Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2017 г. N Ф08-5967/17 настоящее постановление отменено
г. Ессентуки |
|
12 мая 2017 г. |
Дело N А63-2932/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 по делу N А63-2932/2016
по исковому заявлению Администрации Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Падинский, (ОГРН 1022601167929),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление "Ставропольмелиоводхоз" в лице Терско-Кумского филиала, г. Пятигорск, пос. Горячеводский,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, (ОГРН 1027700485757)
к обществу с ограниченной ответственностью геодезическое универсальное предприятие "Краевой Землеустроительный Центр", г. Ставрополь, (ОГРН 1142651018894),
к государственному учреждению Георгиевского районного управления обводнительно-оросительных систем, г. Георгиевск, (ОГРН 1022601170470),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Ставрополь, (ОГРН 1042600339737),
Управление сельского хозяйства администрации Георгиевского муниципального района, Ставропольский край, г. Георгиевск,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, (ОГРН 1102635006462),
Министерство имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, (ОГРН 1022601949644),
Администрация Георгиевского муниципального района Ставропольского края, г. Георгиевск, (ОГРН 1042600074472),
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Урожайное", Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Падинский, (ОГРН 1022601173649),
о признании недействительными результатов межевания, незаконными действий по постановке земельного участка на кадастровый учет, (судья Карпель В.Л.),
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края - Чудикова Н.Н. (по решению N 11-2 глава Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края) и Колесникова Н.Д по доверенности от 16.02.2017;
в отсутствие иных, неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
администрация Крутоярского сельсовета Георгиевского района (далее -истец, администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление "Ставропольмелиоводхоз" в лице Терско-Кумского филиала (далее - ответчик, учреждение, ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз"), государственному учреждению Георгиевского районного управления обводнительно-оросительных систем, Федеральному государственному бюджетному учреждению "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - орган кадастрового учета, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"), ООО геодезическому универсальному предприятию "Краевой Землеустроительный Центр" (далее - ООО "Краевой Землеустроительный центр"), в котором согласно требованиям (уточненным и дополненным) просила:
- признать недействительными результаты межевания земель водного фонда, проведенного ООО "Краевой Землеустроительный центр" по заданию филиала ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз";
- признать незаконными действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159, площадью 8182521+/-50059 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий";
- снять с государственного кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером 26:25:000000:159, площадью 8 182 521+/-50 059 кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район канал "Широкий".
Заявленные требования мотивированы проведением межевания указанного участка с нарушением действующего законодательства, а также прав и законных интересов муниципального образования Крутоярского сельсовета, которому согласно постановлению главы Георгиевской территориальной государственной администрации от 30.07.1997 N 499, свидетельству о праве пользования землей от 04.08.1997 N 499, выданному Георгиевским комитетом по земельным ресурсам, предоставлен в пользование земельный участок общей площадью 703 га, в том числе: 597 га сельскохозяйственных угодий (из них 437 га пашни, 160 га пастбищ) и 106 га прочих угодий. Отмежеванный земельный участок водного фонда с кадастровым номером 26:25:000000:159, площадью 8182521+/-50059 кв.м накладывается на принадлежащий поселению участок сельскохозяйственных угодий (пастбища), а также участок сельхозиспользования, предполагаемый к формированию за счет невостребованных земельных долей.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 по делу N А63-2932/2016 в удовлетворении исковых требований Администрации Крутоярского сельсовета Георгиевского района отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 по делу N А63-2932/2016, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, рассмотреть дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полостью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель считает, отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции не полно исследовав документы, указал на изменение с 01.01.2017 года действующего законодательства, исключающее полномочия администрации поселений по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена и прекращение в силу закона права собственности муниципального образования Крутоярского сельсовета в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не учтено, что согласно абз. 1 п. 3 ст. 3.3 Вводного закона полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Администрация полагает, что истец, осуществляя полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305, на дату подачи искового заявления - 21 марта 2016 года, имел право на обращение в арбитражный суд с иском о признании незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159, площдаью 8182521+/50059 кв.м., расположенного по адресу: Ставрополський край, Георгиевский район канал "Широкий"; снятии с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 26:25:000000:159, площадью 8182521+/50059 кв.м., расположенного по адресу: Ставрополський край, Георгиевский район канал "Широкий".
Также, осуществляя полномочия собственника земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305, Администрацией Крутоярского сельсовета в лице главы, 23 сентября 2015 г. принято Постановление N 114 о разделе земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305 общей площадью 805427 кв.м. с сохранением исходного в измененных границах, состоящего из трех контуров, относящиеся к категории земель сельхозначения. Проведя поэтапно работы по разделу, постановке на кадастровый учет образованных земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305, истец в 2015 году обратился в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество.
Апеллянт считает, что вывод суда первой инстанции о прекращении права собственности муниципального образования Крутоярского сельсовета в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305 в установленном порядке не возникло, на момент рассмотрения спора полномочия администрации поселения по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, прекращены в силу закона, не состоятелен.
По мнению истца, сделанный судом первой инстанции вывод об отсутствии с 01.01.2017 года у истца полномочий по распоряжению земельным участком, не состоятелен, поскольку судом неправильно истолкованы нормы материального права, регламентирующие порядок перераспределения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Георгиевского муниципального района СК просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, апелляционную жалобу администрация поселения - удовлетворить.
В судебном заседании от 26.04.2016 года представители Администрации Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Судом апелляционной инстанции в судебном заседании от 26 апреля 2017 года по делу был объявлен перерыв на 03 мая 2017 года на 16 часов 15 минут.
После объявленного перерыва 03.05.2017 года представитель Администрации Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края поддержал позицию, ранее высказанную в судебном заседании, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Администрация Георгиевского муниципального района Ставропольского края ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 по делу N А63-2932/2016 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 по делу N А63-2932/2016 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Георгиевского городского Совета народных депутатов N 173 от 06.08.1992 утверждены:
- материалы отдела филиала института "Кубаньгипрозем" по закреплению земель в коллективно-долевую собственность, за сельскохозяйственными предприятиями Георгиевского района общей площадью 85 490 га сельскохозяйственных угодий;
- площади земель сельскохозяйственных предприятий, передаваемых в ведение сельских Советов общей площадью 19 081 га, из них с изъятием из землепользования 13 743 га;
- площади земель сельскохозяйственных предприятий Георгиевского района, закрепляемых в бессрочное пользование (всего по району 38 683 га, в т.ч. на землях сельских Советов 3 405 га);
- фонд перераспределения по Георгиевскому району на площади 24 002 га.
Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 30.07.1997 N 499 "О выдаче свидетельства "О праве пользования землей" муниципальным образованиям Георгиевского района" (далее - постановление администрации от 30.07.1997 N 499) за муниципальными образованиями Георгиевского района закреплены земли согласно приложению, в том числе за Крутоярским сельским муниципальным образованием общей площадью 703 га, из них: сельхозугодия - 597 га (пашня - 437 га, пастбища - 160 га); прочие - 106 га.
На основании постановления администрации от 30.07.1997 N 499 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Георгиевску и Георгиевскому району 04.08.1997 Крутоярскому муниципальному образованию выдано свидетельство N 34 на право пользования для сельхозиспользования и других целей землями общей площадью 703 га, из них: сельхозугодия - 597 га (пашня - 437 га, пастбища-160 га); прочие - 106 га.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 28.05.2015 N 26/501/15-308546 следует, что участок площадью 7 030 000 кв.м был поставлен на кадастровый учет 25.04.2005 с присвоением ему кадастрового номера 26:25:000000:305, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельхозиспользования. Граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
На основании постановления главы Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 02.03.1999 N 86 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Георгиевску и Георгиевскому району 15.04.1999 Георгиевскому управлению обводнительно-оросительных систем выданы свидетельства N N 148, 155 и 158 на право бессрочного (постоянного) пользования следующими земельными участками: площадью 64, 54 га под сбросным трактом "Сухая Падина", площадью 839,03 га под каналом "Широкий" и площадью 67 га под водохранилищем "Сухая Падина".
На основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2002 года N 197 "О федеральном государственном учреждении "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" Департамент по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Ставропольского края на базе государственного предприятия по эксплуатации и ремонту мелиоративных систем и гидросооружений "Ставропольводэксплуатация" переименован в федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю", которое зарегистрировано в этом качестве администрацией города Ставрополя 26 марта 2002 года (свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) серия В N 001372, регистрационный N 0260/2002).
Приказом ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" (далее - ФГУ "Ставропольмелиоводхоз") N 15 от 22.04.2002 государственное учреждение Георгиевское районное управление обводнительно-оросительных систем Департамента "Ставрополькрайводхоз" реорганизовано путем его присоединения к ФГУ "Ставропольмелиоводхоз" в качестве Георгиевского филиала ФГУ.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 30.01.2003 N 108 за ФГУ "Ставропольмелиоводхоз" закреплено на праве оперативного управления государственное имущество согласно приложенному перечню (федеральная собственность) на сумму 1 592 248 тыс. рублей, балансовая стоимость основных средств - 2 710 234 тыс. рублей, износ - 1 141 625 тыс. рублей, остаточная стоимость - 1 568 609 тыс. рублей, оборотные средства - 23 639 тыс. рублей по состоянию на 01.07.2002.
Из материалов кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 следует, что участок поставлен на кадастровый учет 21.10.2004 со следующими характеристиками: площадь - 8 390 300 кв.м; категория земель - земли водного фонда; разрешенное использование -канал "Широкий"; местоположение - Ставропольский край, Георгиевский район, канал "Широкий"; вид права - бессрочное (постоянное) пользование; правообладатель - государственное учреждение Георгиевского районного управления обводнительно-оросительных систем.
07 октября 2014 года по результатам рассмотрения в органе кадастрового учета заявления о государственном кадастровом учете от 01.10.2014 N 26-0-1-54/3001/2014-12448, поданного представителем ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз", межевого плана на машиночитаемом носителе от 01.10.2014, подготовленного кадастровым инженером ООО "Краевой Землеустроительный центр", должностным лицом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение N 26/301/14-255857 об учете изменений объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159) в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, канал "Широкий".
На основании принятого решения в ГКН внесены уточненные сведения о площади (8 182 521 кв.м) и границах земельного участка (состоящего из 8 контуров).
Доказательства согласования границ земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 с органами местного самоуправления, осуществлявшими полномочия в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в дело не представлены.
23 сентября 2015 года главой Крутоярского сельсовета принято постановление N 114 о разделе земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305 с сохранением исходного в измененных границах.
Согласно постановлению N 114 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 2:25:020722 земельного участка с условным номером: 305:ЗУ1, площадью 805 427 кв.м, состоящего из трех контуров, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", территориальная зона СХ-1, вид разрешенного использования - для сельхозиспользования, местоположение: Ставропольский край, Георгиевский район, в административных границах Крутоярского сельсовета.
10 ноября 2015 года по результатам рассмотрения в органе кадастрового учета заявления о государственном кадастровом учете от 29.10.2015 N 26-0-1-136/3001/2015-1032, а также межевого плана от 27.10.2015, подготовленного по заданию администрации поселения кадастровым инженером ООО НПК "КБКЗ", должностным лицом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение N 26/301/15-72380 о приостановлении осуществления кадастрового учета в отношении границ формируемого земельного участка по причине выявленного пересечения с земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:159, имеющим уточненные границы и площадь, государственный кадастровый учет которого осуществлен 07.10.2014.
Полагая, что формирование земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159 произведено за счет земель сельскохозяйственного назначения, переданных согласно свидетельству от 04.08.1997 N 34 в постоянное пользование муниципальному образованию поселения, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом к ответчикам требований о признании недействительными результатов межевания и незаконными действий по постановке земельного участка на кадастровый учет, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Изучив и оценив материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в удовлетворении исковых требований администрация поселения следует отказать.
Судом первой инстанции верно установлено, что нарушения прав, допущенные при формировании земельного участка водного фонда с кадастровым номером 26:25:000000:159, истец связывает с наличием у муниципального образования права пользования земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:305, площадью 703 га, в том числе: 597 га сельскохозяйственных угодий (из них 437 га пашни, 160 га пастбищ) и 106 га прочих сельскохозяйственных угодий, возникшее на основании постановления администрации от 30.07.1997 N 499 и выданного свидетельства от 04.08.1997 N 499.
Оценивая указанные доводы администрации поселения, судом первой инстанции обоснованно учтено, что в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации от 25.04.1991 N 1103-1 изъятие, предоставление и передача земельных участков в собственность и аренду относилась к исключительной компетенции Советов народных депутатов.
Судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание, что пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" полномочия Советов народных депутатов отнесены к ведению соответствующих местных администраций.
До вступления в законную силу 21.01.2002 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ) на территории Российской Федерации не осуществлялось разграничение прав на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.
В силу статьи 2 Закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные акты.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) введена статья 3.1, согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Также основания возникновения прав на землю перечислены в статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами Ш и IV Земельного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Суд первой инстанции правомерно признал, что в спорном случае доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 26:25:000000:305, переданный Постановлением администрации от 30.07.1997 N 499 в ведение Крутоярскому сельсовету, соответствует критериям, указанным в пункте 3 статьи 3.1 Вводного закона, а также имелись иные законные основания для его отнесения к объектам муниципальной собственности, суду не представлено. Документальных подтверждений формирования в установленном порядке в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305, каких либо участков из земель, находившихся в общей долевой собственности граждан, администрацией поселения также не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции верно посчитал, что постановление администрации от 30.07.1997 N 499 принято на основании ходатайств глав муниципальных образований Георгиевского района о выдаче свидетельств на право пользования землей, Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в целях реализации полномочий Советов народных депутатов, отнесенных к ведению соответствующих местных администраций.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований считать, что земельный участок, закрепленный данным постановлением за Крутоярским сельсоветом, относится к землям муниципального образования (разграниченным землям), не имеется.
Судом первой инстанции также верно установлено, что право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, делегированное (предоставленное) органам местного самоуправления положениями Вводного закона, нетождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у муниципального образования.
Судом первой инстанции верно учтено, что с 01.03.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым были внесены изменения в статью 3.3 Вводного закона.
Согласно пункту 2 указанной статьи в редакции, действовавшей на момент обращения администрации поселения с исковым заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось:
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных вышеназванным пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Пункт 3 статьи 3.3 Вводного закона (утратил силу с 01.01.2017) предусматривал, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
С 01.01.2017 года абзац третий пункта 2 статьи 3.3 Вводного закона изложен в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ, согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом, то есть муниципальные органы поселений утрачивают полномочия по распоряжению землей.
Приняв во внимание то обстоятельство, что в силу изменений действующего законодательства с 01.01.2017 полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:305, государственная собственность на который не разграничена, осуществляются органами местного самоуправления Георгиевского муниципального района, что изменяет субъектный состав лиц, право которых нарушено формированием спорного земельного участка, судом первой инстанции предложено администрации района определиться по вопросу процессуальной замены истца, либо выступить соистцом (вторым истцом) по требованиям, заявленным администрацией поселения в рамках настоящего дела.
В суде первой инстанции представитель администрации района утверждал, что земельный участок, переданный в пользование муниципального образования Крутоярского сельсовета, относится к землям, государственная собственность на которые разграничена, не находится в ведении органов местного самоуправления муниципального района, в связи с чем возражал против участия администрации района в деле в качестве истца, в том числе в порядке процессуальной замены.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что право собственности муниципального образования Крутоярского сельсовета в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305 в установленном порядке не возникло, на момент рассмотрения спора полномочия администрации поселения по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, прекращены в силу закона, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, признав, что оснований для удовлетворения иска администрации поселения об оспаривании права ФГБУ "Управление "Ставропольмелиоводхоз" на земельный участок с кадастровым номером 26:25:000000:159 не имеется.
Суд первой инстанции верно посчитал, что, если администрация района полагает, что нарушения, допущенные при формировании земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:159, нарушают ее права как органа местного самоуправления, наделенного полномочиями по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, она не лишена возможности в самостоятельном порядке требовать восстановления нарушенных прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:305.
Изложенные в апелляционной жалобе истца доводы об отмене решения суда первой инстанции и рассмотрении дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела.
Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований Администрации поселения.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина с Администрации Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края за подачу апелляционной жалобы не подлежит взысканию.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.02.2017 по делу N А63-2932/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2932/2016
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КРУТОЯРСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ГЕОРГИЕВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КРАЕВОЙ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР", Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора Республики Дагестан по Ахтынскому району, Терско-Кумский филиал ФГУ "Ставропольмелиоводхоз", ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по СК"
Третье лицо: Администрация Георгиевского муниципального района СК, Георгиевский отдел Управления Росреестра по СК, ГУ ГЕОРГИЕВСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБВОДНИТЕЛЬНО-ОРОСИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ, Минимущества СК, ООО СХП "Урожайное", Территориальное Управление Росимущества в Ставропольском крае, ТУ Росимущества в СК, Управление Росреестра по СК, Управление сельского хозяйства администрации Георгиевского муниципального района г. Георгиевск, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по СК
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17
10.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5967/17
03.03.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17
16.10.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17
19.07.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2932/16
15.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5967/17
12.05.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1184/17