на право обслуживания маршрута регулярных пассажирских перевозок штрафные санкции за неисполнение Перевозчиком (ООО "Эльф") своих обязательств не предусмотрены.
Учитывая, что Департамент не имеет возможности постоянно контролировать качество услуг, оказываемых Перевозчиком пассажирам, и исполнение Перевозчиком условий Договора на право обслуживания маршрута регулярных пассажирских перевозок, то данную функцию выполняет собственник транспортной инфраструктуры - АО "Орелавтотранс". Отлаженная система взаимоотношений, действующая между Организатором перевозок, Перевозчиком и собственником транспортной инфраструктуры, направлена на обеспечение регулярных, безопасных и качественных услуг по перевозке пассажиров.
Так, в соответствии с п. 3.1.2. договора N 73-Д/14 от 17.06.2014 ответчик обязан обеспечивать своевременность и безопасность перевозок пассажиров и багажа в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с п. 3.1.9. ответчик обязан осуществлять перевозки пассажиров на маршруте с соблюдением требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, действующих в сфере пассажирского автомобильного транспорта и безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Согласно ст. 2 ФЗ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств. В соответствии со ст. 19 указанного закона посадка и высадка пассажиров по маршруту регулярных перевозок осуществляются только в установленных остановочных пунктах. Следовательно, посадка/высадка пассажиров с использованием транспортной инфраструктуры является обязательной для перевозчика.
Начальные и конечные пункты посадки/высадки пассажиров, промежуточные остановки определены Договором N 73-Д/14 на право обслуживания маршрута регулярных пассажирских перевозок от 17.06.2014 и приложениями к нему, а именно: расписанием движения автобусов и паспортом маршрута (т. 1, л.д. 126-130).
В соответствии с пунктом 3.1.4 договора N 73-Д/14 перевозчик обязан обеспечить движение транспортных средств в строгом соответствии с расписанием автобусов. Следовательно, как верно указано судом, соблюдение утвержденного маршрута и расписания для перевозчика является обязательным.
Пунктами 29-41 "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 112 от 14.02.2009, установлены требования к экипировке автобусов. Регламентируется, что на автобусе, осуществляющем регулярные перевозки, должно содержаться наименование маршрута, номер маршрута, внутри транспортного средства обязательно должна быть указана информации о перевозчике, водителе, о стоимости проезда, номера мест для сидения и т.д.
В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 112 от 14.02.2009 и пунктом 50 Правил пользования услугами автовокзалов и автостанций, проезд пассажиров с автовокзалов и автостанций по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по кассовым билетам. В соответствии со ст. 20 ФЗ N 259-ФЗ "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.
Запрет на погрузку или разгрузку на территории автостанций багажа, не принадлежащего пассажирам, направлен на обеспечение безопасности пассажиров в соответствии с ФЗ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Управление автотранспортом водителем, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, запрещен действующим законодательством, в связи с чем, на перевозчике лежит обязанность контролировать состояние водителей перед отправкой в рейс.
Исключение штрафных санкций из агентского договора и уменьшение агентского вознаграждения является нарушением требований действующего законодательства об установлении единых условий пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, по сравнению с другими перевозчиками.
Агентское вознаграждение составляет 18% от получаемых от реализации пассажирам билетов на рейсы, против ранее установленного вознаграждения по агентскому договору N 77 от 07.12.2011 в размере 20 %, который был подписан и соблюдался ответчиком. При этом следует отметить, что размер агентского вознаграждения, всех штрафных санкций не завышен истцом и одинаков для всех перевозчиков, что соответствует п. 2 ст. 34 ФЗ РФ N 220-ФЗ.
Положения агентского договора на диспетчерское - кассовое обслуживание в редакции АО "Орелавтотранс" соответствуют действующему законодательству РФ. Все штрафные санкции, прописанные в указанном договоре, необходимы для обеспечения качественных и безопасных услуг по перевозке пассажиров и сами по себе при соблюдении требований действующего законодательства не нарушают прав ответчика.
С учетом изложенного, суд области правомерно посчитал необходимым обязать ООО "Эльф" заключить с АО "Орелавтотранс" агентский договор на диспетчерско-кассовое обслуживание в редакции АО "Орелавтотранс".
Согласно статье 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения приводится вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор - условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Не указания в резолютивной части решения условий, на которых стороны обязаны заключить договор не является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку из мотивировочной части решения видно, что судом первой инстанции сделаны выводы по всем заявленным требованиям истца.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 19.09.2016 по делу N А48-1167/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эльф" (ОГРН 1045703000276, ИНН 5703010033) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Афонина |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1167/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 августа 2017 г. N Ф10-2504/17 настоящее постановление отменено
Истец: ОАО "Орелавтотранс"
Ответчик: ООО "ЭЛЬФ"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ